ТОП 10:

Гармония развитых интеллектуальных и организаторских качеств



педагога (воспитателя) - особое сочетание сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), органи­зационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики во благо


организации и повышению эффективности учебно-воспитательной де­ятельности.

Педагогическое мастерство педагога (воспитателя) - синтез высоко­развитого педагогического мышления, профессионально-педагогичес­ких знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств вырази­тельности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволяет им эффективно решать учеб­но-воспитательные задачи.

Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообра­зующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в ус­тойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требова­тельности и педагогическом такте педагога и воспитателя.


Глава двенадцатая

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ

"Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует вос­питательно ".

Л. Н. Толстой

Одной из важнейших составных частей педагогики является ди­дактика (дидактика - от греческого "дидактикос" - поучающий) -теория обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения де­тей и взрослых; описывает процесс овладения знаниями, навыками и умениями; характеризует принципы, методы и формы организации обучения. Как теория обучения дидактика служит основой препод­авания всех учебных дисциплин (предметов), имеет тесную связь с частными методиками (т.е. методиками преподавания конкретных дисциплин). Эта взаимосвязь проявляется в том, что первая, изучая общие вопросы обучения, выступает общетеоретической основой частных методик, вторые же, изучая особенности преподавания от­дельных предметов, обогащают дидактику конкретными данными.

Содержание обучения во всех учебных заведениях определяется учебными планами и программами.

По своей структуре процесс обучения представляет собой взаи­мосвязанную деятельность двух сторон: обучающего (учителя, пре­подавателя), который различными средствами педагогического воз­действия оказывает влияние на психику детей, и обучаемых, кото­рые, отражая в своем сознании учебный материал, быстро реагиру­ют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенны­ми знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны процесса предполагают активное отношение друг к другу.

Ведущей стороной процесса обучения является деятельность обу­чающего, называемая преподаванием, так как она призвана побудить к инициативной деятельности (учению) обучаемых и организовать ее.

"Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки".

Л.Н. Толстой


Комментарии

Как общественное явление обучение- особая коллективная социаль­ная деятельность по организации усвоения молодым поколением накоп­ленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования.

Принципы обучения - это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методи­ке обучения (см. подробнее об этом 12.4.).

Методы обучения - э т о способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, веду­щие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволя­ющие ему усвоить конкретное содержание образования (см. подробнее об этом 12.5.).

Формы обучения- четко организованные, содержательно-насыщен­ные и методически оснащенные системы познавательного и воспита­тельного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся (см. подробнее об этом 12.11.).

Средства обучения- все объекты и процессы (материальные и мате­риализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учеб­ного материала, развития и воспитания учащихся (см. 12.6 - 12.12.).

Знания - это совокупность усвоенных учеником сведений, понятий ипредставлений о предметах и явлениях объективной действительнос­ти.

Навыки - это усвоенные автоматизированные двигательные, сен­сорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффектив­ность деятельности человека.

Умения- это достигнутая в процессе обучения возможность челове­ка творчески применять знания и навыки и достигать желаемого ре­зультата в непрерывно меняющихся условия практической деятельнос­ти.

Обучающий- учитель (преподав-.гель), который различными сред­ствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику де­тей, развивая ее, формируя у них определенные знания, навыки и уме­ния.

Обучаемые- дети и взрослые люди, которые, отражая в своем со­знании учебный материал, активно реагируют на воздействия препод­авателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и уме­ниями.

Учение - это деятельность ученика по овладению знаниями, навы­ками и умениями с учетом требований современной жизни.


Содержание и особенности процесса обучения

Преподавание- деятельность учителя (преподавателя) по организа­ции, осуществлению и управлению процессом формирования у обучаю­щихся определенных знаний, навыков и умений, развитию их психики и научного мировоззрения.


Комментарии

Дидактика(от греческого "дидактикос" - поучающий) - составная часть педагогики, раскрывающая задачи и содержание обучения детей и взрослых; описывающая процесс овладения знаниями, навыками и умения­ми; характеризующая принципы, методы и формы организации обучения.

Процесс обучения детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-тех­нического прогресса, все более возрастающими требованиями к качест­вам личности обучаемых. В результате перед дидактикой встают все новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде макси­мально аффективного использования достижений других наук, с кото­рыми она устанавливает и поддерживает тесные связи.

Философия и социология как науки о наиболее общих законах раз­вития окружающей действительности и общества позволяет дидактике учитывать социальные и другие особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение людей.

ПОЛИТОЛОГИЯраскрывает для дидактики проблемы, связанные с вли­янием политических явлений и процессов на обучение людей.

ЭТНОЛОГИЯ позволяет дидактике правильно учитывать националь­ные особенности людей, которые всегда являются представителями оп­ределенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт обучения.

Педагогическая психология дает возможность учитывать в процес­се обучения психологические закономерности и принципы процесса ов­ладения знаниями, навыками и умениями.

Физиология человека позволяет дидактике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека, показывать их роль, значение и особенности функционирования в про­цессе обучения.

Частные методики, ориентированные на преподавание отдельных ^ предметов, обогащают дидактику конкретными данными о ходе и свое­образии учебного процесса при применении различных форм и средств обучения.


 

 

    12. 2. Связь дидактики с другими науками    
Политология   Философия и социология   Этнология
Медцинские науки   Дида   Педагогическая психология
  )& J
               

Комментарии

По своей сущности процесс обучения - это закономерно развиваю­щийся процесс, вкотором специфически проявляются законы и зако­номерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние об­щие законы и закономерности общественного развития, закономернос­ти формирования личности, законы и закономерности частных наук, а также закономерности самого педагогического процесса, к которым относятся:

- Соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к знаниям.Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное стрем­ление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни.

- Соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллек­тивной деятельности обучаемых.Эта закономерность ориентирует учи­теля на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую во­влечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества. Вне активной индивидуальной и групповой деятельности, вне активного решения практических задач невозможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, на­выки и умения.

- Соответствие воздействий обучающегопознавательным, интеллек­туальным и другим возможностям обучаемых.Эта закономерность обу­чения требует от преподавателя учитывать качественный контингент обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические осо­бенности, познавательные возможности, интересы и характер деятель­ности в учебное и внеучебное время, обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особеннос­тям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности.

- Соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможнос­тям технических средств обучения.Современное обучение предполага­ет широкое использование технических средств обучения. Однако се­годня они достаточно многочисленны и многообразны. Для того, что­бы они повышали эффективность обучения, необходимо их применять в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Кро­ме того, они должны использоваться продуманно, чтобы не превышать возможностей обучающихся.

- Моделирование (воссоздание) деятельности обучаемогои обучае­мых применительно к требованиям современных условий жизни и дея­тельности.Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в школе соответствовал требованиям реальной жизни детей, особеннос­тям развития современного общества. Поэтому вся их учеба должна на­сыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться й обстановке максимальной их заинтересованности и дополняться тру­довой деятельностью, в ходе которой они могли применять полученные знания, умения и навыки напрактике.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.015 с.)