ТОП 10:

Специфика метода упражнения в обучении



вводные (при первоначальной отработке навыка или его элементов), основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и инди­видуальными.


Комментарии

Самостоятельная работа- важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении получен­ных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.

Работа с печатными источниками обычно охватывает большое количество времени школьников. Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся.

Содержание ее включает в себя следующее. Во-первых, ознакоми­тельное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром тем­пе с целью получить общее представление о их содержании; выделение материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особо внимательного изучения. Во-вторых, повторное, срав­нительно медленное чтение с расчленением текста на смысловые части, выделением основных положений, аргументации автора, изучением схем, таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа работы осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел. В-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, что­бы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяс­нить и закрепить в памяти.

Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может вос­произвести основные ее положения и найти им практическое примене­ние.

Самостоятельный поискпредставляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет учителю, опираясь на имеющийся у детей багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее резуль­таты.

Педагогическая функция поисковых заданий и проектов - в инди­видуализации обучения, расширении объема знаний в условиях диффе­ренциации и профильного обучения по продвинутым программам. Та­кие задания вводят школьников в проблемы рационализации труда, исследовательских творческих методов познания. Они применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисцип­линам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся составля­ют отчеты о длительных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, природными явлениями; пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому ос­мыслению исторических событий или литературно-критическим ис­точникам; разрабатывают схемы действия приборов, станков, машин, внося предложения по совершенствованию технологических процессов.


12.10. Своеобразие самостоятельной работы в процессе обучения

Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в при­ращении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор школьников, в овладении ими первичными исследовательскими навы­ками.

Самостоятельный просмотр и прослушивание у ч а щ и м и с я теле- (ра­дио) передачтакже весьма эффективны, если учитель организует и кон­тролирует этот процесс.


Комментарии

Формы обучения- целенаправленная, четко организованная, содержа­тельно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и уча­щихся.

Форма обучения реализуется как единство целенаправленной орга­низации содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и другие) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкрет­ных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бртащю-лаборачоркыс занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвину­тым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнива­ния, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализа­цию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.

Функции форм обучения сложны и многообразны. Обучающе-обра­зовательная функция позволяет создать наилучшие условия для переда­чи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Воспитательнаяфункция способ­ствует активному проявлению всех духовных сил ребенка. Организа­ционная функция требует от учителя четкой организационно-методи­ческой подачи материала. Психологическаяфункция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время. Содержательная форма учеб­ных занятий в совокупности с активными методами обучения выполня­ет развивающую функцию. Многообразие и разнообразие форм обуче­ния порождает богатство условий для умственной, трудовой и игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психи­ческих процессов ученика.

Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-диф-ференцирующую функцию,реализация которой позволяет детям обме­ниваться информацией в практических делах, учиться взаимопонима­нию и взаимопомощи. Систематизирующая и структурирующаяфунк­ции состоят в том, что организация обучения требуют разбивки всего


12.11. Формы обучения

учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплек-сирующую и координирующую функции. Наконец, стимулирующая фун­кция проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответ­ствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и организма.


Комментарии

Проверка знаний, навыков и умений является составной частью про­цесса обучения и осуществляется в виде постоянного и непрерывного кон­троля за ходом их формирования, функционирования и совершенствова­ния.

Проверку знаний, навыков и умений учитель может выполнить лишь в том случае, если она осуществляется в соответствии с принципами обучения (см. 12.4.) и обусловленными ими более конкретными требова­ниями к проверке:

- систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное осуществление;

- всесторонности, ориентирующей преподавателя на контроль как за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и все­ми знаниями, навыками и умениями;

- объективности, требующей качественного контроля за формиру­ющимися знаниями, навыками и умениями;

щих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных школьников, но и всего их коллектива;

- познавательности, предполагающей важность и необходимость проверки как показателя эффективности процесса формирования зна­ний, навыков и умений;

- дифферениированности, ориентирующей, во-первых, на исполь­зование конкретных методов проверки для повышения качества фор­мирования определенных знаний, навыков и умений, и, во-вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего про­цесса обучения.

- выявдеыиялодизны, требующей совершенствования форм и мето­дов проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффектив­ности самой проверки.

Проверка может быть:

-хекущей, когда она осуществляется периодически в ходе всего про­цесса обучения;

- контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить сте­пень сформированное™ знаний, навыков и умений;

- итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов обучения по конкретному периоду всего процесса обучения;

- инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих органов образования.

В качестве методов проверки обычно используются:

- устный опрос, представляющий собой устную беседу преподава­
теля с обучающимися;


12.12. Проверка знаний, навыков и умений

- текущее наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за ходом и результатами процесса обучения;

- письменная проверка, осуществляемая в форме письменного оп­роса;

- практическая проверка, когда знания, навыки и умение оценива­ются в ходе практической деятельности.


Комментарии

Оценка- это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навы­ков и умений в соответствии с требованиями программ обучения и руко­водящих документов образования.

Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель (учи­тель) все время оценивает их.

При этом оценка может быть выражена в следующих формах:

- форме эмоционального отношения;

- в форме оценочного суждения (словесного поощрения или пори­цания);

- в форме отметки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"), которая фиксируется в документах.

Педагогические критерии по инпивидуальной оценке знаний:

"ОТЛИЧНО" - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчер­пывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении прак­тических работ - если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов - уверенно и быстро).

"Хорошо" - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает матери­ал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практических работ - если задание выпол­нено правильно.

" Удовлетворительно" - ставится при условии, если обучаемый зна­ет лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выпол­нении практически работ - если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы (например, несоблюдение правил пользования инструментом и оборудованием, на­рушение последовательности выполнения определенных операций с пос­ледующей переделкой и т.д.).

"Неудовлетворительно" - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные во­просы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практичес­ких работ - если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

"Чем более размышляете, читая, тем яснее ви­дите, что знаете еще очень мало".

Ф. Вольтер


i







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.55 (0.007 с.)