Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика метода упражнения в обучении
вводные (при первоначальной отработке навыка или его элементов), основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и индивидуальными. Комментарии Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям. Работа с печатными источниками обычно охватывает большое количество времени школьников. Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся. Содержание ее включает в себя следующее. Во-первых, ознакомительное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о их содержании; выделение материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особо внимательного изучения. Во-вторых, повторное, сравнительно медленное чтение с расчленением текста на смысловые части, выделением основных положений, аргументации автора, изучением схем, таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа работы осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел. В-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти. Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение. Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет учителю, опираясь на имеющийся у детей багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты. Педагогическая функция поисковых заданий и проектов - в индивидуализации обучения, расширении объема знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам. Такие задания вводят школьников в проблемы рационализации труда, исследовательских творческих методов познания. Они применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся составляют отчеты о длительных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, природными явлениями; пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению исторических событий или литературно-критическим источникам; разрабатывают схемы действия приборов, станков, машин, внося предложения по совершенствованию технологических процессов.
12.10. Своеобразие самостоятельной работы в процессе обучения Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приращении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор школьников, в овладении ими первичными исследовательскими навыками. Самостоятельный просмотр и прослушивание у ч а щ и м и с я теле- (ра дио) передач также весьма эффективны, если учитель организует и контролирует этот процесс. Комментарии Формы обучения - целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и другие) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бртащю-лаборачоркыс занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.
Функции форм обучения сложны и многообразны. Обучающе- обра зовательная функция позволяет создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Воспитательная функция способствует активному проявлению всех духовных сил ребенка. Организационная функция требует от учителя четкой организационно-методической подачи материала. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами обучения выполняет развивающую функцию. Многообразие и разнообразие форм обучения порождает богатство условий для умственной, трудовой и игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-диф-ференцирующую функцию, реализация которой позволяет детям обмениваться информацией в практических делах, учиться взаимопониманию и взаимопомощи. Систематизирующая и структурирующая функции состоят в том, что организация обучения требуют разбивки всего
учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплек-сирующую и координирующую функции. Наконец, стимулирующая функция проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и организма. Комментарии Проверка знаний, навыков и умений является составной частью процесса обучения и осуществляется в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования. Проверку знаний, навыков и умений учитель может выполнить лишь в том случае, если она осуществляется в соответствии с принципами обучения (см. 12.4.) и обусловленными ими более конкретными требованиями к проверке: - систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное осуществление; - всестор онности, ориентирующей преподавателя на контроль как за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и всеми знаниями, навыками и умениями; - о бъективности, требующей качественного контроля за формирующимися знаниями, навыками и умениями; щих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных школьников, но и всего их коллектива; - познавател ьности, предполагающей важность и необходимость проверки как показателя эффективности процесса формирования знаний, навыков и умений; - диффе рениир ов анности, ориентирующей, во-первых, на использование конкретных методов проверки для повышения качества формирования определенных знаний, навыков и умений, и, во-вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего процесса обучения.
- выявдеыиялодизны, требующей совершенствования форм и методов проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффективности самой проверки. Проверка может быть: -хекущей, когда она осуществляется периодически в ходе всего процесса обучения; - контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить степень сформированное™ знаний, навыков и умений; - итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов обучения по конкретному периоду всего процесса обучения; - инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих органов образования. В качестве методов проверки обычно используются: - устный оп рос, представляющий собой устную беседу преподава
- текуще е наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за ходом и результатами процесса обучения; - письменная проверка, осуществляемая в форме письменного опроса; - п рактическая проверка, когда знания, навыки и умение оцениваются в ходе практической деятельности. Комментарии Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов образования. Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель (учитель) все время оценивает их. При этом оценка может быть выражена в следующих формах: - форме эмоционального отношения; - в форме оценочного суждения (словесного поощрения или порицания); - в форме отметки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"), которая фиксируется в документах. Пе дагогические критерии по инпивидуальной оценке знаний: "ОТЛИЧНО" - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практических работ - если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов - уверенно и быстро). "Хорошо" - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практических работ - если задание выполнено правильно. " Удовлетворительно" - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практически работ - если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы (например, несоблюдение правил пользования инструментом и оборудованием, нарушение последовательности выполнения определенных операций с последующей переделкой и т.д.).
"Неудовлетворительно" - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практических работ - если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. "Чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало". Ф. Вольтер i
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.013 с.) |