Специфические закономерности обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические закономерности обучения




Комментарии

Принципы обучения - это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обуче­нии предполагает: осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия, его практическое значение; стимулирует познаватель­ную активность обучаемых с помощью эффективных методов, приемов, технических и других средств наглядности, современных методик и осо­бенно приемов обучения; способствует проявлению инициативы, твор­чества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике.

Принцип наглядности обучения ориентирует на т о, что наглядность должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное содержание, быть понятной и доступной, отвечать соответствовать тре­бованиям педагогической психологии, применяться творчески и мето­дически правильно.

Принцип систематичности, последовательности и комплексности в обучении требует: давать стройную систему знаний учебной дисципли­ны; связывать новые знания с ранее изученными; обеспечивать систе­матический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения; осуществлять четкое планирование учебных заня­тий; соблюдать строгую логическую связь и расположение учебного материала.

Принцип обучения на высоком уровне трудностей ориентирует на: постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых; посильность для них изучаемого материала, темпа его изложения; изу­чение учебного материала постепенно, переходя от простого к сложно­му, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; до­ходчивое раскрытие сложных положений, не допуская излишней дета­лизации, сообщения избыточной информации; воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учеб­ной деятельности.

Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями тре­бует: разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности; выработки установки на прочное и дли­тельное запоминание изучаемого материала и прежде всего его основ­ных положений; систематически организованного повторения ранее изученного учебного материала; применения изученного учебного ма­териала в практической деятельности обучаемых; стимулирования са­мостоятельной работы обучаемых, обучения их эффективным приемам и способам такой деятельности; ведения систематического контроля за усвоением изучаемого материала.


12.4. Принципы обучения

Принцип группового и индивидуального подхода в обучении пред­полагает: обучение детей согласованным слаженным совместным дей­ствиям; формирование в группе обучения положительного психологи­ческого климата (хорошего настроения, дружеских отношений, положи­тельных традиций).


Комментарии

Методы обучения - это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Применяя различные методы, преподаватель сообщает обучаемым материал для познавательной деятельности и руководит ею.

Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной поз­навательной деятельности педагога и детей, их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний.

Методы обучения неразрывно связаны с формами и способами мыш­ления, которые в процессе организации обучающего взаимодействия учителей и учащихся обеспечивают возможность проникнуть в истину, в сущность явлений и процессов объективной действительности. Среди них индукция и дедукция, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, сравнение и сопос­тавление, дифференциация и интеграция.

Методы обучения имеют общественную природу. Объективной ос­новой для их научного обоснования и описания являются формы поз­нания людьми реальной действительности, а также способы обмена информацией, их общение в процессе познавательной деятельности.

Взрослые люди, побуждаемые стремлением к истине и удовлетворе­нию потребностей общественного бытия, приобретают необходимую им информацию путем обыденного, эмпирического познания объектив­ной реальности и с помощью теоретических экспериментальных, науч­ных, специально разработанных методов. Особенное в педагогических методах обучения состоит в том, что они синтезируют, включают в себя в обобщенном виде все способы познания взрослых людей.

Такие их естественные методы, как наблюдение, жизненно значи­мым результатом которого являются приметы, пословицы, поговорки, на которых зиждется народная мудрость, повседневный непосредствен­ный опыт, метод проб и ошибок, интуитивное предсказание, позволяю­щее прогнозировать развитие событий, - все они подсказывают направ­ления в создании методов научного познания.

Вместе с тем методы обыденного эмпирического познания действи­тельности близки детям. В своем непосредственном восприятии жизни ребята пользуются ими для удовлетворения потребностей и познава­тельных интересов. Школьники разных возрастов с увлечением наблю­дают за явлениями природы, в опыте проверяют истинность своих на­блюдений, учатся на собственных ошибках, приходят к обобщениям и выводам, перерастающим в убеждения, пытаются предугадывать ход событий в личной жизни.

Необходимость приобретения жизненного опыта делает детей по


12.5. Основные методы обучения

природе исследователями, естественно подводит их к активному позна­вательному взаимодействию между собой и со взрослыми.

В результате сформировалась система способов обучающего взаи­модействия педагогов и детей, собственно педагогических методов обу­чения.


Комментарии

Устное изложение учебного материала -метод обучения, предполага­ющий монологическое одностороннее воздействие на учащихся.

Рассказ- вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мо­билизует слуховое восприятие, представления и воображение школьни­ка. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал

Эффективность рассказа как метода изложения материала предпол­агает мобилизацию интереса учащихся, возбуждение их внимания. Раз­вивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние актив­ности психические процессы представления, памяти, мышления, вооб­ражения, эмоциональных переживаний. Рассказ может быть использо­ван в работе с детьми любого возраста. Но наибольший эффект наблю­дается в обучении младших школьников.

Объяснение учителя или учащихся - вид устного изложения матери­ала, обеспечивающий выявление сущности изучаемого события или яв­ления, его места в системе связей и взаимозависимостей с другими со­бытиями, явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств на­учной сути законов, правил, истины. В процессе объяснения происхо­дит обучение учащихся формально-логическому и диалектическому мышлению, умению аргументировать и доказывать защищаемые пол­ожения.

Результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании учеником сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Вос­питательное значение метода заключается в развитии у ребят стремле­ния докопаться до истины, выявлять в изучаемом материале главное и отделить его от несущественного, второстепенного Объяснение как ме­тод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте в связи с услож­нением учебного материала и возрастающими интеллектуальными воз­можностями необходимость в объяснении становится все более настоя­тельной.

Инструктирование- вид устного изложения материала, предполага­ющий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, исполь­зуемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. Оно используется тогда, когда преподавателю необходимо направить учеб­ную деятельность школьников в определенное русло.

Лекция- вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использова-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.184.8 (0.007 с.)