ТОП 10:

Характеристика самовоспитания



Вжизни неоднократно встречаются факты, когда человек форму­лирует для себя личные правила, которых он стремится придерживать­ся в целях самосовершенствования, самоорганизации. Например, ими могут выступать правила, вытекающие из основ христианской морали


и нравственности или заимствованные у великих людей прошлого и современности.

Можно руководствоваться в практической деятельности по само­воспитанию следующими правилами: «Всегда и во всем:

1. Умей сосредоточить свое внимание на начатом деле.

2. Не отвлекайся во время работы.

3. Подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за сове­том.

4. Не закончив начатого дела, не переходи к другому.

5. Старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно.

6. Встретишь на пути трудности — не прекращай работу.

7. Умей себя поощрять: «Ты не хуже других, «Потерпи, ничего не случится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь».

8. Проявляй терпение, встречаясь с трудными и экстремальными ситуациями.

9. Думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в подобных обстоятельствах.

 

10. Со всеми проявляй вежливость и тактичность.

11. Избегай грубости, даже с теми, кто тебе грубит.

12. Веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика неза­служенная, попроси слова и выскажи свое мнение.

13. Сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной.

14. Учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома бла­гоприятную обстановку.

15. Внимательно слушай указания и советы старших, высказывания товарищей, это поможет избежать многих ошибок.

16. Подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сделаны замечания».

Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и пол­агать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным челове­ком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложна, многооб­разна и изменчива, что предусмотреть все невозможно, но стремиться в совершенствованию самого себя необходимо постоянно.


Глава десятая МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

"Нет ничего более практичного, чем хорошие теория и методология ".

Л. Больцман

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правиль­ные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.

Методология- это учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования. В свою очередь, теория- это сово­купность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих со­бой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процес­сов объективной действительности.

Обычно различают три уровня методологии любой науки. Об­щая методология обеспечивает наиболее правильные и точные пред­ставления об общих законах развития объективного мира, а также месте и роли в нем тех феноменов, которые изучает данная наука.

"Сильным, опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд".

В .А . Сухомлинский

Специальная методологияили методология конкретной науки поз­воляет последней формулировать свои собственные закономернос­ти, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функцио­нирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методологияпредставляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных яв­лений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

'Образование - клад; труд - ключ к нему".

П. Буаст


Комментарии

1.Общая методология педагогики предполагает учет:

- Основных положений и принципов материалистической диалек­тики (см. 2.2., 2.4., 2.5.);

- Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, про­тиворечивым и саморазвивающимся;

- Закона перехода количественных изменений в качественные, со­гласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;

- Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением ко­торого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование от­рицательных характеристик, если они свойственны человеку;

- Основных категорий материалистической диалектики;

- Представлений о зависимости педагогического процесса от соци­ально-экономического и политического развития общества, культур­ных и этнических особенностей людей;

- Представлений о зависимости педагогического процесса от уров­ня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учрежде­ниях (см. 11.1, 11.2.).

2. Специальная методология педагогикиориентирует на учет:

- Устойчивых представлений о сознании и психике человека и воз­можностях педагогического и воспитательного воздействия на него (см. 2.3. 13.4., 13.5., 13.6.);

- Особенностей формирования личности в обществе и группе (кол­лективе) в процессе общественно-полезной деятельности (см. 6.2., 6.3., 6.4., 7.2., 7.3., 7.4., 7.5., 7.6., главу восьмую);

- Единства воспитания и самовоспитания личности в группе (кол­лективе);

- Представлений о целостном формировании личности в группе (кол­лективе).

3. Частная методология педагогикипредполагает учет закономер­
ностей, принципов и методов обучения и воспитания (см. 11.2., 12.3.,
12.4., 12.5., 13.7., 13.8.) а также того, что:

- Обучение, воспитание, развитие и образование в ходе педагоги-
« ческого процесса выступают в неразрывной связи, единстве, взаимном

проникновении;


10.1. Методологические и теоретические основы педагогической науки

- Необходимости соответствия воздействий педагогов (воспитате­лей) характеру деятельности учеников (воспитанников), их познаватель­ным и физическим возможностям.


Комментарии

Методы накопления фактов ипроверки гипотезы в педагогическом исследовании.

Изучение литературных источников, документов- исследование пе­дагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащимся в раз­личных источниках и документах.

Наблюдение- наиболее распространенный метод, с помощью кото­рого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешатель­ства в их течение.

Эксперимент- метод, предполагающий активное вмешательство ис­следователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспи­тания.

Анализ результатов деятельности- метод опосредованного изучения педагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей.

Анкетирование- изучение результатов обучения и воспитания с по­мощью анкет, содержащих письменные вопросы.

Метод тестов- метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов в процессе обучения и воспитания (обыч­но оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и тестирование коррекционное (обычно предполагающее применение ме­тодик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, геш-тальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

Биографический метод- изучение результатов обучения и воспита­ния человека по сведениям, содержащимся в биографических характерис­тиках.

Беседы- метод педагогики, в ходе которого осуществляется непос­редственное общение с учеником (воспитанником).

Фотографии, кино, теле и звукозаписи- метод изучения хода и ре­зультатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото, кино­, теле- и звукоматериалов.

Обобщение независимых характеристикпредполагает выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от раз­личных людей.

Методы обработки и осмысления полученных пелагогических пан-ныл.

Теоретический анализ- осмысление результатов исследования на ос­нове теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогичес­кой наукой.



10.2. Методы педагогики

Математические и статические методы - методы математической и статистической обработки результатов педагогических исследований.

К ним относятся контент-анализ, факторный анализ, метод ранжи­рования, метод графопостроения и др.


Комментарии

Под образованиемобычно понимают, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.

Образование есть относительный результат процесса обучения, вы­ражающийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навы­ков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Образова­ние месте с тем представляет собой и процесс изменения, развития, со­вершенствования сложившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсолютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяю­щимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрес­сом.

Образование - не только сумма знаний, но и основа психологичес­кой готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их пе­реработке и совершенствованию.

В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности,позволяющих ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимодейст­вии и общении с другими индивидами.

Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений,позволяющих ему решать любые про­блемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.

В процессе получения образования человек накапливает опыт эмо­ционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям,

что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, и, с другой - поддерживать взаимовыгодные отношения ссоциальной средой.

Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт творческой деятельности,необходимый для решения разнообразных проблем жиз­ни и деятельности.

Результатом образования является всестороннее развитие личнос-* ти, т.е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые зна­ния, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и


10.3. Сущность образования

умственный труд, производящего материальные и духовные блага для общества, гармонически развитого в физическом и духовном отноше­нии, активного общественного деятеля, человека с высокими нравствен­ными идеалами, с развитым эстетическим вкусом, с разносторонними материальными и духовными потребностями.


Комментария

Обучение- это целенаправленный процесс формирования и развития улюдей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности.

Сущность обучения. Обучение как общественное явление есть целе­направленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производи­тельного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружа­ющей среды.

Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития лич­ности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.

Главными механизмами освоения содержания впроцессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах вза­имодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержатель­ное познавательное общение.

Обучение зависит от конкретно-исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных социальных групп, под­боре методов идеологической обработки и манипуляции сознанием.

Функции обучения. Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его функциях.

Среди них на первом месте наиболее существенная - формирования у людей зияний, навыков и умений.В ходе ее реализации у индивидов формируются и закрепляются основные необходимые для всех случаев жизни и деятельности знания, навыки и умения.

Второй функцией обучения является формирование мировоззрения человека. Оно формируется у детей и взрослых объективно, постепен­но, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире.

В неразрывной связи с предыдущими функциями находится функ­ция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие челове­ка есть количественный и качественный рост его физических, физиоло­гических и психических характеристик, среди которых выделяются пре­жде всего интеллектуальные.

Большое значение имеет и профориентационная функция обучения. В процессе обучающего и производительного труда, приобретая кон­* кретные знания и навыки в области той или иной профессиональной деятельности, формируется интерес к ней.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.109.82 (0.009 с.)