ТОП 10:

Классификация базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность



ности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, деталь­нее и тем самым полнее.

Она является постоянным объектом исследования при изучении каж­дой конкретной личности.


Комментарии

Подход Ананьева Б.Г.Рассматривает человека, личность вединстве четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенезе и жизненном пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества.

Подход Абульхановой К.А.Представляет личность как субъект жиз­ненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит раз­витие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

Подход Леонтьева А.Н. и Петровского А.В.Согласно этому подхо­ду, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять ком­поненты разной меры общности и устойчивости.

Подход Мясищева В.В.Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действи­тельности, являясь одной из форм этого отражения.

Подход военных психологов.Согласно ему личность - это конкрет­ный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделен­ный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Подход Платонова К.К.Согласно ему личность имеет динамичес­кую функциональную структуру, элементами которой являются: 1) на­правленность, 2) опыт, 3) особенности психических процессов и ее 4) биопсихологические свойства.

Подход Узнадзе Д.Н.Рассматривает личность как целостное и ду­ховное образование, мотивы и поступки которой могут носить и не­осознанный характер. Узнадзе Д.Н. - основатель теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности раз­вития и функционирования психики личности в процессе ее целенап­равленной активности.

Подход Фельдштейна Д.И.Согласно ему, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелос­ти. При этом ведущим фактором её формирования является обществен­но значимая деятельность.



I;


 


Подходы к изучению личности в отечественной психологии


Комментарии

Взарубежной психологии существуют разные подходы к понима­нию и происхождению личности.

Социогенетический подход старается объяснить особенности лич­ности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимо­отношений с окружающими людьми.

Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологичес­кой особью, становится личностью лишь благодаря воздействию соци­альных условий жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество пред­лагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ро­лей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Дол-лард, К. Левин и др.).

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой че­ловек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учи­тываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биоло­гические процессы созревания организма.

Так, С. Холл считал, что развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т.д.

Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Креч-мер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека.

Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрей­дом, который считал, что все поведение личности обусловлено физио­логическими, бессознательными влечениями человека.

Психогенетическийподход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода представители психодинамической ориен­тации объясняют поведение личности, главным образом, через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и др.).

Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.234.20 (0.005 с.)