Периодизация и особенности развития детей различных возрастных групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация и особенности развития детей различных возрастных групп



возрастными рамками и требованиями школьного обучения. Всякие попытки развития детей за счет чрезмерного напряжения в раннем воз­расте неизбежно ведут к перегрузкам и переутомлению, физическим и психическим срывам.


Комментарии

Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания чело­века в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образовательных уровней.

Дошкольное образование - образование, получаемое воспитан­никами в сети дошкольных образовательных учреждений или под ру­ководством родителей.

Общее образование - образование, включающее три ступени, соот­ветствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Дополнительное образование- образование, полученное в музыкаль­ных и художественных школах или по программам, выходящим за пред­елы государственных образовательных стандартов.

Среднее профессиональное образование- совокупность знаний, уме­ний и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) обще­го или начального профессионального образования в средних специ­альных учебных заведениях или на первой ступени в образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование - образование, имеющее целью подготовку (и переподготовку) специалистов соответствующего профиля и уровня, удовлетворение потребностей личности в углубле­нии и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, реализуемое в высших учеб­ных заведениях.

Автономность образования- один из основных принципов государ­ственной политики в области образования: возможность образователь­ных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать учебный план, порядок и периодичность промежуточной аттестации, систему оценок обучающихся (воспитанников).

Адаптивность образования- один из основных принципов государ­ственной политики в сфере образования: приспособление системы об­разования к уровням и особенностям развития и подготовки обучаю­щихся (воспитанников).

Демократизация образования- один из основных принципов го­сударственной политики в области образования, предполагающий лик­видацию монополии государства на образование и переход к общес­твенно-государственной системе, в которой личность, общество и госу­дарство являются полноправными партнерами.

Единство культурного и образовательного пространства - один из основных принципов государственной политики в области образова-


9.10. Содержание образования в РФ

ния, обеспечивающий связь федеральной программы развития образо­вания с национальными, региональными и муниципальными програм­мами, учитывающими местные уровни социально-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.


Комментарии

Человек должен постоянно и непрерывно развиваться, повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает осущес­твлять это самообразование.

Самобразоваиие - целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобрете­нию новых навыков и умений.

Самообразовательная деятельность - исключительно нужная пло­дотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется ее интеллектуаль­ный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершен­ствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот по­чему необходима упорная систематическая работа над своим самооб­разованием. И это обязанность всех без исключения людей.

Самообразованием должны занимаются практически все люди, од­нако его объем и характер может быть не у всех одинаков. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных усло­вий его жизни и деятельности.

Личность, обладающая высокой культурой, исходит из того, что от нее требуются всесторонние знания о своей жизни и деятельности, ос­новательная практическая подготовка, глубокое понимание происхо­дящего вокруг. Ей не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней ин­формированности и компетентности в выдвигаемых жизнью вопросах.

Для значительной части людей конечной целью педагогического самообразования все чаще становится приобщение к творческому по­иску, эксперименту, всестороннему исследованию и осознанию необхо­димости своего самосовершенствования.

Для обеспечения целеустремленности и систематичности занятий по самообразованию опытные люди составляют соответствующий план, в котором предусматриваются объем и очерёдность намечаемой работы, сроки, отводимые на ее осуществление, целевая установка по каждому виду самостоятельной деятельности. Хороший план экономит время, спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а следовательно - доль­ше и хуже.

Главный инструмент духовного развития человека - чтение. Обще­ние с книгой - это заочное общение с мудрейшими людьми мира.

, В наш век возрастающего количества печатных изданий и необ­ходимости их своевременного изучения остро встал вопрос о техни­ке чтения. С одной стороны, она должна обеспечивать быстрый про-


9.11. Характеристика процесса самообразования

Возникновение потребности в самообразовании,

самооценка подготовленности, осознание

необходимости в знаниях, постановка целей и задач


 
 


с *

Планирование работы по самообразованию

Определение форм, методов и средств самообразования

Содержание самообразования:

Деятельность по самообразованию:

общее, профессиональное, психолого-педагогическое, художественное

знакомство с предметом,

выборочное изучение,

анализ и самооценка результатов


Результат:

новые знания, навыки и умения; при­обретенные качества, применение полученных знаний на практике

смотр новых поступлений интересующей литературы, а с другой -глубокое изучение необходимых материалов. В этой связи люди с высокой педагогической культурой к книгам подходят дифферен­цированно и владеют, как правило, двумя способами чтения: углуб­ленным и скоростным.


Комментарии

Главная задача самообразования - это самостоятельное развитие и совершенствование личности.

Красота ее проявляется в единстве духовности и реальных отно­шений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеаль­ного человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя зна­нием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенство­вания. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к ре­альной жизни человека.

В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущност­ных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

Общая стратегия самообразования гуманной, демократической мак­симально подготовленной личности заключается в обеспечении себе возможности всестороннего духовного развития, формирующего внут­реннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.

Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы человека над литературой, в которой он находит примеры для подража­ния и саморазвития. Важное значение в связи с этим приобретает уме­ние ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из зна­ния источников информации, их сильных и слабых сторон, умения на­ходить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, опера­тивно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности.

Затем человек начинает на основе прочитанного и выбранного в качестве образца для подражания осуществлять самостоятельные уп­ражнения и тренировки, позволяющие вырабатывать и закреплять те качества, которые необходимы для практической деятельности.

Большая роль в процессе самообразования принадлежит также вы­полнению человеком самостоятельных практических заданий, которые он разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они поз­воляют шлифовать его профессиональные качества, проверять их в прак­тической деятельности с учетом тех знаний, которые человек усвоил, и новой информации, получаемой о их проявлении в непосредственном процессе саморазвития.

И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно следит за новыми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиови-


9.12. Методы самообразования

зуальными средствами, накапливая, а затем и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.


Комментарии

Самовоспитание -целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отри­цательных качеств.

Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание - непременное условие совершенствования человеческой личности.

Среди содержательных компонентов самовоспитания следует в пер­вую очередь выделять: глубоко осознанные цели и задачи, выработан­ные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идей­но-политические, профессиональные, психолого-педагогические, этичес­кие и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспи­тания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, спо­собности к объективной критической оценке своего поведения и необ­ходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессиональною развития; определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирова­ния, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных услови­ях.

Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы- сложные и глубоко осоз­нанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, право­вой, эстетический, физический и др.

Каждый из них требует специальной практической работы по само­воспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением про­граммы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек по­ведения.

В то же время эти сферы развития личности человека тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплекс­ною подхода к их самовоспитанию. А также требуют постоянных про­верки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непре­рывного руководства им.

Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предпол­агают критическое отношение к себе, к уровню развития своих лич-


Процесс самовоспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественные потребности и идеалы  
           
Руководство самовоспитанием   Потребности и мотивы к самовоспитанию и самопознанию  
   
   
Цели и задачи самовоспитания  
   
   
Программа и правила самовоспитания  
   
         
  Методы и средства   Практическая деятельность по самовоспитанию  
     
         
  Самопроверка и самоконтроль  
   
   
Корректирование  
          процесса самовоспитания  

ностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физичес­ким силам.

Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозмож­но самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.


Комментарии

Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравне­нию своих поступков с поступками других людей, самокритичному от­ношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.

Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицатель­ного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя ос­нова процесса самостоятельного перевоспитания личности.

Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание - слож­ный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное от­ношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает вос­питанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в до­стижении поставленных целей но саморазвитию.

Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с по­мощью различных общих и специфических методов, средств и приемов.

К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообяза­тельства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятель­ности, самоотчет и др.

Самоообязательства включают осознание целей и задач самосовер­шенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые ре­шения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.

В соответствии с самообязательствами разрабатываются принци­пы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации личной жизни, учебной, служебной и общественно-политической дея­тельности человека.

Из истории известны многие факты разработки и эффективного использования таких правил. Например: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше» или «Для того, чтобы достигнуть необходимой высоты, нужно держаться правила: семь раз примерь, один раз отрежь»; «Надо взять за правило: лучше числом поменьше, да ка­чеством повыше»; «Лучше через два года или даже через три года, чем второпях, без всякой надежды получить солидный человеческий мате­риал».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.031 с.)