ТОП 10:

Психологическая структура волевого акта



и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получае­мый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.


Комментарии

Психические состояния -это определенный уровень работоспособнос­ти и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: актив­ность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Физиологические основы психических состояний. Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамичес­кого взаимодействия его организма с внешней средой в процессе дея­тельности.

Функциональные состояния обеспечивают:

а) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы рабо­
тают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;

б) динамическое рассогласование, при котором различные системы
организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают
его деятельность.

Во-первых, регуляция функциональных состояний человека осущес­твляется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуля­торными, которые могут быть активирующего и неактивирующего типа.

Нейроны-модуляторы объединяются в ансамбли и сети, сосредото­ченные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимбической системы, образуя активизирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы, которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность орга­низма.

Во-вторых, важнейшим регулятором функциональных состояний человека является головной мозг, точнее передние отделы коры боль­ших полушарий - фронтальные зоны. Именно они управляют деятель­ностью модулирующих нейронов и их систем, стимулируя или снижая активность ретикулярной формации и лимбической системы, в целом деятельность организма человека.

Совокупность различных проявлений процесса функционирования перечисленных нервных систем порождает разные психические состоя­ния человека в зависимости от того, в какие обстоятельства жизненной и профессиональной активности он попадает. Как правило, посредст­вом мотивации и в результате проявления волевых усилий люди стре­мятся или использовать определенные положительные психические со­стояния, или преодолевать те, которые сказываются отрицательно на их деятельности.



5.6. Сущность психических состояний


Комментарии

Психические образования- это психические явления, формирующие­ся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Зияния- это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительнос­ти.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение - организация и регулиро­вание практической деятельности.

Начальные умения - это самостоятельной применение приобретен­ных знаний в практической деятельности человека.

Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.

Простые навыки - это несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания.

В основе любого навыка лежит выработка и упрочение услов-но-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной лока­лизации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения. Образуются системы условнорефлекторных связей с хо­рошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокра­щает время реакции.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в про­цессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при движении приходит в соответствие с задачей деятельности.

Сложные навыки - это усвоенные автоматизированные двигатель­ные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечи­вающие эффективность деятельности человека.

Превращение действия в сложный навык дает возможность челове­ку высвободить сознание для решения более важных задач деятельнос­ти.


5.7. Психические образования

Сложные умения - это достигнутая в процессе обучения воз­можность человека творчески применять знания и навыки и до­стигать желаемого результата в непрерывно меняющихся усло­вия практической деятельности.


Комментарии

В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) професси­ональной деятельности формируются навыки и умения.

Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегча­ют физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятель­ность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Навык- это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций.

На схеме навык представлен в виде двух взаимосвязанных компо­нентов.

Компонент 1 - собственно обученность человека, как чистая состав­ляющая навыка, обычно включающая систему реакций, координации движений, их согласования в процессе деятельности.

Компонент 2 - это выработанная в процессе упражнений способ­ность человека адаптироваться к конкретным условиям деятельности и реализовывать полученные знания.

В формировании навыка выделяют три основных этапа:

- аналитический, представляющий собой вычленение и овладение отдельными элементами действия;

- синтетический, представляющий объединение изученных элемен­тов в целостное действие;

- автоматизацию,представляющую собой упражнение с целью при­дания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.

Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправлен­ных и систематических повторений действий. По мере упражнения из­меняются как количественные, так и качественные показатели работы.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного ха­рактера.

Результаты упражнений могут быть выражены графически. Коли­чественные показатели совершенствования навыка могут быть получе­ны различным путем: измерением количества работы, выполненной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение.

Навык может быть сформирован разными путями:

- через простой показ;

- через объяснение;

- через сочетание показа и объяснения.


5.8. Сущность навыка

Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важ-


ное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формиро­вание новых навыков и умений. Это влияние может быть как положи­тельным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Переносом навыков называется положительное влияние уже приоб­ретенных навыков на усвоение новых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного на­выка. Необходимым условием переноса навыков является наличие сход­ной структуры действий, приемов и способов их выполнения или уме­ний как у усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.

Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возника­ет в тех случаях, когда:

а) новый навык включает в себя движения, противоположные по
своей структуре усвоенным ранее и ставшие привычными;

б) закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затруд­
няющие усвоение правильной техники упражнения;

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация.

Деавтоматизацией навыков называется ослабление или даже пол­ное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координиро-ванность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознатель­ного контроля над движениями.

Деавтоматизация наступает:

а) в результате длительного перерыва в выполнении того или дру­
гого действия или упражнения; при этом чем менее прочно был усвоен
навык, тем быстрее он деавтоматизируется;

б) при наличии сильного утомления, перетренировки; в этих случа­
ях наступает большее или меньшее общее нарушение уже установив­
шихся временных связей в коре головного мозга, в том числе и в двига­
тельных центрах;

в) при нарочитой направленности внимания на выполнение дейст­
вий, ставших прочными навыками; такая направленность внимания
приводит к временному нарушению и ослаблению выработанных авто­
матизмов: движения начинают выполняться медленнее и с ошибками.


Глава шестая

психология личности

«Личность - субъект и объект общес­твенных отношений».

А. Г. Ковалев

Психика человека, мир его психических явлений - производное не только его собственного развития, но и результат воздействия окружа­ющего мира, общественных отношений. Богатство психики человека зависит от многообразия его связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом случае человек предстает как личность, как член общества.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе произ­водства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфереполитических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, мо­жет реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общес­твенной жизни или быть исполнительницей воли господствующего клас­са, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, миро­воззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияет и отношения людей в социальной группе, в которую личность входит. В процессе взаимодей­ствия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъ­ект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности тво­рят историю, но творят её не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личнос­ти, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Личность - существо активное и сознательное. Она может выби­рать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь общест­ву или жить личными интересами.


Комментарии

' Личность- это конкретный человек, являющийся представителем оп­ределенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружа­ющему и наделенный определенными индивидуально-психологическими осо­бенностями.

В личности выделяется прежде всего её общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не мо­жет стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.

Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:

1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущ­
ностью.

Мировоззрение человека - это сложившаяся у него система убежде­ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии её индивидуально- и социально-психологичес­ких качеств на поведение, действия и поступки.

2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием
или наличием в них противоречий, отражающих противоположные инте­
ресы разных слоев общества.

Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководству­ется или находится под влиянием противоречивых интересов, носите­лем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социаль­ных обстоятельств.

3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.
Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу

разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не поз­воляет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно про­являться.

4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчи­
востью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личнос­ти при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограни­чивают мировоззрение человека.

5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных
качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психоло­гических проявлениях, что соотношения её разнообразных качеств мо­жет сказываться и на проявлениях мировоззрения и на поведении.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.30 (0.014 с.)