ТОП 10:

Классификация социально-психологических явлений



 

Характе-    
ристика общнос- Виды общностей Виды социально-психологичес-
тей   ких явлении
л   - Взаимодействие
ю Люди - Социальная перцепция
д   - Взаимоотношения
и   - Общение
  Большие группы:  
  -Этносы - Этническая психология
О -Классы - Классовая психология
Р - Политические и - Политическая психология
г г общественные - Религиозная психология
а Р организации  
н у - Религиозные  
и п конфессии  
3 п Малые группы - Психология малой
ц - Коллективы группы
  -Диффузные группы - Психология семейных
  - Микрогруппы отношений
е -Семья  
Л    
и    
ч    
я Личность Социальная психология
о   личности
     
ь    
в    
Н »    
О    
ы    
Р с Массы людей  
г Толпа Массовидные социально-
  Очередь психологические явления
и Р    
, J  
о    
ы    

относят панику, психологические особенности массовой коммуникация, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слу­хов.


7 Зак. 2491



Комментарии

Философия считает взаимодействие категорией, отражающую про­цессы воздействия материальных объектов друг на друга. С её точки зре­ния, взаимодействие - это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы.

Психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные отношения и связи.

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие - это случайные или преднамерен­ные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербаль­ные или невербальные контакты двух и более человек, вызывающие вза­имные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Главными признаками такого взаимодействия выступают:

1) наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

2) эксплицированность, т.е. доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

3) ситуативность, т.е. достаточно жесткая регламентация конкретны­ми условиями деятельности, интенсивности, нормами и правилами отно­шений, в силу чего оно становится изменчивым феноменом;

4) рефлексивная многозначность - зависимость восприятия взаимо­действия от условий его осуществления и оценок участвующих в нем лю­дей.

Межгрупповое взаимодействие- процесс непосредственного или опос­редованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга. Обычно оно имеет место между частями групп и между целыми группами и выступает как интегрирующий фактор образования различ­ных общностей.

Взаимодействие также может быть различным по форме и содержа­нию в зависимости от уровней его осуществления.

Низший уровень взаимодействия - это простейшие первичные кон­такты людей, когда между ними имеет место лишь определенная первона­чальное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние их друг на друга с целью обмена информацией и общения, кото­рое в силу конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не получить всестороннего развития.

Высшим уровнем взаимодействия выступает совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Взаимопонимание - это такая форма взаимодействия индивидов, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможно-


Характеристика социального взаимодействия людей

го очередного действия партнера, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, а также взаимно содействуют достижению единой цели.


Комментарии

Социальная перцепция- это процесс восприятия социальных объек­тов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Особенностями социальной перцепции являются:

1. активность субъекта социальной пернепнии, означающая, что он (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевлен­ных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздей­ствуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;

2. целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъ­екта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на момен­тах порождения образа как результата отражения воспринимаемой ре­альности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта вос­приятия;

3. мотивированность субъекта социальной перцепции, которая сви­детельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональны­ми отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности восприни­мающего.

Социальная перцепция обычно проявляется как:

1. восприятие членами группы.

а) друг друга;

б) членов другой группы;

2. восприятие человеком:

а) самого себя;

б) своей группы;

в) «чужой группы»

3. восприятие группой:

а) своего человека;

б) членов другой группы;

4. восприятие группой другой группы (или групп).

Процесс социальной перцепциипредставляет собой деятельность егосубъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

Щ







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.55 (0.006 с.)