ТОП 10:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ



"Наука движется толчками, в зави­симости от успехов, делаемых методоло­гией. С каждый шагом методологии впе­ред мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывает ся нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами».

И. П. Павлов

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна опираться на определенные исходные положения, дающие правиль­ные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.

Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах её исследования. В свою очередь, теория - это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Обычно различают три уровня методологии любой науки. Об­щая методология обеспечивает наиболее правильные и точные пред­ставления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная мето­дология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и зако­номерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, спо­собов, приемов и методик исследования конкретной наукой различ­ных явлений, которые составляют предмет и объект её анализа.


Комментарии

В качестве общей методологиипсихологической науки выступает диалекпшко-материалцстический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психике и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления: о первичности материи и вторич-ности сознания; о движущих силах развития объективной реальности и психики; о единстве внешней, материальной, деятельности и внутрен­ней, психической; о социальной обусловленности развития психики че­ловека; о психике как функции головного мозга; о сознании как вы­сшем этапе развития психики.

Специальной методологиейпсихологии выступают её методологи­ческие принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода.

Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психичес­ких явлений, означает, что они опосредуются естественными и соци­альными условиями и изменяются с изменением этих условий.

Принцип единства сознания и деятельности означают, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма актив­ности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер дея­тельности.

Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех ин­дивидуально- и социально-психологических особенностей человека.

Специальной методологиейпсихологической науки выступают её методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение незави­симых характеристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкретных психологических явлений (см. 1.7.).

"Брось свои иносказанья, Брось гипотезы пустые, На проклятые вопросы Дай ответы мне простые".

И. Кант



2.1. Понятие о методологии в психологии


Комментарии

Общая методологияроссийской психологической науки исходит из того, что:

1. Окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи).

2. Материя первична, а сознание вторично.

3. Материя находится в непрерывном движении, развитии:

а) движущие силы развития окружающего мира, материи подчиня­
ются законам:

- единства и борьбы противоположностей;

- перехода количественных изменений в качественные; -отрицания отрицания;

б) движение определяет собой качественные характеристики всех
явлений объективной реальности и собственно психики;

4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.

Специальная методологияпсихологической науки исходит из того, что:

1. Психика - свойство высокоорганизованной материи, функция го­ловного мозга.

2. Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности.

3. Сознание - высший этап развития психики.

4. Психика, сознание социально обусловлены.

Специальная методология психологической науки в результате дли­тельного развития пришла к выводам о том, что:

- в основе исследования психологических явлений могут лежать лишь методологические принципы психологии;

- сущность проявления психических явлений и процессов определя­ется их конкретными особенностями и свойствами;

- существуют специальные методики, способы и приемы исследо­вания конкретных классов и видов психологических явлений и процес­сов;

- результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению;

- все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и плана­ми.


2.2. Методологические и теоритические основы психологии



 


 


ак. 2491



Комментарии

Отражение воздействий окружающей действительности.Психичес­кое отражение действительности имеет свои особенности:

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, о процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действитель­ности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сло­жившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражать­ся разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отра­жение действительности. Возникающие образы материального мира яв­ляются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явле­ний, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для челове­ка активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности.Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содер­жание деятельности и поведения.

Последние не могут не опосредоваться психикой, т.к. именно чело­век с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достиже­ния ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

Осознание человеком своего места в окружающем мире.Эта фун­кция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адапта­цию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и со­циально-психологическими особенностями, как представителя конкрет­ного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.



2.3. Основные функции психики


Комментарии

Движение элементарных частиц- это движение микрочастиц -протонов, нейтронов, электроны и других. Закономерные количествен­ные изменения во взаимодействии элементарных частиц приводят к возникновению новых, с другими качественными характеристика­ми.

Физическое движение- более сложный вид движения, в процессе ко­торого количественные изменения в мире атомов приводят к возникнове­нию молекул различных веществ с новыми качественными особенностями. Например, два взаимосвязанные атома водорода и один атом кислоро­да образуют молекулу воды.

Химическое движение- это движение и трансформация уже моле­кул, сопровождающееся сложными химическими процессами.

В процессе дальнейшего развития материального мира физико-хи­мические соединения усложняются и становятся разнообразнее, пока при определенных благоприятных условиях не возникает новая форма дви­жения органическая жизнь.

Входе поступательного развития природа создала виды животных, в организме которых достигает большого развития нервная система, а затем появляется человек. Вместе с ним возникает новая форма движе­ния - сознание,с присущими ему качественными особенностями - субъ­ективным отражением объективного мира.

Одновременно с развитием сознания возникает высшая форма дви­жения - общественная жизнь, для которой характерны труд, законы эко­номического и политического развития общества и другие особеннос­ти.

Существуют следующие закономерности взаимосвязи различных форм движения:

1. Каждая высшая форма движения основывается на более про­стой форме, без которой она не могла бы возникнуть. Так, любые общественные явления предполагают существование людей, наделен­ных сознанием; а любой психический процесс требует особым обра­зом организованных нервных процессов и их физиологических суб­стратов.

2. Каждая высшая форма движения обладает своими собственными качественными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из качественного своеобразия и закономерностей ни­зших форм. Так, общественные движения могут быть объяснены толь­ко присущими им самим как общественным явлениям закономерностя­ми и не могут быть выведены из мыслей, желаний, чувств и других пси-







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.220 (0.007 с.)