Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические и теоретические основы психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
"Наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методологией. С каждый шагом методологии вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывает ся нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами». И. П. Павлов Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах её исследования. В свою очередь, теория - это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах. Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект её анализа. Комментарии В качестве общей методологии психологической науки выступает диалекпшко-материалцстический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психике и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления: о первичности материи и вторич-ности сознания; о движущих силах развития объективной реальности и психики; о единстве внешней, материальной, деятельности и внутренней, психической; о социальной обусловленности развития психики человека; о психике как функции головного мозга; о сознании как высшем этапе развития психики. Специальной методологией психологии выступают её методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода. Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий. Принцип единства сознания и деятельности означают, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности. Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития. Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека. Специальной методологией психологической науки выступают её методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкретных психологических явлений (см. 1.7.). "Брось свои иносказанья, Брось гипотезы пустые, На проклятые вопросы Дай ответы мне простые". И. Кант 2.1. Понятие о методологии в психологии Комментарии Общая методология российской психологической науки исходит из того, что: 1. Окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи). 2. Материя первична, а сознание вторично. 3. Материя находится в непрерывном движении, развитии: а) движущие силы развития окружающего мира, материи подчиня - единства и борьбы противоположностей; - перехода количественных изменений в качественные; -отрицания отрицания; б) движение определяет собой качественные характеристики всех 4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции. Специальная методология психологической науки исходит из того, что: 1. Психика - свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга. 2. Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности. 3. Сознание - высший этап развития психики. 4. Психика, сознание социально обусловлены. Специальная методология психологической науки в результате длительного развития пришла к выводам о том, что: - в основе исследования психологических явлений могут лежать лишь методологические принципы психологии; - сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами; - существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов; - результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению; - все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами. 2.2. Методологические и теоритические основы психологии
ак. 2491 Комментарии Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности: Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, о процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, т.к. именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. 2.3. Основные функции психики Комментарии Движение элементарных частиц - это движение микрочастиц -протонов, нейтронов, электроны и других. Закономерные количественные изменения во взаимодействии элементарных частиц приводят к возникновению новых, с другими качественными характеристиками. Физическое движение - более сложный вид движения, в процессе которого количественные изменения в мире атомов приводят к возникновению молекул различных веществ с новыми качественными особенностями. Например, два взаимосвязанные атома водорода и один атом кислорода образуют молекулу воды. Химическое движение - это движение и трансформация уже молекул, сопровождающееся сложными химическими процессами. В процессе дальнейшего развития материального мира физико-химические соединения усложняются и становятся разнообразнее, пока при определенных благоприятных условиях не возникает новая форма движения органическая жизнь. В ходе поступательного развития природа создала виды животных, в организме которых достигает большого развития нервная система, а затем появляется человек. Вместе с ним возникает новая форма движения - сознание, с присущими ему качественными особенностями - субъективным отражением объективного мира. Одновременно с развитием сознания возникает высшая форма движения - общественная жизнь, для которой характерны труд, законы экономического и политического развития общества и другие особенности. Существуют следующие закономерности взаимосвязи различных форм движения: 1. Каждая высшая форма движения основывается на более простой форме, без которой она не могла бы возникнуть. Так, любые общественные явления предполагают существование людей, наделенных сознанием; а любой психический процесс требует особым образом организованных нервных процессов и их физиологических субстратов. 2. Каждая высшая форма движения обладает своими собственными качественными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из качественного своеобразия и закономерностей низших форм. Так, общественные движения могут быть объяснены только присущими им самим как общественным явлениям закономерностями и не могут быть выведены из мыслей, желаний, чувств и других пси-
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.011 с.) |