ТОП 10:

СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ



Авторитетность- способность человека иметь определенный вес сре­ди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Агрессивность(враждебность) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприят­ности, вред.

Адаптация социально-психологическая- результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы.

Активность социальная- поведение социальных субъектов (общес­тва, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее ус­ловия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организа­ционную структуру и психику.

Активный досуг- необходимый элемент здорового образа жизни наряду с трудом, общественно-политической деятельностью и бытом.

Альтруизм- черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.

Ассоциация- соединение, связь психических явлений друг с другом.

Атрибуция- приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыден­ного, житейского анализа их действий и поступков.

Аттракция- процесс взаимного тяготения людей друг к другу, фор­мирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Аффилиация- потребность в общении, в эмоциональных контак­тах.

Барьер психологический- внутреннее препятствие психологической природы (заикание, боязнь неуверенность и т.п.), мешающее человека успешно выполнять некоторые действия.

Бессознательное- совокупность психических явлений, не осознава­емых человеком.

Валидность теста- адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность изме­рения исследуемого психологического свойства или явления, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать, насколько от­дельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.

Вербальный(словесный) - термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирова­ния с этим материалом.

Взаимоотношения межличностные- субъективные связи и отноше­ния, существующие между людьми в обществе.


Влечение- желание или потребность что- либо сделать, побуждаю­щее человека к соответствующим действиям.

Внутригрупповой фаворитизм-стремление каким-либо образом бла­гоприятствовать членам собственной группы в противовес членам дру­гой группы.

Воздействие педагогическое- влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных ка­честв личности.

Восприятие человека человеком- процесс психологического позна­ния людьми друг друга в условиях непосредственного общения.

Государственная политика в сфере образования- политика, в основе которой лежит принцип приоритетности вопросов образования, недо­пущение создания и деятельности политических организаций и религи­озных движений в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления.

Государственное право- совокупность правовых норм, регла­ментирующих основы государственного и общественного устройства страны, систему и принципы формирования и деятельности органов государственной власти и управления, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Государственные образовательные учреждения- учреждения, осу­ществляющие образовательный процесс на субсидии государства.

Групповая динамика- область социально-психологических иссле­дований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимов­лияния людей друг на друга в малых группах.

Групповая оценка личности- социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкрет­ных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомы­ми.

Групповая поляризация-социально-психологический феномен, про­являющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискус­сии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются.

Гуманизм- мировоззрение, основанное на признании ценности че­ловека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманистическое образование- образование, основанное на при­нципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья че­ловека, свободного развития личности.

Гуманитарное образование- приоритетное развитие общекуль­турных компонентов в содержании образования, установление связей


между предметами через общечеловеческую составляющую школьных дисциплин, формирование личностной зрелости обучаемых.

Действенная групповая эмоциональная идентификация-один из спе­цифических социально-психологических феноменов межличностных от­ношений, свойственных развитому коллективу.

Демократизация образования- один из основных принципов го­сударственной политики в области образования, пронизывающий все сто­роны школьной жизни, предполагающий: ликвидацию монополии госу­дарства на образование и переход к общественно-государственной систе­ме, в которой личность, общество и государство являются полноправны­ми партнерами; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления, с максимальной пере­дачей на места управленческих функций; муниципализация образования, т.е. участие местной власти и местной общественности как в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы, так и не­посредственно в деятельности образовательных учреждений.

Депрессия - состояние душевного расстройства подавленности, ха­рактеризующееся упадком сил и снижением активности.

Дефектология- наука о психофизиологических особенностях раз­вития детей с физическими и психическими недостатками, о проблемах и методах их воспитания, образования и обучения.

Деятельность групповая- возникает при объединении людей для до­стижения общих целей.

Диагностика социально-психологическая- теория и практика выяв­ления социально-психологических характеристик групп людей.

Диспозиционная концепция- концепция, характеризующая социаль­ное поведение личности в зависимости от состояния ееготовности к определенному способу действий.

Диспозиция- готовность, предрасположенность субъекта к поведен­ческому акту, действию, поступку, их последовательности.

Дистресс- отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятель­ность человека вплоть до ее разрушения.

Достижения мотив- внутренне относительно устойчивое стремле­ние человека к успехам в различных видах деятельности.

Жест- движение рук человека, выражающее его внутреннее состоя­ние и указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Житейское понятие- донаучное понятие, образующееся вне специ­ального обучения при усвоении значений слов на бытовом уровне.

Импульсивность- особенность поведения человека, заключающая­ся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Индивидуальность- своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.


Индивидуальный стиль деятельности- устойчивое сочетание осо­бенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же че­ловеком.

Инстинкт- врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспе­чивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеграция групповая- согласованность, упорядоченность и ста­бильность системы внутригрушювых процессов

Интеллектуальные тесты- стандартный метод оценки способности индивидуума усваивать новый материал, решать задачи с элементами абстракции и ориентироваться в новой ситуации.

Интеллектуальный коэффициент- показатель уровня умственного развития по отношению к возрасту, выводится путем деления умствен­ного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллекту­альное развитие) на хронологический возраст и умножения на 100.

Интенция- способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться всложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событии.

Интерес- избирательное, эмоционально окрашенное отношение че­ловека к действительности, одна из характеристик личности.

Интерференция- нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.

Интроверсия- обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровож­даемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Инфантилизм- проявление детских черт в поведении взрослого че­ловека.

Каналы коммуникации(в группе) - понятие, относящееся к структу­ре социальной группы, характеризует систему деловых и межличност­ных контактов людей в процессе совместной деятельности.

Катарсис- очищение, душевное облегчение наступающее у челове­ка после стресса.

Качества процесса обучения- свойства, признаки этого процесса, при которых может быть обеспечена эффективность обучения, соответ­ствующая общественным потребностям времени.

Класс (классы) компенсирующего обучения- классы, которые со­здаются в общеобразовательных учреждениях для детей, испытываю­щих затруднения в освоении общеобразовательных программ.

Климат социально-психологический- психологический настрой в группе или коллективе.

Коммуникация- в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми, может иметь как двусторонний, так и односторонний характер

Компенсация- способность человека избавляться от переживаний


по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над со­бой н развития других позитивных качеств.

Комплекс неполноценности- сложное состояние человека, связан­ное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков) и сопровождаемое глубокими негативнымиэмоциональными переживания

Конфликт внутриличностный- состояние неудовлетворенности че­ловека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличи­ем противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Конформность- психологическая характеристика позиции инди­вида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида груп­повому давлению, некритическое принятие человеком чужого неправиль­ного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Кризис- состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Культура поведения- поступки иформы общения людей, основан­ные на-принципах нравственности, эстетическою вкуса и соблюдении норм и правил человеческого общежития.

Лицей- вид государственного среднего общеобразовательного учеб­ного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание высо­конравственной интеллектуальной личности и обеспечивающего не­прерывность среднего и высшего образования.

Локус контроля- устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации; характеризует склонность человека припи­сывать ответственность за результаты своей деятельности либо внеш­ним силам, либо собственным способностям иусилиям.

Межгрупповые отношения- субъективное отношение многообраз­ных связей, возникающих между социальными группами, а также обус­ловленный им способ взаимодействия групп.

Межличностные отношения- субъективно переживаемая связь меж­ду людьми.

Межнациональное общение(на межличностном уровне) - интерсубъ­ектное взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители больших социальных групп - этнических общностей.

Мимика- совокупность движений частей лица человека, выражаю­щих его состояние или отношение к тому, чтоон воспринимает (пред­ставляет, обдумывает, припоминает и т.п.

Мировоззрение личности- система взглядов на природу, общество, других людей и самого себя, которая сложилась у человека и определя­ет его линию поведения, жизнедеятельность.

Моделирование- построение понятийной, знаковой или процессу-


альной конструкции, внутренние связи которой отражают наиболее важные свойства изучаемого объекта.

Намерение- сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Национальная определенность личности- это органический сплав объективно существующих связей личности с данной общностью и субъективного, личностного к ним отношения, отражение во внутри-личностной структуре национальных связей.

Национальное самосознание- осознание людьми своей принадлеж­ности к определенной социально-этнической общности, осознание пол­ожения своей нации в системе общественных отношений, понимание на­циональных интересов, взаимоотношений своей нации с другими соци­ально-этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях.

Национальное сознание - одна из форм группового сознания, систе­ма взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих отношение к ним, а также состояние и формы самоосознания роли и места своей этнической группы.

Национальный характер- совокупность специфических психологи­ческих черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-эко-номических, культурных и природных условиях ее развития.

Нормы групповые- принятые в данной общности стандарты пове­дения, регламентирующие отношения людей.

Нормы социальные-совокупность кодифицированных и неформаль­ных требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам.

Образ жизни- система разновидностей материальной и духовной жизнедеятельности в единстве с объективными условиями, характерная для того или иного общества, класса, социальной группы, коллектива, личности

Образовательные учреждения дополнительного образования- тип образовательного учреждения, реализующего дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основ­ных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства.

Образовательные учреждения элитарного типа- образовательные уч­реждения для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдаю­щиеся способности и прошедших специальный отбор в эти учреждения.

Образовательный ценз - определенный уровень образования, дости­жение которого удостоверяется соответствующим документом.

Общественнаяпсихология-совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходя-


щих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое вы­ражение в целостном представлении об определенной взаимосвязи со­циально-психологических феноменов.

Основные стороны культуры личности- совокупность компонентов познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, тру­довой и физической культуры личности, на которую ориентировано содержание образования.

Педагогический диагноз- определение характера и объема труднос­тей в учебе, а также способностей учащихся на основе данных об освое­нии школьных программ.

Педагогический консилиум- совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьни­ков и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по ус­транению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании.

Переживание- ощущение, сопровождаемое эмоциями.

Подростки с девиантным(общественно опасным) поведением- дети, достигшие 11- летнего возраста, нуждающиеся в особых условиях вос­питания, обучения и педагогическом подходе в специальных учрежде­ниях, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, обра­зовательную и профессиональную подготовку (дети направляются туда по решению суда).

Политика в области образования- принципы деятельности органов государственной власти и управления в области образования, отража­ющие общественно-экономическую структуру государства и опираю­щиеся на федеральную программу развития образования.

Понимание- психологическое состояние, выражающее собой пра­вильность принятого решения и сопровождаемое чувством увереннос­ти в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, яв­ления, факта.

Поступок- сознательно совершенное человеком управляемое во­лей действие, исходящее из определенных убеждений

Принципы государственной политики в области образования- ос­новные положения, на которых базируется государственная политика в области образования, его идеалы и цели: гуманистический характер; единство федерального, культурного н образовательного пространст­ва; общедоступность; светский характер государственных, муниципаль­ных образовательных учреждений; свобода и плюрализм; де­мократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Прогнозирование развития образования- научно обоснованное суж­дение о возможных состояниях образования в будущем исроках дости­жения этих состояний.


Профессиональная культура- высокий уровень знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.

Психологическая совместимость людей- способность людей нахо­дить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Релаксация- расслабление.

Рефлексия- способность сознания человека сосредоточиться на са­мом себе.

Решительность - готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.

Ригидность- заторможенность мышления, проявляющаяся в труд­ности отказа человека от однажды принятого способа мышления и дей­ствий.

Самообладание - способность человека сохранять внутреннее спо­койствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных си­туациях.

Самоопределение личности-осознание человеком своего места в жиз­ни, в обществе.

Самоопределение личности- самостоятельный выбор человеком сво­его жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Самореализация личности - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступ­ками.

Свободное выражение учащимисясобственных взглядов и убежде­нии - право обучающихся высказывать свои взгляды и убеждения, при­нимать решения без опасения преследований и санкций.

сильных эмоциональных переживший типа аффекта или стресса.

Симпатия- чувство эмоциональной предрасположенности к чело­веку, повышенный интерес и влечение к нему.

Система образования - совокупность преемственных образова­тельных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и под­ведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

Склонность - любое положительное, внутренне мотивированное от­ношение (влечение, интерес идр.) к какому-либо занятию.

Совместимость - способность людей работать вместе успешно ре-


шать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

Совместимость групповая- один из компонентов групповой спло­ченности.

Согласие групповое - общность картины мира у людей, объединен­ных в социальную группу.

Сопереживание - испытание человеком тех же самых чувств и эмо­ций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.

Соперничество - стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

Социальное окружение - макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид.

Социально-психологические отношения- различные формы взаи­мосвязи людей, возникающие в процессе их совместной жизнедеятель­ности.

Социально-психологический тренинг- теория и практика специаль­ного психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения н приспособление к условиям жизни.

Социальный педагог - педагогический работник, в задачи которого входит организация воспитательной работы в классе, группе, общежи­тии, на курсе, потоке, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, воспитание граж­данственности и любви к Отчизне, уважения к ее истории, бережного отношения к природе.

Социальный стереотип - упрощенное, схематизированное, характер­ное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо соци­альном объекте.

Социограмма- специальный график, рисунок, диаграмма, изобра­жающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односто­ронних выборов и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сде­ланных в ходе исследования, проведенного при помощи социометри­ческой методики.

Социометрическая методика- способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы.

Специальная психология- раздел психологии, изучающий психоло­гические особенности аномальных детей и подростков, дефект разви­тия которых обусловлен диффузным поражением коры головного моз­га или нарушением речевой системы.

Сплоченность групповая- характеристика степени связанности, еди­нения членов группы.

Статус - понятие, обозначающее положение человека в системе меж­личностных отношений и меру его психологического влияния на чле­нов группы.


Стиль общения- индивидуальная стабильная форма коммуни­кативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия - в деловых и личных отношениях, в стиле руковод­ства и т. д.

Стремление- желание и готовность действовать определенным об­разом.

Стресс- состояние душевного (эмоционального) иповеденческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Суггестия- внушение.

Схема мышления- система понятий или логика рассуждении, при­вычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.

Текущий контроль успеваемости-проверка усвоения текущего учеб­ного материала.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.130 (0.03 с.)