ТОП 10:

Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения



Рубинштейн Сергей Леонидович(1889 - 1960) - выдающийся отечес­твенный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в пси­хологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.

Сеченов Иван Михайлович(1829 - 1905) - великий русский физи­олог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения.


Комментарии

Психоанализ- одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрей­дизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Бихевиоризм- направление в зарубежной психологии, возникшее в на­чале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результа­том ответа организма на воздействия внешней среды.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раз­дражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздра­жение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S - R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологи­ческого явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.

Гештальтпсихология- направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изуче­ния психики с помощью целостных структур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Восприятие как психический познавательный процесс, напр., у геш-тальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства её частей. По их мнению, внутренняя сис­темная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятие фигуры и фона - важнейшие в гештальтпсихоло-гия.

Гуманистическая психология- одно из ведущих направлений современ­ной зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы XX в. и противопос­тавляющее себя психоанализу и бихевиоризму.

Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понима­ния психики и поведения человека. В отличие от классического психоа­нализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначаль­но добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология- новое направление в западной психо­логии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, тре­бующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.



1.10. Основные направления зарубежной психологии


Комментарии

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возни­кновение и развитие её конкретных отраслей.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие зако­номерности функционирования психики и человеческого сознания, пси­хические процессы, свойства, состояния и образования личности.

Социальная психология исследует психологические явления и про­цессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общнос­тям.

Зоопсихология(или сравнительная психология) раскрывает особен­ности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Педагогическая психология занимается исследованием психоло­гических особенностей и закономерностей процессов обучения и вос­питания подрастающего поколения. В задачи педагогической пси­хологии входят исследование процессов усвоения знаний и форми­рование навыков и умений в связи с потребностями школьного обу­чения, психическое обоснование методов, приемов и способов обу­чения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с поли­техническим обучением и подготовкой учащихся к практической де­ятельности и др.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т.п.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психичес­ких возможностей человека - быстроты иточности процессов воспри­ятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусстваизучает психологическую специфику творчес­кой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке,

живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком про­изведенийискусства, дает психологический анализ их влияния на раз­витие личности человека.

Психология спорта занимается исследованием психологических осо­бенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме чело­века в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психи­ку больших физических перегрузок, необычных условий среды, состоя­ния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особен-



1.11. Отрасли психологии


ности работоспособное™ во время полета, в частности при необходи­мости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судеб­ной практике.

Военная психология изучает психологию личности воина, психоло­гию воинского коллектива и психологические особенности их профес­сиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям наруше­ний психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихологияисследует аномальные индивидуально и социаль­но-психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сферы человеческой деятельности, ее рациона­лизацией и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать раз­личные отрасли психологии как простое практическое применение пси­хологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных прак­тических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психоло­гии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических за­дач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследова­ний для совершенствования этих видов деятельности.


Глава вторая







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.220 (0.007 с.)