ТОП 10:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ,



ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

И ОБРАЗОВАНИЯ

«Эмоции и чувства - это своеобраз­ный инструмент, удерживающий жизнен­ный процесс в в его оптимальных грани­цах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов в жизни данного человека».

П. К. Анохин

«Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движе­нием,- это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движе­нием во имя того или другого и часто на­перекор даже чувству самосохранения».

И. М. Сеченов

Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным, более многообразным и более своеобразным.

Особую роль в то же время в функционировании психики, её про­явлении, развитии и совершенствовании играют психические состоя­нияи психические образования,являющиеся совершенно иными пси­хологическими феноменами, выполняя свои собственные функции.

Психические состояния отражают внутренний ритм и биологи­ческие потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определенную активность.

Психические образования - это результат жизненного опыта и специальных упражнений человека. Они позволяют выполнять лю­бую деятельность автоматизированно, без особых затрат умствен­ной и двигательной энергии.

Знать их специфику - значит идти по пути дальнейшего познания мира психических явлений.


Комментарии

Чувства- это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоции- это непосредственная форма выражения чувств.

Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особеннос­ти, носят субъективный характер; вызывают удовольствие или неудо­вольствие; отражают характер взаимодействия организма со средой; имеют очень большое многообразие; вызывают успокоение или возбуж­дение.

Физиологические основы эмоций и чувств.Физиологические процес­сы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и воз­никают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникаю­щих в организме.

Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка пере­дается по центростремительным нервам в центральную нервную систе­му, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным нервным проводникам импульсы возбуждения идут к различным орга­нам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможе­ния распространяются на вегетативные центры, что вызывает много­образные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздра­жителях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение при стра­хе, покраснение при смущении.

Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет ре­тикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору го­ловного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение.

В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с пол­ожительными эмоциями, с переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринужденности. Трудность образования динамического стереотипа, с его ломкой и переделкой, связана с отрицательными эмо­циями, с чувством неприятности, тоски, безвыходности и т. п.

В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают зна­чение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и


5.1. Сущность эмоцийи чувств

их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются ха­рактер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмо­циональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.


Комментарии

Интеллектуальные чувства - чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусст­ва, науки и техники.

Нравственные чувства - чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоз­зрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в свя­зи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потреб­ностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвы­шенного или низменного и т.д.

Стенические чувства - это чувства, активизирующие деятельность человека.

Астенические чувства - это чувства, вызывающие пассивность. И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их пра­вильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.

Настроения- это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием при­чин и факторов, их вызывающих.

Аффекты - это переживания большой силы, скоротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в со­знании, нарушениями волевого контроля.

Страсти - сильные, глубокие, длительные и устойчивые пережива­ния с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

"Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса карабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать".

Вольтер







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.005 с.)