Тема 19. Работа социального педагога в сфере организации внеучебного времени школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Работа социального педагога в сфере организации внеучебного времени школьников



 

«В современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом, как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.

Главные требования к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе,.. знания и эрудиция, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав…»

Ю.В. Василькова

Работа социального педа-гога в условиях школы
В числефункций социального педагога, осуществляющего работу в условиях общеобразовательной школы, необходимо назвать следующие:

а) диагностическая, б) организаторская, в) аналитико-прогностическая, г) предупредительно-профилактическая, д) социально-терапевтическая, е) коммуникативная, ж) охранно-защитная.

Направления работы социального педагога в условиях школы:

· профилактика правонарушений среди учащихся;

· реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением;

· работа с опекаемыми детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей;

· работа с малообеспеченными и многодетными семьями;

· работа с семьями учащихся;

· работа с педагогическим коллективом школы.

Исходя из этого, социальный педагог выполняет в школе следующие виды деятельности:

· организация внеучебного времени учащихся; курирование работы различных секций, студий, клубов и т.д. в школе;

· координация работы педагогического коллектива с проблемными детьми, с семьями учащихся, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона;

· систематическая диагностика и информирование педагогического коллектива школы о психологическом климате в каждом классе, о возможных путях оказания помощи «трудным» учащимся;

· составление индивидуального плана коррекции личности каждого педагогически запущенного воспитанника, составление плана социальной работы школы;

· поддержание связей с внешкольными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями, инспекцией по делам несовершеннолетних;

· тесное сотрудничество со школьным психологом, школьной службой здоровья, педагогом-организатором, заместителем директора школы по воспитательной работе [5].

Социальный педагог призван решать вопросы адаптации учащихся к жизненной среде, социализации личности каждого школьника и его социальной защиты, регулирования межличностных отношений в системах «ученик – ученик» и «учитель – ученик», жизненного самоопределения школьников. Для этого работа осуществляется социальным педагогом не только с коллективом, но и, в большинстве случаев, индивидуально с каждым учеником.

 

Особенности работы социального педагога в микрорайоне
Социальный педагог обязан осуществлять исследовательскую работу: выявлять социально-демографическую структуру микрорайона, наличие семей «группы риска», больных детей, подростков-

правонарушителей. Социальный педагог, работая в микрорайоне, закрепляется за определенным участком – районом, улицей, домами.

В его задачи входит:

· организация благотворительных мероприятий в микрорайоне, праздников для больных детей и детей сирот;

· создание спортивных баз, культурных и реабилитационных центов, различных объединений для совместного времяпровождения детей и родителей в выходные дни;

· организация походов, спортивных соревнований, клубов по интересам, спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, дворовой библиотеки.

Работа социального педагога предполагает ведение определенной документации, вследствие чего от социального педагога требуется:

· создание паспорта своего района, где обозначены границы района, места досуговых и учебных заведений, особо опасные территории (пустыри, заброшенные дома и т.д.);

· ведение дневника социального педагога;

· заполнение информационных листков (пять в месяц), на основе которых осуществляется создание банка данных о детях и подростках микрорайона, принадлежащих «группе риска»;

· оформление ежемесячного отчета о проделанной работе.

Одной из важнейших проблем в работе социального педагога в условиях микрорайона является его взаимодействие с детьми и подростками «группы риска». В этом отношении интересен опыт российских коллег. Так, в 1997 г. благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Россия) и гуманитарная ассоциация «Эки либр» (Франция) подготовили совместную программу «Дети московских улиц», направленную на решение проблемы беспризорности в Москве. Из числа социальных работников и социальных педагогов была создана группа «Поиск», которая изучала условия жизни и поведение ребят «группы риска». В результате было выявлено 150 детей «группы риска» и 25 мест их встречи (метро, незаселенные дома, чердаки и подвалы, канализационные колодцы и т.д.).

Вследствие этого было создано реабилитационное пространство, включающее ведомства, службы, учреждения и общественные организации, осуществляющие профилактику и реабилитацию детей и подростков «группы риска». Программа реабилитационного пространства имела главной задачей восстановление психологического, физического, социального и правового состояния детей и подростков «группы риска». Данная программа предполагала создание банка данных детей и подростков этой категории, объединение для работы с ними государственных организаций, социальных работников, волонтеров, спонсоров, средств массовой информации. Реабилитационное пространство включает приюты; детские клубы; дневной реабилитационный центр (где дети могут оставаться и на ночь); Детский наркотический центр; Центр по работе с детьми-инвалидами; Центр для детей, переживших насилие; школы-интернаты; детские дома; детские больницы. Центральным звеном реабилитационного пространства стал Цент социализации, в котором действуют: станция экстренной помощи (медицинской, материальной, психологической, педагогической и т.д.); психологическая служба (выявление на основе диагностики и наблюдения причин девиантного поведения, участие в разработке программы реабилитации ребенка); методологический отдел (методическая помощь службам, клубам и т.д., работающим с подростками); социальная служба (разработка программы реабилитации ребенка); служба «Ребенок на улице» (органы опеки и попечительства Комитета по делам несовершеннолетних, правоохранительные органы, социальные педагоги и социальные работники, которые реализуют программу реабилитации в отношении каждой семьи, имеющей ребенка этой категории) [1, с. 66–75].

В целом усилия воспитателей и специалистов Центра социализации направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, на его социальную и защиту и оказание различной помощи, преодоление последствий влияния негативных факторов [4, с 83].

Эффективность деятельности социального педагога, работающего в микрорайоне, оценивается по следующим показателям:

– число детей, которых удалось вернуть к учебе, в семью, пристроить в приют, к родственникам, реабилитационные центы;

– число детей, задействованных в студиях, клубах, кружках, секциях, общественных организациях и т.д.;

– количество детей, прекративших принимать психотропные вещества, определенных в больницы и т.д.;

– динамика снижения детской и подростковой преступности в районе;

– массовость и систематическое проведение культурных мероприятий в районе, спортивных турниров и соревнований.

Для социального педагога, работающего в микрорайоне, установлена 36-часовая рабочая неделя (6 дней по 6 часов) с 16.00 до 22.00. Раз в неделю проходит собрание всех социальных педагогов и социальных работников района, на которых подводятся итого работы за неделю, вводится новая информация, осуществляется планирование работы на последующий период.

Необходимо заметить, что к деятельности в условиях микрорайона нужно привлекать не только трудновоспитуемых детей подросткового и старшего школьного возраста, но и, в значительной степени, детей младшего возраста в целях профилактики девиантного поведения.

 

Социально-педагогический комплекс: общая харак-теристика и структура
В современных условиях начинает складываться система совместной деятельности социальных служб и школы по единому плану воспитательной работы и защиты детства.

Эта система – социально-педагогические комплексы (СПЦ). СПЦ – это структурно-упорядоченная и разветвленная сеть организации воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических структур, социальных территориальных объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав каждого члена в успешном физическом, психическом и социальном развитии личности [3, с. 124]. Работа социально-педагогического комплекса меняет учебно-воспитательный процесс школы. Педагоги включаются в работу внешкольных детских учреждений, классные руководители и воспитатели групп продленного дня тесно сотрудничают с социальным педагогом.

Комплексы создаются с целью объединить различные организации микрорайона, в которых, наряду с общим образованием, учащиеся получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы включают общеобразовательные, музыкальные, художественные и спортивные школы, станции юных техников и юных туристов, детские центры творчества и другие детские внешкольные учреждения, творческие объединения учащихся, а также воинские части и отделения милиции [2, с. 120]. Финансирование комплексов осуществляется за счет бюджета и спонсорства.

Главным в этом единении является ребенок, его личность, его настоящее и будущее – среди сверстников, в семье, в обществе. Особая роль в комплексе отводиться школе. Все мероприятия включаются в планы работы школы: годовой, классных руководителей, учительских и ученических общественных организаций. Рассмотрим примерную структуру социально-педагогического комплекса.

 

Структура социально-педагогического комплекса  
Попечительский совет: Педагогический совет:
Работа в микрорайоне Работа в школе
Центр «Здоровье» Социальные педагоги в классах
Центр «Семья» Образовательный цент во внеурочное время
Центр «Досуг» Центр спортивно-оздоровительной работы
Медико-психологическая консультация Система социального воспитания и творческой деятельности
Юридическая консультация Центр «Доверия» для детей
Медико-психологическая служба семьи; Служба защиты прав ребенка; Служба социальной защиты молодежи; Служба досуговой творческой деятельности; Служба психологического и физического здоровья и коррекции общения; Служба социальной и профессиональной ориентации; Служба связи с научно-исследовательскими учреждениями.

 

Связь педагогического коллектива и коллективов других социальных институтов и предприятий, работающих в комплексе, должна основываться на сотрудничестве по всем выработанным направлениям.

Работа социального педа-гога в приютах и интер-натных учреждениях


Социальные приюты – образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем, осуществляется коррекция и реабилитация

детей. Контингент приюта составляют в основном дошкольники и младшие школьники (90 %), для которых проживание в семье стало невозможным по различным причинам: алкоголизм родителей; отсутствие элементарных условий для жизни; постоянные побои; сексуальное насилие (11 % детей от 1,5 до 15 лет); смерть родителей; болезнь матери, воспитывающей в одиночестве, и отсутствие родственников, способных заботиться о детях и т.д. В приюты детей направляют сотрудники милиции (60 %), социальные педагоги (25 %), родственники (10 %), оставшиеся 5 % детей приходят в приют сами.

За время нахождения ребенка в приюте социальному педагогу необходимо сделать полное медицинское освидетельствование состояния его физического и психического здоровья; собрать сведения о родителях, родственниках, школе и воспитательных учреждениях, где он раньше находился; погасить кризисное состояние ребенка и организовать его лечение (по данным российских социальных служб 80 % детей имеют психоневрологическую патологию, у 42 % – задержка психоречевого развития, более чем у 50 % – инфекционные и простудные заболевания, болезни хронической формы); приобщить ребенка к учебе, внеклассной развивающей деятельности, труду; определить будущее ребенка, так как многих из них нельзя вернуть в семьи из-за лишения родителей родительских прав, отсутствия родственников, способных осуществлять опекунство и т.д.

В условиях приюта социальному педагогу необходимо решить ряд задач: создать для детей обстановку, приближенную к условиям нормальной семейной жизни; установить с каждым ребенком эмоциональный контакт, основанный на доверии; научить детей соблюдать нормы общежития и соблюдать порядок; стимулировать подростков к самоанализу, самооценке, самовоспитанию; наполнить послеурочное время пребывания детей в приюте различными интересными видами деятельности (игровой, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной и т.д.)

Особенность приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Сроки пребывания каждого ребенка в приюте индивидуальны, как и программа его реабилитации. Тех детей, у которых больше нет возможности вернуться в семью или к опекунам, направляют в дома ребенка (в возрасте от 1 г. до 3 лет), в детские дома и школы-интернаты. По статистическим данным в школах-интернатах содержатся 70 % детей, родители которых лишены родительских прав, 8 % – дети родителей-инвалидов и одиноких родителей, 7 % – дети, от которых отказались родители.

Как показывают результаты социально-педагогических исследований, дети, воспитывающиеся в интернатах, демонстрируют ряд негативных характеристик: отстают в психическом развитии от сверстников из нормальных семей; страдают хроническими заболеваниями; проявляют склонность к употреблению наркотиков и правонарушениям; не умеют общаться, нервозны, замкнуты, агрессивны, равнодушны, конфликтны; демонстрируют иждивенческие черты, отсутствие ответственности и бережливости. В интернате дети практически не имеют возможности находиться в одиночестве, поэтому в процессе такого коллективного воспитания формируется стандартный социальный тип личности, не подготовленной морально к самостоятельной жизни, привыкшей жить по указке, не умеющей общаться с людьми в социуме и планировать свое будущее.

Исходя из этого, социальному педагогу в процессе работы с такими детьми необходимо стимулировать их к процессу самопознания, самоутверждению, развитию внутреннего мира. Педагогу важно выявить способности и интересы каждого ребенка, помочь в реализации и развитии выявленных способностей, сориентировать детей на этой основе на получение определенной профессии в будущем и учебное заведение, где они могут в дальнейшем обучаться. Социальному педагогу рекомендуется совместно с каждым подростком составить план его будущей жизни, учитывая его жизненную позицию, запросы, намерения, возможности и т.д. В плане необходимо отразить ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. С целью успешной адаптации подростка в дальнейшей жизни в социуме необходимы также организация и проведение в условиях интерната воспитательных форм работы, направленных на формирование у ребят умений общаться продуктивно и доброжелательно, конструктивно разрешать проблемы в процессе общения. С этой целью рекомендуется организовывать встречи с представителями различных профессий, психологами (тренинги общения) и т.д.; проводить диспуты, дискуссии, беседы; привлекать ребят к участию в работе студий, клубов, секций, действующих во внешкольных учреждениях микрорайона.

 

Работа социального пе-дагога в досуговых цент-рах и летних лагерях
Одно из направлений работы социального педагога – организация досуговой деятельности детей, в процессе которой формируется общая культура ребенка, развиваются природные задатки

и способности, что в свою очередь, влияет на его социализацию.

Досуговая деятельность детей осуществляется в центрах досуга. Одна из функций досуговых центов – образование, предполагающее владение знаниями сверх школьных программ, развитие способностей и профессиональная ориентация. Среди досуговых центров, дающих дополнительное образование, различают: а) информационно-теоретические (существующие на базе высших учебных заведений – научные общества, интеллектуальное казино, клубы «Что? Где? Когда?» и т.д.); б) наглядно-демонстрационные (кино- и видео клубы); в) учебно-инструктивные (искусствоведческие, естественнонаучные, технические и другие объединения); г) художественно-творческие (художественные и творческие объединения, клубы по интересам, клубы выходного дня, семейные клубы и др.); е) спортивно-оздоровительные (ДЮСШ, спортивные и туристические клубы и т.д.).

Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества – летние лагеря различного профиля. Сегодня на их базе развернулись оздоровительно-воспитательные учреждения с различными программами отдыха: для одаренных детей и подростков, оборонно-спортивные лагеря для трудных подростков, лагеря патриотического воспитания, семейные лагеря, лагеря скаутов и пионеров, лагеря туристические и трудовые, лагеря типа мастер-школа («Палехские каникулы») и лагеря фольклорных ремесел, лагеря с дневным пребыванием (на базе образовательно-воспитательных учреждений).

Необходимым в работе социального педагога, организующего досуг учащихся, является использование метода соревнования, стимулирующего детей. Эффективными при этом считаются личностно ориентированные и игровые технологии. Большое значение имеет и оценка результатов досуговой деятельности школьников, которая рассматривается как признание способностей ребенка, его индивидуальности. Помимо групповых, социальный педагог должен использовать и индивидуальные формы работы (беседы, наблюдение, консультации, помощь, диагностику (с целью всестороннего изучения и оценки личностных качеств воспитанника).

На сегодняшний день в процессе организации досугового общения социальными педагогами используются формы работы в клубах, салонах, библиотеках, парках, лагерях; привлекаются к данной работе молодежные объединения и средства массовой информации (радио и телевидение).

Литература

 

1. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с.

2. Вышинская, И.Б., Формирование культуры личности подростка в процессе социально-педагогической деятельности / И.Б. Вышинская, И.П. Кутенева // Праблемы выхавання. – 2000. – № 3. – С. 117–126.

3. Маслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога: пособие для самообразования специалиста по социальной работе / Н.Ф. Маслова. – Орел: Орловский гос. ун-т, 1994. – 135 с.

4. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

5. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина Г.А. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 208 с.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Азбука форм воспитательной работы: справочник / авт.-сост. З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск: Новое знание, 2001. – 315 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

4. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

5. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков [и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с.

6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: постановление Мин. образования Респ. Беларусь, 14 дек. 2006 г., № 125 // Сборник нормативных документов Министерства образования Респ. Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 9–40.

7. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002. – 320 с.

8. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1999. – 464 с.

9. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

10. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

11. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.

12. Пуйман, С.А. Педагогика / С.А. Пуйман. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 256 с.

13. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

14. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.

15. Степаненков, Н.К. Педагогика: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: изд. Скакун В.М., 1998. – 448 с.

16. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

17. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Амосова, Т.В. Гендерная социализация в школе / Т.В. Амосова // Адукацыя i выхаванне. – 2007. – № 7. – С. 21–24.

2. Анапрэенка, Я.Р. Фактары, якiя дэтэрмiнуюць супрацьпраўныя паводзiны непаўналетнiх / Я.Р Анапрэенка, М.М. Бяганскi // Адукацыя i выхаванне. – 2000. –№ 6. –С. 52–55.

3. Арсланова, Л.Г. Большая перемена: сборник сценариев организаторам досуга / Л.Г. Арсланова. – М.: АРКТИ, 2005. – 62 с.

4. Байдина, Т.В. Классный час как эффективная модель воспитательной работы / Т.В. Байдина // Народная асвета. – 2006. – № 9. – С. 90–93; – № 10. – С. 93–96; – № 11. – С. 93–96.

5. Байдина, Т.В. Как разработать и реализовать школьный экологический проект / Т.В. Байдина // Народная асвета. – 2007. – № 3. – С. 94–96.

6. Белая, М.В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу / М.В. Белая // Народная асвета. – 2006. – № 4. – С. 79–84.

7. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с.

8. Воднева, А.К. Сучасная сям’я: Асаблiвасцi рэалiзацыi выхаваучай функцыi / А.К. Воднева // Народная асвета. – 2000. – № 1. – С. 39 – 43.

9. Демидюк, В.А. Экологическое воспитание школьников через восприятие живой природы / В.А. Демидюк // Праблемы выхавання. – 2000. – № 4. – С. 68 –73.

10. Дик, Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей: кн. современного руководителя / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –345 с.

11. Духовно-нравственное воспитание: пособие / сост. С.А. Титова. – Минск: Красико-принт, 2006. – 125 с.

12. Журлова, И.В. Социально-педагогические основы организации свободного времени старших школьников: метод. пособие / И.В. Журлова. – Мозырь: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2001. –36 с.

13. Зданович, В.М. Формирование компетенций гражданственности в школе / В.М. Зданович // // Народная асвета. – 2006. – № 7. – С. 3–9.

14. Зублевская, А.Ю. Правовые знания, ценностные установки, внутренние убеждения / А.Ю. Зублевская // Народная асвета. – 2007. – № 5. – С. 81–84.

15. Игнатович, А.А. Интеллектуальные игры как средство формирования творческой личности / А.А. Игнатович // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 3. – С. 12–14.

16. Капалыгина, И.И. Здравосозидание – приоритетная задача государства (система здравоохранительного воспитания общеобразовательной белорусской школы) / И.И. Капалыгина // Народная асвета. –2007. – № 2. – С. 7–10.

17. Кивлюк, Л.А. Информационно-коммуникативные технологии в воспитательной деятельности / Л.А. Кивлюк // Праблемы выхавання. – 2006. – № 5. – С. 19–24.

18. Колобова, Е.Ф. Внешкольное воспитание и образование: приоритеты, проблемы, поиск // Праблемы выхавання. – 2006. – № 3. – С. 38–41.

19. Куриленко, Н.С. Культурно-досуговая деятельность как средство воспитания / Н.С. Куриленко, В.В. Чечет // Народная асвета. – 2005. – № 12. – С. 35–39.

20. Кухаронак, В.Г. Творческая деятельность в эстетическом воспитании школьников / В.Г. Кухаронак // Праблемы выхавання. – 2000. – № 4. – С. 30–39.

21. Мядзведеў, В.А. Навукова-метадычныя асновы аптымізацыі фізічнага выхавання школьшкаў / В.А. Мядзведеў //Адукацыя i выхаванне. –2000. – № 10. – C. 24–27.

22. Новицкая, А.И. Экологическое воспитание. Подвижные игры: пособие для педагогов и клас. руководителей общеобразоват. школ, педагогов-организаторов внешк. учреждений / А.И. Новицкая, В.М. Минаева, П.И. Новицкий. – Минск: БелЭН, 2003. – 95 с.

23. Планирование воспитательной работы в классе: метод. пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – М: ТЦ Сфера, 2002.– 128 с.

24. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. пособие / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 350 с.

25. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод пособие / С.Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2002. –144 с.

26. Пракаповiч, I.М. Арганiзацыя i правядзенне школьных краязнаўчых экспедыцый / I.М Пракаповiч // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 6. – С. 25–27.

27. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: постановление Мин. образования Респ. Беларусь, 28 дек. 2006 г., № 132 // Сборник нормативных документов Мин. образования Респ. Беларусь. – 2007. – № 11. – С. 3–33.

28. Сезнева, Т.А. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков / Т.А. Сезнева // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 11. – С. 35–39.

29. Семочкина, Л.В. Детская организация в социуме / Л.В. Семочкина // Праблемы выхавання. – 2000. – № 3. – С. 8–13.

30. Скурат, Г.Г. Играем вместе: пособие для учителей, практ. психологов, рук. кружков / Г.Г. Скурат. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 214 с.

31. Шилова, Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практ. пособие / Т.А. Шилова. – 2-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2005. – 93 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.24.82 (0.065 с.)