Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 19. Работа социального педагога в сфере организации внеучебного времени школьниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«В современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом, как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого. Главные требования к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе,.. знания и эрудиция, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав…» Ю.В. Василькова
а) диагностическая, б) организаторская, в) аналитико-прогностическая, г) предупредительно-профилактическая, д) социально-терапевтическая, е) коммуникативная, ж) охранно-защитная. Направления работы социального педагога в условиях школы: · профилактика правонарушений среди учащихся; · реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением; · работа с опекаемыми детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей; · работа с малообеспеченными и многодетными семьями; · работа с семьями учащихся; · работа с педагогическим коллективом школы. Исходя из этого, социальный педагог выполняет в школе следующие виды деятельности: · организация внеучебного времени учащихся; курирование работы различных секций, студий, клубов и т.д. в школе; · координация работы педагогического коллектива с проблемными детьми, с семьями учащихся, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона; · систематическая диагностика и информирование педагогического коллектива школы о психологическом климате в каждом классе, о возможных путях оказания помощи «трудным» учащимся; · составление индивидуального плана коррекции личности каждого педагогически запущенного воспитанника, составление плана социальной работы школы; · поддержание связей с внешкольными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями, инспекцией по делам несовершеннолетних; · тесное сотрудничество со школьным психологом, школьной службой здоровья, педагогом-организатором, заместителем директора школы по воспитательной работе [5]. Социальный педагог призван решать вопросы адаптации учащихся к жизненной среде, социализации личности каждого школьника и его социальной защиты, регулирования межличностных отношений в системах «ученик – ученик» и «учитель – ученик», жизненного самоопределения школьников. Для этого работа осуществляется социальным педагогом не только с коллективом, но и, в большинстве случаев, индивидуально с каждым учеником.
правонарушителей. Социальный педагог, работая в микрорайоне, закрепляется за определенным участком – районом, улицей, домами. В его задачи входит: · организация благотворительных мероприятий в микрорайоне, праздников для больных детей и детей сирот; · создание спортивных баз, культурных и реабилитационных центов, различных объединений для совместного времяпровождения детей и родителей в выходные дни; · организация походов, спортивных соревнований, клубов по интересам, спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, дворовой библиотеки. Работа социального педагога предполагает ведение определенной документации, вследствие чего от социального педагога требуется: · создание паспорта своего района, где обозначены границы района, места досуговых и учебных заведений, особо опасные территории (пустыри, заброшенные дома и т.д.); · ведение дневника социального педагога; · заполнение информационных листков (пять в месяц), на основе которых осуществляется создание банка данных о детях и подростках микрорайона, принадлежащих «группе риска»; · оформление ежемесячного отчета о проделанной работе. Одной из важнейших проблем в работе социального педагога в условиях микрорайона является его взаимодействие с детьми и подростками «группы риска». В этом отношении интересен опыт российских коллег. Так, в 1997 г. благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Россия) и гуманитарная ассоциация «Эки либр» (Франция) подготовили совместную программу «Дети московских улиц», направленную на решение проблемы беспризорности в Москве. Из числа социальных работников и социальных педагогов была создана группа «Поиск», которая изучала условия жизни и поведение ребят «группы риска». В результате было выявлено 150 детей «группы риска» и 25 мест их встречи (метро, незаселенные дома, чердаки и подвалы, канализационные колодцы и т.д.). Вследствие этого было создано реабилитационное пространство, включающее ведомства, службы, учреждения и общественные организации, осуществляющие профилактику и реабилитацию детей и подростков «группы риска». Программа реабилитационного пространства имела главной задачей восстановление психологического, физического, социального и правового состояния детей и подростков «группы риска». Данная программа предполагала создание банка данных детей и подростков этой категории, объединение для работы с ними государственных организаций, социальных работников, волонтеров, спонсоров, средств массовой информации. Реабилитационное пространство включает приюты; детские клубы; дневной реабилитационный центр (где дети могут оставаться и на ночь); Детский наркотический центр; Центр по работе с детьми-инвалидами; Центр для детей, переживших насилие; школы-интернаты; детские дома; детские больницы. Центральным звеном реабилитационного пространства стал Цент социализации, в котором действуют: станция экстренной помощи (медицинской, материальной, психологической, педагогической и т.д.); психологическая служба (выявление на основе диагностики и наблюдения причин девиантного поведения, участие в разработке программы реабилитации ребенка); методологический отдел (методическая помощь службам, клубам и т.д., работающим с подростками); социальная служба (разработка программы реабилитации ребенка); служба «Ребенок на улице» (органы опеки и попечительства Комитета по делам несовершеннолетних, правоохранительные органы, социальные педагоги и социальные работники, которые реализуют программу реабилитации в отношении каждой семьи, имеющей ребенка этой категории) [1, с. 66–75]. В целом усилия воспитателей и специалистов Центра социализации направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, на его социальную и защиту и оказание различной помощи, преодоление последствий влияния негативных факторов [4, с 83]. Эффективность деятельности социального педагога, работающего в микрорайоне, оценивается по следующим показателям: – число детей, которых удалось вернуть к учебе, в семью, пристроить в приют, к родственникам, реабилитационные центы; – число детей, задействованных в студиях, клубах, кружках, секциях, общественных организациях и т.д.; – количество детей, прекративших принимать психотропные вещества, определенных в больницы и т.д.; – динамика снижения детской и подростковой преступности в районе; – массовость и систематическое проведение культурных мероприятий в районе, спортивных турниров и соревнований. Для социального педагога, работающего в микрорайоне, установлена 36-часовая рабочая неделя (6 дней по 6 часов) с 16.00 до 22.00. Раз в неделю проходит собрание всех социальных педагогов и социальных работников района, на которых подводятся итого работы за неделю, вводится новая информация, осуществляется планирование работы на последующий период. Необходимо заметить, что к деятельности в условиях микрорайона нужно привлекать не только трудновоспитуемых детей подросткового и старшего школьного возраста, но и, в значительной степени, детей младшего возраста в целях профилактики девиантного поведения.
Эта система – социально-педагогические комплексы (СПЦ). СПЦ – это структурно-упорядоченная и разветвленная сеть организации воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических структур, социальных территориальных объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав каждого члена в успешном физическом, психическом и социальном развитии личности [3, с. 124]. Работа социально-педагогического комплекса меняет учебно-воспитательный процесс школы. Педагоги включаются в работу внешкольных детских учреждений, классные руководители и воспитатели групп продленного дня тесно сотрудничают с социальным педагогом. Комплексы создаются с целью объединить различные организации микрорайона, в которых, наряду с общим образованием, учащиеся получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы включают общеобразовательные, музыкальные, художественные и спортивные школы, станции юных техников и юных туристов, детские центры творчества и другие детские внешкольные учреждения, творческие объединения учащихся, а также воинские части и отделения милиции [2, с. 120]. Финансирование комплексов осуществляется за счет бюджета и спонсорства. Главным в этом единении является ребенок, его личность, его настоящее и будущее – среди сверстников, в семье, в обществе. Особая роль в комплексе отводиться школе. Все мероприятия включаются в планы работы школы: годовой, классных руководителей, учительских и ученических общественных организаций. Рассмотрим примерную структуру социально-педагогического комплекса.
Связь педагогического коллектива и коллективов других социальных институтов и предприятий, работающих в комплексе, должна основываться на сотрудничестве по всем выработанным направлениям.
Социальные приюты – образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем, осуществляется коррекция и реабилитация детей. Контингент приюта составляют в основном дошкольники и младшие школьники (90 %), для которых проживание в семье стало невозможным по различным причинам: алкоголизм родителей; отсутствие элементарных условий для жизни; постоянные побои; сексуальное насилие (11 % детей от 1,5 до 15 лет); смерть родителей; болезнь матери, воспитывающей в одиночестве, и отсутствие родственников, способных заботиться о детях и т.д. В приюты детей направляют сотрудники милиции (60 %), социальные педагоги (25 %), родственники (10 %), оставшиеся 5 % детей приходят в приют сами. За время нахождения ребенка в приюте социальному педагогу необходимо сделать полное медицинское освидетельствование состояния его физического и психического здоровья; собрать сведения о родителях, родственниках, школе и воспитательных учреждениях, где он раньше находился; погасить кризисное состояние ребенка и организовать его лечение (по данным российских социальных служб 80 % детей имеют психоневрологическую патологию, у 42 % – задержка психоречевого развития, более чем у 50 % – инфекционные и простудные заболевания, болезни хронической формы); приобщить ребенка к учебе, внеклассной развивающей деятельности, труду; определить будущее ребенка, так как многих из них нельзя вернуть в семьи из-за лишения родителей родительских прав, отсутствия родственников, способных осуществлять опекунство и т.д. В условиях приюта социальному педагогу необходимо решить ряд задач: создать для детей обстановку, приближенную к условиям нормальной семейной жизни; установить с каждым ребенком эмоциональный контакт, основанный на доверии; научить детей соблюдать нормы общежития и соблюдать порядок; стимулировать подростков к самоанализу, самооценке, самовоспитанию; наполнить послеурочное время пребывания детей в приюте различными интересными видами деятельности (игровой, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной и т.д.) Особенность приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Сроки пребывания каждого ребенка в приюте индивидуальны, как и программа его реабилитации. Тех детей, у которых больше нет возможности вернуться в семью или к опекунам, направляют в дома ребенка (в возрасте от 1 г. до 3 лет), в детские дома и школы-интернаты. По статистическим данным в школах-интернатах содержатся 70 % детей, родители которых лишены родительских прав, 8 % – дети родителей-инвалидов и одиноких родителей, 7 % – дети, от которых отказались родители. Как показывают результаты социально-педагогических исследований, дети, воспитывающиеся в интернатах, демонстрируют ряд негативных характеристик: отстают в психическом развитии от сверстников из нормальных семей; страдают хроническими заболеваниями; проявляют склонность к употреблению наркотиков и правонарушениям; не умеют общаться, нервозны, замкнуты, агрессивны, равнодушны, конфликтны; демонстрируют иждивенческие черты, отсутствие ответственности и бережливости. В интернате дети практически не имеют возможности находиться в одиночестве, поэтому в процессе такого коллективного воспитания формируется стандартный социальный тип личности, не подготовленной морально к самостоятельной жизни, привыкшей жить по указке, не умеющей общаться с людьми в социуме и планировать свое будущее. Исходя из этого, социальному педагогу в процессе работы с такими детьми необходимо стимулировать их к процессу самопознания, самоутверждению, развитию внутреннего мира. Педагогу важно выявить способности и интересы каждого ребенка, помочь в реализации и развитии выявленных способностей, сориентировать детей на этой основе на получение определенной профессии в будущем и учебное заведение, где они могут в дальнейшем обучаться. Социальному педагогу рекомендуется совместно с каждым подростком составить план его будущей жизни, учитывая его жизненную позицию, запросы, намерения, возможности и т.д. В плане необходимо отразить ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. С целью успешной адаптации подростка в дальнейшей жизни в социуме необходимы также организация и проведение в условиях интерната воспитательных форм работы, направленных на формирование у ребят умений общаться продуктивно и доброжелательно, конструктивно разрешать проблемы в процессе общения. С этой целью рекомендуется организовывать встречи с представителями различных профессий, психологами (тренинги общения) и т.д.; проводить диспуты, дискуссии, беседы; привлекать ребят к участию в работе студий, клубов, секций, действующих во внешкольных учреждениях микрорайона.
и способности, что в свою очередь, влияет на его социализацию. Досуговая деятельность детей осуществляется в центрах досуга. Одна из функций досуговых центов – образование, предполагающее владение знаниями сверх школьных программ, развитие способностей и профессиональная ориентация. Среди досуговых центров, дающих дополнительное образование, различают: а) информационно-теоретические (существующие на базе высших учебных заведений – научные общества, интеллектуальное казино, клубы «Что? Где? Когда?» и т.д.); б) наглядно-демонстрационные (кино- и видео клубы); в) учебно-инструктивные (искусствоведческие, естественнонаучные, технические и другие объединения); г) художественно-творческие (художественные и творческие объединения, клубы по интересам, клубы выходного дня, семейные клубы и др.); е) спортивно-оздоровительные (ДЮСШ, спортивные и туристические клубы и т.д.). Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества – летние лагеря различного профиля. Сегодня на их базе развернулись оздоровительно-воспитательные учреждения с различными программами отдыха: для одаренных детей и подростков, оборонно-спортивные лагеря для трудных подростков, лагеря патриотического воспитания, семейные лагеря, лагеря скаутов и пионеров, лагеря туристические и трудовые, лагеря типа мастер-школа («Палехские каникулы») и лагеря фольклорных ремесел, лагеря с дневным пребыванием (на базе образовательно-воспитательных учреждений). Необходимым в работе социального педагога, организующего досуг учащихся, является использование метода соревнования, стимулирующего детей. Эффективными при этом считаются личностно ориентированные и игровые технологии. Большое значение имеет и оценка результатов досуговой деятельности школьников, которая рассматривается как признание способностей ребенка, его индивидуальности. Помимо групповых, социальный педагог должен использовать и индивидуальные формы работы (беседы, наблюдение, консультации, помощь, диагностику (с целью всестороннего изучения и оценки личностных качеств воспитанника). На сегодняшний день в процессе организации досугового общения социальными педагогами используются формы работы в клубах, салонах, библиотеках, парках, лагерях; привлекаются к данной работе молодежные объединения и средства массовой информации (радио и телевидение). Литература
1. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с. 2. Вышинская, И.Б., Формирование культуры личности подростка в процессе социально-педагогической деятельности / И.Б. Вышинская, И.П. Кутенева // Праблемы выхавання. – 2000. – № 3. – С. 117–126. 3. Маслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога: пособие для самообразования специалиста по социальной работе / Н.Ф. Маслова. – Орел: Орловский гос. ун-т, 1994. – 135 с. 4. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416 с. 5. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина Г.А. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 208 с. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Азбука форм воспитательной работы: справочник / авт.-сост. З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск: Новое знание, 2001. – 315 с. 2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. 3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с. 4. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с. 5. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков [и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с. 6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: постановление Мин. образования Респ. Беларусь, 14 дек. 2006 г., № 125 // Сборник нормативных документов Министерства образования Респ. Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 9–40. 7. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002. – 320 с. 8. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1999. – 464 с. 9. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с. 10. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с. 11. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с. 12. Пуйман, С.А. Педагогика / С.А. Пуйман. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 256 с. 13. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с. 14. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с. 15. Степаненков, Н.К. Педагогика: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: изд. Скакун В.М., 1998. – 448 с. 16. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 17. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Амосова, Т.В. Гендерная социализация в школе / Т.В. Амосова // Адукацыя i выхаванне. – 2007. – № 7. – С. 21–24. 2. Анапрэенка, Я.Р. Фактары, якiя дэтэрмiнуюць супрацьпраўныя паводзiны непаўналетнiх / Я.Р Анапрэенка, М.М. Бяганскi // Адукацыя i выхаванне. – 2000. –№ 6. –С. 52–55. 3. Арсланова, Л.Г. Большая перемена: сборник сценариев организаторам досуга / Л.Г. Арсланова. – М.: АРКТИ, 2005. – 62 с. 4. Байдина, Т.В. Классный час как эффективная модель воспитательной работы / Т.В. Байдина // Народная асвета. – 2006. – № 9. – С. 90–93; – № 10. – С. 93–96; – № 11. – С. 93–96. 5. Байдина, Т.В. Как разработать и реализовать школьный экологический проект / Т.В. Байдина // Народная асвета. – 2007. – № 3. – С. 94–96. 6. Белая, М.В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу / М.В. Белая // Народная асвета. – 2006. – № 4. – С. 79–84. 7. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с. 8. Воднева, А.К. Сучасная сям’я: Асаблiвасцi рэалiзацыi выхаваучай функцыi / А.К. Воднева // Народная асвета. – 2000. – № 1. – С. 39 – 43. 9. Демидюк, В.А. Экологическое воспитание школьников через восприятие живой природы / В.А. Демидюк // Праблемы выхавання. – 2000. – № 4. – С. 68 –73. 10. Дик, Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей: кн. современного руководителя / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –345 с. 11. Духовно-нравственное воспитание: пособие / сост. С.А. Титова. – Минск: Красико-принт, 2006. – 125 с. 12. Журлова, И.В. Социально-педагогические основы организации свободного времени старших школьников: метод. пособие / И.В. Журлова. – Мозырь: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2001. –36 с. 13. Зданович, В.М. Формирование компетенций гражданственности в школе / В.М. Зданович // // Народная асвета. – 2006. – № 7. – С. 3–9. 14. Зублевская, А.Ю. Правовые знания, ценностные установки, внутренние убеждения / А.Ю. Зублевская // Народная асвета. – 2007. – № 5. – С. 81–84. 15. Игнатович, А.А. Интеллектуальные игры как средство формирования творческой личности / А.А. Игнатович // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 3. – С. 12–14. 16. Капалыгина, И.И. Здравосозидание – приоритетная задача государства (система здравоохранительного воспитания общеобразовательной белорусской школы) / И.И. Капалыгина // Народная асвета. –2007. – № 2. – С. 7–10. 17. Кивлюк, Л.А. Информационно-коммуникативные технологии в воспитательной деятельности / Л.А. Кивлюк // Праблемы выхавання. – 2006. – № 5. – С. 19–24. 18. Колобова, Е.Ф. Внешкольное воспитание и образование: приоритеты, проблемы, поиск // Праблемы выхавання. – 2006. – № 3. – С. 38–41. 19. Куриленко, Н.С. Культурно-досуговая деятельность как средство воспитания / Н.С. Куриленко, В.В. Чечет // Народная асвета. – 2005. – № 12. – С. 35–39. 20. Кухаронак, В.Г. Творческая деятельность в эстетическом воспитании школьников / В.Г. Кухаронак // Праблемы выхавання. – 2000. – № 4. – С. 30–39. 21. Мядзведеў, В.А. Навукова-метадычныя асновы аптымізацыі фізічнага выхавання школьшкаў / В.А. Мядзведеў //Адукацыя i выхаванне. –2000. – № 10. – C. 24–27. 22. Новицкая, А.И. Экологическое воспитание. Подвижные игры: пособие для педагогов и клас. руководителей общеобразоват. школ, педагогов-организаторов внешк. учреждений / А.И. Новицкая, В.М. Минаева, П.И. Новицкий. – Минск: БелЭН, 2003. – 95 с. 23. Планирование воспитательной работы в классе: метод. пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – М: ТЦ Сфера, 2002.– 128 с. 24. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. пособие / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 350 с. 25. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод пособие / С.Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2002. –144 с. 26. Пракаповiч, I.М. Арганiзацыя i правядзенне школьных краязнаўчых экспедыцый / I.М Пракаповiч // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 6. – С. 25–27. 27. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: постановление Мин. образования Респ. Беларусь, 28 дек. 2006 г., № 132 // Сборник нормативных документов Мин. образования Респ. Беларусь. – 2007. – № 11. – С. 3–33. 28. Сезнева, Т.А. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков / Т.А. Сезнева // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 11. – С. 35–39. 29. Семочкина, Л.В. Детская организация в социуме / Л.В. Семочкина // Праблемы выхавання. – 2000. – № 3. – С. 8–13. 30. Скурат, Г.Г. Играем вместе: пособие для учителей, практ. психологов, рук. кружков / Г.Г. Скурат. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 214 с. 31. Шилова, Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практ. пособие / Т.А. Шилова. – 2-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2005. – 93 с. ПРИЛОЖЕНИЕ А
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.012 с.) |