ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ



«Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения».

Б.Т. Лихачев

 

Этапы становления педагогики
История жизни многих поколений свидетельствует, что нет более сложных видов деятельности, чем разрешение проблем человека и воспитание личности, а

также организация совместной деятельности и общения людей. Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду, что послужило основанием к возникновению педагогической науки. В становлении педагогики как науки принято выделять следующие этапы:

1) зарождениепедагогической деятельности(2-ое тысячелетие до н. э.).

Появилась общественная функция педагога: род выделял старейшину, который передавал подрастающему юношеству опыт предыдущих поколений. До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики как первого этапа развития педагогики в целом мы находим сегодня в сказках, былинах, песнях, частушках, заговорах, считалках, колядках, исторических преданиях, песнях-хороводах.

2) возникновение педагогической теории (5 век до н. э.).

Педагогическая теория зарождалась в недрах философии. В работах философов Древней Греции впервые рассматриваются идеи воспитания и обучения подрастающего поколения. Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в трудах великих мыслителей – Сократа, Платона (трактаты «Государство», «Законы», «Диалоги» и др.), Аристотеля (трактаты «Никомахова этика», «Политика» и др.), Демокрита и др. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации развития личности (Аристотель) и раскрыли цели и этапы образования и воспитания человека.

Появляются термины, дошедшие до наших дней: педагог (греч. «пайдагогос» – детоводитель), гимназия (греч. «гимнасий» – учебное заведение, дающее спортивную и военную подготовку), школа (греч. «школа» – досуг) и др.

3. Выделение педагогики как самостоятельной науки (17 век).

Английский философ Фрэнсис Бэкон в трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623 г.) выделил педагогику в число самостоятельных дисциплин. Сущность педагогики была определена им как «руководство чтением»

В 17 в. большой вклад в развитие педагогики как науки внес Я.А. Коменский («Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов»). В своих книгах он особое внимание уделяет личности педагога. Его фраза «Никто не может сделать людей мудрыми кроме мудрого, никто красноречивыми кроме красноречивого, никто нравственными и благочестивыми кроме нравственного и благочестивого» как нельзя лучше подтверждает это. Вслед за Коменским в историю развития западноевропейской педагогики вошли имена таких виднейших педагогов как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт и Адольф Дистервег.

Плодотворной была теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого. В России развитие педагогической науки связано с именами М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, И.И. Бецкого (ХVIII век), К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого (ХIХ век), П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского (начало ХХ в.) и др.

Вторая половина ХХ в. знаменательна в русской и белорусской педагогике такими именами ученых как Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Б.Т. Лихачев, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Ф. Харламов, в том числе и именами педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др. В своих трудах ученые и педагоги-практики разрабатывали теории активизации обучения; проблемного, развивающего и личностно-ориентированного обучения; идеи педагогики сотрудничества, технологизации образовательного процесса и т.д.

Таким образом, в качестве источников развития педагогики можно назвать многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущую мировую и отечественную практику воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

 

Основные направления развития педагогики в начале ХХ века
В начале ХХ века развиваются новые педагогические направления. Одни из них были разработаны зарубежными учеными, затем успешно

адаптированы в отечественной педагогике. Другие являются результатом реализации новых педагогических идей славянских просветителей и педагогов-практиков. Так в этот период получают широкое распространение следующие направления в педагогике:

· христианская педагогика (С.А. Рачевский, Л.Н. Толстой, Н. Бердяев и др.);

· диагностическая педагогика (П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, Т. Симон);

· педагогика внешкольной среды (В.П. Вахтеров, С.Т. Щацкий, В. Зеленко);

· бихевиористская педагогика (Дж. Уотсон, Э. Торндайк);

· семейная педагогика (П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин, А.Н. Острогорский и др.);

· инструментально-прагматическая педагогика /педагогика мышления/ (Дж. Дьюи);

· антропософская /самопознание и саморазвитие/ (Р. Штейнер);

· патологическая педагогика и дефектология (В.П. Кащенко, Ж. Демор);

· социальная педагогика /развитие личности через изменение общества/ (П. Наторп);

· гуманистическая педагогика (М. Монтессори, К.Н. Вентцель, В. Штерн, С. Френе).

Таким образом, в педагогике начала ХХ века начинают осмысливаться сущность, пути и условия гуманного становления человеческой индивидуальности и личности в процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, в разных возрастах жизни человека, в разных культурных, социальных, религиозных, природно-общественных пространствах ее самореализации.

 

Направления и отра-сли гуманистической педагогики
На современном этапе актуальными являются идеи гуманистической педагогики, социальное назначение которой – практическая помощь в наиболее

полном раскрытии человеком его духовно-творческого, физического, психического и социального потенциала.

Рассмотрим ее основные направления и отрасли.

Направления гуманистической педагогики

Педагогика мира

Немилитаризированное воспитание и образование в духе миролюбия и взаимопонимания людей, миротворческой деятельности, устранение конфронтационных отношений между людьми и народами.

Педагогика ненасилия

Вера в доброе начало и способности ребенка, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека, воспитание ненасильственного отношения к природе и всему живому, развитие гуманного принятия и взаимопонимания людей.

Холистическая педагогика

Осознание человека как творческой целостности объективного и субъективного мира, вера и знания, познание и самоосознание деятельности и самодеятельности, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, личности и индивидуальности, коллективного и индивидуального, бессознательного и сознательного, духовного и физического, земного и космического.

Отрасли гуманистической педагогики

Семейная педагогика – поддерживающая, понимающая, нерепрессивная, эгалитарная (равноответственная со стороны воспитателя и воспитанника).

Возрастная педагогика (детская ясельная, детская дошкольная, младшего школьника, подростка, юношества, взрослых) – развивающая, сотрудничества, сотворчества, самоактуализации личности.

Дефектология (педагогика здоровья физического и духовного, сурдопедагогика, тифло-педагогика, олигофренопедагогика) – специальная, адаптивная к ребенку с отклонениями в развитии, коррекционно-развивающая самосознание ребенка.

Педагогика самообразования и самовоспитания.

Социальная педагогика – филантропическая (милосердие и благотворительность по отношению к социально обездоленным и незащищенным людям), педагогика среды (изучение путей организации культурно-образовательного пространства личности), педагогика досуга (помощь развитию культуры использования свободного времени), лечебно-коррекционная (изучение путей развития и воспитательно-образовательной помощи физически и психологически неблагополучным людям), превентивная (изучение путей и условий воспитательного влияния на социально-деструктивное поведение молодежи).

 
 
Структура предмет-ной области педаго-гики. Понятийный аппарат педагогики.


Педагогика- наука о воспитании человека на всех этапах его развития.

Педагогика – область культуры, которая исторически сохраняет, а также

информационно воспроизводит опыт ценностно-смыслового и практического

влияния старших поколений на младшие в процессе воспитания, образования, просвещения и самосовершенствования человека в контексте жизни его как члена рода, семьи, нации, государства [3, с.5].

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении его жизни [1, с.37].

Педагогика как наука оперирует обобщенной информацией и представляет собой систематизированное знание об опыте воспитания и образования человека. При этом педагогика как наука выполняет следующие функции: 1) описательную, 2) объяснительную, 3) прогнозо-предсказательную.

Многими исследователями педагогика рассматривается и как искусство. Обоснование этой позиции сделал в своих работах еще немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт (1776 –1841). Педагогика как искусство базируется на следующих положениях:

· олицетворенный опыт созидания человеческого в человеке

· мера мастерства и творчества в воспитании и образовании

· практическое приложение знаний в самопостроении личности и ее самореализации.

По определению известного белорусского ученого И.Ф. Харламова, предмет педагогики – это исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса [5, с. 26].

Московский профессор В.А. Сластенин и представители его научной школы в качестве предмета педагогики называют образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях) [4, с.61].

Проблемы, исследуемые педагогикой:

– изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание

– определение целей воспитания;

– разработка содержания воспитания;

– исследование методов воспитания.

Структура предметной области педагогики включает следующие компоненты:

 

История педагогикиТеория образования

– история школы – менеджмент образования

– этнопедагогика – сравнительная педагогика

– онтопедагогика – социология образования

– школоведение

Дидактика Теория воспитания

– прикладные методики – теория и методика воспитательной

– методика самообразования работы

– теория и методика самовоспитания

 

Понятийный аппарат педагогики включает основные понятия, характеризующие представленные выше структурные компоненты:

 

· Воспитание ·Просвещение ·Обучение

· Самовоспитание ·Образование ·Преподавание

· Перевоспитание ·Самообразование ·Учение

·Научение

 

·Педагогическая система

·Педагогический процесс

·Педагогические технологии

 

 
 
Ссвязь педагогики с другими науками


Педагогика является сложной гуманитарной наукой, интегрирующей в себе данные всех естественных и общественных наук

о личности, о законах развития общественных воспитательных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения [2, с.72].

Синтез различных наук о человеке позволяет педагогике глубже и всесторонне исследовать закономерности воспитания.

Современная педагогика, как правило, тесно связана с науками разного плана, в числе которых следующие:

 

Этнография Психология Психотерапия Педиатрия История Медицина Анатомия Нейропсихология Физиология Биология Теология Философия Демография Антропология Эстетика Социальная психология Космология Астрология Экология Искусство Языкознание Математика Хронобиология Акмеология Право Политика Экономика Менеджмент Информатика Кибернетика Конфликтология Социальная культурология

Один из аспектов взаимосвязи педагогики с названными выше науками состоит в том, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникнуть в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы (философия, этика, эстетика и т.д.).

Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование методов исследования, взятых из данных наук (психология, социология, математическая статистика и т.д.).

Третий аспект – это объединение усилий педагогов и представителей других наук для решения образовательных проблем (например, организация обучения параллельно с лечением и профилактикой заболеваний и др.).

Общедисциплинарные понятия:личность, формирование, развитие, деятельность, становление, общение, социализация, отношение, индивидуальность, коллектив, ценности, творчество, взаимодействие и др.

 

Методология педаго-гики и методы педагогических иссле-дований
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Методология педагогической науки – это совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Педагогика как наука базируется на двух философских концепциях. В соответствии с первой концепцией решающим в развитии человека является его происхождение, а внешние условия играют в его формировании второстепенную роль (Др.-греч. философы Сократ и Платон). Согласно второй – формирование человека зависит от внешних условий и обстоятельств жизни (Др -греч. философы Демокрит и Эпикур).

Методология современной педагогики основывается на:

а) диалектическом подходе к изучению социальных процессов деятельности, общения, отношений, взаимодействия (изучение окружающей жизни в развитии);

б) структурном подходе в описании педагогических процессов и объектов деятельности в их функциях, устойчивых связях и отношениях элементов организации;

в) ценностно-смысловом и личностно-временном подходе в рассмотрении педагогических явлений и процессов с позиций активных устремлений, ценностных ориентаций, мотивов, интересов, уровня притязаний личности конкретного человека (раскрытие смысла, перспектив, значимой пользы для воспитанников);

г) системном анализе педагогических процессов и явлений в их целостном построении (формулировка конечной и промежуточной цели, средств, объекта и предмета исследования и программы деятельности, обеспечивающей достижение целевых результатов в конкретной ситуации).

Методы педагогических исследований представляют собой способы получения, уточнения и обработки информации о педагогических явлениях и процессах. Представим наиболее известные и используемые методы педагогических исследований.

Психологические методы:личностные опросники, социометрия, тесты интеллекта, тесты способностей,психоанализ, самонаблюдение, психотерапия и логотерапия.

Практические методы: педагогический эксперимент, ситуация свободной деятельности, самоорганизация времени, педагогическое проектирование, ситуация выбора..

Вербально-логические методы:анализ школьных и педагогических документов,обобщение педагогического опыта, метод экспертных оценок, имитационные игры, педагогическое моделирование, педагогический консилиум.

Социологические методы:прогнозирование среды, типологическое моделирование, социальное проектирование, статистический анализ, групповой опрос.

Невербальные методы: наблюдение, графический, символический, цветометрический, нумерологический, тематический рисунок.

Следует отметить, что каждый из приведенных методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон педагогического процесса. Для всестороннего же изучения педагогических процессов и явлений применяется вся совокупность представленных методов.

 

Литература

1. Жук, А.И. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

2. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – 464 с.

3. Маслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога: пособие для самообразования специалиста по социальной работе / Н.Ф. Маслова. – Орёл: Орловский гос. ун-т, 1994. –135 с.

4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.

5. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.013 с.)