Тема 11. Трудовое и экономическое воспитание школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Трудовое и экономическое воспитание школьников



 

«В знаменитых семействах наших два порока, деморализующих людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие».

Ян Снядецкий

«Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но и должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

К.Д. Ушинский

 
 
Понятие «трудовое воспитание». Функции трудового воспитания


Приведенные выше высказывания известных педагогов еще раз убеждают нас в том, что труд выступает в качестве основного источника материального и духовного богатства общества, священного

долга человека, фундамента его личностного развития. Немало ценных идей, связанных с трудовым обучением и воспитанием, содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

Первостепенное значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Что же мы понимаем под трудовым воспитанием?

Трудовое воспитание – организация и стимулирование различных видов трудовой деятельности учащихся и формирование у них добросовестного отношения к работе, содействие проявлению ими инициативы, творчества, стремления к высоким результатам [5, с.250].

Задачи трудового воспитания: 1– формирование у учащихся положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; 2 – развитие познавательного интереса к знаниям; 3 – воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; 4 – формирование у учащихся трудовых умений и навыков, основ культуры умственного и физического труда [7, с.315].

Основополагающим качеством в процессе трудового воспитания является трудолюбие, под которым мы понимаем результат трудового воспитания, качество личности, характеризующееся сформированной потребностно-мотивационной сферой, умением добросовестно выполнять любую необходимую работу.

В качестве функций трудового воспитания выступают следующие:

– труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека, повышают его жизненную энергию и работоспособность;

– труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку;

– труд имеет большое значение для нравственного развития личности, так как ценность учащихся как граждан зависит от их умения трудиться и приносить пользу себе и людям;

– труд содействует формированию у школьников товарищеских отношений, чувства коллективизма, взаимной требовательности и ответственности. Так В.А. Сухомлинский следующим образом охарактеризовал это: «Дух труда рождается и живет в коллективе, в трудовых отношениях. Вся школа должна быть трудовым коллективом, идея труда для людей, общества, народа должна вдохновлять коллективную мысль, коллективные устремления. Нет трудового коллектива – ученики не поймут на собственном опыте необходимость дисциплины, подчинения требованиям старших и своих же товарищей, избранных или уполномоченных руководить. Настоящая социализация личности начинается с того, что человек относится к своим трудовым обязанностям не только как к необходимости, но и как к конкретному способу удовлетворить свои потребности в другом человеке…Это чувство потребности в другом человеке, которое порождается коллективным трудом, и есть самое важное во всей трудовой жизни коллектива» [8, с.283–284];

– труд способствует жизненному самоопределению учащихся и правильному выбору профессии на основе способностей, склонностей и интересов.

 
 
Основные виды трудо- вой деятельности школьников


Основным видом трудовой деятельности для школьников является учебный труд, который основывается на умственной и физической работе [5, с.253].

Школьная программа предусматривает также трудовое обучение на уроках труда (ручной труд в младших классах, занятия в школьных учебных мастерских в средних классах, учебно-производственная практика в УПК в старших классах). Таким образом, трудовое обучение – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение учащимися практическими приемами трудовой деятельности, на формирование и совершенствование трудовых навыков.

Общественно полезный труд в условиях школы, который организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. К данному виду относят благоустройство учащимися пришкольной территории (уборка и озеленение), уборку класса, ремонт школьной мебели и оборудования, ремонт книг в школьной библиотеке, изготовление наглядных пособий для занятий (таблиц, картин, диаграмм, гербариев, простейших моделей) и т.д.

Имеет большое значение и общественно полезный труд в условиях микрорайона в виде организованной работы по сбору школьниками вторичного сырья (макулатуры и металлолома), сбору лекарственных растений, озеленению улиц, деятельности школьных строительных отрядов, тимуровских бригад и т.д.

Производительный труд школьников, предполагающий их участие в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Это находит выражение в создании ученических производственных мастерских и цехов, школьных кооперативов. Сюда относится и производительный труд ученических бригад на промышленных предприятиях, летняя работа на полях во время школьных каникул в сельском хозяйстве, работа школьных лесничеств.

Трудовая деятельность по самообслуживанию в условиях семьи, предполагающая различные виды деятельности ребенка в зависимости от возраста – уход за своими игрушками, одеждой и обувью; уход за домашними цветами, уборка в квартире, поддержание порядка в расположении вещей и т.д. Таким образом, у школьников воспитывается привычка к труду, бережное отношение к материальным ценностям и личным вещам.

Формирование положительного отношения учащихся к различным видам трудовой деятельности и их стимулирование осуществляется с помощью следующих внеклассных форм: этические беседы, лекции, доклады, классные часы, читательские конференции, школьные вечера, диспуты, встречи с передовиками промышленного и сельского хозяйства, экскурсии на производство, поддержание шефских связей с предприятиями, создание комнат трудовой славы. Трудовая деятельность школьников должна носить регулярный характер. По мнению А.Д. Копытова, именно от педагогов зависит определение порядка трудовой деятельности школьников, распределение обязанностей между учащимися, назначение ответственных, руководство процессом трудовой деятельности, подведение итогов, поощрение отличившихся в работе [3, с.4].

Педагогические условия организации трудового воспитания:

· подчинение детского труда учебно-воспитательным задачам на основе взаимосвязи целей учебного, общественно полезного и производительного труда;

· сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника;

· доступность и посильность трудовой деятельности;

· разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащимися;

· сочетание коллективных и индивидуальных форм труда [6, с.10–11].

 

Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся
Профессиональная ориентация – обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, всецело направленных на

оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении [7, с.318].

Профессиональная ориентация в педагогическом процессе – это ознакомление учащихся с различными профессиями и видами труда и оказание им помощи в выборе будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Система профессиональной ориентации включает компоненты:

· профессиональное просвещение – сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях к различным профессиям; потребностях конкретного региона в определенных профессиях и специальностях; формирование профессиональных мотивов. Осуществляется через учебный процесс и систему внеклассных мероприятий – беседы, лекции, доклады, встречи со специалистами, экскурсии на предприятия и стройки, вечера;

· профессиональная диагностика – осуществляется по отношению к каждому конкретному ученику с использованием специальных методик, позволяющих выяснить особенности высшей неравной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии;

· профессиональная консультация – советы и помощь специалистов (психологов, врачей, педагогов), заключающиеся в установлении соответствия между требованиями к профессии и индивидуально-психологическими особенностями ученика. Может носить справочно-информационный (содержание профессии, требования к ней, возможности трудоустройства), диагностический индивидуальный (склонности, интересы и способности) и медицинский (здоровье ученика) характер;

· профессиональный отбор – предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Осуществляется средними специальными и высшими учебными заведениями или учреждениями, принимающими человека на работу;

· профессиональная адаптация – процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства и условиям труда, особенностям специальности, трудовому коллективу [9, с.78–79].

Группа российских ученых под руководством С.Н. Чистяковой, разработавших новую концепцию системы профессиональной ориентации школьников, предлагает структуру, состоящую из 3 элементов: получение школьниками знаний о себе самом (образ «Я»); получение информации о мире профессионального труда; осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о предпочитаемой профессиональной деятельности при осуществлении различных видов трудовой деятельности). Этот вариант профориентационной системы является более личностно ориентированным.

 
 
Сущность и задачи экономического вос-питания школьников


На современном этапе формирование экономической культуры у молодых людей неразрывно связано с подготовкой выпускников к жизни, к труду.

Экономическая культура является и одним из необходимых условий становления гражданской позиции личности школьника. Формирование экономической культуры школьников – цель экономического воспитания в условиях современной школы. Под экономической культурой при этом понимают выработку у учащихся ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности и бытовой сфере.

На сегодняшний день уровень сформированности экономической культуры школьников, как в нашей стране, так и в пределах ближнего зарубежья оставляет желать лучшего. Приведем результаты исследования, осуществленного сотрудниками Челябинского педагогического института в общеобразовательных школах области в 2001 г.:

· 55 % школьников ответили отрицательно на вопрос, взяты ли школьные кабинеты и их оборудование на сохранность;

· 25 % учащихся не обращают внимания на случаи небрежного отношения к школьному имуществу, считая это обязанностями учителей;

· 68 % учащихся 5-6 классов соблюдают режим дня, 47 % учащихся старших классов считают, что в их возрасте режим дня не нужен;

· 60 % учащихся 9-10 классов испытывают дефицит времени для выполнения домашних заданий, в то же время 38, 4 % старшеклассников все свободное время тратят на прием гостей и визиты в гости, а 4, 8 % просто ничего не делают;

· почти 100 % учащихся 8-9 классов не знают, сколько семья платит за электричество, газ и воду;

· 75 % школьников не знают, сколько стоит их форма, 72 % – сколько стоит их пальто;

· 61,5 % учащихся не знают расходов семьи на питание, одежду и обувь, 18, 7 % – не знают размеров зарплаты родителей;

· 67 % учащихся знают стоимость сигарет, 58 % – стоимость пива; в то же время 33 % детей не знают стоимости хлеба и 50 % – стоимости масла, молока и других необходимых для жизни продуктов;

· 66 % учащихся осуждают расчетливость, 19 % – бережливость, 33 % – экономность, считая их отрицательными качествами;

· лишь 30 % выпускников определились со своей будущей профессией [4, с.128–129].

Эти результаты говорят о существенных недостатках в процессе организации и осуществления экономического воспитания школьников. В связи с этим, на сегодняшний день, по мнению М. Ковалева, перед экономическим воспитанием стоят следующие задачи [2, с. 78–79 ]:

– формирование у школьников экономического мышления, разумных потребностей и умений соразмерять их с материальными возможностями семьи;

– формирование у учащихся трудовой направленности для удовлетворения свих потребностей, сознательного отношения к выбору профессии;

– формирование у школьников системы базовых экономических знаний и вооружение их умениями и навыками экономического анализа;

– воспитание у каждого школьника качеств рачительного хозяина: бережливости, расчетливости, экономичности, практичности, деловитости, бережливости и т.д.; формирование у школьников нетерпимого отношения к неорганизованности, безответственности, лени, расточительности;

– формирование у учащихся осознания необходимости бережного отношения к природной среде и рационального использования рабочего и внерабочего времени;

– формирование у учащихся культуры умственного и физического труда в сочетании с овладением основами научной организации труда;

Результат экономического воспитания – сформированность у учащихся готовности к экономической деятельности. При этом под готовностью к экономической деятельности понимают, во-первых, экономические потребности личности и интересы (формируются с учетом экономических возможностей, моральных норм и принципов); во-вторых, экономическую общеобразовательную подготовку (знания, умения и навыки экономического планирования, контроля, учета, анализа); в-третьих, экономически осознанное отношение к труду, продуктам труда, природным ресурсам. Исходя из этого, экономическое воспитание призвано выполнять следующие функции:просветительскую, развивающую, воспитательную, эстетическую, организующую, прогностическую [5, с.231].

 
 
Организация экономичес-кого воспитания в школе


Исходя из вышесказанного, сегодня встает вопрос о необходимости разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс школы комплексной программы по

экономическому воспитанию учащихся, позволяющей осуществлять его в системе [1, с. 115–116]. Рассмотрим примерное содержание названной программы по направлениям:

· экономическое образование учителей (лекции в школе, народных университетах, занятия в школьном методическом объединении);

· методическая подготовка учителей-предметников в области экономического воспитания (лекции и практические занятия, раскрывающие методику осуществления экономического воспитания в ходе учебного процесса);

· планирование работы как педагогического коллектива школы, так и каждого учителя-предметника по экономическому просвещению учащихся;

· экономическое просвещение учащихся в ходе процесса обучения средствами изучаемого предмета.

Особое значение отводится при этом предметам естественно-математического цикла (химии, физике, математике), позволяющим решать с учащимися задачи экономического содержания. Содержание подобных задач должно: 1) отражать реальные затраты на сырье, топливо, материалы, энергию в процессе производства продукции; 2) раскрывать резервы экономики, перспективы освоения энергоресурсов 3) рассматривать применение прогрессивной техники и оборудования; внедрение прогрессивных технологических процессов и производство новых видов промышленной продукции.

Экономическое воспитание при изучении общественно-гуманитарных предметов осуществляется на уроках географии (изучение особенностей территориального размещения производства, учет его экономико-географического расположения, природных условий и ресурсов, уровня развития производительных сил); истории (знакомство с социально-экономическими понятиями, изучение закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил, освоение закономерностей смены общественно-экономических формаций); курса «Человек. Общество. Государство» – сообщение учащимся системы знаний о социально-экономических правах граждан, о законах развития производства;

· экономическое воспитание учащихся в процессе трудового обучения (сообщение системы знаний о хозяйственных проблемах родного края, формирование представлений о хозрасчете, производительности труда, эффективности производства, рентабельности предприятия, себестоимости продукции; формирование умений и навыков планирования, контроля, экономических расчетов, экономического анализа и т.д.);

· экономическое просвещение учащихся в процессе внеклассной работы (проведение классных часов в форме бесед и дискуссий на темы: «Наш дом – природа», «Береги свою планету», «Экономь воду и электроэнергию», «Что ты сделал для учебного кабинета?», «Цена рабочей минуты», «Что такое «бюджет семьи» и что его составляет?»; проведение диспутов на темы: «Экономика – понятие нравственное. Согласны ли Вы с таким утверждением?», ««Бережливость и скупость – однозначны ли эти понятия?»; проведение устных журналов на информационных часах, викторин, конференций, лекций на экономическую тематику, проведение краеведческих и производственных экскурсий). Содержание форм работы должно способствовать изучению учащимися сущности научной деятельности зарубежных и отечественных ученых; освоению сведений о новейших изобретениях, достижениях научно-технического прогресса, опыте в экономии материальных ресурсов в стране, области, городе и т.д.

Особая роль во внеклассной работе по экономическому воспитанию отводится экскурсии. Во время экскурсии на производство школьники знакомятся со структурой производства, узнают сведения о его экономике, сущности изготавливаемой здесь продукции и ее применении.

· воспитание учащихся режимом экономии по отношению к материальным средствам школы (ответственность за сохранность оборудования и имущества в кабинетах, модернизация и укрепление материально-технической базы школы, привлечение учащихся к планированию, учету и контролю материальных средств школы);

· воспитание учащихся режимом экономии по отношению ко времени (овладение учащимися умениями и навыками рационального планирования учебного и внеурочного времени, организация и использование свободного времени с опорой на развивающие виды деятельности);

· вовлечение учащихся в краеведческую работу (изучение экономики, науки и культуры родного края, сбор материалов для краеведческого музея школы или города и т.д.);

· наглядная агитация по экономическому воспитанию школьников (оформление школьных экспозиций: «Учись учиться», «В чем твое призвание?»; выпуск стенгазет, плакатов, бюллетеней, содержащих рекомендации по соблюдению режима дня, экономии учебного и свободного времени и т.д.); пропагандистская работа школьной библиотеки через оформление выставки литературы и периодики на экономические темы;

· взаимодействие педагогов и родителей в процессе экономического воспитания (повышение педагогической грамотности родителей по вопросам экономического воспитания через консультации, беседы; совместная работа родителей и детей по укреплению материальной базы школы;

· взаимодействие педагогов и шефских предприятий в вопросах экономического воспитания (организация трудовой деятельности школьников на производстве).

Таким образом, экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся, а также на содействие усвоению школьниками системы понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил, производственных отношениях, действующем в государстве хозяйственном механизме.

Литература

1. Грищенко, М.Ф. Становление школьного экономического образования / М.Ф. Грищенко, Н.А. Гонарова // Тэхналагiчная адукацыя. – 1998. – № 3. – С. 111–118.

2. Ковалев, М. Уравнение со многими неизвестными: О новой системе экономического образования / М. Ковалев // Беларуская думка. – 1999. – № 9. – С. 77– 88.

3. Копытов, А.Д. Трудовая подготовка учащейся молодежи в условиях рынка / А.Д. Копытов // Школа и производство. – 2000. – № 1. – С. 2–5.

4. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. – С.125–148.

5. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1999. – С. 226–230.

6. Мурачкоўскi, М.Т. Цэннасныя адносiны школьнiкаў да працы / М.Т. Мурачкоўскi, Т.В. Сiльчанка // Народная асвета. – 1992. – № 2. – С. 10–12.

7. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. –М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С.315–320.

8.Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения: в 3 т. – М., 1981. – Т. 3. – С.205 –394.

9. Степаненков, Н.К. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Университетское, 1993. – 168 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.053 с.)