Тема 18. Детские и молодежные объединения как институт воспитания личности школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Детские и молодежные объединения как институт воспитания личности школьника



 

«При разработке и осуществлении государственных мероприятий в области детской политики наиболее эффективным является программно-целевой подход в государственном заказе на деятельность детских объединений, которые успешно могут занять нишу развивающего проведения свободного времени детьми, их жизнедеятельности в микросоциуме, социальной помощи и защите детей».

Г.А. Бутрим

 

Молодежное движение как фактор социальной адаптации юношества
Молодежное движение – это деятельность различных объединений и организаций, направленная на изменение молодыми людьми самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего

статуса в нем.

Молодежное движение является основой формирования демократической культуры общества. Оно создает условия для самораскрытия, самореализации личности юноши или девушки в среде, где они наиболее комфортно себя чувствуют, и поэтому свободны в своем волеизъявлении. Молодежное движение представляет собой открытый и многоярусный процесс, для которого характерны взаимодействие и конкуренция.

Молодежное движение можно рассматривать как совокупность координированных действий юных граждан, направленных на реализацию какой либо цели, связанной с изменением социальной действительности или своего положения в социуме. Цели молодежного движения могут находится в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т.д. Таким образом создаются движения миротворцев, защитников природы, сотрудников «красного креста» и т.д. Движение существует до тех пор, пока достигается цель. Как только цель достигнута, движение может распасться, если не поставит перед собой новой цели.

Молодежное движение основывается на добровольном союзе учащихся и взрослых (или только учащихся), созданном для совместной деятельности, удовлетворения своей социальной потребности, а также реализации личностно и социально значимых интересов. По мнению В.И. Андреева, участие детей, подростков и молодежи в общественных организациях и движениях представляет исключительную ценность для социализации личности, развития самодеятельного социального творчества подрастающего поколения [1, с. 414]. Таким образом, молодежное движение в виде организаций и объединений может существовать в условиях образовательно-воспитательных учреждений (школах, центрах детского творчества, дворцах детей и учащейся молодежи и т.д.). Молодежное движение, молодежную организацию и молодежное объединение в то же время можно рассматривать как отдельные самостоятельные социальные системы, которые имеют много общего: наличие у каждого своей основополагающей для деятельности идеи или цели, определенный состав участников, место и время действия. Однако есть и различия: отсутствие или наличие фиксированных нравственных норм, членства, взносов, символов и атрибутов, регламентированных или спонтанных программ деятельности.

Типы детских и моло-дежных общественных объединений

Детские и молодежные общественные объединения классифицируются в социально-педагогическом плане по нескольким параметрам:

· по юридическому статусу и месту в социальной системе;

· по социально-психологическому статусу.

По юридическому статусу и месту в социальной системе объединения делятся на официальные, (признанные обществом, связанные с каким-либо государственными или общественными органами, имеющими официальную регистрацию, внутреннюю организационную структуру, отраженную в Уставе или другом учредительном документе, членство и фиксированный денежный взнос) и неофициальные или неформальные, существующие сами по себе.

По социально-психологическому статусу объединения делятся на группы принадлежности, в которых ученик состоит реально (класс, спортивная секция, клуб, дружеская компания и т.д.) и на референтные группы, к которым учащийся не принадлежит, но мысленно ориентируется на их мнение.

Детские и молодежные официальные общественные объединения существуют в виде организаций, клубов и т.д. и различаются по содержанию деятельности и времени существования.

По содержанию деятельности различаются трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные, спортивно-туристические и другие объединения. Трудовыми, например, считаются ученические кооперативы, в которых реализуется задача организации трудовой деятельности и решения личных экономических проблем. Досуговые объединения предполагают развитие способностей и склонностей детей, предоставляют им возможность общаться, самовыражаться, самоутверждаться.

По длительности существования детские и молодежные общественные объединения могут быть постоянными, действующими на базе школы, внешкольного учреждения, по месту жительства детей. Временными объединениями считаются детские летние центры и лагеря, туристические группы и т.д. К ситуативным относят объединения, созданные для решения задачи, не требующей много времени (слет, акция помощи и т.д.).

Детские и молодежные общественные организа-ции в республике Беларусь

Детские и молодежные организации и объединения, с одной стороны, являются субъектом социальной защиты детей и молодежи, с другой – призваны подготовить их к социальной самозащите, к

выживанию в новых социально-экономических условиях; помочь юному гражданину в определении как ближайших, так и стратегических жизненных планов; создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала подрастающего поколения. При этом детские и молодежные организации и объединения могут создавать свои специальные программы жизнедеятельности. Программа содержит цель, основные задачи, содержание и план реализации; характеристику финансовых, материальных, кадровых ресурсов и организационных возможностей объединения по реализации данной программы.

Асацыяцыя беларускiх гайдау. Основана в 1993 г. Добровольная общественная организация, объединяющая девочек и девушек с 7 до 18 лет. Цель: содействие духовному, интеллектуальному, физическому развитию, совершенствованию характера, социальной адаптации девочек и девушек в обществе. Организация является частью Всемирной Ассоциации девочек-гайдов и девочек-скаутов, самого многочисленного женского движения в мире. Структура организации: младшие группы – 7-9 лет (звенья-патрули по 6-8 чел.); средние группы – 10-14 лет (отряды по 12-24 чел.); старшие группы – 15-18 лет (подвижные группы, занимаются общественно значимой деятельностью, проводят занятия со средними и младшими группами). Руководство организацией осуществляется демократическим путем. Популярны различные формы работы: семинары-тренинги для взрослых лидеров, обучающие современным методикам работы с детьми; практические занятия для девушек по дизайну и моде, этике и эстетике и др., летние лагеря, походы, экскурсии, игры, поездки и т.д. Организация сотрудничает и оказывает помощь гематологическому областному центру г. Гомеля, Новобелицкому, Брестскому, Могилевскому детским домам, Дому сирот № 6 в г. Минске; участвует в благоустройстве городов и деревень.

Молодежная социальная служба. Создана в 1992 г. Основные направления деятельности: организация досуга молодежи; проведение республиканских и областных фестивалей, праздников, КВН; благотворительные акции с целью помощи детям-инвалидам и престарелым гражданам; организация турпоходов, экскурсионных поездок и т.д.; деятельность психологической службы; организация трудовой деятельности школьников и студентов – летние трудовые лагеря на территории РБ и других стран, студенческое бюро услуг.

Национальная штаб-квартира «Достижения молодых в Беларуси». Основное направление деятельности – внедрение образовательной экономической программы «Достижения молодых» в школах, гимназиях, лицеях, вузах РБ по возрастным группам. 9-11 кл. – «Прикладная экономика», 7-8 кл. – «Проект бизнеса», 1-6 кл. – «Знакомство с экономикой». Проводятся тренинг-семинары для преподавателей экономики средних и высших учебных заведений; осуществляется организационное, учебно-методическое и материальное обеспечение учебного процесса по всем курсам.

БОС – Белорусская организация Соколов. Основана в 1995 г. Объединяет более 3000 тыс. детей из Минска, Могилева, Витебска, Гомеля, Бобруйска. Главное направление – работа с «трудными» подростками. Основные формы работы – походы, фестивали, конкурсы, турслеты, спортивные состязания с ориентацией на развитие познавательной и игровой активности учащихся.

Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО. Республиканская неправительственная общественная организация, объединяющая клубы ЮНЕСКО. Основные направления деятельности: образование в области экологии – программа «Чернобыль»; знакомство с национальной культурой и традициями белорусского народа – программа «Адрадженне»; знакомство с культурой и языками других стран – программа «Лингвапакс»; сотрудничество между клубами Ассоциации – программа «Партнер»; установление связи между малыми городами Беларуси и других стран – программа «Провинция»; культурно-профессиональный обмен опытом молодежи – выставки, встречи.

Союз скаутов Беларуси. Основан в 1988 г., зарегистрирован в 1991 г. Преемник опыта Всемирной организации Скаутского Движения. Независим от политических партий и течений. Скауты следуют принципам, которые всегда были законами жизни людей: честность, благородство, доброта, дружелюбие, религиозность. Девиз скаутов – «Будь готов!» – имеет исторический характер, так как это девиз средневековых рыцарей. Основная идея воспитания в организации: скаут – современный рыцарь, который развивает свою силу; учится самостоятельно решать жизненные проблемы; готовит себя к жизненным испытаниям не только физически, но и интеллектуально и морально; действует, исходя из убеждения, приносить людям только добро.

БРПО – Белорусская Республиканская пионерская организация. Перерегистрирована в апреле 1995 г. имеет свой устав, символику. Полностью отошла от политики. Представлена во всех городах Беларуси (более 130 тыс. человек возрастом до 14 лет). Прием осуществляется на добровольной основе.

Осуществляет социально-творческую деятельность. Цель организации – содействовать социализации личности ребенка, помочь каждому пионеру стать Гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, Родине. Основной принцип – взаимопонимание. Девиз организации призывает к делу на благо Родины, добру и справедливости. БРПО использует вариативно-программный подход к организации жизнедеятельности своих пионерских коллективов. Организация состоит из разновозрастных отрядов, каждый из которых самостоятельно выбирает себе программу жизнедеятельности: «Детский Орден Милосердия» – работа с категорией людей, нуждающихся в помощи (престарелые люди, инвалиды, питомцы детских домов и т.д.); «Игра – дело серьезное» – сохранение и развитие детской игровой культуры, «Спадчына»– освоение и возрождение культурных национальных традиций через краеведческую и экологическую деятельность; «Наследники» – работа с младшими школьниками»; «Семь Я» самопознание исаморазвитие членов БРПО; «Спарта»– духовное и физическое совершенствование членов БРПО; «Зеленый дом»– развитие и формирование экологического сознания членов БРПО; «Свой голос» – вовлечение детей в систему средств массовой коммуникации и др. Работа пионерских дружин строится на следующих основополагающих приемах организации деятельности: 1) игровых технологиях (игровая атмосфера в детском коллективе в процессе деятельности); 2) методике коллективных творческих дел (вовлечение детей в социально-полезную деятельность в любой приемлемой для них роли – зрителя, участника, организатора, автора); 3) проектировании (поэтапном решении проблем, зафиксированных в программе).

Белорусское республиканское молодежное общественное объединение «Звеставанне». Основная цель – развитие молодежногоблаготворительного движения, направленного на нравственное воспитание подрастающего поколения. Программа действий объединения направлена на изменение проблемных взаимоотношений между различными социальными группами; формирование позитивного отношения к детям-инвалидам, пожилым людям; воспитание у молодежи толерантности и сострадания. Основные программы объединения: «Женские портреты» – социальная реабилитация матерей, воспитывающих детей-инвалидов; «Взгляни на мир по-иному»– изменение проблемных взаимоотношений между различными социальными группами (пожилые люди, дети-инвалиды, учащаяся и студенческая молодежь, педагогически запущенные подростки); волонтерская программа «Творить добро – нет большей радости» – реализация творческих способностей детей-инвалидов; «Смех без границ» – развлекательная программа для детей и молодежи с недостатками физического развития; спортивно-художественная программа «Я такой же, как все» – интеграция детей инвалидов в полноценное общество. Популярны периодические акции. Например, акция «Надежда» – с участием молодежи, находящейся в специализированных учреждениях строгого режима и детей с ограниченными физическими возможностями. Объединение осуществляет тренинги-семинары для педагогов, родителей, социальных работников, учащейся молодежи, представителей других организаций и т.д. по теме: «Интеграция детей-инвалидов в белорусские школы» [2, с.111–116 ].

Белорусский Национальный комитет Молодежных организаций. Самостоятельный неправительственный союз молодежных, юношеских и детских общественных объединений. Принципы деятельности: демократические отношения между организациями, входящими в состав комитета; юридическая, организационная и финансовая поддержка организаций; борьба с насилием, шовинизмом, фанатизмом, национальным нигилизмом. Комитет включает следующие организации: Союз Сельской Молодежи, БРПО, Конфедеративный альянс молодежной ООН, Белорусская ассоциация студентов-архитекторов, Клуб молодыхполитиков, Православное Кирилла-Мифодиевское Братство, Объединение Белорусских Скаутов, Объединение социал-демократической молодежи «Молодая Грамада», Белорусский детский фонд, «Стоп-Спид Беларусь», Асацыяцыя беларускiх гайдау, Белорусская организация Соколов, «Молодежь на службе окружающей среды», Историко-патриотическое объединение молодежи «Чырвоны Жонд», Детско-юношеский клуб «На клотике», Молодежный центр Белгосуниверситета, Эколого-туристический и исторический клуб «Зеленый Дуб», Молодежный центр «Нева», Витебский союз студентов-медиков, Ассоциация вузов Витебской области.

БРСМ – Белорусский Республиканский Союз Молодежи. Образовался в сентябре 2002 г. путем слияния двух организаций: БСМ и БПСМ. Осуществляет свою деятельность на основе Конституции РБ, законов, действующих в республике и собственного Устава. Членом БРСМ может быть любой гражданин в возрасте от 14 до 31 г. Основа ОО «БРСМ» – первичные организации. Высшим органом территориальной организации является Конференция, проводимая не реже 1 раза в три года. Руководящим органом в период между конференциями является комитет ОО «БРСМ» (обл., гор., район.). Высшим органом ОО «БРСМ» является Съезд, проводимый не реже 1 раза в три года. Он может решать любые вопросы по деятельности организации. Руководящим органом ОО «БРСМ» в период между Съездами является Центральный комитет, координирующий деятельность организации. Цель организации: создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Беларуси гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нраственных ценностях белорусского народа.

Задачи и методы работы:

– участие в формировании и реализации государственной молодежной политики, учреждение средств массовой информации и участие в издательской деятельности;

– участие в разработке и осуществлении образовательных, социальных и иных молодежных программ; оказание содействия в создании рабочих мест и трудоустройстве своих членов;

– содействие развитию международного молодежного сотрудничества, путем обмена делегациями с другими странами с целью установления дружеских отношений, обмена опытом и совместной деятельности;

– привлечение внимания СМИ, органов государственной власти и общественности к молодежным решениям и проблемам;

– помощь членам ОО «БРСМ» в организации их свободного времени путем проведения мероприятий, направленных на физическое, духовно-нравственное, культурное развитие молодых людей;

– организация и проведение конференций, семинаров, встреч, лекций, выставок, концертов и т.д. с целью поддержки творческой молодежи;

– осуществление деятельности, связанной с получением и распределением гуманитарной помощи;

– осуществление деятельности, связанной с организацией оздоровления детей и молодежи в Республике Беларусь и за рубежом.

Денежные средства ОО «БРСМ» формируются на основе членских взносов; добровольных пожертвований; поступлений от лекций, семинаров, выставок; доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям БРСМ.

Причины возникновения неформальных объедине-ний молодежи. Молодежная субкультура

По данным социологов 30–40 % школьников и молодежи юношеского возраста вливаются в неформальные объединения. Деятельность этих неформальных объединений

направлена на реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие неформальные объединения создаются в условиях учреждений и собирают людей добрых, милосердных, творческих, которые действуют на пользу социуму. Например, «Дружина друзей природы» (БГУ), их цель – охрана окружающей среды. В основном неформальные объединения организуются самими молодыми людьми по месту жительства с целью проведения свободного времени (дворовые компании). Такие неформальные объединения являются для ребят способом свободного самовыражения, проявления инициативы и самостоятельности, бесконтрольного со стороны взрослых общения. Они существуют в виде небольших контактных групп, основанных на личном знакомстве, дружеских отношениях, общих интересах. В таких группах стихийно складывается паритетная демократическая организационная структура, появляются лидеры, ведущие и ведомые, причем каждый здесь имеет равные возможности и может стать лидером.

Неформальные объединения могут иметь не только социально-значимые, но и асоциальные цели, что определяет и образ жизни их членов. В асоциальных неформальных объединениях устанавливается, как правило, авторитарное управление. Ребята вместо желаемой свободы получают духовное и физическое закрепощение (Скины, РНЕ, и др.). Из объединений такого рода ребята уже не могут выйти свободно, так как в группе это считается предательством и строго карается.

Рассмотрим основные причины вступления молодежи в неформальные объединения. По данным опроса социологов 45 % респондентов из молодежной среды заявляют, что официальные молодежные организации им не интересны для проведения досуга, так как их работа формальна; 35 % – сообщили, что официальные организации не помогают развивать способности и реализовывать жизненные стремления; 13 % – обратили внимание на то, что для них главное – это непринужденное общение, которое проще найти в неформальных объединениях и 7 % респондентов заявили о том, что их деятельность в неформальных объединениях, членами которых они являются, идет вразрез с общепринятыми в социуме нормами морали, и им это нравится.

Отсюда первая причина вступления молодежи в неформальные объединения – психолого-педагогические противоречия, формализм воспитательной работы в условиях образовательно-воспитательных учреждений и официальных молодежных организаций, не дающий выхода творческой энергии ребят, лишающий возможности самовыражения, демонстрации оригинальных идей.

Вторая причина – психологические мотивы личности молодого человека. Это стремление к престижности, к утверждению своего мнения; желание познать и продемонстрировать свое «Я», потребность в общении, обмене чувствами и мыслями по волнующим вопросам; возможность чувствовать себя свободно.

Третья причина – противоречие между достаточным объемом свободного времени учащейся молодежи и недостаточным уровнем развития общей культуры юношей и девушек. Отсюда часто мы можем наблюдать удовлетворение эмоциональных и эстетических потребностей средствами культурно-массовой продукции очень низкого уровня (особенно кино- и видеопродукция), совершение правонарушений и асоциальных поступков как развлекательный способ проведения досуга. Нежелание тратить время на собственное самосовершенствование, социально значимую деятельность демонстрирует недостаточный уровень понимания жизни молодежью и низкий уровень их общекультурного развития в целом.

Четвертая причина – негативные характеристики современного общества взрослых: бездуховность, потребительское отношение к жизни, мещанство, обывательщина, лицемерие, отсутствие правды, агрессия и насилие и др. Вследствие названных негативных примеров и недостаточного жизненного опыта молодые люди многие ложные цели принимают за истинные. Отсюда стремление молодежи к реализации эгоистических потребностей иинтересов; отсутствие осознания ответственности за свои действия перед окружающими людьми и всем социумом и, как следствие, асоциальное поведение; самоутверждение путем самоуправления и подавления и т.д.

Неформальные объединения играют наиболее существенную роль в подростковом и юношеском возрасте. Жизнедеятельность неформального объединения, стиль поведения его членов определяется субкультурой, в рамках которой оно существует. Субкультура – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, включающее трансформированную систему ценностей, а также комплекс специфических социально-психологических черт и поведенческих образцов, которые определяют стиль жизни и мышление ее носителей [3, с. 40].

Любая субкультура включает элементы жаргона, эстетическихпристрастий, норм воздействия на своих членов, образцов поведения. Принятый в субкультуре жаргон выступает как своеобразный пароль, позволяющий вступать в контакт со сверстниками данной группы. Другой элемент субкультуры – следование моде в одежде, прическе, макияже, с помощью которых ощущается единство со своими сверстниками данной группы и выделение из мира взрослых. Третий немаловажный элемент субкультуры – музыкальные пристрастия. Музыка позволяет выразить эмоции, переживания, которые юноши не могут выразить словами. Выбор конкретных объединений имеет возрастные особенности и социальный статус. Кроме названных элементов субкультуры членам неформальных объединений присущ и своеобразный субъективный мир, отражающий их взгляды на жизнь и нравственные позиции.

Таким образом, вхождение в неформальное объединение диктует молодым людям соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде, прическе, во всем внешнем виде, а также в музыкальных пристрастиях, отношениях к себе и окружающим, всему социуму в целом.

 
 
Характеристика нефор-мальных объединений молодежи юношеского возраста


Панки представляют антисоциальное, анархическое течение, с элементами отрицания культуры старших поколений и цивилизаций. Они впервые появились в Великобритании (Уэльсе) в первой половине

1930–х годов. Панками назывались люди, проживающие в бедных районах города, как правило, дети угольщиков. Они пили хуч (индейский самогон), курили опиум, нюхали токсичные вещества. Средства к существованию – бандитизм, развлечения – драки. Музыкальное пристрастие – «черный джаз» (исполнялся неграми). Идеология – анархия и полное отрицание государственных норм и нравственных норм социума.

Условно выделяются две возрастные группы панков. Первая – подражают панкам 30-х г., также нарочито неприглядны. Вызывающе одеваются, сквернословят, хулиганят, совершают правонарушения, курят «травку» и т.п. Слушают «панк» и «панк-рок», даже не отличая их. Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб и т.д.), одежда (на голом теле кожаный пиджак и т.д.), серьги на лице и в ушах. Культ нечистоплотности во всем. Грубый жаргон, близкий к жаргону «зоны». Непристойное поведение: употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических веществ; драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью. В интимной жизни также преобладает культ нечистоплотности. Вторая группа – старше возрастом. Они явно интеллектуальнее. Ведут себя не агрессивно, одеваются солиднее, к музыке относятся серьезно, многие сами играют на музыкальных инструментах, иногда даже читают книги.

Гранджеры – близки к панкам первой группы, но слушают «грандж».

Мажоры – молодые люди, преклоняющиеся перед всем,произведенным во Франции, Англии, США. Одеваются и обуваются только в то, что произведено в этих странах, следуя последнему «писку» моды. Собираются около гостиниц «Интурист», во всех местах, где можно встретить иностранцев. В их кругу считается престижным знать 2-3 иностранных языка. Выступают против алкоголя и наркотиков, многие занимаются модными видами спорта (бодибилдинг, скейтборд и др.). Мажоров не любят панки, из-за чего между ними происходят стычки.

Реднеки – молодые люди, накапливающие капитал. Они занимаются перепродажей различных товаров. Интереса к учебе и получению профессии у них нет. Их идеология основывается на отрицании образования и стремлении иметь побольше денег, что единственное может вызывать, по их мнению, любовь и уважение.

Байкеры – их страсть машины и особенно мотоциклы, готовы отдать самое ценное за хороший мотоцикл. Многие из них не имеют прав. Бывают замешаны в угоне автомобилей и мотоциклов. Слушают рок-музыку, предпочитают «тяжелый рок», поэтому часто их ошибочно называют «рокерами». Уважают физическую силу. Тусовки мажоров, реднеков и байкеров подразумевают дорогой образ жизни, поэтому они, как правило, дети из состоятельных семей.

Металлисты – поклонники тяжелого металлического рока («хэви метал рок»), черного металлического рока («блэк метал рок»), скоростного металлического рока («спид метал рок»). Агрессивный внешний вид: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, надписью «сатана» на английском языке; узкие черные джинсы, высокие ботинки, серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов, скелетов и др. Пьют преимущественно пиво. Некоторые металлисты исповедуют культ сатаны («сатанисты»). Они пьют спиртные напитки, хулиганят, курят во время концертов анашу и марихуану. Посвящение в сатанисты часто происходит на кладбище с жертвоприношением животных. Идеология – культ насилия, жестокости, расизма и шовинизма. К ним часто примыкают панки из-за стремления к насилию, бунту и т.д. К металлистам примыкают группы подростков, которым нравится рок-музыка. Их называют лохами. Как правило, именно они устраивают драки и погромы после концертов в залах и на улице. Но в среде металлистов есть и настоящие знатоки и ценители тяжелого рока. В основном те, которые старше 25 лет. Они более серьезны, миролюбивы, хорошо разбираются в музыке, даже в классической.

Рокеры – молодые люди, слушающие рок-музыку 1960-х г. и современную. Внешне похожи на металлистов (одежда, цепи, перчатки и т.д.). Особый шик – сапоги или ботинки с острыми носами. Есть немало интеллектуальных тусовок рокеров. Среди них выделяются те, кто слушает «русский рок». Многие рокеры являются авторами песен, увлекаются философией, религией, историей культуры, театром. В их числе А. Макаревич, Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и другие. Многие рокеры владеют несколькими музыкальными инструментами, актерским мастерством.

Скины – (от англ. «скин хэд» – бритая голова). Неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Система подчинения как у гитлеровских фашистов: гауптштурмфюреры, штурмбанфюреры, оберы. Приветствие – вытянута вперед рука. На куртках черного цвета – фашистская символика. Идеология основывается на расизме, шовинизме, антисемитизме, национал-социализме, культе черной магии, культе сильной личности – все слабые и немощные не имеют права на жизнь. Организация военного образца. Средний возраст скинов – 17-18 лет. Во главе группировки стоит взрослый человек старше тридцати лет с профашистскими взглядами. Скины ненавидят панков, гранджеров, рэперов, хиппи, рэйверов и людей с другим цветом кожи. Металлистам и рокерам симпатизируют. Байкеров побаиваются. Любят слушать военные гимны и марши, «металл» середины 1980-х г.

РНЕ (русское национальное единство) – организация с фашистской идеологией полувоенного образца. Похожи на скинов: черная полувоенная одежда, фашистская символика, знамя с фашистской свастикой, приветствие вытянутой рукой, строгая иерархия подчинения членов организации. Такая же идеология. Присваивают звание и эмблему (рысь, лев, волк и т.д.). Употребление наркотиков, табака и алкоголя строго запрещается. Занимаются силовыми видами спорта, для этого арендуют спортивные и тренажерные залы; изучают тактику ведения уличных боев. Летом вывозят молодое пополнение в спортивные лагеря. Активно привлекают в свои ряды ребят из неблагополучных семей; агитируют в школах, ПТУ; издают газету «РНЕ». Новичкам устраивают испытание боем. Жертвами подобных акций становятся бомжи, лица «кавказской национальности», все так называемые «неславяне». Называют себя «санитарами общества», имеющими право решать, кому жить, а кому нет.

Хиппи – организация, имеющая многолетние традиции. Особенно проявлялась в 1960-х, 1980-х гг. Своего рода клуб, куда принимают не каждого, т.к. здесь своя философия. Делятся на две группы: «пионеры» –юноши и «олдовые» – взрослые члены. «Старики» серьезно занимаются вопросами религии, мистики, художественного творчества; носят длинные волосы и, часто, бороду, чтобы быть ближе к природе, подражать Иисусу Христу внешне и т.д. Одежда – джинсы, свитера, футболки, старые пальто. Все потрепанное или специально приведенное в такой вид. Носят «феньки» – браслеты из бисера, кожи и т.д. Зимой ходят на «тусовки», летом путешествуют автостопом, живут в палаточных городах. Идеология – человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Выступают против службы в армии, пропагандируют пацифизм. Верят в высший разум и высшую реальность, которые могут изменить сознание человека и жизнь, отсюда интерес к религии, творчеству. Хиппи – романтики, непритязательны в быту, умеют переносить невзгоды и лишения. Из музыки предпочитают «мягкий» рок (например, группу «Аквариум»).

Битники – внешне похожи на рокеров, идеология ближе к хиппи. Слушают «Бит-бит», «Битлз», «Ролинг Стоунз» и т.д.

Рэперы – слушают музыку в стиле «рэп». Занимаются спортом (чаще баскетболом). Носят широкую одежду, серьги, значки. Коротко стрижены. Многие из них не употребляют спиртное, однако употребляют наркотики. Рэперы не агрессивны, кроме тех, кто относится к течению «Гангста», проповедующему насилие.

Рэйверы – приверженцы стиля «рэйв» в музыке, а также ярких цветов в одежде, ярко окрашенных волос, возможно с рисунком. Носят особые серьги, браслеты. Их культ – развлечение (танцы, секс, наркотики, а также кинематограф, живопись, реже театр). Потребительское отношение к жизни критикуют, могут потрудиться, чтоб заработать для себя. Однако только на престижной работе, в солидной фирме за большие деньги. К ним примыкают кислотники, которые исповедуют ту же идеологию и имеют сходный внешний вид.

Хакеры и юзера – молодые люди, очень хорошо разбирающиеся в компьютерах. Чаще всего учатся в вузах на математических факультетах. Компьютеры считают верхом совершенства из всего, что создано умом человека. К гуманитариям относятся с презрением. Многие из них музыку и искусство отодвигают на задний план. Хакеры отличаются тем, что способны очень виртуозно «взламывать» чужые системы, и тем самым за приличные суммы совершать незаконные действия, похищая информацию.

Гопники – самая многочисленная часть молодежи. Встречаются в любом неформальном объединении, а также бывают вне всяких объединений. Основные занятия – хулиганство, драки, грабежи, пьянство, наркотики. Самая неинтеллектуальная часть молодежи.

 

Особенности организации деятельности обществен-ных объединений в школе
Эффективный путь обновления содержания работы детских и молодежных организаций – это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения в

объединениях, организациях, группах, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Вариативно-программный подход предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.При вариативно-программном подходе учитываются также и изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические и нравственные. При реализации программ учащиеся имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, осуществлять любую, созвучную душе программу или даже несколько программ, менять их, а также самим планировать сроки и темпы выполнения программ. Члены организации могут также самостоятельно создавать свои программы. Это создает условия конкурсности, стимулирует к деятельности. Сегодня практически новыми организациями стали «Детский орден милосердия», «Школа юных парламентариев», «Детская морская лига», «Бизнес-тинейджер» и другие, выросшие из вариативных программ.

Актуальным является и воспитание социально-экономической активности учащихся в объединениях. Оно обеспечивается реализацией следующих условий: 1) взаимодействие детей и взрослых в социально-экономических отношениях; 2) использованием имитационных форм в подготовке детей к экономическим отношениям; 3) апробацией полученных знаний в практической деятельности (игры «Детский займ», «Шоу-бизнес» и др.).

Помимо официальных общественных организаций в условиях школы популярна и такая форма объединения по интересам, как клуб. По отношению к классу клубные объединения выполняют три основные функции: компенсаторную, стимулирующую и интегрирующую.

Компенсаторная роль заключается в возможности развить творческие способности и задатки, что далеко не всегда реально в классе. Участники объединений вносят в свой класс новизну, нестандартность, которые они усвоили в клубе (интересные формы работы – капустники, спектакли-экспромты и т.д.). Этим они стимулируют своих одноклассников к активной интересной жизни. Интегративная функция клуба по отношению к классу реализуется в том, что в деятельности клубов в условиях школы усиливается познавательный компонент, а жизнедеятельность класса приобретает более ярко выраженный творческий клубный характер. Классному руководителю необходимо помочь каждому школьнику определить свое место в коллективе, предоставив ему поле деятельности для самоутверждения (для этого должны быть использованы и его заслуги в клубной деятельности) для завоевания настоящего авторитета среди одноклассников. При этом важно следующее. Формальные и неформальные лидеры класса не всегда желают быть таковыми в объединении по интересам и с удовольствием участвуют на положении рядовых членов. Не стоит навязывать им посты в неформальном объединении, как правило, при правильно организованном педагогическом процессе они сами помогут объединени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.062 с.)