Тема 15. Свободное время как социально-педагогическая категория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Свободное время как социально-педагогическая категория



 

«...Заполнить все свободное время подростка – это не значит еще организовать его... Главное в организации досуга – не в том, чтобы занять каждую минуту школьника, а в том, чтобы повысить его культурный уровень, расширить круг интересов, максимально повысить сопротивляемость возможным вредным влияниям».

Ф.С. Махов

 

Сущность свободного времени учащихся. Про-блемы его организации на современном этапе
Свободное время – часть общего бюджета времени человека, которая остается после выполнения им трудовых, учебных и других обязанностей, удовлетворения потребностей физиологического плана и используется по собственному усмотрению

для реализации духовных и материальных интересов. Социолог Г.П. Орлов определял свободное время так: «…Это часть социального времени, являющаяся сферой свободной деятельности и развития людей. Оно обусловлено, в конечном счете, всей совокупностью социальных отношений данного общества и уровнем духовного развития каждой личности». В отношении педагогики Орлов говорил следующее: «…свободное время – это прежде всего проблемы воспитания подрастающего поколения в школе, вне ее, в семье» [3, с.30–31].

В настоящее время у педагогов много тревог вызывают старшеклассники по причине сложности психологической характеристики данного возраста. По мнению ряда исследователей, к основным направлениям развития личности в период старшего школьного возраста можно отнести следующие: 1) развитие познавательных интересов и способностей; формирование мировоззрения (В.Б. Бондаревский, В.С. Шевченко и др.); 2) профессиональная ориентация, подготовка к самостоятельному труду (А.А. Давыденко, Е.М. Бабосов и др.); З) творческое самоосуществление, самореализация способностей (Н.Ф. Маслова, Б.С. Кобзарь и др.); 4) формирование социально-нравственной позиции и ценностных ориентаций (Е.В. Бондаревская, Л.Ю. Иванова, С.А. Конюх-Синица и др.); 5) выбор жизненного пути (К.В. Вербова, Л.М. Николаева, Р.Г. Гурова и др.).

Основополагающей сферой развития личности старшего школьника по данным направлениям можно назвать свободное время, рассматривая его как жизнедеятельность, отличающуюся добровольностью включения в нее старшеклассников и направленную на социальное становление личности. Содержание данной сферы зависит от запросов семьи, развития интересов самих учащихся, социокультурного окружения школы и, в значительной мере, от организаторской и духовной культуры учителя, осуществляющего классное руководство.

Поставив задачу изучить современные проблемы организации свободного времени старшеклассников в школьной практике, мы провели анкетирование, в котором участвовали 300 учащиеся из четырех общеобразовательных школ Мозыря (см. приложение Т).

Насколько позволяют судить результаты анализа проведенного анкетирования, в данный момент налицо большая учебная загруженность школьников с девятого по одиннадцатый класс. Однако выполнению учебных домашних заданий уделяют больше внимания учащиеся выпускных классов. Около трех часов и более тратят на приготовление уроков дома 47,5 % выпускников, из учеников девятых и десятых классов должное внимание приготовлению домашнего задания уделяют 24,6 % школьников. На недостаток свободного времени пожаловались только 10 % респондентов, в целом же большинство опрошенных учащихся заявили, что их устраивает количество свободного времени и способы его проведения. В то же время картина использования свободного времени старшеклассниками выглядит неутешительно. Только 15 % учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов посещают какие-либо спортивные секции, художественные и музыкальные школы, внешкольные учреждения и т.д., где они развивают свои способности, учатся чему-то новому, овладевают азами выбранной ими для себя будущей профессии. Только 48,8 % выпускников из числа опрошенных выбрали для себя будущую специальность, всего же 17,3 % респондентов определились с профессиональным выбором на будущее.

Основными занятиями старшеклассников в рамках свободного времени, как заявляют в анкетах сами учащиеся, являются посещение баров и дискотек, прогулки на улице, совместный просмотр видеофильмов и телепередач у кого-либо из друзей на дому (76,2 %); гораздо реже игры в футбол, баскетбол и т.д., слушание музыкальных записей и т.д. (23,8 %).

Немалое влияние на организацию свободного времени старших школьников оказывает и характер воспитательной работы в школе. К сожалению только 38 % респондентов посещают клубы по интересам, созданные в общеобразовательном учреждении; 7,2 % – являются членами общественных молодежных организаций, действующих в условиях школы; 17 % – не посещают общешкольные мероприятия совсем; 56 % – посещают только 1–2 мероприятия в год. О том, что часто (не реже 1–2 раза в четверть) проводятся формы воспитательной работы, организованные силами собственного класса, сообщили только 15 % опрошенных старшеклассников. Судя по ответам школьников, не всегда в школах проводятся мероприятия во время осенних, зимних и весенних каникул.

На способы организации свободного времени школьников оказывают влияние также условия семейного воспитания и характер взаимоотношений с родителями. Всего 36,8 % старшеклассников, по данным анкетирования, проводят досуг совместно с родителями, что происходит в основном по выходным дням. Однако только 11 % из них делают это, по их словам, с удовольствием. В числе причин этого были указаны: отсутствие общих интересов и тем для разговора с родителями, отсутствие взаимопонимания, запреты и недовольство поведением детей со стороны родителей.

Социально значимая направленность свободного времени старших школьников также остается недостаточно выраженной. Участие в благотворительной деятельности принимали только 64,7 % учащихся (причем в основном она выражалась в виде сбора средств на подарки детям-инвалидам из реабилитационного центра «Радуга» и детям из детского дома г. Мозыря, о чем свидетельствуют ответы респондентов).

Результаты проведенного исследования позволили намсделать следующие выводы:

1. Большинство старшеклассников уделяет внимание телепередачам развлекательным, а не познавательным, кинопродукцию потребляют главным образом в виде видеофильмов сомнительного качества;

2. Большинство учащихся демонстрирует низкий интерес к художественной литературе или же полное его отсутствие, таково же их отношение к чтению периодической печати (газеты, журналы);

3. Очень незначительное количество школьников посещают секции, клубы, кружки, студии во внешкольных учреждениях и по месту жительства, музыкальные, художественные, спортивные и другие учреждения дополнительного образования в свободное время. Это говорит о недостаточном уровне развития творческих способностей учащихся, их неумении выявить собственные задатки, определить для себя конкретные желания и возможности в плане приобретения каких-либо новых знаний и умений, которые могут пригодиться им в дальнейшей жизни;

4. Большинство школьников проводят досуг совместно с родителями крайне редко или же совместное проведение свободного времени отсутствует совсем. Вид совместной досуговой деятельности заключается, в основном, в просмотре телепередач;

5. Воспитательная работа большинства школ, где учатся опрошенные старшеклассники, характеризуется однообразием и недостаточным количеством форм воспитательной работы, что отрицательно сказывается на уровне сплоченности классного коллектива (78,7 % респондентов показали, что общение с компанией во дворе предпочитают обществу одноклассников);

6. Основная масса опрошенных учащихся не умеет планировать свое свободное время, у них отсутствует элементарное представление о режиме дня. Виды деятельности во внеурочное время они выбирают стихийно. Свободное время используется ими крайне нерационально, что отрицательно сказывается на результатах, прежде всего, успеваемости и свидетельствует об отсутствии у них ведущего вида развивающей деятельности в сфере свободного времени. Часть старшеклассников демонстрирует при этом деструктивное поведение.

 
 
Уровни культуры исполь-зования свободного време-ни старшеклассниками


Результаты проведенного нами исследования продемонстрировали все предпочитаемые старшеклассниками виды деятельности в сфере свободного времени,

что определяет уровень культуры использования свободного времени каждым из них. Культуру использования свободного времени при этом следует рассматривать как критерий социального и интеллектуального становления личности ученика, отражающий степень образовательно-воспитательного взаимодействия взрослых с ребенком в различных социальных институтах воспитания (в семье, школе, ближайшем микросоциуме и др.), характеризующий уровень развития и творческий потенциал личности учащегося.

Таким образом, культура использования свободного времени заключается не только в умении организовать свою внеучебную деятельность, но и в содержании этой деятельности, формах досуга, в поведении ученика в быту и социуме, отношении к познанию. В ходе проведенного исследования были установлены следующие уровни культуры использования свободного времени старшеклассниками:

1. Рационально-деятельностный. Учащиеся демонстрируют умение планировать свое внеучебное время, ставить перед собой цель перед началом осуществления какого-либо вида деятельности. Участие в коллективной внеклассной работе является для них потребностью, стремлением реализовать на практике усвоенные духовные ценности. Для учащихся этого типа характерен более высокий уровень развития культурных потребностей. Как правило, именно они являются организаторами и ведущими внеклассных и общешкольных мероприятий.

2. Познавательно-потребительский. На данном уровне использование свободного времени школьниками определяется в большей степени личными интересами и потребностями. Участие в коллективной внеклассной работе для них потребностью не является. Такие учащиеся чаще не имеют организаторских навыков, выполняют, в основном, временные поручения. Их участие в различных внеклассных воспитательных мероприятиях находится в прямой зависимости от умений педагогов увлечь учеников интересным и нужным делом, стимулировать школьников при выполнении ими какого-либо вида деятельности.

3. Пассивно-созерцательный. Учащиеся, демонстрирующие данный уровень культуры использования свободного времени, не задумываются над рациональной организацией своего досуга, не имеют элементарных навыков его планирования. Они отдают предпочтение просмотру телепередач развлекательного типа, прогулкам, посещениям дискотек, реже – любительским занятиям. Степень потребления культурных благ у них очень низкая. В классном коллективе такие ученики обычно составляют пассив. Внеклассные и общешкольные мероприятия посещают нечасто, занимая при этом созерцательную позицию.

4. Нерациональный. На этом уровне у школьников преобладают занятия рекреационного и даже деструктивного характера. Им свойственно негативное отношение ко всем формам рационального использования свободного времени, имеющим социально полезную направленность. Стремление к самоутверждению проявляется ими в поиске неорганизованного общения в случайных или дворовых компаниях. Занятия в свободное время носят хаотический, стихийный и даже асоциальный характер.

С целью решения выявленной проблемы организации свободного времени старшеклассников необходимо изначально определить функции, структуру и содержание свободного времени учащихся.

 
 
Функции, структура и со-держание свободного вре-мени старшеклассников


Проблемы свободного времени всегда интересовали исследователей. Так, еще в 70-х годах ХХ в. М.Г. Бушканец, рассматривая организацию педагогом

внеклассной деятельности учащихся, выделял следующие функции свободного времени:

1) дополнение и восстановление физических и духовных сил личности, поглощаемых учебным временем (рекреационная функция);

2) профессиональное и духовно-нравственное ориентирование, формирование представлений о здоровом образе жизни (ориентационная функция);

3) самореализация индивидуального творческого потенциала личности, удовлетворение потребности личности в общении (коммуникативная функция);

4) познавательное, практико-прикладное и художественно-творческое развитие, эмоционально-эстетическое насыщение (развивающая функция) [1, с. 41–47].

Содержание свободного времени отражает основные виды деятельности ученика в этой сфере. Объем свободного времени определяется исходя из общего бюджета времени школьника. Взяв за основу рекомендуемую Ф.С. Маховым структуру общего бюджета времени старших школьников [2], общий бюджет времени современных старшеклассников можно представить с помощью следующей таблицы (результаты анкетирования учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных школ г. Мозыря):

 

Общий бюджет времени современных старшеклассников

 

Сфера жизнедеятельности Свободное время учащихся 9 – 11 классов экспериментальных школ
  за день за неделю за год
  (в часах) (в часах) (в часах)
1. Учебная деятельность: а) школьные уроки б) подготовка домашних заданий 2. Внеклассная деятельность: а) общественная работа, дежурства б) участие в массовых мероприятиях 3.Удовлетворение физиологических потребностей: (сон, прием пищи, гигиена и т. д.) 4. Выполнение домашних трудовых обязанностей: а) покупки в магазинах б) уборка квартиры в) занятия с младшими братьями и сестрами. 5. Свободное время: а) отдых активный и пассивный б) досуг в)развивающая деятельность Итого: 1. Учебная нагрузка 2. Внеклассная работа 3. Удовлетворение физиологических потребностей и выполнение домашних обязанностей 4. Свободное время (включая каникулы)     0,5        
 
 

 


0,5

 

1,5

 

 

2,5

 

         
 
 


 

 
 

 


 

 

 

             
   
 
 
 

 

 


 


 

 

 

 

На фоне годовой нагрузки, как видно из таблицы, объем свободного времени превалирует над объемом учебного времени и составляет приблизительно 1/3 часть от всего годового бюджета времени старшеклассника. При этом необходимо учитывать, что резерв свободного времени остается у старшеклассников в виде выходных, каникул, праздников. Он составляет, по нашим данным в сумме 170 дней в году, то есть 4080 часов. Как показывает педагогическая практика, объем свободного времени старшего школьника может меняться в зависимости от того, насколько организовано, быстро и хорошо учащийся выполняет домашнее задание (уроки), домашние хозяйственные обязанности, гигиеническое самообслуживание. Говоря другими словами, объем свободного времени старшеклассника находится в пропорциональной зависимости от его умения рационально организовать и осуществлять различные формы жизнедеятельности и от общего уровня его развития.

Структуру свободного времени старшеклассников схематично можно представить следующим образом:

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

 
 


Рис. 1. Структура свободного времени старшеклассников

 

При организациисвободного времени школьников с ориентацией на их интересы необходимо учитывать функциональную направленность каждого компонента свободного времени.

Отдых характеризуется функциональной направленностью на восстановление физических и психических сил. Досуг, помимо рекреационных, содержит также развивающие виды деятельности. В возвышенной деятельности преобладает развивающая функция. Но о четком разграничении функциональной направленности каждого компонента, как утверждают исследователи, здесь говорить нельзя, так как элементы творчества и самообразования могут присутствовать не только в возвышенной, но и в досуговой деятельности. Связь этих понятий диалектична и проявляется она в том, что сами по себе эти компоненты не представляют какой-то определенный набор занятий, а отражают уровень деятельности ученика в свободное время, так как в одном и том же занятии он может уставать и отдыхать, потреблять и созидать. Здесь все будет зависеть от степени духовной и физической культуры школьника.

На основе анализа указанных выше педагогических исследований и изучения реальной школьной практики содержание компонентов свободного времени старшеклассников в обобщенном виде можно представить с помощью таблицы следующим образом.

Содержание компонентов свободного времени старшеклассников

Компоненты свободного времени Виды деятельности  
Отдых (низкий уровень) Активный отдых: общение со сверст­никами, прогулки, отдых на природе. Пассивный (физический) отдых
Досуг (средний уровень)   Пассивно-репродуктивная или развлекательная деятельность: просмотр телепередач, кинофильмов; слушание музыки; посещение дискотек, концертов, спектаклей и т.д. Совместный семейный досуг Организованный коллективный досуг
Возвышенная /развивающая/ деятельность (высокий уровень) Интеллектуально-познавательная деятельность: факультативы, занятия в предметных и профильных кружках, чтение литературы. Творческая деятельность: занятия техническим и художественным творчеством, декоративно-прикладным и изобразительным искусством. Социально-полезная деятельность: активное участие в жизни класса и школы, в деятельности молодежных общественных организаций, экологических, трудовых и других объединений, центров милосердия.

 

Пути повышения эффек-тивности использования свободного времени уча-щимися
Сегодня значительно возрастает роль школ и внешкольных учреждений в решении проблемы организации свободного времени учащихся, которая предполагает реализацию ими следующих функций:

а) организация совместной деятельности школьников и взрослых в коллективах самодеятельного творчества, клубах по интересам, любительских объединениях, массовых мероприятиях;

б) удовлетворение потребностей учащихся в нерегламентируемом общении со сверстниками и взрослыми;

в) обеспечение преемственности и непрерывности творческой деятельности;

г) повышение уровня культуры использования свободного времени семьей (учащимися и их родителями);

д) осуществление педагогического руководства и общественного контроля в сфере свободного времени старших школьников.

Школьная практика основывается на двух путях повышения эффективности использования учащимися свободного времени:

· педагогическое руководство свободным временем школьников;

· самостоятельная организация учащимися свободного времени на основе модели его рационального использования.

Как показывает изучение школьной практики, в плане организации свободного времени старшеклассников решающую роль играет педагогическое руководство свободным временем учащихся, которое мы рассматриваем как одну из сторон воспитательной работы, основанной на умениях учителей содействовать рациональному использованию старшими школьниками своего свободного времени, постоянно развивать творческие потенции юношей и девушек, выявлять и раскрывать общественно значимые интересы последних, максимально способствовать их реализации в самых различных формах жизнедеятельности.

Педагогическое руководство свободным временем школьников предполагает их стимулирование к развивающим формам и видам деятельности во внеучебное время, к определенной системе организации жизнедеятельности в свободные дни и часы. Оно включает два компонента: 1) создание с помощью различных государственных структур необходимой материальной базы свободного времени; 2) помощь учащимся в организации учебного времени и досуга, их регулирование.

Эффективность педагогического руководства свободным временем старшеклассников обусловливается реализацией в ходе педагогического процесса школы следующих условий: 1) определение реальной структуры и содержания свободного времени старших школьников; 2) изучение интересов, склонностей, потребностей учащихся старшей возрастной группы; 3) создание материальных условий для рационального использования свободного времени учащимися; 4) построение рациональной системы учебно-воспитательной работы школы; 5) организация внеклассной работы с преобладанием познавательных и развивающих видов деятельности; 6) использование в ходе воспитательной работы школы массовых, групповых и индивидуальных форм организации свободного времени учащихся; 7) осуществление взаимодействия школы с внешкольными учреждениями и учреждениями культуры по вопросам организации досуга школьников; 8) привлечение к воспитательной работе родителей учащихся и представителей общественных организаций; 9) включение учащихся в активную деятельность по месту жительства.

Выделяют следующие методы педагогического руководства свободным временем учащихся:

1) методы, характеризующие ситуации практических действий (выдвижение целей и выбор задач деятельности, ценностное ориентирование, оценка, самореализация, корректировка действий);

2) методы, влияющие на внутренний мир и образовательную сферу личности (рассказ, сообщение, убеждение, внушение, разъяснение, пример, беседа, диалог, поощрение, побуждение к действию, установка);

3) методы, формирующие опыт деятельности и творческий уровень личности (приучение, поручение, воспитывающая ситуация);

4) методы создания новой образовательной среды (подключение к новым видам деятельности, введение новых мотивов деятельности).

Говоря о педагогическом воздействии на учащихся в рамках свободного времени следует принять во внимание определение совокупного свободного времени, под которым мы понимаем педагогически регулируемое, наполненное ценными видами деятельности самоуправляемое время, оптимально используемое для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности и совершенствования ее подготовки к осознанному выбору жизненного пути. Таким образом, можно заключить, что свободное время школьников состоит из двух компонентов: 1) педагогически регулируемое свободное время; 2) лично регулируемое свободное время, эффективность организации которого обусловливается моделью его рационального использования.

 
 
Модель рационального использования свободно-го времени школьниками  


Современная педагогика рассматривает рациональное использование свободного временикаждым школьником как важный признак его социального взросления и

становления, которыйотражает состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме; характеризует природные ресурсы и творческий потенциал личности каждого учащегося и выражается не только в умении школьников организовать свою внеклассную деятельность, но и в содержании этой деятельности, формах досуга, в поведении ученика в быту и обществе.

По мнению многих исследователей, формирование рационального стиля использования свободного времени заключается в переходе от пассивно-репродуктивной деятельности к активному творчеству, к социально-значимой деятельности, которая и способствует духовному развитию личности. На основе анализа передового педагогического опыта мы можем к социально-значимым видамдеятельности отнести следующие: а) интеллектуально-познавательную и творческую деятельность, которая способствует формированию у старших школьников умения мыслить логически, развитию творческого воображения, памяти, эмоционально-эстетических чувств, специальных способностей и задатков, профессиональной ориентации; б) социально-значимую деятельность, формирующую у школьников морально-этические качества, способность адаптироваться в современной действительности, высокую социальную активность. Интеллектуально-познавательная, творческая и социально-значимая деятельность составляют основу рационального использования свободного времени учащимися, что определяет цель педагогического руководства их свободным временем как побуждение последних к определенным видам социально ценных и личностно значимых занятий в рамках свободного времени.

Рациональное использование свободного времени школьниками можно представить следующим образом:

 

 


Рис.2. Модель рационального использования свободного времени школьниками

 

Таким образом, мы можем заключить, что рациональное использование свободного времени школьниками предполагает их участие в общественно ценных и личностно значимых видах деятельности в целях всестороннего и гармонического развития личности в рамках свободного времени; достижение единства общественного и личного как в сознании учащихся, так и в их поведении; создание педагогом такой обстановки, в которой бы ученик ощущал потребность в том или ином виде деятельности, понимая их смысл, цель и значение.

Литература

1. Бушканец, М.Г. Комплексный подход к решению проблемы свободного времени школьников: метод. рекомендации к семинару кл. рук./ М.Г. Бушканец. –Казань: Пед. общ-во РСФСР. Татар. отделение, 1979. – 82 с.

2. Махов, Ф.С. Когда заканчиваются занятия: (о некоторых проблемах организации свободного времени подростков) / Ф.С. Махов. –Л., Общ-во «Знание» РСФСР, 1982. – 36 с.

3. Орлов, Г.П. Свободное время как социологическая категория: учеб. пособие / Г.П. Орлов. –Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1973. –158 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.058 с.)