Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Воспитание как общественное явление и педагогический Процесс
«Воспитание – целенаправленное организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека». Н.Е. Щуркова
жизнедеятельности. В отношении педагогики воспитание представляет собой специально организованную и сознательно осуществляемую деятельность. Отсюда под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Воспитание в узком смысле – это формирование идеологических, социальных, нравственных и эстетических отношений [4, с. 82]. Под целью воспитания понимают заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Цели и задачи воспитания имеют социально и экономически обусловленный характер и влияют на содержание и методику воспитания. В предшествующие эпохи представители аристократической верхушки общества получали интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание. Воспитание низших сословий ограничивалось только подготовкой к физическому труду. Во времена античной Греции зародилась идея о всестороннем и гармоничном развитии личности. Но она осуществлялась только по отношению к детям состоятельных граждан. В Средневековье на первый лиан вышла проповедь религиозного аскетизма в процессе воспитания – «умерщвления плоти» и духовного порабощения личности. В эпоху Возрождения (XV–XVI в.в.) вернулась идея о всестороннем и гармоничном развитии личности, но разделение труда по-прежнему преобладало. В XVII веке с развитием машинного производства появляются социально-экономические предпосылки для всестороннего развития и формирования личности. Специфика применяемых производственных технологий требовала всестороннего развития не отдельных личностей, а всех людей, участвующих в промышленном производстве.
Всестороннее развитие и формирование личности – это идеальная цель и одновременно объективная потребность современного процесса воспитания, отвечающего социально-экономическим требованиям общества к подрастающей личности. На современном этапе эта цель часто трактуется как разностороннее развитие личности, а именно: умственное и физическое развитие, нравственное и эстетическое совершенствование, формирование гражданственности и патриотизма, экологическое образование, техническое обучение, развитие склонностей, задатков и способностей личности с включением ее в производительный труд и т.д. В то же время воспитание должно быть гармоничным, то есть все представленные составные части воспитания должны формироваться в тесной связи между собой.
· целенаправленность процесса воспитания (реализация идеальной цели – всестороннее развитие и формирование личности, а также реализация реальной цели воспитания, обусловленной конкретной школьной ситуацией и потребностями воспитанника и ученического коллектива); · двусторонность процесса воспитания (предполагает организацию и руководство со стороны учителя и собственную активность личности, ведущая роль при этом принадлежит учителю); · непрерывность и длительность процесса воспитания (воспитание должно осуществляться в системе на протяжении всех лет пребывания воспитанника в стенах образовательно-воспитательного учреждения, результаты его видны не сразу, а через определенный период времени); · основа процесса воспитания – система воспитательных отношений (любой тип воспитательных отношений связан со стремлением изменить воспитанника, воздействовать на его внутреннюю позицию, что предполагает тактичное, внимательное отношение учителя к учащимся);
· переход внешнего объективного во внутреннее субъективное (перевод знаний и норм в область сознания личности, отражение в ее отношениях, поступках и деятельности); · многофакторный характер процесса воспитания (влияние различных факторов: семья, школа, микросреда, макросреда, генотип и т.д.); · результаты воспитательного процесса неоднозначны (исключение одностороннего подхода к характеристике результатов воспитания). Рассмотренные особенности дают представление о том, какую позицию следует занимать педагогу при организации воспитательного процесса.
учреждениях системы образования – Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [1]. Отраженное в «Концепции…» содержание воспитания включает следующие разделы: 1. Морально-этическая культура (формирование понятий о моральных основах жизни, культуры межличностных отношений, развитие нравственных чувств и моральных качеств личности) 2. Национальная культура (приобщение молодого поколения к национальным ценностям: язык, письменность, достижения искусства, науки и техники, знание истории, традиций и обычаев) 3. Гражданская культура (формирование правосознания, воспитание уважения к законам, чувства ответственности и т.д.) 4. Психологическая культура (социальное воспитание, развитие коммуникативных способностей, способностей к самопознанию и т.д.) 5. Культура труда (трудовое и экономическое воспитание, формирование творческого отношения к труду) 6. Культура семейных отношений (воспитание культуры семейно-родственных отношений, помощь в осознании семьи как ценности жизни) 7. Гендерная культура (формирование у детей и молодежи представлений о физиологических, психологических и этических особенностях развития юношей и девушек, культуре взаимоотношений полов, ролевых функциях в семье и т.д.) 8. Культура здорового образа жизни (валеологическое и физическое воспитание, формирование навыков здорового образа жизни) 9. Эстетическая культура (формирование эстетических идеалов, вкусов и отношений к действительности и искусству; развитие творческих способностей) 10. Экологическая культура (формирование экологического мышления, умений взаимодействия в системе «человек–природа») Другой подход к содержанию воспитания выделяется на основе общечеловеческих ценностей (автор – В.А. Караковский) [2]. 1. Земля – общий дом человечества (помощь школьникам в понимании целостности мира и взаимосвязи всех мировых процессов, осознании себя частью большого целого); 2. Отчизна – формирование уважительного отношения к истории своего народа, активной жизненной позиции; 3. Семья – начальная структурная единица общества (воспитание уважения ребенка к семье, помощь в осмыслении семьи как величайшей моральной ценности);
4. Труд – основа человеческого бытия (развитие трудовых навыков, воспитание трудолюбия, деловитости и др.); 5. Знания –результат творческой деятельности (формирование системы знаний - один из путей развития личности школьника); 6. Культура – помощь учащимся в овладении материальной и духовной культурой своего народа; 7. Мир –покой и согласие между людьми, народами и государствами (включение детей и взрослых в миротворческую деятельность, формирование доброжелательного отношения к любым народам и нациям); 8. Человек – высшая ценность (выявление и развитие творческих потенций ученика, содействие в реализации воспитанником его способностей. Представленные подходы к содержанию воспитания отражают главную его цель – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. При этом следует отметить, что эффективность процесса воспитания обусловлена реализацией в воспитательной работе следующих этапов: · формирование когнитивного уровня воспитанности (формирование знаний нравственных, правовых, экологических, эстетических и т.д.); · формирование эмоционального уровня воспитанности (формирование чувств и отношений на основе полученных знаний); · формирование поведенческого уровня воспитанности (реализация знаний и отношений через конкретные поступки и действия).
Потребность в самовоспитании – это высшая форма развитая личности. Она зависит от волевых свойств личности, ее идеалов и нравственных качеств и демонстрирует уровень интеллектуального развития личности. Самовоспитание состоит из 1) активного осознания личностью своего «Я» (самосознание); 2) осознание отношений с окружающим миром (мировоззрение); 3) осознание своего жизненного опыта и потребности работы над собой. Отсюда выводится структура самовоспитания: а – критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной дели самовоспитания; б – разработка программы самовоспитания; в – определение методов самовоспитания; г– аутотренинг (непосредственная работа личности над собой, выработка личностных качеств волевым усилием); д – контроль за реализацией намеченной программы;
е – самоотчет и итоговая самооценка. Основные методы самовоспитания: самоанализ, самооценка, самообязательства, самоубеждение, самовнушение, самокритика, самоприучение, самонаказание, самоконтроль, самоотчет. Перевоспитание – систематический процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на изменение у последнего неправильно сложившихся взглядов и преобразование негативных сторон его поведения в позитивные. Последовательность действий учителя при перевоспитании: а – изучение личности воспитанника; б – установление причин отклонения в поведении воспитанника; в – определение методов и средств перевоспитания и составление на этой основе программы индивидуальной коррекции личности воспитанника; г – изменение характера межличностных отношений воспитанника с одноклассниками и учителями, работающими в данном классе; д – активизация позиции воспитанника в сфере внеклассной деятельности на основе выявленных способностей и интересов; е – применение гибкой системы требований в сочетании с методами одобрения и осуждения, наказания и поощрения в зависимости от ситуации; ж – стимулирование воспитанника на выполнение временных и постоянных поручений в коллективе; з – коррекция условий семейного воспитания (по возможности).
К общим закономерностям процесса воспитания относятся: – зависимость характера воспитания от объективных потребностей производства и интересов правящих классов общества; – единство целей, содержания и методов воспитания; – неразрывное единство обучения, воспитания и развития; – комплексная организация всех видов деятельности учащихся (учебно-познавательной, игровой, трудовой, нравственно-практической, социально-значимой, спортивно-оздоровительной и др.). Специфические закономерности процесса воспитания тождественны его принципам. Принцип (лат..) – основа, первоначало; рассматривается как основное требование к деятельности. Отсюда принципы воспитания – основные исходящие требования, которым руководствуется педагог, формируя личность в процессе взаимодействия с воспитанником. Система принципов воспитания И.Ф. Харламова. [4, с. 84–94]: · воспитание личности в деятельности (учебной, нравственной и др.) · стимулирование активности личности – формирование мотивов (субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и обоснованная цель) и интересов (окрашенная положительными эмоциями и мотивированная потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер) · гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью
· принцип перспективных линий (ощущение радости от успеха, открытие перспективы роста) · опора на положительные качества воспитанника · учет возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника · воспитание личности в коллективе и через коллектив (развитие у ученика товарищеских качеств, воспитательное влияние коллектива на личность) · принцип единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и других социальных институтов воспитания. Названные принципы определяют организацию и строение воспитательного процесса в современных условиях.
для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования. В более общем понимании метод воспитания – это способ осуществления воспитательных взаимодействий учителя и учащихся, направленный на решение воспитательных задач [4, с. 298]. На современном этапе в педагогике существуют различные подходы к классификации методов воспитания (классификация – выстроенная по определенному признаку система методов). Рассмотрим некоторые из них: – В.С. Кукушин (методы авторитарной педагогики – требование, внушение, контроль, наказание, принуждение и др.; методы православной педагогики – пример, осуждение, беседа, похвала, переубеждение, приучение и др.; методы гуманистической педагогики – убеждение, игра, пример, диспут, разъяснение, коррекция, воспитывающая ситуация, требование, поощрение, соревнование, приучение, самоконтроль, самоанализ и др.) [3, с. 58]. – И.Ф. Харламов выделяет следующие методы воспитания: · убеждение – способ коммуникативного воздействия на учащихся с целью формирования закрепления или изменения сложившихся у них в процессе жизнедеятельности взглядов, отношений, норм поведения с помощью слова; · положительный пример (на основе подражания) – использование лучших образцов поведения и деятельности людей для формирования у учащихся стремления к совершенствованию своих личностных качеств; · упражнение (приучение) – многократное повторение действий и поступков учащихся с целью формирования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения; · одобрение – признание, положительная оценка поведения или качества воспитанника, выражаемая публично (личная похвала учителя); · осуждение – неодобрение, отрицательная оценка поведения или качества воспитанника (замечание учителя, устный выговор и т.д.); · методы требования и контроля за поведением учащихся. Требование – способ побуждения воспитанника к соблюдению норм и правил поведения. Контроль – наблюдение за деятельностью и поведением воспитанника, выполнением им предъявленных требований; · переключение – переориентировка учащихся в процессе воспитательной работы с одних видов деятельности на другие [4, с.297–298 ]. Прием воспитания – составная часть метода, единичное действие. Например, метод убеждения может включать приемы: постановка проблемы, выдвижение нравственной нормы, обмен мнениями, анализ поступков ученика в соответствии с нормой и т.д. Выбирая метод воспитания, педагог должен учитывать следующие условия: – уровень воспитанности личности школьника и коллектива; – практическая задача, стоящая перед педагогом; – приверженность педагога к определенным стилям педагогического взаимодействия (демократический, авторитарный, либеральный); – внешние обстоятельства и ситуации школьной жизни; – психологическое состояние ученика и класса в конкретной ситуации. Таким образом, структура любого метода воспитания включает его сущность и назначение, функции, сферы применения, приемы и результат. Литература 1 .Канцэпцыя выхавання дзяцей i навучэнскай моладзi у Рэспублiцы Беларусь // Пазашкольнае выхаванне. –2000. –№ 4. –С.10 –19. 2. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с. 3. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. – С. 109 –124. 4. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.042 с.) |