Тема 5. Воспитание как общественное явление и педагогический Процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Воспитание как общественное явление и педагогический Процесс



«Воспитание – целенаправленное организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека».

Н.Е. Щуркова

Цели процесса воспи-тания, их историчес- кий характер
В философском понимании воспитание означает системный упорядоченный процесс духовного воспроизводства людей, передачу исторического и социально-культурного опыта от старших поколений младшим в процессе

жизнедеятельности. В отношении педагогики воспитание представляет собой специально организованную и сознательно осуществляемую деятельность. Отсюда под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Воспитание в узком смысле – это формирование идеологических, социальных, нравственных и эстетических отношений [4, с. 82].

Под целью воспитания понимают заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Цели и задачи воспитания имеют социально и экономически обусловленный характер и влияют на содержание и методику воспитания.

В предшествующие эпохи представители аристократической верхушки общества получали интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание. Воспитание низших сословий ограничивалось только подготовкой к физическому труду. Во времена античной Греции зародилась идея о всестороннем и гармоничном развитии личности. Но она осуществлялась только по отношению к детям состоятельных граждан.

В Средневековье на первый лиан вышла проповедь религиозного аскетизма в процессе воспитания – «умерщвления плоти» и духовного порабощения личности. В эпоху Возрождения (XV–XVI в.в.) вернулась идея о всестороннем и гармоничном развитии личности, но разделение труда по-прежнему преобладало.

В XVII веке с развитием машинного производства появляются социально-экономические предпосылки для всестороннего развития и формирования личности. Специфика применяемых производственных технологий требовала всестороннего развития не отдельных личностей, а всех людей, участвующих в промышленном производстве.

Всестороннее развитие и формирование личности – это идеальная цель и одновременно объективная потребность современного процесса воспитания, отвечающего социально-экономическим требованиям общества к подрастающей личности. На современном этапе эта цель часто трактуется как разностороннее развитие личности, а именно: умственное и физическое развитие, нравственное и эстетическое совершенствование, формирование гражданственности и патриотизма, экологическое образование, техническое обучение, развитие склонностей, задатков и способностей личности с включением ее в производительный труд и т.д. В то же время воспитание должно быть гармоничным, то есть все представленные составные части воспитания должны формироваться в тесной связи между собой.

 

Характеристика осо- бенностей процесса воспитания
Современный процесс воспитания имеет ряд особенностей, которые должен знать и учитывать каждый педагог в процессе взаимодействия, как с ученическим коллективом, так и с отдельными учащимися. К таким особенностям относят:

· целенаправленность процесса воспитания (реализация идеальной цели – всестороннее развитие и формирование личности, а также реализация реальной цели воспитания, обусловленной конкретной школьной ситуацией и потребностями воспитанника и ученического коллектива);

· двусторонность процесса воспитания (предполагает организацию и руководство со стороны учителя и собственную активность личности, ведущая роль при этом принадлежит учителю);

· непрерывность и длительность процесса воспитания (воспитание должно осуществляться в системе на протяжении всех лет пребывания воспитанника в стенах образовательно-воспитательного учреждения, результаты его видны не сразу, а через определенный период времени);

· основа процесса воспитания – система воспитательных отношений (любой тип воспитательных отношений связан со стремлением изменить воспитанника, воздействовать на его внутреннюю позицию, что предполагает тактичное, внимательное отношение учителя к учащимся);

· переход внешнего объективного во внутреннее субъективное (перевод знаний и норм в область сознания личности, отражение в ее отношениях, поступках и деятельности);

· многофакторный характер процесса воспитания (влияние различных факторов: семья, школа, микросреда, макросреда, генотип и т.д.);

· результаты воспитательного процесса неоднозначны (исключение одностороннего подхода к характеристике результатов воспитания).

Рассмотренные особенности дают представление о том, какую позицию следует занимать педагогу при организации воспитательного процесса.

 

Содержание и основ- ные этапы процесса воспитания
Рассмотрим два ведущих подхода к содержанию воспитания. Культурологический подход представлен в основном документе, регламентирующем воспитательную работу в

учреждениях системы образования – Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [1]. Отраженное в «Концепции…» содержание воспитания включает следующие разделы:

1. Морально-этическая культура (формирование понятий о моральных основах жизни, культуры межличностных отношений, развитие нравственных чувств и моральных качеств личности)

2. Национальная культура (приобщение молодого поколения к национальным ценностям: язык, письменность, достижения искусства, науки и техники, знание истории, традиций и обычаев)

3. Гражданская культура (формирование правосознания, воспитание уважения к законам, чувства ответственности и т.д.)

4. Психологическая культура (социальное воспитание, развитие коммуникативных способностей, способностей к самопознанию и т.д.)

5. Культура труда (трудовое и экономическое воспитание, формирование творческого отношения к труду)

6. Культура семейных отношений (воспитание культуры семейно-родственных отношений, помощь в осознании семьи как ценности жизни)

7. Гендерная культура (формирование у детей и молодежи представлений о физиологических, психологических и этических особенностях развития юношей и девушек, культуре взаимоотношений полов, ролевых функциях в семье и т.д.)

8. Культура здорового образа жизни (валеологическое и физическое воспитание, формирование навыков здорового образа жизни)

9. Эстетическая культура (формирование эстетических идеалов, вкусов и отношений к действительности и искусству; развитие творческих способностей)

10. Экологическая культура (формирование экологического мышления, умений взаимодействия в системе «человек–природа»)

Другой подход к содержанию воспитания выделяется на основе общечеловеческих ценностей (автор – В.А. Караковский) [2].

1. Земля – общий дом человечества (помощь школьникам в понимании целостности мира и взаимосвязи всех мировых процессов, осознании себя частью большого целого);

2. Отчизна – формирование уважительного отношения к истории своего народа, активной жизненной позиции;

3. Семья начальная структурная единица общества (воспитание уважения ребенка к семье, помощь в осмыслении семьи как величайшей моральной ценности);

4. Труд основа человеческого бытия (развитие трудовых навыков, воспитание трудолюбия, деловитости и др.);

5. Знания –результат творческой деятельности (формирование системы знаний - один из путей развития личности школьника);

6. Культура помощь учащимся в овладении материальной и духовной культурой своего народа;

7. Мир –покой и согласие между людьми, народами и государствами (включение детей и взрослых в миротворческую деятельность, формирование доброжелательного отношения к любым народам и нациям);

8. Человек высшая ценность (выявление и развитие творческих потенций ученика, содействие в реализации воспитанником его способностей.

Представленные подходы к содержанию воспитания отражают главную его цель – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. При этом следует отметить, что эффективность процесса воспитания обусловлена реализацией в воспитательной работе следующих этапов:

· формирование когнитивного уровня воспитанности (формирование знаний нравственных, правовых, экологических, эстетических и т.д.);

· формирование эмоционального уровня воспитанности (формирование чувств и отношений на основе полученных знаний);

· формирование поведенческого уровня воспитанности (реализация знаний и отношений через конкретные поступки и действия).

Самовоспитание и перевос- питание как компоненты процесса воспитания
Самовоспитание – целенаправленная сознательная работа личности над собой, возникающая в результате взаимодействия человека с окружающей действительностью и имеющая целью совершенствование качеств.

Потребность в самовоспитании – это высшая форма развитая личности. Она зависит от волевых свойств личности, ее идеалов и нравственных качеств и демонстрирует уровень интеллектуального развития личности.

Самовоспитание состоит из 1) активного осознания личностью своего «Я» (самосознание); 2) осознание отношений с окружающим миром (мировоззрение); 3) осознание своего жизненного опыта и потребности работы над собой. Отсюда выводится структура самовоспитания:

а – критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной дели самовоспитания;

б – разработка программы самовоспитания;

в – определение методов самовоспитания;

г– аутотренинг (непосредственная работа личности над собой, выработка личностных качеств волевым усилием);

д – контроль за реализацией намеченной программы;

е – самоотчет и итоговая самооценка.

Основные методы самовоспитания: самоанализ, самооценка, самообязательства, самоубеждение, самовнушение, самокритика, самоприучение, самонаказание, самоконтроль, самоотчет.

Перевоспитание систематический процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на изменение у последнего неправильно сложившихся взглядов и преобразование негативных сторон его поведения в позитивные.

Последовательность действий учителя при перевоспитании:

а – изучение личности воспитанника;

б – установление причин отклонения в поведении воспитанника;

в – определение методов и средств перевоспитания и составление на этой основе программы индивидуальной коррекции личности воспитанника;

г – изменение характера межличностных отношений воспитанника с одноклассниками и учителями, работающими в данном классе;

д – активизация позиции воспитанника в сфере внеклассной деятельности на основе выявленных способностей и интересов;

е – применение гибкой системы требований в сочетании с методами одобрения и осуждения, наказания и поощрения в зависимости от ситуации;

ж – стимулирование воспитанника на выполнение временных и постоянных поручений в коллективе;

з – коррекция условий семейного воспитания (по возможности).

Закономерности и принци- пы воспитания. Система принципов воспитания И.Ф. Харламова
Закономерности воспитания устойчивые, повторяющиеся связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

К общим закономерностям процесса воспитания относятся:

– зависимость характера воспитания от объективных потребностей производства и интересов правящих классов общества;

– единство целей, содержания и методов воспитания;

– неразрывное единство обучения, воспитания и развития;

– комплексная организация всех видов деятельности учащихся (учебно-познавательной, игровой, трудовой, нравственно-практической, социально-значимой, спортивно-оздоровительной и др.).

Специфические закономерности процесса воспитания тождественны его принципам. Принцип (лат..) – основа, первоначало; рассматривается как основное требование к деятельности. Отсюда принципы воспитания – основные исходящие требования, которым руководствуется педагог, формируя личность в процессе взаимодействия с воспитанником.

Система принципов воспитания И.Ф. Харламова. [4, с. 84–94]:

· воспитание личности в деятельности (учебной, нравственной и др.)

· стимулирование активности личности – формирование мотивов (субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и обоснованная цель) и интересов (окрашенная положительными эмоциями и мотивированная потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер)

· гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью

· принцип перспективных линий (ощущение радости от успеха, открытие перспективы роста)

· опора на положительные качества воспитанника

· учет возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника

· воспитание личности в коллективе и через коллектив (развитие у ученика товарищеских качеств, воспитательное влияние коллектива на личность)

· принцип единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и других социальных институтов воспитания.

Названные принципы определяют организацию и строение воспитательного процесса в современных условиях.

Методы и приемы воспи- тания. Классификация методов воспитания И.Ф. Харламова
Метод воспитания – специфический способ воспитательной работы, который используется в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся,

для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования. В более общем понимании метод воспитания – это способ осуществления воспитательных взаимодействий учителя и учащихся, направленный на решение воспитательных задач [4, с. 298].

На современном этапе в педагогике существуют различные подходы к классификации методов воспитания (классификация – выстроенная по определенному признаку система методов). Рассмотрим некоторые из них:

– В.С. Кукушин (методы авторитарной педагогики – требование, внушение, контроль, наказание, принуждение и др.; методы православной педагогики – пример, осуждение, беседа, похвала, переубеждение, приучение и др.; методы гуманистической педагогики – убеждение, игра, пример, диспут, разъяснение, коррекция, воспитывающая ситуация, требование, поощрение, соревнование, приучение, самоконтроль, самоанализ и др.) [3, с. 58].

– И.Ф. Харламов выделяет следующие методы воспитания:

· убеждение – способ коммуникативного воздействия на учащихся с целью формирования закрепления или изменения сложившихся у них в процессе жизнедеятельности взглядов, отношений, норм поведения с помощью слова;

· положительный пример (на основе подражания) – использование лучших образцов поведения и деятельности людей для формирования у учащихся стремления к совершенствованию своих личностных качеств;

· упражнение (приучение) – многократное повторение действий и поступков учащихся с целью формирования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения;

· одобрение – признание, положительная оценка поведения или качества воспитанника, выражаемая публично (личная похвала учителя);

· осуждение – неодобрение, отрицательная оценка поведения или качества воспитанника (замечание учителя, устный выговор и т.д.);

· методы требования и контроля за поведением учащихся. Требование – способ побуждения воспитанника к соблюдению норм и правил поведения. Контроль – наблюдение за деятельностью и поведением воспитанника, выполнением им предъявленных требований;

· переключение – переориентировка учащихся в процессе воспитательной работы с одних видов деятельности на другие [4, с.297–298 ].

Прием воспитания – составная часть метода, единичное действие. Например, метод убеждения может включать приемы: постановка проблемы, выдвижение нравственной нормы, обмен мнениями, анализ поступков ученика в соответствии с нормой и т.д. Выбирая метод воспитания, педагог должен учитывать следующие условия:

– уровень воспитанности личности школьника и коллектива;

– практическая задача, стоящая перед педагогом;

– приверженность педагога к определенным стилям педагогического взаимодействия (демократический, авторитарный, либеральный);

– внешние обстоятельства и ситуации школьной жизни;

– психологическое состояние ученика и класса в конкретной ситуации.

Таким образом, структура любого метода воспитания включает его сущность и назначение, функции, сферы применения, приемы и результат.

Литература

1 .Канцэпцыя выхавання дзяцей i навучэнскай моладзi у Рэспублiцы Беларусь // Пазашкольнае выхаванне. –2000. –№ 4. –С.10 –19.

2. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.

3. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. – С. 109 –124.

4. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.042 с.)