Тема 10. Основы семейного воспитания учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Основы семейного воспитания учащихся



«Семья была и в обозримом будущем будет основой воспитания подрастающего поколения… Из семьи, семейного воспитания исходят у ребенка, подростка, юноши представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первых трудовых навыках».

В.И. Андреев

 
 
Семья как специфическая педагогическая система


Как известно, на воспитание детей оказывает существенное влияние социальная среда и средства массовой информации, литература и искусство, вся

окружающая действительность. Социальная среда показывает, каким должен быть современный человек, тем самым формируя личность.

Непосредственное влияние на воспитание подрастающего поколения оказывает микросреда, т.е. те люди, с кем ребенок соприкасается постоянно в повседневной жизни. В первую очередь это родители. Таким образом, начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Семья – это социальная группа, где люди разных поколений связаны кровными и родственными отношениями, позволяющими оптимально удовлетворять потребности в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена. Семья должна создавать у человека понятие дома не как помещения, где он проживает, а как места, где его ждут, понимают, защищают, поддерживают в решении жизненных проблем.

Исходя из этого, семейное воспитание – это система воспитания и образования детей, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На протяжении многих веков мыслители и педагоги подчеркивали решающее значение родителей в становлении личности ребенка (см. приложение К). На современном этапе семейное воспитание решает следующие социальные и педагогические задачи:

· создание максимальных условий для нормального роста и развития ребенка, его творческой самореализации;

· обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;

· передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и заботливого отношения к стареющим родственникам;

· обучение детей полезным трудовым навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

· воспитание у детей чувства собственного достоинства, ценности своего «Я» [1, с.402].

На эффективность семейного воспитания влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность семьи, социальное положение родителей, уклад семейной жизни, количество членов семьи, место проживания семьи, сложившаяся система отношений между родителями и отношений родителей к ребенку.

На сегодняшний день процесс развития современной семьи характеризуется рядом особенностей, а именно:

· специфика социального уклада в городской и сельской семье. В сельской местности ребенок чаще оказывается в поле зрения взрослых (родителей, родственников, соседей), которые знают его. В городе контроль за ребенком, когда его родители на работе, практически отсутствует, так как часто даже соседи по подъезду могут не знать как самого ребенка, так и его родителей;

· влияние уровня образования родителей на успешность в обучении их детей. Современные родители, как правило, имеют среднее специальное и многие высшее образование. В то же время воспитанием детей часто занимаются бабушки и дедушки, уровень образования которых ниже. Таким образом, в семье, часто сталкиваются разные подходы к воспитанию детей – бабушек и дедушек и молодых родителей;

· влияние материального достатка на подходы к воспитанию детей в различных семьях, на характер отношений родителей и детей. На детей тратится в семье от 25% до 50% дохода. При значительном материальном достатке родители, проявляя педагогическую «слепоту», путем задабривания детей подарками и т.д. формируют у них чувство пресыщения – отношения к жизни, материальным и духовным ценностям с полнейшим пренебрежением, безразличием, что служит в свою очередь основой эгоизма, тунеядства, вседозволенности и т.д.;

· разукрупнение (разделение) семьи – отделение молодых родителей от дедушек и бабушек – что имеет двойственный характер влияния на воспитание детей. Такое отделение способствует проявлению индивидуальности молодой семьи, выработке самостоятельности при решении жизненных проблем. Но в то же время, дети, воспитываясь в детском саду, лишаются возможности чаще общаться с дедушками и бабушками, зачастую остаются с малых лет (с 6-летнего возраста посещая школу) одни дома без присмотра;

· уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей и, как следствие, увеличение числа однодетных семей. Это вызвано многими причинами: занятость родителей на работе, рост материальных затрат на воспитание ребенка, неблагоприятные бытовые условия и т.д.;

· увеличение числа разводов, что влечет увеличение количества неполных семей. Однако здесь также проявляется двойственный характер ситуации, так как во многих случаях устраняется источник негативного влияния на психику ребенка, аморальный пример для подражания.

Функции семьи, прин-ципы и содержание семейного воспитания
В развитии семьи каждый этап связан с реализацией различных функций. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к личности (члену семьи).

Основными функциями семьи по отношению к обществу являются:

· репродуктивная функция. Решение демографической проблемы на уровне государства;

· воспитательная функция – передача молодому поколению социальных знаний, умений, навыков, нравственных норм, ценностей, духовное воспроизводство людей в социуме;

· производственно-хозяйственная функция. Участие семьи в решении производственных и хозяйственных проблем на частном уровне и на уровне государственных структур;

· организация досуга. Использование членами семьи свободного от работы и учебы времени для семейного общения.

Функции семьи по отношению к личности (члену семьи):

· супружеская функция – совместное решение семейных проблем, оказание друг другу помощи и поддержки;

· родительская функция – организация жизнедеятельности ребенка, предоставление ему для развития необходимых условий;

· организация быта. Создание необходимых условий для жизни всех членов семьи, привлечение и приучение членов семьи к выполнению бытовых обязанностей [6, с. 141–159].

В основу семейного воспитания должны быть положены следующие принципы:

– гуманность и милосердие по отношению к ребенку;

– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

– открытость и доверительность отношений с детьми;

– оптимистичность взаимоотношений всех поколений в семье;

– последовательность, согласованность и реальность требований, предъявляемых ребенку;

– оказание ребенку посильной помощи и поддержки [3, с.183–184].

Представленные функции семьи и принципы семейного воспитания обусловливают его содержание, которое имеет в основе развивающую деятельность семьи, осуществляемую по следующим направлениям: 1)охранно-защитная деятельность; 2) оздоровительная деятельность; 3) бытовая и трудовая деятельность; 4) досуго-творческая деятельность; 5) культурно-просветительская деятельность; 6) познавательно-образовательная деятельность; 7) нравственно-оценочная деятельность; 8) деятельность, стимулирующая самостоятельный опыт ребенка.

Развивающая деятельность семьи при этом рассматривается как ведущий источник сознательного и последовательного включения ребенка в окружающий мир, упорядоченная во времени и жизненном пространстве система дел и действий родителей и ребенка, преобразующая физические и духовные свойства детской индивидуальности, ведущая к активному освоению и созиданию ребенком ценностей собственной личности, ее образа «Я» [2, с. 40–41].

Таким образом, содержание воспитания должно охватывать все направления, т.е. в семье должно осуществляться физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное воспитание детей с учетом возрастной специфики. Родители и близкие родственники должны давать ребятам знания об окружающей жизни, формировать опыт творческой деятельности, вырабатывать интеллектуальные навыки, воспитывать гуманные отношения к природе, к людям. Особое место в семейном воспитании должно занимать нравственное воспитание, т.е. развитие таких качеств как доброжелательность, внимание, милосердие, ответственность, честность, трудолюбие и т.д. Целью семейного воспитания должно быть при этом формирование таких качеств личности, которые помогут ей достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Существуют и определенные методы нравственного воспитания в семье. Всех их можно разделить на несколько групп:

информационно-символические (имя, с которым обращаются к ребенку; жесты и мимика родителей в процессе общения; обсуждение и оценка житейских событий и поступков и т.д.);

разъяснительно-распорядительные (рассказ, беседа, внушение, убеждение, требование, приказ, заперт, контроль за поведением, поручение, обсуждение проблем и т.д.);

стимулирующе-побудительные (позитивный пример взрослых, сопереживание в трудной ситуации, побуждение к самостоятельному действию, похвала, возвышение личности ребенка, взаимоанализ нравственных поступков и т.д.);

действенно-практические (семейные традиции, поддержка в решении проблем, доверие, сотрудничество в различных видах деятельности – игровой, досуговой, трудовой и т.д.) [4, с.83–84].

Стили семейного воспи-тания. Причины некон-структивного родитель-ского влияния на детей


Стиль семейного воспитания – устойчиво проявляющиеся способы общения родителей с детьми, демонстрирующие жизненные позиции взрослых и их ценностные ориентации.

В педагогике выделяются следующие стили воспитания детей в семье.

Гиперопека. Часто встречается в семьях с одним ребенком, особенно если он долгожданный. Имеет два проявления.

В первом случае ребенок воспитывается по типу «кумира». Все его желания и прихоти выполняются родителями, им восхищаются, ему все дозволяют. В результате, повзрослев, ребенок представляет собой эгоиста, не желающего и не умеющего заботиться о других, ориентирующегося только на свои интересы.

Во втором случае ребенок воспитывается под постоянным бдительным надзором взрослых членов семьи, чрезмерным контролем за его действиями. Он оказывается полностью лишенным самостоятельности, так как все проблемы за него решают его родители. В результате ребенок становится полностью нерешительным, неуверенным в своих силах, не умеющим постоять за себя.

Гипопротекция. Также имеет два проявления.

В первом случае ребенок воспитывается по типу «Золушки», т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Может проявляться по отношению к старшему ребенку при появлении младшего брата или сестры. Ребенок чувствует, что родители его не любят, или любят меньше, чем других детей. В результате переживаний на этой почве у ребенка могут возникать неврозы, комплекс неполноценности, озлобленность, агрессивность.

Во втором случае ребенок, даже будучи одним в семье, воспитывается по типу «беспризорника» в семьях, где родители равнодушны к проблемам и интересам ребенка, не уделяют ребенку должного внимания, так как их волнует только собственная карьера, свои личные проблемы и т.д. В итоге такие дети растут социально заброшенными, предоставленными сами себе, часто попадают в асоциальные компании, пытаясь таким способом найти выход из своего одиночества. Часто бывают озлоблены и агрессивны, с недоверием относясь к взрослым. Могут быть робкими и пассивными, испытывая страх перед жизненными трудностями и не зная, где искать поддержку.

Жесткое воспитание(запрет-репрессивный стиль). Возникает в семьях, где отсутствуют эмоциональный контакт с детьми, так как родители (или один из них) ориентируются на авторитарную лидирующую позицию. Также имеет два проявления.

В первом случае родители чрезмерно используют приказы и запреты, не интересуясь мнением сына или дочери. Ребенку «все нельзя». Приказы родителей полностью ограничивают его самостоятельность действий и мыслей, а за малейшую провинность он получает суровое наказание. В такой семье может использоваться метод физических наказаний. Чаще всего это бывает в семьях, где отсутствует авторитет отца, где недостаточный материальный уровень жизни, низкий уровень педагогических знаний родителей. При такой родительской позиции у детей могут возникать невротические срывы, страх; развивается приспособленчество, угодничество, с помощью которых дети стремятся избежать наказаний. В других случаях дети в ответ могут проявлять агрессию, озлобленность, непослушание, протест против «несправедливых» требований. Все это приводит, как правило, к серьезным конфликтам; психическим, нравственным и физическим травмам детей.

Во втором случае родители осуществляют воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, предъявляемой ребенку. Для этого с малых лет ему внушают мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей (даже если у ребенка нет к этому явных способностей) или же на него возлагаются недетские непосильные заботы (чаще всего в многодетной семье). Родители в этом случае не понимают, что, если требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его возможностям, то они не только не содействуют развитию личности, а наоборот, тормозят это развитие. В итоге у таких детей появляются постоянные навязчивые страхи, боязнь не выполнить родительские планы и указания, при невозможности выполнения планов могут проявиться неврозы, разочарования, депрессия, самоагрессия [5, с. 3–4].

Сотрудничество. Стиль воспитания, приводящий к позитивным результатам в развитии личности ребенка. В такой семье родители проявляют к ребенку достаточно внимания, заботы и любви; поддерживают интересы и склонности ребенка, помогают в развитии и реализации его способностей, признавая его право на творческую самореализацию. Родители помогают ребенку разрешать сложные проблемы и ситуации, поощряя его самостоятельность в решении возникших трудностей; обсуждают поступки ребенка, помогая ему правильно оценить свои действия с нравственной точки зрения; демонстрируя такт и равенство во взаимоотношениях, устанавливают с ребенком доверительные доброжелательные отношения [4, с.79–82].

Стоит заметить, что из всех представленных стилей воспитания конструктивным является только «Сотрудничество». Причины неконструктивного родительского воспитания, проявляющегося в трех предыдущих стилях, весьма различны. Выделяют несколько групп таких причин:

· определенные негативные обстоятельства в жизни семьи (болезнь родителей, низкий материальный уровень жизни, аморальное поведение взрослых и т.д.);

· низкая педагогическая и социальная культура родителей;

· личностные нарушения и отклонения характера самих родителей (эгоизм, неустойчивость психики, истеричность, непоследовательность в действиях, слабоволие, деспотичность и т.д.);

· личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка (неоправданное расширение сферы родительских чувств; неразвитость родительских чувств – замкнутость на своих проблемах или чувство раздражения к нежеланному ребенку; конфликтность во взаимоотношениях между родителями; эмоциональные нарушения в отношениях к ребенку в зависимости от пола ребенка);

· предпочтение в ребенке детских качеств и игнорирование его тенденции к взрослению;

· воспитательная неуверенность родителей – уступки детям во всех их желаниях и неумение не «идти на поводу» у детей;

· фобия утраты ребенка – преувеличенное представление о его слабости, болезненности, непрактичности и т.д.; проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств.

 

Показатели родительско-го поведения. Условия ус-пешного воспитания де-тей в семье
Педагог с целью правильного определения стиля семейного воспитания должен проанализировать показатели родительского поведения, изучая характер взаимоотношений в семье. С этой целью

при первой встрече с родителями проводится анкетирование (см. приложение Л), а затем путем анализа его результатов, наблюдений, бесед и т.д. выявляют следующие показатели родительского поведения:

· уровень протекции в процессе воспитания (определенное количество времени, внимания и сил, уделяемое родителями воспитанию ребенка);

· степень удовлетворения потребностей ребенка

1) материально-бытовых: питание, одежда, школьные принадлежности, предметы развлечения;

2) духовных: общение с родителями, их внимание и забота. По мнению В.В. Чечета, общение родителей с детьми придает воспитанию естественность. Посредством общения «родители формируют моральную мотивацию поступков ребенка,… обогащают опыт детских переживаний, что положительно влияет на все сферы развития личности [7, с.49].

· количество требований к ребенку в семье

1) обязанности ребенка: учеба, помощь по дому, уход за собой, присмотр за младшими сестрами и братьями и т.д.;

2) требования-запреты: то, что ребенок не должен делать;

· санкции, применяемые к ребенку (способы воздействия на ребенка ситуациях, требующих реакции со стороны родителей на его поведение);

· неустойчивость или постоянство стиля воспитания (неустойчивость – резкая смена стиля воспитания и воспитательных приемов, приводит к формированию у детей упрямства, чувства безответственности, отрицанию авторитета родителей; постоянство стиля воспитания – преобладание определенного стиля общения с ребенком в семье).

Данные показатели позволяют определить успешность семейного воспитания, которая проявляется в индивидуальном развитии ребенка, демонстрирующем его физическое и духовное благополучие, культуру общения, как с близкими, так и со всеми окружающими людьми, адекватное полоролевое поведение, культуру быта и труда, культуру использования свободного времени и самоорганизации всей своей жизни.

Для достижения таких результатов родителям необходимо соблюдать следующие условия в процессе семейного воспитания:

· удовлетворение базисных потребностей ребенка (физиологических – одежда, пища, жилище и т.д.; экзистенциальных – постоянство, порядок, безопасность существования; социальных – общение, внимание к другим людям и к себе, привязанность; престижных – уважение, признание достоинств, позитивная оценка со стороны взрослых; духовных – совместная деятельность в сфере досуга, общие интересы);

· помощь ребенку в сохранении душевного равновесия, активизация его жизни, оберегание от стрессов (см. приложение М);

· внимательное и заботливое отношение родителей к мыслям, тревогам, проблемам, которыми ребенок хочет с ними поделиться;

· проявление уважения к ребенку, поддержание его личностного достоинства, исключение жестоких способов воздействия на ребенка независимо от ситуации, опора на положительное в ребенке;

· признание права ребенка на самостоятельное жизненное решение;

· помощь ребенку в ощущении собственных успехов, в понимании позитивного характера общения с людьми и деятельности.

 

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. Воднева, А.К. Сучасная сям’я: асаблiвасцi рэалiзацыi выхаваучай функцыi / А.К. Воднева // Народная асвета. – 2000. – № 1. – С. 39 – 43.

3. Жук, А.И. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

4. Маслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога: пособие для самообразования специалиста по социальной работе / Н.Ф. Маслова. – Орёл: Орловский гос. ун-т, 1994. –135 с.

5. Сенько, Т.В. Семья и психологическое насилие над детьми /Т.В. Сенько // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 6. – С. 3–7.

6. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

7. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет. – Минск: Изд. ООО «Красико-принт», 1998. – 256 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.038 с.)