Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Клубная деятельность как вид социально-педагогической работы с учащимися

Поиск

 

«Клубная работа учащихся имеет давнюю историю и связана с решением такой важной педагогической задачи, как формирование и дальнейшее углубление познавательных интересов детей в условиях их самодеятельности».

С.А. Пуйман

 

Сущность клубной дея-тельности по месту жительства
Наиболее распространенной формой организации досуга является клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях

профилактики девиантного поведения учащихся, так и в целях их социальной реабилитации и коррекции личностных качеств.

Клубная работа – один из видов социально-педагогической деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности [2, с. 221]. Напомним, что рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая – восстановительный и творческий; клубная же деятельность, будучи творческой, имеет созидательную направленность.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета возрастных и социокультурных особенностей членов клуба.

Первым организатором клубной деятельности в российской педагогике является С.Т. Шацкий, создавший в начале ХХ в. в Москве клуб для детей рабочей бедноты «Сетлмент». По его мнению, чтобы соперничать с улицей, клуб должен был создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.

Назначение современной клубной работы заключается в следующем:

· включение ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности;

· формирование опыта социального поведения, необходимого для успешного вхождения в систему общественных отношений;

· выявление и развитие интеллектуальных, коммуникативных, экспрессивных, инструментальных способностей.

Основные характеристики клубной работы:

· использование игровой формы усвоения детьми будущих социальных ролей;

· осуществление разнообразной по характеру деятельности, позволяющей решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;

· удовлетворение потребности в общении (в отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов);

· развитое самоуправление, относительная автономия от взрослых;

· построение гуманистически ориентированных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

В содержательном плане клубная деятельность может представлять собой свободное общение, совместное проведение досуга либо реализовывать целевые или комплексные программы (социально-педагогические, коррекционные, образовательные и т.п.). Так, например, клубы по месту жительства могут работать по следующим комплексным программам:

– «Отечество» – патриотическая программа;

– «Семья» – совместная деятельность и отдых детей и родителей;

– «Здоровье» – валеологическая программа;

– «Ты и наркотики» – профилактическая и социально-педагогическая программа;

– «Дворы нашего детства» – программа предметно-пространственной реабилитации жизненного пространства детей и подростков;

– «Надежда» – работа с детьми-инвалидами, лечебная педагогика;

– «Истоки» – поисково-краеведческая программа;

– «Подросток и закон» – профилактика правонарушений.

В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как учреждения дополнительного образования детей. Работа в них ведется через кружковые и студийные формы.

Кружок – объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.).

Студия – объединение для одаренной молодежи. Студия дает основы специальной подготовки к профессиональной деятельности.

Другие клубы действуют как сугубо досуговые учреждения либо как общественные организации.

 

Цели и направления клубной деятельности
Цели организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличия материальной базы,

сети образовательных учреждений и т.д.) могут быть такие:

– социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов; защита прав ребенка; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

– увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

– создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные творческие возможности;

– адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

– компенсация дефицита общения в школе, в семье, в среде сверстников;

– дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.

Педагогическая практика последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:

– помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

– помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

– привлечение детей и родителей к организации и проведению социально-педагогических мероприятий и акций по месту жительства;

– изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий;

– индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса и т.д.;

– пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

– выявление запросов и потребностей детей, развитие их способностей и интересов в различных видах деятельности через кружковую (мастерские, секции и т.п.) и студийную (творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) формы работы;

– создание реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

– проведение летних профильных смен (трудовых, спортивных, досуговых, творческих и т.д.) по месту жительства детей и подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования.

 

Условия эффективности клубной деятельности
Базовыми учреждениями системы образования для организации клубной работы по месту жительства традиционно

являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства; центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества; центры и станции юных туристов, техников; детско-юношеские спортивные школы.

К условиям эффективности клубной деятельности относятся:

организационно-педагогические условия

· изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде;

· наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности;

· наличие или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;

· целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования;

· создание системы взаимосвязей клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;

психолого-педагогические условия

· изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности;

· создание возможностей для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности;

· учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при определении соотношения репродуктивных, продуктивных и творческих компонентов ее содержания;

· обеспечение личностной значимости содержания клубной деятельности;

· стимулирование активности и формирование субъективной позиции воспитанников;

· реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива;

педагогические условия

· адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;

· комплексный характер деятельности воспитанников клубного коллектива, соответствующий его воспитательным функциям и профилю;

· сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива;

· оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления участниками клубной деятельностью;

· стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие;

· создание субъект-субъектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками, так и между воспитанниками и педагогами;

· создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе.

 

Социально-педагогичес-кий центр как база клубной деятельности
В настоящее время в республике действует система социальной службы для детей, подростков и учащейся молодежи в виде социально-педагогических центров

(СПЦ). Цель этих центров заключается в содействии адаптации детей и молодежи в социуме, организации их содержательного внеучебного времени и оказании социально-педагогической и психологической помощи.

Организация досуга детей и молодежи в СПЦ осуществляется через формы клубной работы. Рассмотренная нами ниже структура службы организации досуга в СПЦ Заводского района г. Минска включает различные клубные объединения и может служить примерной моделью для создания социальной службы подобного плана с учетом местных возможностей и потребностей.

Биржа труда. Цели клуба: организация временной занятости молодежи и ее реальная трудовая адаптация.

Направления работы:

– организация занятости подростков и молодежи;

– формирование у молодежи профессиональных знаний и опыта для увеличения конкурентоспособности на рынке труда;

– предоставление возможности получения нуждающимися временного или постоянного рабочего места;

– взаимодействие между центрами занятости и биржей труда;

Клуб юного бизнесмена. Цели клуба: формирование экономической культуры молодежи, качеств делового человека; помощь в осознанном выборе профессии и профессиональном становлении. Формы работы: лекции, семинары, разработки проектов. Источник финансирования – средства самих участников, доходы от коммерческой деятельности, взносы предприятий, помощь молодежных организаций, органов образования.

Хобби-центр. Цели клуба: развитие творческих способностей участников, удовлетворение их многообразных интересов и запросов в сфере свободного времени, компенсация отрицательного и недостаточного воздействия внешней среды на детей через развитие положительного интереса к созданию собственной социальной значимости.

Направления работы:

– техническое (авиамодельный клуб, компьютерный клуб и т.д.);

– естественнонаучное (клуб садоводов, клуб кинологов и т.д.);

– художественное (музыкальный клуб, фотоклуб, клуб поэзии и т.д.);

– спортивно-оздоровительное (клуб закаливания, легкоатлетический клуб, клуб болельщиков футбольной команды, клуб туристов и т.д.);

– коллективно-собирательское (клуб филателистов и др.);

– досуговое (дискоклуб) [ 1, с. 18 ].

Клубы хобби-цента проводят учебные занятия, тренировки, походы, готовят и проводят выставки работ своих участников, посещают выставочные залы, помогают в создании экспозиций музеев и т.д. – таким образом используют различные формы проведения культурного досуга.

Клуб семейного досуга. Цели клуба: оказание культурно-образовательных услуг детям до 18 лет и их родителям; создание обстановки семейного благополучия, взаимопонимания между родителями и детьми; организация содержательного семейного досуга.

Направления работы:

– приобщение семьи к социокультурным и образовательно-воспитательным ценностям;

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– включение детей и их родителей в систему социальных связей;

– создание условий для реализации личных творческих планов, удовлетворения интересов в выбранных ими сферах деятельности;

– предоставление возможности выбора любительских занятий детям и их родителям в сфере свободного времени;

– оказание компетентной психологической помощи в разрядке напряженности семейных отношений.

Клубы семейного досуга могут быть также образованы в структуре действующих культурно-образовательных учреждений. Здесь могут действовать самые разнообразные игровые, тренажерные, развлекательные площадки; психолого-педагогическая консультация; телефоны доверия; группа социальных педагогов.

Клуб общения. Цели клуба: создание для молодежи среды общения по интересам, условий для творческого развития в сфере досуга.

Направления и формы работы:

– социально-идеологическое (сообщение во время запланированных встреч о важнейших событиях в жизни мира, страны, города и т.д.);.

– социально-психологическое (обсуждение намеченной заранее актуальной проблемы в форме диспута или дискуссии);

– культурно-творческое (совместное посещение выставок, спектаклей, музеев, соревнований и т.д. с последующим обсуждением увиденного);

Периодичность таких встреч устанавливают сами участники клуба. На первом заседании ими совместно составляется план клубной работы на год, разрабатываются правила общения и ведения дискуссий.

Клуб «Эколог». Цели клуба: сообщение учащимся системы экологических знаний, приобщение молодого поколения к деятельности по изучению и охране окружающей среды.

Направления и формы работы:

– развитие творческих способностей учащихся, формирование умений видеть и ценить красоту природы (конкурс «Памятники родной природы» – сфотографировать речку, поляну, цветы и т.д. и написать о них историю; конкурс «Немые охранники» – разработать эскиз природоохранительного знака; конкурс «Братья наши меньшие» – описание интересного случая, произошедшего с домашним животным, организация выставки домашних животных; фотоконкурс «Окно в природу» – фотографирование во время похода природных объектов с последующей организацией фотовыставки);

– осуществление природоохранительной деятельности (акция «Красная тетрадь» – описание редких растений и животных своей местности, сотрудничество с местным экологическим центром; операция «Всевидящее око» – участники выступая в роли журналистов пишут заметки в газету об экологических проблемах собственного города или района, основываясь на проверенных фактах и т.д.).

Клуб «ДОМ». ДОМ – Детский орден милосердия. Объединяет в свои ряды детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей, их друзей и сверстников из семей благополучных. Дети могут приходить в «ДОМ» со своими сестрами и братьями, одноклассниками, родителями, друзьями.

Цели клуба: создание стабилизированной социальной среды, адаптация детей с физическими и социальными аномалиями в среде сверстников и через них в социуме; возрождение лучших традиций благотворительности, воспитание в детях доброты, чуткости, сострадания.

Направления работы:

– оказание неблагополучным детям помощи в решении социально-бытовых, морально-психологических, правозащитно-юридических и образовательно-воспитательных проблем;

– проявление особого внимания к детям-инвалидам, обучающимся на дому и в специальных интернатах, а также к детям со степенью инвалидности, дающей им возможность обучаться в школе.

Литература

1. Журлова, И.В. Клубная деятельность – форма организации молодёжного досуга / И.В. Журлова // Пазашкольнае выхаванне. –2000. –№ 5. – С.17 – 19.

2. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 6942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.012 с.)