Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 17. Клубная деятельность как вид социально-педагогической работы с учащимисяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Клубная работа учащихся имеет давнюю историю и связана с решением такой важной педагогической задачи, как формирование и дальнейшее углубление познавательных интересов детей в условиях их самодеятельности». С.А. Пуйман
профилактики девиантного поведения учащихся, так и в целях их социальной реабилитации и коррекции личностных качеств. Клубная работа – один из видов социально-педагогической деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности [2, с. 221]. Напомним, что рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая – восстановительный и творческий; клубная же деятельность, будучи творческой, имеет созидательную направленность. Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета возрастных и социокультурных особенностей членов клуба. Первым организатором клубной деятельности в российской педагогике является С.Т. Шацкий, создавший в начале ХХ в. в Москве клуб для детей рабочей бедноты «Сетлмент». По его мнению, чтобы соперничать с улицей, клуб должен был создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы. Назначение современной клубной работы заключается в следующем: · включение ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности; · формирование опыта социального поведения, необходимого для успешного вхождения в систему общественных отношений; · выявление и развитие интеллектуальных, коммуникативных, экспрессивных, инструментальных способностей. Основные характеристики клубной работы: · использование игровой формы усвоения детьми будущих социальных ролей; · осуществление разнообразной по характеру деятельности, позволяющей решить проблему профессионального самоопределения, самопознания; · удовлетворение потребности в общении (в отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов); · развитое самоуправление, относительная автономия от взрослых; · построение гуманистически ориентированных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. В содержательном плане клубная деятельность может представлять собой свободное общение, совместное проведение досуга либо реализовывать целевые или комплексные программы (социально-педагогические, коррекционные, образовательные и т.п.). Так, например, клубы по месту жительства могут работать по следующим комплексным программам: – «Отечество» – патриотическая программа; – «Семья» – совместная деятельность и отдых детей и родителей; – «Здоровье» – валеологическая программа; – «Ты и наркотики» – профилактическая и социально-педагогическая программа; – «Дворы нашего детства» – программа предметно-пространственной реабилитации жизненного пространства детей и подростков; – «Надежда» – работа с детьми-инвалидами, лечебная педагогика; – «Истоки» – поисково-краеведческая программа; – «Подросток и закон» – профилактика правонарушений. В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как учреждения дополнительного образования детей. Работа в них ведется через кружковые и студийные формы. Кружок – объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.). Студия – объединение для одаренной молодежи. Студия дает основы специальной подготовки к профессиональной деятельности. Другие клубы действуют как сугубо досуговые учреждения либо как общественные организации.
сети образовательных учреждений и т.д.) могут быть такие: – социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов; защита прав ребенка; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности); – увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; – создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные творческие возможности; – адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе; – компенсация дефицита общения в школе, в семье, в среде сверстников; – дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников. Педагогическая практика последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства: – помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; – помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения; – привлечение детей и родителей к организации и проведению социально-педагогических мероприятий и акций по месту жительства; – изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий; – индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса и т.д.; – пропаганда и разъяснение прав детей, семьи; – выявление запросов и потребностей детей, развитие их способностей и интересов в различных видах деятельности через кружковую (мастерские, секции и т.п.) и студийную (творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) формы работы; – создание реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей; – проведение летних профильных смен (трудовых, спортивных, досуговых, творческих и т.д.) по месту жительства детей и подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования.
являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства; центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества; центры и станции юных туристов, техников; детско-юношеские спортивные школы. К условиям эффективности клубной деятельности относятся: организационно-педагогические условия · изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде; · наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности; · наличие или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью; · целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования; · создание системы взаимосвязей клубных объединений с другими коллективами и социальной средой; психолого-педагогические условия · изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности; · создание возможностей для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности; · учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при определении соотношения репродуктивных, продуктивных и творческих компонентов ее содержания; · обеспечение личностной значимости содержания клубной деятельности; · стимулирование активности и формирование субъективной позиции воспитанников; · реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива; педагогические условия · адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации; · комплексный характер деятельности воспитанников клубного коллектива, соответствующий его воспитательным функциям и профилю; · сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива; · оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления участниками клубной деятельностью; · стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие; · создание субъект-субъектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками, так и между воспитанниками и педагогами; · создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе.
(СПЦ). Цель этих центров заключается в содействии адаптации детей и молодежи в социуме, организации их содержательного внеучебного времени и оказании социально-педагогической и психологической помощи. Организация досуга детей и молодежи в СПЦ осуществляется через формы клубной работы. Рассмотренная нами ниже структура службы организации досуга в СПЦ Заводского района г. Минска включает различные клубные объединения и может служить примерной моделью для создания социальной службы подобного плана с учетом местных возможностей и потребностей. Биржа труда. Цели клуба: организация временной занятости молодежи и ее реальная трудовая адаптация. Направления работы: – организация занятости подростков и молодежи; – формирование у молодежи профессиональных знаний и опыта для увеличения конкурентоспособности на рынке труда; – предоставление возможности получения нуждающимися временного или постоянного рабочего места; – взаимодействие между центрами занятости и биржей труда; Клуб юного бизнесмена. Цели клуба: формирование экономической культуры молодежи, качеств делового человека; помощь в осознанном выборе профессии и профессиональном становлении. Формы работы: лекции, семинары, разработки проектов. Источник финансирования – средства самих участников, доходы от коммерческой деятельности, взносы предприятий, помощь молодежных организаций, органов образования. Хобби-центр. Цели клуба: развитие творческих способностей участников, удовлетворение их многообразных интересов и запросов в сфере свободного времени, компенсация отрицательного и недостаточного воздействия внешней среды на детей через развитие положительного интереса к созданию собственной социальной значимости. Направления работы: – техническое (авиамодельный клуб, компьютерный клуб и т.д.); – естественнонаучное (клуб садоводов, клуб кинологов и т.д.); – художественное (музыкальный клуб, фотоклуб, клуб поэзии и т.д.); – спортивно-оздоровительное (клуб закаливания, легкоатлетический клуб, клуб болельщиков футбольной команды, клуб туристов и т.д.); – коллективно-собирательское (клуб филателистов и др.); – досуговое (дискоклуб) [ 1, с. 18 ]. Клубы хобби-цента проводят учебные занятия, тренировки, походы, готовят и проводят выставки работ своих участников, посещают выставочные залы, помогают в создании экспозиций музеев и т.д. – таким образом используют различные формы проведения культурного досуга. Клуб семейного досуга. Цели клуба: оказание культурно-образовательных услуг детям до 18 лет и их родителям; создание обстановки семейного благополучия, взаимопонимания между родителями и детьми; организация содержательного семейного досуга. Направления работы: – приобщение семьи к социокультурным и образовательно-воспитательным ценностям; – психолого-педагогическое просвещение родителей; – включение детей и их родителей в систему социальных связей; – создание условий для реализации личных творческих планов, удовлетворения интересов в выбранных ими сферах деятельности; – предоставление возможности выбора любительских занятий детям и их родителям в сфере свободного времени; – оказание компетентной психологической помощи в разрядке напряженности семейных отношений. Клубы семейного досуга могут быть также образованы в структуре действующих культурно-образовательных учреждений. Здесь могут действовать самые разнообразные игровые, тренажерные, развлекательные площадки; психолого-педагогическая консультация; телефоны доверия; группа социальных педагогов. Клуб общения. Цели клуба: создание для молодежи среды общения по интересам, условий для творческого развития в сфере досуга. Направления и формы работы: – социально-идеологическое (сообщение во время запланированных встреч о важнейших событиях в жизни мира, страны, города и т.д.);. – социально-психологическое (обсуждение намеченной заранее актуальной проблемы в форме диспута или дискуссии); – культурно-творческое (совместное посещение выставок, спектаклей, музеев, соревнований и т.д. с последующим обсуждением увиденного); Периодичность таких встреч устанавливают сами участники клуба. На первом заседании ими совместно составляется план клубной работы на год, разрабатываются правила общения и ведения дискуссий. Клуб «Эколог». Цели клуба: сообщение учащимся системы экологических знаний, приобщение молодого поколения к деятельности по изучению и охране окружающей среды. Направления и формы работы: – развитие творческих способностей учащихся, формирование умений видеть и ценить красоту природы (конкурс «Памятники родной природы» – сфотографировать речку, поляну, цветы и т.д. и написать о них историю; конкурс «Немые охранники» – разработать эскиз природоохранительного знака; конкурс «Братья наши меньшие» – описание интересного случая, произошедшего с домашним животным, организация выставки домашних животных; фотоконкурс «Окно в природу» – фотографирование во время похода природных объектов с последующей организацией фотовыставки); – осуществление природоохранительной деятельности (акция «Красная тетрадь» – описание редких растений и животных своей местности, сотрудничество с местным экологическим центром; операция «Всевидящее око» – участники выступая в роли журналистов пишут заметки в газету об экологических проблемах собственного города или района, основываясь на проверенных фактах и т.д.). Клуб «ДОМ». ДОМ – Детский орден милосердия. Объединяет в свои ряды детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей, их друзей и сверстников из семей благополучных. Дети могут приходить в «ДОМ» со своими сестрами и братьями, одноклассниками, родителями, друзьями. Цели клуба: создание стабилизированной социальной среды, адаптация детей с физическими и социальными аномалиями в среде сверстников и через них в социуме; возрождение лучших традиций благотворительности, воспитание в детях доброты, чуткости, сострадания. Направления работы: – оказание неблагополучным детям помощи в решении социально-бытовых, морально-психологических, правозащитно-юридических и образовательно-воспитательных проблем; – проявление особого внимания к детям-инвалидам, обучающимся на дому и в специальных интернатах, а также к детям со степенью инвалидности, дающей им возможность обучаться в школе. Литература 1. Журлова, И.В. Клубная деятельность – форма организации молодёжного досуга / И.В. Журлова // Пазашкольнае выхаванне. –2000. –№ 5. – С.17 – 19. 2. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с.
|
||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 7227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.014 с.) |