Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 17. Клубная деятельность как вид социально-педагогической работы с учащимисяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Клубная работа учащихся имеет давнюю историю и связана с решением такой важной педагогической задачи, как формирование и дальнейшее углубление познавательных интересов детей в условиях их самодеятельности». С.А. Пуйман
профилактики девиантного поведения учащихся, так и в целях их социальной реабилитации и коррекции личностных качеств. Клубная работа – один из видов социально-педагогической деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности [2, с. 221]. Напомним, что рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая – восстановительный и творческий; клубная же деятельность, будучи творческой, имеет созидательную направленность. Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета возрастных и социокультурных особенностей членов клуба. Первым организатором клубной деятельности в российской педагогике является С.Т. Шацкий, создавший в начале ХХ в. в Москве клуб для детей рабочей бедноты «Сетлмент». По его мнению, чтобы соперничать с улицей, клуб должен был создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы. Назначение современной клубной работы заключается в следующем: · включение ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности; · формирование опыта социального поведения, необходимого для успешного вхождения в систему общественных отношений; · выявление и развитие интеллектуальных, коммуникативных, экспрессивных, инструментальных способностей. Основные характеристики клубной работы: · использование игровой формы усвоения детьми будущих социальных ролей; · осуществление разнообразной по характеру деятельности, позволяющей решить проблему профессионального самоопределения, самопознания; · удовлетворение потребности в общении (в отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов); · развитое самоуправление, относительная автономия от взрослых; · построение гуманистически ориентированных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. В содержательном плане клубная деятельность может представлять собой свободное общение, совместное проведение досуга либо реализовывать целевые или комплексные программы (социально-педагогические, коррекционные, образовательные и т.п.). Так, например, клубы по месту жительства могут работать по следующим комплексным программам: – «Отечество» – патриотическая программа; – «Семья» – совместная деятельность и отдых детей и родителей; – «Здоровье» – валеологическая программа; – «Ты и наркотики» – профилактическая и социально-педагогическая программа; – «Дворы нашего детства» – программа предметно-пространственной реабилитации жизненного пространства детей и подростков; – «Надежда» – работа с детьми-инвалидами, лечебная педагогика; – «Истоки» – поисково-краеведческая программа; – «Подросток и закон» – профилактика правонарушений. В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как учреждения дополнительного образования детей. Работа в них ведется через кружковые и студийные формы. Кружок – объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.). Студия – объединение для одаренной молодежи. Студия дает основы специальной подготовки к профессиональной деятельности. Другие клубы действуют как сугубо досуговые учреждения либо как общественные организации.
сети образовательных учреждений и т.д.) могут быть такие: – социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов; защита прав ребенка; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности); – увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; – создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные творческие возможности; – адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе; – компенсация дефицита общения в школе, в семье, в среде сверстников; – дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников. Педагогическая практика последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства: – помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; – помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения; – привлечение детей и родителей к организации и проведению социально-педагогических мероприятий и акций по месту жительства; – изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий; – индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса и т.д.; – пропаганда и разъяснение прав детей, семьи; – выявление запросов и потребностей детей, развитие их способностей и интересов в различных видах деятельности через кружковую (мастерские, секции и т.п.) и студийную (творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) формы работы; – создание реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей; – проведение летних профильных смен (трудовых, спортивных, досуговых, творческих и т.д.) по месту жительства детей и подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования.
являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства; центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества; центры и станции юных туристов, техников; детско-юношеские спортивные школы. К условиям эффективности клубной деятельности относятся: организационно-педагогические условия · изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде; · наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности; · наличие или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью; · целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования; · создание системы взаимосвязей клубных объединений с другими коллективами и социальной средой; психолого-педагогические условия · изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности; · создание возможностей для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности; · учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при определении соотношения репродуктивных, продуктивных и творческих компонентов ее содержания; · обеспечение личностной значимости содержания клубной деятельности; · стимулирование активности и формирование субъективной позиции воспитанников; · реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива; педагогические условия · адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации; · комплексный характер деятельности воспитанников клубного коллектива, соответствующий его воспитательным функциям и профилю; · сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива; · оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления участниками клубной деятельностью; · стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие; · создание субъект-субъектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками, так и между воспитанниками и педагогами; · создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе.
(СПЦ). Цель этих центров заключается в содействии адаптации детей и молодежи в социуме, организации их содержательного внеучебного времени и оказании социально-педагогической и психологической помощи. Организация досуга детей и молодежи в СПЦ осуществляется через формы клубной работы. Рассмотренная нами ниже структура службы организации досуга в СПЦ Заводского района г. Минска включает различные клубные объединения и может служить примерной моделью для создания социальной службы подобного плана с учетом местных возможностей и потребностей. Биржа труда. Цели клуба: организация временной занятости молодежи и ее реальная трудовая адаптация. Направления работы: – организация занятости подростков и молодежи; – формирование у молодежи профессиональных знаний и опыта для увеличения конкурентоспособности на рынке труда; – предоставление возможности получения нуждающимися временного или постоянного рабочего места; – взаимодействие между центрами занятости и биржей труда; Клуб юного бизнесмена. Цели клуба: формирование экономической культуры молодежи, качеств делового человека; помощь в осознанном выборе профессии и профессиональном становлении. Формы работы: лекции, семинары, разработки проектов. Источник финансирования – средства самих участников, доходы от коммерческой деятельности, взносы предприятий, помощь молодежных организаций, органов образования. Хобби-центр. Цели клуба: развитие творческих способностей участников, удовлетворение их многообразных интересов и запросов в сфере свободного времени, компенсация отрицательного и недостаточного воздействия внешней среды на детей через развитие положительного интереса к созданию собственной социальной значимости. Направления работы: – техническое (авиамодельный клуб, компьютерный клуб и т.д.); – естественнонаучное (клуб садоводов, клуб кинологов и т.д.); – художественное (музыкальный клуб, фотоклуб, клуб поэзии и т.д.); – спортивно-оздоровительное (клуб закаливания, легкоатлетический клуб, клуб болельщиков футбольной команды, клуб туристов и т.д.); – коллективно-собирательское (клуб филателистов и др.); – досуговое (дискоклуб) [ 1, с. 18 ]. Клубы хобби-цента проводят учебные занятия, тренировки, походы, готовят и проводят выставки работ своих участников, посещают выставочные залы, помогают в создании экспозиций музеев и т.д. – таким образом используют различные формы проведения культурного досуга. Клуб семейного досуга. Цели клуба: оказание культурно-образовательных услуг детям до 18 лет и их родителям; создание обстановки семейного благополучия, взаимопонимания между родителями и детьми; организация содержательного семейного досуга. Направления работы: – приобщение семьи к социокультурным и образовательно-воспитательным ценностям; – психолого-педагогическое просвещение родителей; – включение детей и их родителей в систему социальных связей; – создание условий для реализации личных творческих планов, удовлетворения интересов в выбранных ими сферах деятельности; – предоставление возможности выбора любительских занятий детям и их родителям в сфере свободного времени; – оказание компетентной психологической помощи в разрядке напряженности семейных отношений. Клубы семейного досуга могут быть также образованы в структуре действующих культурно-образовательных учреждений. Здесь могут действовать самые разнообразные игровые, тренажерные, развлекательные площадки; психолого-педагогическая консультация; телефоны доверия; группа социальных педагогов. Клуб общения. Цели клуба: создание для молодежи среды общения по интересам, условий для творческого развития в сфере досуга. Направления и формы работы: – социально-идеологическое (сообщение во время запланированных встреч о важнейших событиях в жизни мира, страны, города и т.д.);. – социально-психологическое (обсуждение намеченной заранее актуальной проблемы в форме диспута или дискуссии); – культурно-творческое (совместное посещение выставок, спектаклей, музеев, соревнований и т.д. с последующим обсуждением увиденного); Периодичность таких встреч устанавливают сами участники клуба. На первом заседании ими совместно составляется план клубной работы на год, разрабатываются правила общения и ведения дискуссий. Клуб «Эколог». Цели клуба: сообщение учащимся системы экологических знаний, приобщение молодого поколения к деятельности по изучению и охране окружающей среды. Направления и формы работы: – развитие творческих способностей учащихся, формирование умений видеть и ценить красоту природы (конкурс «Памятники родной природы» – сфотографировать речку, поляну, цветы и т.д. и написать о них историю; конкурс «Немые охранники» – разработать эскиз природоохранительного знака; конкурс «Братья наши меньшие» – описание интересного случая, произошедшего с домашним животным, организация выставки домашних животных; фотоконкурс «Окно в природу» – фотографирование во время похода природных объектов с последующей организацией фотовыставки); – осуществление природоохранительной деятельности (акция «Красная тетрадь» – описание редких растений и животных своей местности, сотрудничество с местным экологическим центром; операция «Всевидящее око» – участники выступая в роли журналистов пишут заметки в газету об экологических проблемах собственного города или района, основываясь на проверенных фактах и т.д.). Клуб «ДОМ». ДОМ – Детский орден милосердия. Объединяет в свои ряды детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей, их друзей и сверстников из семей благополучных. Дети могут приходить в «ДОМ» со своими сестрами и братьями, одноклассниками, родителями, друзьями. Цели клуба: создание стабилизированной социальной среды, адаптация детей с физическими и социальными аномалиями в среде сверстников и через них в социуме; возрождение лучших традиций благотворительности, воспитание в детях доброты, чуткости, сострадания. Направления работы: – оказание неблагополучным детям помощи в решении социально-бытовых, морально-психологических, правозащитно-юридических и образовательно-воспитательных проблем; – проявление особого внимания к детям-инвалидам, обучающимся на дому и в специальных интернатах, а также к детям со степенью инвалидности, дающей им возможность обучаться в школе. Литература 1. Журлова, И.В. Клубная деятельность – форма организации молодёжного досуга / И.В. Журлова // Пазашкольнае выхаванне. –2000. –№ 5. – С.17 – 19. 2. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 6942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.012 с.) |