Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и методика воспитания

Поиск

 
 


ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ

 
 


КУРС ЛЕКЦИЙ

Мозырь 2007

УДК 371 (075.8)

ББК 74.20я73

Ж 91

 

Автор: И.В. Журлова, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научно-исследовательской работе Учреждения «Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь»

Л.А. Худенко

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Учреждения образования «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»

И.Г. Матыцина

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики начального обучения Учреждения образования «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина»

С.Н. Галенко

 

 

Журлова, И.В.

Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций для студентов днев. и заоч. от-ний пед. ун-та / И.В. Журлова. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина», 2008. – 202 с.

 

 

Предлагаемый курс лекций позволяет осуществлять подготовку студентов педагогического университета к воспитательной работе с учащимися на основе учета возросшей требовательности к организации коллективных дел, обучать молодых педагогов профессионально содействовать рациональной организации свободного времени подрастающего поколения. Этому способствует лекционный материал, представленный в девятнадцати темах, а также семнадцать приложений, в числе которых рекомендации по методике организации и проведения воспитательных мероприятий; анкета «Мое свободное время», карта изучения условий и проблем семейного воспитания школьников, тест «Мотивы нравственного выбора» и другие.

Курс лекций предназначен для студентов дневного и заочного отделений педагогических университетов, магистрантов, аспирантов, а также учителей, осуществляющих воспитательную работу в условиях образовательно-воспитательных учреждений.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В настоящее время система образования Беларуси характеризуется рядом позитивных изменений, предусмотренных реформой средней и высшей школы. Создаваемые новые типы учебных заведений, новые учебные планы и воспитательные программы являются следствием реализации новой педагогической парадигмы, в центре которой – концепция всестороннего развития самобытной творческой личности в современном педагогическом процессе.

Все вышесказанное обосновывает актуальность и необходимость изучения будущими учителями вопросов общей педагогики, а также теоретических и методических основ современного процесса воспитания, ибо именно воспитание формирует человека как личность.

Круг вопросов, представленных в данном курсе лекций, определяется сегодня повышенными требованиями динамично меняющегося общества к степени образованности специалиста высшей и средней школы, уровню его психолого-педагогической культуры, личностного и профессионального развития и самосовершенствования. Среди таких требований на первый план выходят:

· ознакомление с предпосылками возникновения педагогической теории и умение обосновывать ее роль в развитии общества;

· усвоение сущности объекта и предмета педагогики, основополагающих признаков педагогических категорий (просвещение, образование, воспитание, развитие, обучение, педагогический процесс, педагогическая технология);

· изучение методов педагогических исследований и умение их применять при анализе реальной действительности с педагогических позиций;

· владение педагогическим инструментарием (формами, методами, приемами и технологиями воспитания) в ходе осуществления целостного педагогического процесса;

· осмысление механизмов развития и совершенствования личности и умение их использовать в процессе реальной воспитательной практики.

Курс лекций «Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся» позволяет сформировать у будущих учителей систему следующих знаний и умений:

· знание основных педагогических категорий, явлений и закономерностей, находящих отражение в современном учебно-воспитательном процессе;

· знание педагогических основ воспитания и развития детей в условиях различных социальных институтов (семья, школа, учреждения дополнительного образования, общественные объединения и др.);

· знание психолого-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни учащихся, формирования у них мировоззренческих и нравственно-эстетических установок;

· умение осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных и школьных ситуаций, а также оценивать уровни воспитанности, обученности и развития конкретного ребенка;

· знание и умение осуществлять педагогическое наблюдение и анализ фактов, разработку проекта педагогической деятельности, педагогический контроль и оценку результатов профессионально-педагогического взаимодействия, коррекцию, рефлексию.

Содержание представленного в пособии лекционного материала направлено на овладение студентами сущностью обозначенных выше вопросов. Наряду с традиционными для педагогических пособий темами («Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики», «Развитие личности как педагогическая проблема», «Детский коллектив как фактор воспитания личности», «Общая характеристика педагогического процесса» и др.) в него включены темы, не имеющие в других пособиях и учебниках по педагогике подробного освещения, материал которых является результатом обобщения педагогического опыта автора в сфере внешкольной воспитательной деятельности, а также опыта по преподаванию курса педагогики в университете, учитывая современную школьную практику («Свободное время как социально-педагогическая категория», «Внеклассная и внешкольная воспитательная работа на современном этапе», «Коррекция отклоняющегося поведения и неуспеваемости школьников», «Детские и молодежные объединения как институт воспитания личности школьника», «Формирование национального самосознания учащихся в педагогическом процессе» и др.).

Общее количество представленных в пособии учебных тем превосходит возможное число часов, которое предусмотрено для их изучения учебными планами разных факультетов. Однако, имея в виду не только студентов, но и читателей повышенного уровня подготовки по педагогике (магистранты, аспиранты, методисты), автор посчитал возможным включить расширенный блок материала, раскрывающий проблемы организации свободного времени учащихся.

В пособии использованы современные материалы по педагогике, педагогической психологии, а также философии и социологии. Также использовались авторские публикации научного и методического характера, которые внесены в список рекомендуемой для изучения литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.61 (0.008 с.)