Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Развитие интеллектуальной культуры и формирование научного мировоззрения учащихсяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Обобщенным и высшим уровнем отношений личности к окружающему миру и действенным регулятором ее поведения и деятельности является мировоззрение. Оно выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему вопросы формирования мировоззрения учащихся выступают как важнейшая воспитательная задача школы». И.Ф. Харламов
Организация и осуществление интеллектуального развития школьников в условиях современного учебно-воспитательного учреждения преследует в отношении каждого ученика главную цель – формирование творчески мыслящей личности. Отсюда важнейшие задачи умственного воспитания учащихся формулируются следующим образом: – развитие интеллектуальной культуры личности современного школьника, познавательных мотивов его деятельности; – формирование навыков мыслительной деятельности учащихся и, в целом, их диалектического мышления; – совершенствование у школьников навыков рациональной организации учебного труда; – формирование у учащихся научного мировоззрения. На современном этапе ведущими факторами интеллектуального развития учащихся выступают следующие факторы: а) окружающая среда; б) средства массовой информации; в) достижения науки и техники; г) произведения различных видов искусства. В условиях современного образовательно-воспитательного учреждения выделяются два основных пути развития интеллектуальной культуры учащихся: 1– систематическое обучение школьников, построенное на основе принципов развивающего обучения; 2 – внеклассная работа по развитию умственных способностей. Решающее значение принадлежит при этом целенаправленному процессу обучения, в ходе которого учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками. В отечественной педагогике и психологии выделяется ряд ученых, уделяющих пристальное внимание вопросам интеллектуального развития учащихся: Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, В.В. Давыдов и др. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов являются авторами теории развивающего обучения, основанной не только на научных определениях и фактах, но и, прежде всего, на рассуждениях, доказательствах, аргументах, проблемных беседах, дискуссиях. Согласно этой теории интеллектуальное развитие учащихся осуществляется путем формирования у них умений осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, конкретизация и т.д.) [1]. Большое внимание в ходе процесса обучения уделяется воспитанию у школьников культуры учебного труда, которая реализуется через правильное планирование учебной деятельности учащихся, ее четкую организацию, соблюдение правил учебной гигиены, рациональные приемы работы с книгой, самоконтроль, коррекцию своих действий, самоанализ результатов умственного труда [2]. Второйпуть развития интеллектуальной культуры учащихся (внеклассная работа по развитию умственных способностей) реализуется через массовые, групповые и индивидуальные формы работы с учащимися. К массовым формам работы по умственному воспитанию учащихся относятся научно-популярные лекции с участием учителей и приглашенных специалистов; демонстрация научно-популярных кинофильмов; проведение научных и читательских конференций, посвященных актуальным проблемам современности; оформление тематических литературных выставок и выставок фотоиллюстраций; организация предметных недель в школе (неделя физики, математики, биологии и т.д.); выпуск тематических стенгазет в рамках предметной недели; организация тематических вечеров в рамках предмета (литературно-музыкальная композиция и т.д.); проведение олимпиад и конкурсов по предметам, организация и проведение предметных викторин и интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы» и т.д.). Групповые формы работы по умственному воспитанию учащихся представлены в условиях школы в виде систематической кружковой работы по предметам, факультативов и научных обществ старшеклассников. К индивидуальным формам умственного развития интеллектуальной культуры учащихся можно отнести чтение литературы, занятия техническим конструированием и моделированием, просмотр тематических телепередач и чтение специальных журналов («Вокруг света», «Гео» и т.д.), подготовка докладов и рефератов по предметам. Огромная роль в интеллектуальном развитии учащихся отводится внешкольным учреждениям, в условиях которых также действуют кружки, студии и клубы, работа которых направлена на развитие творческого потенциала школьников, а также осуществляется массовая работа, включающая организацию и проведение викторин и интеллектуальных игр на уровне города и района.
Умственное воспитание связано с формированием научного мировоззрения учащихся. Значительную роль при этом играют мировоззренческие умения, к которым относят умение обобщать конкретные факты и делать мировоззренческие выводы; умение раскрывать содержание мировоззренческих идей, оценивать с позиции диалектики природные и социальные явления; умение защищать и обосновывать свою точку зрения, опровергать несостоятельные позиции собеседника. Однако, прежде всего, необходимо обратиться к трактовке самого понятия «мировоззрение». Этот термин возник в конце ХVIII в. и стал впервые использоваться представителями немецкой классической философии. Современная философская энциклопедия трактует мировоззрение как систему взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональную оценку человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей. В социологической трактовке мировоззрение представляет собой систему обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самими себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности [4, с.811]. В педагогике мировоззрение следует понимать как специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах [5, с. 411]. Качественная характеристика взглядов и убеждений человека может быть различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом людей в истории развития человечества можно выделить следующие виды мировоззрения: · мифологическое – фантастические представления людей о мире в силу отсутствия объективных знаний о явлениях природы; · религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений; · обыденное (житейское) – духовный опыт; здравый смысл; стихийные, эмпирические и не всегда систематизированные представления человека о мире; · научное – теоретическое осмысление причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение является объективным, ибо различные науки служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.
Анализируя определения мировоззрения, сделанные учеными с философской, педагогической и социологической точек зрения, можно заключить, что сущность мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Причем эти элементы целесообразно представить в виде объективного и субъективного компонентов в структуре мировоззрения. Структура мировоззрения
Объективный компонент Субъективный компонент (знания) (взгляды, убеждения, идеалы)
Знания – система научных истин, связанных с осмыслением и пониманием сущности природных и общественных явлений. Чтобы знания способствовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов. Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, связанный с объяснением природных и общественных явлений и выражающий его отношение к этим явлениям. Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, определяющих твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это уверенность человека в правильности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта. Идеал (греч. – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в различных жизненных сферах; жизненное стремление личности. Так, например, академик Б.Т. Лихачев в ряду структурных элементов называет интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства автор рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений [3, с.217–219]. Мировоззрение выполняет ряд важных общественных функций. В современной педагогике существуют различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них. И.Ф. Харламов выделяет следующие функции мировоззрения: информационно-отражательная, ориентационно-регулятивная, оценочная. Информационно-отражательная – восприятие явлений и событий окружающего мира и их отражение в сознании человека. Ориентационно-регулятивная – поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями. Оценочная функция – явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений [5, с.407–408]. Функции мировоззрения по Б.Т. Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая. Просветительная – научное мировоззрение делает для человека понятным явления природы и общества, вооружает его методами познания действительности, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций. Воспитательная – принятые человеком взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Развивающая – внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим. Организационная – научное мировоззрение является исходной позицией в практической деятельности людей. Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности [3, с. 218–219].
Формирование научного мировоз-зрения учащихся должно осуществляться как в процессе обучения, так и в ходе внеклассной деятельности. Предметы естественно-математического цикла дают возможность учителю, с учетом особенностей возрастного развития детей, раскрыть пред ними идею материальности мира природы. Биология, математика, физика, химия помогают уяснить школьникам взаимозависимость и всеобщую взаимосвязанность природных явлений, познать универсальные и специфические законы развития природы. Важное значение для формирования у школьников системы взглядов, убеждений, чувств и воли играют предметы общественно-гуманитарного цикла (история всемирная, история Беларуси, курс «Человек. Общество. Государство»). Благодаря этим предметам ученики усваивают законы и перспективы развития общества, основы конкретно-исторического анализа для понимания социальных явлений и событий. Ведущее место в процессе формирования мировоззренческой позиции, основанной на нравственно-эстетических чувствах, принадлежит предметам искусства (белорусская и русская литературы, музыка, изобразительное искусство, курс «Мировая художественная культура»). Данные предметы позволяют ученикам осваивать художественные произведения и на этой основе развивать свое идейно-эмоциональное отношение, как к искусству, так и ко всей окружающей действительности. В процессе формирования мировоззрения школьников достойное место должно отводиться их практической творческой и трудовой деятельности. Самодеятельность детей в области искусства необходимо рассматривать как средство мировоззренческого самовыражения, самопознания и самовоспитания. Общественно полезный и производительный труд дают возможность ученикам убедиться в правильности свих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии со своими социально приемлемыми убеждениями. Большие возможности в вооружении школьников мировоззренческими идеями содержит внеклассная учебно-воспитательная работа. Содержание занятий предметных кружков и факультативных курсов, разнообразные формы научной (конференции, семинары и т.д.) и культурно-массовой (литературно-музыкальные композиции, фестивали, тематические вечера и т.д.) работы помогают школьникам связывать мировоззренческие знания с современностью и жизненной практикой.
а) обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов учебного материала: – обеспечение научного истолкования и анализа всех изучаемых явлений, процессов, их причинно-следственных связей; – тесная связь обучения с жизнью; вовлечение школьников в практическую деятельность; – побуждение учащихся к выяснению возникающих у них в ходе обучения вопросов, формирование эмоционального заинтересованного отношения учащихся к изучаемым фактам; б) раскрытие социально-идеологической основы общества, осмысление тенденций его демократического развития; в) соблюдение принципа историзма при изучении программного материала (раскрытие генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных и социальных явлений); г) развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий (факультативов, конференций, кружков, диспутов и т.д.). д) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса. е) влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций, основанных на правильном понимании закономерностей развития природы и общества). Критерии сформированности научного мировоззрения учащихся: – знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания сущности природных и общественных явлений; – сформированность операционных умений (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, абстрагирование, обобщение и т.д.) – устойчивость взглядов и убеждений, которые сказываются при оценке всех явлений окружающей действительности; – проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении (мотивы деятельности, идеалы, к которым стремятся и т.д.); – развитие самокритичности, стремление к самовоспитанию и самореализации. Ориентир педагога на данные критерии способствует правильному выбору условий формирования научного мировоззрения школьников.
Литература
1. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов // Педагогика. – 1995. – № 1. – С. 21–28. 2. Зубра, А.С. Культура умственного труда старшеклассника / А.С. Зубра. – Минск: Университетское, 2000. – 224 с. 3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1988. –1600 с. 4. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – 464 с. 5. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.
|
||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.013 с.) |