Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Развитие интеллектуальной культуры и формирование научного мировоззрения учащихсяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Обобщенным и высшим уровнем отношений личности к окружающему миру и действенным регулятором ее поведения и деятельности является мировоззрение. Оно выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему вопросы формирования мировоззрения учащихся выступают как важнейшая воспитательная задача школы». И.Ф. Харламов
Организация и осуществление интеллектуального развития школьников в условиях современного учебно-воспитательного учреждения преследует в отношении каждого ученика главную цель – формирование творчески мыслящей личности. Отсюда важнейшие задачи умственного воспитания учащихся формулируются следующим образом: – развитие интеллектуальной культуры личности современного школьника, познавательных мотивов его деятельности; – формирование навыков мыслительной деятельности учащихся и, в целом, их диалектического мышления; – совершенствование у школьников навыков рациональной организации учебного труда; – формирование у учащихся научного мировоззрения. На современном этапе ведущими факторами интеллектуального развития учащихся выступают следующие факторы: а) окружающая среда; б) средства массовой информации; в) достижения науки и техники; г) произведения различных видов искусства. В условиях современного образовательно-воспитательного учреждения выделяются два основных пути развития интеллектуальной культуры учащихся: 1– систематическое обучение школьников, построенное на основе принципов развивающего обучения; 2 – внеклассная работа по развитию умственных способностей. Решающее значение принадлежит при этом целенаправленному процессу обучения, в ходе которого учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками. В отечественной педагогике и психологии выделяется ряд ученых, уделяющих пристальное внимание вопросам интеллектуального развития учащихся: Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, В.В. Давыдов и др. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов являются авторами теории развивающего обучения, основанной не только на научных определениях и фактах, но и, прежде всего, на рассуждениях, доказательствах, аргументах, проблемных беседах, дискуссиях. Согласно этой теории интеллектуальное развитие учащихся осуществляется путем формирования у них умений осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, конкретизация и т.д.) [1].
Большое внимание в ходе процесса обучения уделяется воспитанию у школьников культуры учебного труда, которая реализуется через правильное планирование учебной деятельности учащихся, ее четкую организацию, соблюдение правил учебной гигиены, рациональные приемы работы с книгой, самоконтроль, коррекцию своих действий, самоанализ результатов умственного труда [2]. Второйпуть развития интеллектуальной культуры учащихся (внеклассная работа по развитию умственных способностей) реализуется через массовые, групповые и индивидуальные формы работы с учащимися. К массовым формам работы по умственному воспитанию учащихся относятся научно-популярные лекции с участием учителей и приглашенных специалистов; демонстрация научно-популярных кинофильмов; проведение научных и читательских конференций, посвященных актуальным проблемам современности; оформление тематических литературных выставок и выставок фотоиллюстраций; организация предметных недель в школе (неделя физики, математики, биологии и т.д.); выпуск тематических стенгазет в рамках предметной недели; организация тематических вечеров в рамках предмета (литературно-музыкальная композиция и т.д.); проведение олимпиад и конкурсов по предметам, организация и проведение предметных викторин и интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы» и т.д.). Групповые формы работы по умственному воспитанию учащихся представлены в условиях школы в виде систематической кружковой работы по предметам, факультативов и научных обществ старшеклассников. К индивидуальным формам умственного развития интеллектуальной культуры учащихся можно отнести чтение литературы, занятия техническим конструированием и моделированием, просмотр тематических телепередач и чтение специальных журналов («Вокруг света», «Гео» и т.д.), подготовка докладов и рефератов по предметам. Огромная роль в интеллектуальном развитии учащихся отводится внешкольным учреждениям, в условиях которых также действуют кружки, студии и клубы, работа которых направлена на развитие творческого потенциала школьников, а также осуществляется массовая работа, включающая организацию и проведение викторин и интеллектуальных игр на уровне города и района.
Умственное воспитание связано с формированием научного мировоззрения учащихся. Значительную роль при этом играют мировоззренческие умения, к которым относят умение обобщать конкретные факты и делать мировоззренческие выводы; умение раскрывать содержание мировоззренческих идей, оценивать с позиции диалектики природные и социальные явления; умение защищать и обосновывать свою точку зрения, опровергать несостоятельные позиции собеседника. Однако, прежде всего, необходимо обратиться к трактовке самого понятия «мировоззрение». Этот термин возник в конце ХVIII в. и стал впервые использоваться представителями немецкой классической философии. Современная философская энциклопедия трактует мировоззрение как систему взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональную оценку человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей. В социологической трактовке мировоззрение представляет собой систему обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самими себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности [4, с.811]. В педагогике мировоззрение следует понимать как специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах [5, с. 411]. Качественная характеристика взглядов и убеждений человека может быть различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом людей в истории развития человечества можно выделить следующие виды мировоззрения: · мифологическое – фантастические представления людей о мире в силу отсутствия объективных знаний о явлениях природы; · религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений; · обыденное (житейское) – духовный опыт; здравый смысл; стихийные, эмпирические и не всегда систематизированные представления человека о мире; · научное – теоретическое осмысление причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение является объективным, ибо различные науки служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.
Анализируя определения мировоззрения, сделанные учеными с философской, педагогической и социологической точек зрения, можно заключить, что сущность мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Причем эти элементы целесообразно представить в виде объективного и субъективного компонентов в структуре мировоззрения. Структура мировоззрения Объективный компонент Субъективный компонент (знания) (взгляды, убеждения, идеалы)
Знания – система научных истин, связанных с осмыслением и пониманием сущности природных и общественных явлений. Чтобы знания способствовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов. Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, связанный с объяснением природных и общественных явлений и выражающий его отношение к этим явлениям. Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, определяющих твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это уверенность человека в правильности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта. Идеал (греч. – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в различных жизненных сферах; жизненное стремление личности. Так, например, академик Б.Т. Лихачев в ряду структурных элементов называет интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства автор рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений [3, с.217–219]. Мировоззрение выполняет ряд важных общественных функций. В современной педагогике существуют различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них. И.Ф. Харламов выделяет следующие функции мировоззрения: информационно-отражательная, ориентационно-регулятивная, оценочная. Информационно-отражательная – восприятие явлений и событий окружающего мира и их отражение в сознании человека. Ориентационно-регулятивная – поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями.
Оценочная функция – явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений [5, с.407–408]. Функции мировоззрения по Б.Т. Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая. Просветительная – научное мировоззрение делает для человека понятным явления природы и общества, вооружает его методами познания действительности, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций. Воспитательная – принятые человеком взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Развивающая – внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим. Организационная – научное мировоззрение является исходной позицией в практической деятельности людей. Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности [3, с. 218–219].
Формирование научного мировоз-зрения учащихся должно осуществляться как в процессе обучения, так и в ходе внеклассной деятельности. Предметы естественно-математического цикла дают возможность учителю, с учетом особенностей возрастного развития детей, раскрыть пред ними идею материальности мира природы. Биология, математика, физика, химия помогают уяснить школьникам взаимозависимость и всеобщую взаимосвязанность природных явлений, познать универсальные и специфические законы развития природы. Важное значение для формирования у школьников системы взглядов, убеждений, чувств и воли играют предметы общественно-гуманитарного цикла (история всемирная, история Беларуси, курс «Человек. Общество. Государство»). Благодаря этим предметам ученики усваивают законы и перспективы развития общества, основы конкретно-исторического анализа для понимания социальных явлений и событий. Ведущее место в процессе формирования мировоззренческой позиции, основанной на нравственно-эстетических чувствах, принадлежит предметам искусства (белорусская и русская литературы, музыка, изобразительное искусство, курс «Мировая художественная культура»). Данные предметы позволяют ученикам осваивать художественные произведения и на этой основе развивать свое идейно-эмоциональное отношение, как к искусству, так и ко всей окружающей действительности. В процессе формирования мировоззрения школьников достойное место должно отводиться их практической творческой и трудовой деятельности. Самодеятельность детей в области искусства необходимо рассматривать как средство мировоззренческого самовыражения, самопознания и самовоспитания. Общественно полезный и производительный труд дают возможность ученикам убедиться в правильности свих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии со своими социально приемлемыми убеждениями.
Большие возможности в вооружении школьников мировоззренческими идеями содержит внеклассная учебно-воспитательная работа. Содержание занятий предметных кружков и факультативных курсов, разнообразные формы научной (конференции, семинары и т.д.) и культурно-массовой (литературно-музыкальные композиции, фестивали, тематические вечера и т.д.) работы помогают школьникам связывать мировоззренческие знания с современностью и жизненной практикой.
а) обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов учебного материала: – обеспечение научного истолкования и анализа всех изучаемых явлений, процессов, их причинно-следственных связей; – тесная связь обучения с жизнью; вовлечение школьников в практическую деятельность; – побуждение учащихся к выяснению возникающих у них в ходе обучения вопросов, формирование эмоционального заинтересованного отношения учащихся к изучаемым фактам; б) раскрытие социально-идеологической основы общества, осмысление тенденций его демократического развития; в) соблюдение принципа историзма при изучении программного материала (раскрытие генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных и социальных явлений); г) развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий (факультативов, конференций, кружков, диспутов и т.д.). д) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса. е) влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций, основанных на правильном понимании закономерностей развития природы и общества). Критерии сформированности научного мировоззрения учащихся: – знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания сущности природных и общественных явлений; – сформированность операционных умений (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, абстрагирование, обобщение и т.д.) – устойчивость взглядов и убеждений, которые сказываются при оценке всех явлений окружающей действительности; – проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении (мотивы деятельности, идеалы, к которым стремятся и т.д.); – развитие самокритичности, стремление к самовоспитанию и самореализации. Ориентир педагога на данные критерии способствует правильному выбору условий формирования научного мировоззрения школьников.
Литература
1. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов // Педагогика. – 1995. – № 1. – С. 21–28. 2. Зубра, А.С. Культура умственного труда старшеклассника / А.С. Зубра. – Минск: Университетское, 2000. – 224 с. 3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1988. –1600 с. 4. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – 464 с. 5. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.01 с.) |