Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Валеологическое воспитание учащихсяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А. Сухомлинский
даже наоборот, является более чем современной в ракурсе тех проблем, которые характерны для состояния здоровья молодого поколения. Так что же такое здоровье? В Уставе Всемирной организации здравоохранения мы можем прочесть: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». С.С. Тверская и Д.Д. Утешинский в одной из статей заявляют следующее: «Установлено, что здоровье зависит от следующих факторов: 50 % – образа жизни, 20 % – наследственности, 20 % – экологической обстановки, 10 % – здравоохранения» [10, с. 5]. Исходя из этой позиции, рассмотрим состояние данной проблемы на сегодняшний день. На современном этапе научно-технический и социальный прогресс ускоряются неизмеримо быстрее, чем физическое и психическое развитие человека. К тому же научно-технический прогресс потеснил природу и тем самым ухудшил среду обитания людей, что не замедлило сказаться на состоянии их здоровья. Особенную тревогу вызывает состояние здоровья школьников и учащейся молодежи, ибо молодое поколение – это будущее нации. На сегодня в этом плане мы имеем довольно неутешительные данные. Так, проведенное в России в 1995 г. исследование, результаты которого были отражены в «Учительской газете» в этом же 1995 г. № 33, позволило установить следующее: 80 % первоклассников имеют функциональные и хронические заболевания; 35 % детей 8-9 лет нуждаются в лечении, при этом до 20% имеют хроническую патологию; 1994 г. базовую школу закончили только 15 % здоровых подростков, при такой ситуации по прогнозам медиков после 2000 г. общеобразовательную школу будут заканчивать каждый год менее 4 % здоровых детей. Нисколько не лучше обстоит дело в этом отношении и в нашей стране, так как есть тому ряд серьезных объективных и субъективных причин. По данным белорусских медиков до 58% учащихся старших классов имеют отклонения от нормального здоровья разного уровня сложности и не могут по этой причине претендовать на выбор профессий, соответствующих их желаниям и способностям. В детской среде распространены заболевания сердечно-сосудистой системы, прогрессируют нервно-психические расстройства, заболевания носоглотки и органов зрения, щитовидной железы, органов пищеварения, лейкемией, и другими болезнями; отмечено снижение уровня функционирования имунной системы, что вызывает частые респираторные вирусные заболевания [8, с. 315]. Анализ современной системы образования показывает, что в числе причин, приведших к проблемам такого масштаба, мы можем назвать следующие: – ухудшение экологического состояния окружающей среды, приводящее к возникновению у школьников ряда серьезных заболеваний; – завышенные учебные нагрузки учащихся, вызывающие повышенную нервозность и быструю утомляемость; – малоподвижный образ жизни и несоответствие физических нагрузок в школе и дома (как следствие – нарушение осанки, сколиоз, повышенное артериальное давление и т.д.); – нерегулярность и несбалансированность питания детей; – неблагоприятный психологический климат, периодически возникающие стрессы в ходе учебно-воспитательного процесса школы и другие причины.
Эти, а также ряд других причин, к рассмотрению которых мы обратимся чуть позже, обусловили появление новой науки. В 1980 г. И.И. Брехман ввел термин «Валеология» (от лат. Valeo- здравствовать, быть здоровым), которым он обозначил науку о здоровье и здоровом образе жизни человека. При этом Брехман обращал внимание на то, что наука о здоровье должна быть интегральной, рождающейся на стыке экологии, биологии, медицины, психологии и других наук, так как здоровый образ жизни зависит от знаний и умений человека, которые он может получить, знакомясь со всеми этими науками [2, с. 7]. На современном этапе педагогическая валеология, являясь междисциплинарной наукой, также использует достижения педагогики, философии, физиологии, традиционной и нетрадиционной медицины [3]. Исходя из этой позиции, многие ученые рассматривают валеологию как часть педагогической науки, называя ее валеологической педагогикой (А.А. Семенов, Н.Б. Каченовский [5] и др.). Другие же рассматривают ее как науку, разрабатывающую теорию и практику оздоровления подрастающего поколения, и называют ее педагогической валеологией (В.П. Петренко, Л.Г. Татарникова [9] и др.). Несмотря на некоторые отличия в трактовке названий, цель остается следующей – сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся; формирование у них системы валеологических знаний и умений заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, содействие осознанию школьниками необходимости следовать здоровому образу жизни. Так что же такое «здоровый образ жизни»? Ю.П. Лисицын, исследуя взаимосвязь жизни и здоровья человека, говорил следующее: «Образ жизни определяется от четырех составляющих: от экономической – «уровня жизни», социальной – «качества жизни», социально-психологической – «стиля жизни» и социально-экономической – «уклада жизни» [7, с.9]. Следовательно, образ жизни человека – это обобщенная характеристика индивидуальных особенностей его поведения и жизнедеятельности. Чем же обусловлен тогда здоровый образ жизни? Для понимания этого целесообразно обратиться к высказыванию великого врача Гиппократа (460–337 г.г. до н. э.), который следующим образом формулировал закон здорового образа жизни: «Ни насыщение, ни голод и ничто другое нехорошо, если преступает меру природы». Отсюда можно заключить, что главный закон валеологии – это закон меры. Говоря другими словами, здоровый образ жизни необходимо начинать с соблюдения режима учебы, труда, отдыха, носящего для каждого человека индивидуальный характер и исключающего при этом вредные влияния на организм. Каковы же будут в таком случае задачи педагога, осуществляющего валеологический подход к воспитанию учащихся? Одна из главных задач – убеждение и мотивация учащихся следовать главному закону валеологии – закону меры. Для этого педагогу необходимо самому владеть системой валеологических знаний, включающей знания физиологии человека и правил личной гигиены, основных законов здорового образа жизни, сущности и последствий экологических проблем и способов взаимодействия человека с окружающей средой. Следующая важнейшая задача педагога – создавать необходимые условия для оздоровления учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса и осуществлять систематический контроль за их реализацией [4]. Рассмотрим эти условия.
с учетом биоритмов развивающейся личности, так работоспособность в течение дня приходится с 8 до 12 час. и с 15 до 17 час. вечера. Следовательно, расписание уроков в первую и вторую смену должно быть планировано с учетом взаимообусловленности формы занятия, уровня сложности материала и работоспособности учащихся. При этом и в первую и во вторую смену самыми плодотворными считаются уроки со второго по четвертый. В течение недели наиболее продуктивные дни – со вторника до пятницы, что также нужно учитывать при составлении расписания уроков. На фоне всего учебного года наиболее неблагоприятными периодами для здоровья личности считаются первая половина весны и вторая половина осени, когда организм человека ослаблен, проявляется авитаминоз и др. Также отличаются уровнем работоспособности учащиеся различных школьных возрастов. Наибольшая работоспособность проявляется по данным медиков и физиологов с 10 до 12 лет, затем с 16–18 лет. С 13 до 15 лет организм подростка является менее работоспособным на фоне происходящих возрастных физиологических изменений. Все эти факты необходимо учитывать педагогам при планировании урочной и внеклассной деятельности учащихся, их физических нагрузок. 2. Необходимо создавать оптимальные условия по оборудованию школьных помещений, где осуществляется жизнедеятельность школьников. С этой целью мебель учебных помещений (столы и парты) должна соответствовать возрасту учеников, освещенность кабинетов должна соответствовать принятым нормам, в специальных помещениях (спортзал, мастерские и др.) состояние оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности. 3. Большое значение имеет соблюдение гигиенических норм в условиях школы. К ним относят чистоту и регулярную проветриваемостъ учебных кабинетов и служебных помещений (санузлов, столовой и т.д.); соблюдение режима питания в школьной столовой, его рациональность и полноценность; контроль за содержанием учащимися в чистоте своих обуви и одежды [6].
На этом фоне на результат учебной деятельности значительное влияние оказывает психологический климат, в котором осуществляется жизнедеятельность учащихся в условиях школы. Как показывают результаты исследования М. Безруких, отраженные в статье «Здоровье детей», «... при прочих равных условиях в классах с бескомпромиссным, властным учителем, придерживающимся жестких требований, текущая заболеваемость в два раза выше, почти втрое больше детей с нарушениями нервно-психического здоровья, чем в параллельном классе – с мягким, доброжелательным преподавателем» [1, с. 5]. Анализ школьной практики также подтверждает, что у доброжелательно настроенных учителей заболеваемость детей в классе на 15 % ниже, чем у работающих авторитарно. Усугубляет обстановку нежелание или неумение учителя считаться с учебными возможностями учащихся, связанными с их индивидуально-психологическими особенностями и способностями, состоянием здоровья. Таким образом, одна из причин, приводящих к разрушению здоровья ученика – периодически возникающие в процессе обучения стрессы и нервно-психические перегрузки, которые в свою очередь вызывают негативное отношение учащихся, как к самому учителю, так и к преподаваемому им предмету. Другой причиной, негативно влияющей на здоровье учеников, выступает нерациональное структурирование учебного процесса. Это в свою очередь вызывает учебные перегрузки школьников и быструю утомляемость. Как следствие, не только ослабление физического здоровья, но и угнетенное психологическое состояние школьников, а также их формальное отношение к изучаемым предметам. На этом фоне современная валеологическая педагогика предлагает следующие пути нравственно-психологического оздоровления учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса: – создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях учителя с учащимися и учащихся между собой, ориентация педагога на поддержку, одобрение, поощрение и стимулирование школьников; – рациональное построение учебного процесса с учетом биоритмов развивающейся личности; – создание гибких учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников в зависимости от их обучаемости и индивидуальных особенностей; – организация компенсирующего обучения для нуждающихся учеников в виде консультаций, взаимопомощи и т.д.; – устранение шаблонности и однообразия в обучении, активизация познавательной деятельности учащихся на основе выполнения творческих работ и самостоятельного поиска решения дидактических задач [8, с.322].
валеологическая служба. Как правило, в ее штат входят медицинский работник, педагог-валеолог (если есть в школе), психолог, социальный педагог. В деятельности этой службы принимают участие также все учителя и воспитатели школы. Валеологическая служба призвана выполнять в условиях учебного заведения следующие функции: 1. Диагностическая функция (наблюдение за состоянием здоровья учащихся, их физической и умственной работоспособностью путем систематического осмотра и контроля, соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы; содействие получению учащимися при необходимости своевременной медицинской помощи); 2. Профилактическая функция (предупреждение негативных последствий нарушения школьниками режима учебы и отдыха, режима питания, беспечного обращения с огнем и взрывчатыми веществами, несоблюдения правил личной гигиены и поведения на воде, влияния на здоровье пагубных привычек – употребление алкоголя, наркотических средств, курение и т.д.); 3. Корректирующая функция (устранение нарушений в организации санитарно-гигиенических норм жизнедеятельности учащихся в школе, формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни – соблюдении режима учебы и отдыха, режима питания, правил личной гигиены и т.д. путем бесед, лекций, диспутов, просмотра фильмов, чтения литературы и др.); 4. Консультативная функция (привлечение к валеологической пропаганде среди учащихся психологов, психотерапевтов, врачей, спасателей и т.д. с беседами, лекциями, практическими занятиями).
Одним из основных путей оздоровления учащихся является физическое воспитание, осуществляемое в условиях учебного учреждения. Физическое воспитание рассматривают как процесс, являющийся составной частью общего воспитания личности, направленный на развитие и саморазвитие физической культуры человека. Физическое воспитание предполагает организацию активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, осмысление школьниками психофизиологической сущности и влияния занятий физической культурой на состояние организма, формирование навыков здорового образа жизни. В этом отношении представляют особый интерес советы известного автора методики закаливания П.К. Иванова (см. приложение Н). Физическое воспитание призвано решать в условиях школы следующие задачи: Оздоровительные: содействие укреплению здоровья учащихся; развитие двигательной и костно-мышечной системы; формирование двигательных навыков; разностороннее развитие физических способностей; повышение физической и умственной работоспособности, повышение жизнедеятельности организма, его закаливание; формирование привычки заботиться о собственном здоровье и нормальном самочувствии. Образовательные: овладение школьниками основами знаний в области физической культуры и способами их применения с целью физического самосовершенствования; формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых в процессе жизнедеятельности, а также связанных с самозащитой в экстремальных ситуациях. Развивающие: развитие стремления к здоровому образу жизни и формирование на этом фоне негативного отношения к пагубным привычкам (алкоголь, курение и т.д.); развитие навыков физического самовоспитания и соответствующих личностных качеств –целеустремленности, выносливости, силы воли, решительности, ответственности и других; индивидуальная работа с физически одаренными детьми в различных областях спорта. При реализации названных задач в ходе учебно-воспитательного процесса необходимо опираться на основные средства физического воспитания, в качестве которых выступают: • естественные силы природы (солнце, вода, воздух); • режим питания, труда и отдыха; • утренняя гимнастика; • уроки физкультуры и спецподготовки; • внеклассная спортивно-массовая работа, включающая спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, спортивные игры («Зарница» и др.), работу спортивных секций, туристические походы. При организации физкультурно-оздоровительной деятельности, как в учебном процессе, так и в ходе внеклассной воспитательной работы используются, как правило, следующие методы физического воспитания: • физические упражнения или физическая тренировка; • методы убеждения и разъяснения; • метод положительного примера; • методы одобрения и осуждения; • методы требования и контроля. Физические упражнения и тренировки применяются для решения оздоровительных и развивающих задач процесса воспитания. Методы убеждения, разъяснения и положительного примера используются при реализации образовательных задач физического воспитания. В свою очередь методы одобрения, осуждения, требования и контроля применяются для решения всех представленных задач. Следует помнить, что от здоровья молодого поколения зависит здоровье нации, экономический, нравственный и духовный потенциал государства. Поэтому валеологическое воспитание становится сегодня важнейшим направлением работы школы, семьи и других социальных институтов, призванных заниматься вопросами воспитания.
Литература 1. Безруких, М. Здоровье детей / М. Безруких // Учительская газета. – 1996.– № 10. – Март. 2. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физ. культура, 1990. – 207 с. 3. Валеология – перспективные научно-педагогические направления ХХI века // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 6. – С. 9 –13. 4. Колесов, Л.Д. Валеология – новое направление в педагогической науке. Сохранение и укрепление здоровья школьников / Л.Д. Колесов // Биология в школе. – 1997. – № 2. – С. 15–19. 5. Каченовский, Н.Б. Введение в валеологическую педагогику / Н.Б. Каченовский. – Минск: НИО, 1996. – 68 с. 6. Лебедева, Н.Т. Школа и здоровье учащихся / Н.Т. Лебедева. – Минск: Народная асвета, 1998. – 192 с. 7. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицын. –М.: Знание, 1982. – 126 с. 8. Степаненков, Н.К. Педагогика / Н.К. Степаненков. – Минск: изд. Скакун В.М., 1998. – 448 с. 9. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: генезис. Тенденция развития / Л.Г. Татарникова. – СПб.: Питер, 1995. – 280 с. 10. Тверская С.С. Здоровье человека / С.С. Тверская, Д.Д. Утешинский // Первое сентября. – 1992. – № 1.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.01 с.) |