Тема 12. Валеологическое воспитание учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Валеологическое воспитание учащихся



 

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В.А. Сухомлинский

Воспитание здорового поколения как важней- шая задача современной педагогики
Фраза, приведенная в качестве эпиграфа к нашей лекции, сказана В.А. Сухомлинским несколько десятков лет назад, однако, она не только не потеряла сегодня своей актуальности, а

даже наоборот, является более чем современной в ракурсе тех проблем, которые характерны для состояния здоровья молодого поколения. Так что же такое здоровье? В Уставе Всемирной организации здравоохранения мы можем прочесть: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». С.С. Тверская и Д.Д. Утешинский в одной из статей заявляют следующее: «Установлено, что здоровье зависит от следующих факторов: 50 % – образа жизни, 20 % – наследственности, 20 % – экологической обстановки, 10 % – здравоохранения» [10, с. 5]. Исходя из этой позиции, рассмотрим состояние данной проблемы на сегодняшний день.

На современном этапе научно-технический и социальный прогресс ускоряются неизмеримо быстрее, чем физическое и психическое развитие человека. К тому же научно-технический прогресс потеснил природу и тем самым ухудшил среду обитания людей, что не замедлило сказаться на состоянии их здоровья. Особенную тревогу вызывает состояние здоровья школьников и учащейся молодежи, ибо молодое поколение – это будущее нации. На сегодня в этом плане мы имеем довольно неутешительные данные. Так, проведенное в России в 1995 г. исследование, результаты которого были отражены в «Учительской газете» в этом же 1995 г. № 33, позволило установить следующее: 80 % первоклассников имеют функциональные и хронические заболевания; 35 % детей 8-9 лет нуждаются в лечении, при этом до 20% имеют хроническую патологию; 1994 г. базовую школу закончили только 15 % здоровых подростков, при такой ситуации по прогнозам медиков после 2000 г. общеобразовательную школу будут заканчивать каждый год менее 4 % здоровых детей.

Нисколько не лучше обстоит дело в этом отношении и в нашей стране, так как есть тому ряд серьезных объективных и субъективных причин. По данным белорусских медиков до 58% учащихся старших классов имеют отклонения от нормального здоровья разного уровня сложности и не могут по этой причине претендовать на выбор профессий, соответствующих их желаниям и способностям. В детской среде распространены заболевания сердечно-сосудистой системы, прогрессируют нервно-психические расстройства, заболевания носоглотки и органов зрения, щитовидной железы, органов пищеварения, лейкемией, и другими болезнями; отмечено снижение уровня функционирования имунной системы, что вызывает частые респираторные вирусные заболевания [8, с. 315].

Анализ современной системы образования показывает, что в числе причин, приведших к проблемам такого масштаба, мы можем назвать следующие:

– ухудшение экологического состояния окружающей среды, приводящее к возникновению у школьников ряда серьезных заболеваний;

– завышенные учебные нагрузки учащихся, вызывающие повышенную нервозность и быструю утомляемость;

– малоподвижный образ жизни и несоответствие физических нагрузок в школе и дома (как следствие – нарушение осанки, сколиоз, повышенное артериальное давление и т.д.);

– нерегулярность и несбалансированность питания детей;

– неблагоприятный психологический климат, периодически возникающие стрессы в ходе учебно-воспитательного процесса школы и другие причины.

 
 
Валеология как наука об оздоровлении организма человека. Сущность пе-дагогической валеологии


Эти, а также ряд других причин, к рассмотрению которых мы обратимся чуть позже, обусловили появление новой науки. В 1980 г. И.И. Брехман ввел термин «Валеология» (от лат. Valeo- здравствовать,

быть здоровым), которым он обозначил науку о здоровье и здоровом образе жизни человека. При этом Брехман обращал внимание на то, что наука о здоровье должна быть интегральной, рождающейся на стыке экологии, биологии, медицины, психологии и других наук, так как здоровый образ жизни зависит от знаний и умений человека, которые он может получить, знакомясь со всеми этими науками [2, с. 7]. На современном этапе педагогическая валеология, являясь междисциплинарной наукой, также использует достижения педагогики, философии, физиологии, традиционной и нетрадиционной медицины [3].

Исходя из этой позиции, многие ученые рассматривают валеологию как часть педагогической науки, называя ее валеологической педагогикой (А.А. Семенов, Н.Б. Каченовский [5] и др.). Другие же рассматривают ее как науку, разрабатывающую теорию и практику оздоровления подрастающего поколения, и называют ее педагогической валеологией (В.П. Петренко, Л.Г. Татарникова [9] и др.). Несмотря на некоторые отличия в трактовке названий, цель остается следующей – сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся; формирование у них системы валеологических знаний и умений заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, содействие осознанию школьниками необходимости следовать здоровому образу жизни.

Так что же такое «здоровый образ жизни»? Ю.П. Лисицын, исследуя взаимосвязь жизни и здоровья человека, говорил следующее: «Образ жизни определяется от четырех составляющих: от экономической – «уровня жизни», социальной – «качества жизни», социально-психологической – «стиля жизни» и социально-экономической – «уклада жизни» [7, с.9]. Следовательно, образ жизни человека – это обобщенная характеристика индивидуальных особенностей его поведения и жизнедеятельности. Чем же обусловлен тогда здоровый образ жизни? Для понимания этого целесообразно обратиться к высказыванию великого врача Гиппократа (460–337 г.г. до н. э.), который следующим образом формулировал закон здорового образа жизни: «Ни насыщение, ни голод и ничто другое нехорошо, если преступает меру природы». Отсюда можно заключить, что главный закон валеологии – это закон меры. Говоря другими словами, здоровый образ жизни необходимо начинать с соблюдения режима учебы, труда, отдыха, носящего для каждого человека индивидуальный характер и исключающего при этом вредные влияния на организм.

Каковы же будут в таком случае задачи педагога, осуществляющего валеологический подход к воспитанию учащихся? Одна из главных задач – убеждение и мотивация учащихся следовать главному закону валеологии – закону меры. Для этого педагогу необходимо самому владеть системой валеологических знаний, включающей знания физиологии человека и правил личной гигиены, основных законов здорового образа жизни, сущности и последствий экологических проблем и способов взаимодействия человека с окружающей средой. Следующая важнейшая задача педагога – создавать необходимые условия для оздоровления учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса и осуществлять систематический контроль за их реализацией [4]. Рассмотрим эти условия.

 

Санитарно-гигиенические условия оздоровления уча-щихся в условиях школы
1. Необходимо четкое планирование учебного процесса в течение каждого дня, каждой учебной недели и учебной четверти

с учетом биоритмов развивающейся личности, так работоспособность в течение дня приходится с 8 до 12 час. и с 15 до 17 час. вечера. Следовательно, расписание уроков в первую и вторую смену должно быть планировано с учетом взаимообусловленности формы занятия, уровня сложности материала и работоспособности учащихся. При этом и в первую и во вторую смену самыми плодотворными считаются уроки со второго по четвертый. В течение недели наиболее продуктивные дни – со вторника до пятницы, что также нужно учитывать при составлении расписания уроков. На фоне всего учебного года наиболее неблагоприятными периодами для здоровья личности считаются первая половина весны и вторая половина осени, когда организм человека ослаблен, проявляется авитаминоз и др. Также отличаются уровнем работоспособности учащиеся различных школьных возрастов. Наибольшая работоспособность проявляется по данным медиков и физиологов с 10 до 12 лет, затем с 16–18 лет. С 13 до 15 лет организм подростка является менее работоспособным на фоне происходящих возрастных физиологических изменений. Все эти факты необходимо учитывать педагогам при планировании урочной и внеклассной деятельности учащихся, их физических нагрузок.

2. Необходимо создавать оптимальные условия по оборудованию школьных помещений, где осуществляется жизнедеятельность школьников. С этой целью мебель учебных помещений (столы и парты) должна соответствовать возрасту учеников, освещенность кабинетов должна соответствовать принятым нормам, в специальных помещениях (спортзал, мастерские и др.) состояние оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности.

3. Большое значение имеет соблюдение гигиенических норм в условиях школы. К ним относят чистоту и регулярную проветриваемостъ учебных кабинетов и служебных помещений (санузлов, столовой и т.д.); соблюдение режима питания в школьной столовой, его рациональность и полноценность; контроль за содержанием учащимися в чистоте своих обуви и одежды [6].

 

Нравственно-психологи-ческое оздоровление уча-щихся в учебном процессе
Как правило, продуктивная учебная деятельность требует от учащихся максимальной затраты физических, интеллектуальных и эмоциональных сил.

На этом фоне на результат учебной деятельности значительное влияние оказывает психологический климат, в котором осуществляется жизнедеятельность учащихся в условиях школы. Как показывают результаты исследования М. Безруких, отраженные в статье «Здоровье детей», «... при прочих равных условиях в классах с бескомпромиссным, властным учителем, придерживающимся жестких требований, текущая заболеваемость в два раза выше, почти втрое больше детей с нарушениями нервно-психического здоровья, чем в параллельном классе – с мягким, доброжелательным преподавателем» [1, с. 5]. Анализ школьной практики также подтверждает, что у доброжелательно настроенных учителей заболеваемость детей в классе на 15 % ниже, чем у работающих авторитарно. Усугубляет обстановку нежелание или неумение учителя считаться с учебными возможностями учащихся, связанными с их индивидуально-психологическими особенностями и способностями, состоянием здоровья. Таким образом, одна из причин, приводящих к разрушению здоровья ученика – периодически возникающие в процессе обучения стрессы и нервно-психические перегрузки, которые в свою очередь вызывают негативное отношение учащихся, как к самому учителю, так и к преподаваемому им предмету.

Другой причиной, негативно влияющей на здоровье учеников, выступает нерациональное структурирование учебного процесса. Это в свою очередь вызывает учебные перегрузки школьников и быструю утомляемость. Как следствие, не только ослабление физического здоровья, но и угнетенное психологическое состояние школьников, а также их формальное отношение к изучаемым предметам.

На этом фоне современная валеологическая педагогика предлагает следующие пути нравственно-психологического оздоровления учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса:

– создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях учителя с учащимися и учащихся между собой, ориентация педагога на поддержку, одобрение, поощрение и стимулирование школьников;

– рациональное построение учебного процесса с учетом биоритмов развивающейся личности;

– создание гибких учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников в зависимости от их обучаемости и индивидуальных особенностей;

– организация компенсирующего обучения для нуждающихся учеников в виде консультаций, взаимопомощи и т.д.;

– устранение шаблонности и однообразия в обучении, активизация познавательной деятельности учащихся на основе выполнения творческих работ и самостоятельного поиска решения дидактических задач [8, с.322].

 

Функции и методы валео-логического воспитания школьников
Специальные формы и методы оздоровления учащихся и формирования у них здорового образа жизни призвана осуществлять в условиях каждой школы

валеологическая служба. Как правило, в ее штат входят медицинский работник, педагог-валеолог (если есть в школе), психолог, социальный педагог. В деятельности этой службы принимают участие также все учителя и воспитатели школы. Валеологическая служба призвана выполнять в условиях учебного заведения следующие функции:

1. Диагностическая функция (наблюдение за состоянием здоровья учащихся, их физической и умственной работоспособностью путем систематического осмотра и контроля, соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы; содействие получению учащимися при необходимости своевременной медицинской помощи);

2. Профилактическая функция (предупреждение негативных последствий нарушения школьниками режима учебы и отдыха, режима питания, беспечного обращения с огнем и взрывчатыми веществами, несоблюдения правил личной гигиены и поведения на воде, влияния на здоровье пагубных привычек – употребление алкоголя, наркотических средств, курение и т.д.);

3. Корректирующая функция (устранение нарушений в организации санитарно-гигиенических норм жизнедеятельности учащихся в школе, формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни – соблюдении режима учебы и отдыха, режима питания, правил личной гигиены и т.д. путем бесед, лекций, диспутов, просмотра фильмов, чтения литературы и др.);

4. Консультативная функция (привлечение к валеологической пропаганде среди учащихся психологов, психотерапевтов, врачей, спасателей и т.д. с беседами, лекциями, практическими занятиями).

 
 
Оздоровление учащихся в процессе физического воспитания


Одним из основных путей оздоровления учащихся является физическое воспитание, осуществляемое в условиях учебного учреждения.

Физическое воспитание рассматривают как процесс, являющийся составной частью общего воспитания личности, направленный на развитие и саморазвитие физической культуры человека. Физическое воспитание предполагает организацию активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, осмысление школьниками психофизиологической сущности и влияния занятий физической культурой на состояние организма, формирование навыков здорового образа жизни. В этом отношении представляют особый интерес советы известного автора методики закаливания П.К. Иванова (см. приложение Н).

Физическое воспитание призвано решать в условиях школы следующие задачи:

Оздоровительные: содействие укреплению здоровья учащихся; развитие двигательной и костно-мышечной системы; формирование двигательных навыков; разностороннее развитие физических способностей; повышение физической и умственной работоспособности, повышение жизнедеятельности организма, его закаливание; формирование привычки заботиться о собственном здоровье и нормальном самочувствии.

Образовательные: овладение школьниками основами знаний в области физической культуры и способами их применения с целью физического самосовершенствования; формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых в процессе жизнедеятельности, а также связанных с самозащитой в экстремальных ситуациях.

Развивающие: развитие стремления к здоровому образу жизни и формирование на этом фоне негативного отношения к пагубным привычкам (алкоголь, курение и т.д.); развитие навыков физического самовоспитания и соответствующих личностных качеств –целеустремленности, выносливости, силы воли, решительности, ответственности и других; индивидуальная работа с физически одаренными детьми в различных областях спорта.

При реализации названных задач в ходе учебно-воспитательного процесса необходимо опираться на основные средства физического воспитания, в качестве которых выступают:

• естественные силы природы (солнце, вода, воздух);

• режим питания, труда и отдыха;

• утренняя гимнастика;

• уроки физкультуры и спецподготовки;

• внеклассная спортивно-массовая работа, включающая спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, спортивные игры («Зарница» и др.), работу спортивных секций, туристические походы.

При организации физкультурно-оздоровительной деятельности, как в учебном процессе, так и в ходе внеклассной воспитательной работы используются, как правило, следующие методы физического воспитания:

• физические упражнения или физическая тренировка;

• методы убеждения и разъяснения;

• метод положительного примера;

• методы одобрения и осуждения;

• методы требования и контроля.

Физические упражнения и тренировки применяются для решения оздоровительных и развивающих задач процесса воспитания.

Методы убеждения, разъяснения и положительного примера используются при реализации образовательных задач физического воспитания. В свою очередь методы одобрения, осуждения, требования и контроля применяются для решения всех представленных задач.

Следует помнить, что от здоровья молодого поколения зависит здоровье нации, экономический, нравственный и духовный потенциал государства. Поэтому валеологическое воспитание становится сегодня важнейшим направлением работы школы, семьи и других социальных институтов, призванных заниматься вопросами воспитания.

 

Литература

1. Безруких, М. Здоровье детей / М. Безруких // Учительская газета. – 1996.– № 10. – Март.

2. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физ. культура, 1990. – 207 с.

3. Валеология – перспективные научно-педагогические направления ХХI века // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 6. – С. 9 –13.

4. Колесов, Л.Д. Валеология – новое направление в педагогической науке. Сохранение и укрепление здоровья школьников / Л.Д. Колесов // Биология в школе. – 1997. – № 2. – С. 15–19.

5. Каченовский, Н.Б. Введение в валеологическую педагогику / Н.Б. Каченовский. – Минск: НИО, 1996. – 68 с.

6. Лебедева, Н.Т. Школа и здоровье учащихся / Н.Т. Лебедева. – Минск: Народная асвета, 1998. – 192 с.

7. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицын. –М.: Знание, 1982. – 126 с.

8. Степаненков, Н.К. Педагогика / Н.К. Степаненков. – Минск: изд. Скакун В.М., 1998. – 448 с.

9. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: генезис. Тенденция развития / Л.Г. Татарникова. – СПб.: Питер, 1995. – 280 с.

10. Тверская С.С. Здоровье человека / С.С. Тверская, Д.Д. Утешинский // Первое сентября. – 1992. – № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.53.34 (0.05 с.)