Тема 9. Основы эстетического и экологического воспитания школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Основы эстетического и экологического воспитания школьников



 

«Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом».

В.А. Сухомлинский

 

«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

Ф. Жолио Кюри

 

Понятие «эстетика», «эстетическое воспи-тание». Категории эстетики.
Термин «эстетика» произошел от греческого слова «эстетикос», что означает «имеющий отношение к чувственному восприятию».

Эстетика – философская наука о

прекрасном в действительности, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства.

Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г., но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

Эстетика как наука служит развитию у людей чувства прекрасного. Отсюда основные категории эстетики – прекрасное и безобразное.

Прекрасное – это, то, что в наивысшей степени соответствует глубинным лучшим человеческим потребностям, представлениям, целям.

Категория прекрасного имеет два основных критерия:

1) соответствие содержания и формы (предмета, объекта и т.д.);

2) гармоничное соотношение всех сторон предметов и явлений в конкретных условиях.

Прекрасное выполняет функцию соответствия меду природой и человеком, предметом и человеком, и, как правило, вызывает человеческие эмоции.

«Эмоции» – понятие также греческого происхождения, которое означает душевное переживание, волнение. У человека наблюдается два класса полярных эмоций: положительные (приятные ощущения и чувства, вызывающие удовлетворение, восхищение и т.д.) и отрицательные (неприятные чувства, побуждающие человека к устранению и избеганию вызывающих их обстоятельств). Отрицательные эмоции, как правило, вызываются предметами, поступками и т.д., характеризующимися категорией безобразного.

Высшим продуктом развития эмоций у человека становятся чувства, которые превращаются в доминанту эмоциональной жизни. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения человека к окружающей действительности; они осознаются, мотивируются и могут управляться человеком.

Исходя из этого, эстетическое воспитание можно рассматривать как формирование у школьников эстетических качеств и потребностей – формирование способностей понимать, оценивать и строить свою жизнь по законам красоты; содействие развитию у школьников творческих задатков и дарований в области искусства, желаний преобразовывать окружающий мир в соответствии с категорией прекрасного. По мнению белорусского эстетика В.А. Салеева, «сущностью эстетического воспитания выступает только полнокровное, созидательное человеческое творчество и максимальное преобразование мира и человека в связи с его органичным, полнокровным «самовыражением» [5, с. 12].

Цель эстетического воспитания – формирование и развитие у подрастающего поколения эстетического сознания, которое включает в себя осознанное эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических теорий, идеалов, вкусов, суждений, критериев.

Центральное звено эстетического сознания – эстетический идеал, который рассматривается как социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеческой жизни, искусстве [1, с. 20].

Эстетическое сознание формирует у человека эстетический вкус – способность человека увидеть, почувствовать и понять произведения искусства, предметы, явления, жизненные ситуации с позиции эстетического идеала.

На основе эстетического вкуса у человека формируется способность эстетического суждения – доказательного, аргументированного оценивания эстетических явлений в жизни, природе, искусстве на основе критериев.

Критерии рассматриваются как созерцательно-оценочный аспект эстетического воспитания: восприятие прекрасного, наслаждение им, умение отделить подлинно прекрасное от уродливого, безобразного, низкого пошлого в человеческой жизни, природе, труде, быту и искусстве.

 
 
Задачи, содержание и принципы эстетического воспитания учащихся


Все сказанное выше позволяет нам выделить следующие задачи эстетического воспитания школьников:

1) содействие усвоению школьниками основ научной эстетики;

2) формирование у учащихся эстетических идеалов, вкусов и суждений в соответствии с общечеловеческими идеалами;

3) развитие у школьников эстетических чувств в различных сферах жизни человека (быт, трудовая деятельность и т.д.);

4) развитие у детей природных задатков и стремлений к эстетической деятельности в области искусства;

Представленные задачи отражают содержание эстетического воспитания школьников. Данное содержание можно представить следующим образом:

 

Эстетическое воспитание

 
 

 


Художественное воспитание Воспитание учащихся

средствами окружающей

действительности

 

Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать произведения искусства, а также самостоятельно создавать художественные ценности. Художественное воспитание подразумевает и художественное образование – процесс освоения школьниками искусствоведческих знаний, умений и навыков, формирование у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Результат художественного воспитания и художественного образования – художественно-творческое развитие детей (целенаправленное развитие способностей и дарований детей в различных областях искусства). С точки зрения В.А. Салеева, «художественная ценность полифункциональна (наряду с эстетическим включает в свою содержательную структуру, нравственное, идеологическое и познавательное); в силу этого художественное воспитание вариантно, а его ценностные связи значительно многообразнее» [5, с. 14].

Воспитание учащихся средствами окружающей действительности – приучение и стимулирование учащихся к проявлению эстетических вкусов, суждений и чувств в различных сферах жизнедеятельности человека (трудовая деятельность, рабочая обстановка, быт, межличностные отношения, отношения к природе, внешний вид – прическа, одежда, макияж) [1, с. 19].

В условиях современной системы образования выделяются два пути эстетического воспитания школьников: 1) учебный процесс; 2) внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися.

Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, содержат специфические возможности по эстетическому воспитанию учащихся. В этом отношении своеобразна роль физики, химии, биологии, математики, истории, физической культуры, трудового обучения. Среди всех школьных предметов выделяются дисциплины художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, так как их содержание направлено на нравственно-эстетическое воспитание школьников.

Огромные возможности по эстетическому воспитанию учащихся содержит внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Во-первых, это систематическое занятие школьников в театральных студиях и студиях изобразительного искусства; кружках, студиях и ансамблях художественной самодеятельности (вокальных, музыкальных, хореографических и т.д.) и декоративно-прикладного творчества. Во-вторых, это периодические формы работы с учащимися – различные концерты; выставки творческих работ учащихся; музыкальные и театральные фестивали; конкурсы художественной самодеятельности; недели детской книги; литературно-музыкальные композиции; тематические вечера с участием поэтов, писателей, художников, музыкантов, артистов и т.д. Все эти формы работы преследуют главную цель – духовное обогащение учащихся, формирование их культурных потребностей, развитие эстетических вкусов и творческих способностей через приобщение к художественно-творческой деятельности.

В ходе учебной, а также внеклассной и внешкольной воспитательной работы по эстетическому воспитанию учащихся необходимо соблюдать ряд педагогических принципов, обусловливающих эффективность этой работы:

· всеобщность эстетического воспитания и художественного образования (стимулирование всех учащихся к развитию и совершенствованию эстетических вкусов и творческих способностей);

· комплексный подход к процессу эстетического воспитания школьников (полноценное использование возможностей учебного и воспитательного процессов в ходе эстетического воспитания учащихся);

· принцип органической связи художественно-эстетического воспитания учащихся с жизнью, взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания;

· принцип учета психологических закономерностей эстетического восприятия (эстетическое восприятие объектов, предметов и т.д. зависит от эстетического опыта ребенка и степени сформированности у него эстетических представлений);

· эмоциональный характер эстетического воспитания (восприятие произведений искусства, самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся должна вызывать у них определенные эмоции и чувства, способствующие развитию их духовной культуры).

· принцип эстетизации всей детской жизни (организация отношений, деятельности, общения школьников по законам «красоты» – оформление классных кабинетов, опрятность костюма, форма отношений с одноклассниками и взрослыми и т.д.). Принцип эстетизации в педагогике раскрывается многими педагогами-практиками, в их числе выдающийся педагог А.С. Макаренко. В одной из его работ мы читаем: «Нельзя пренебрегать эстетическими сторонами жизни. А как раз мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике. Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. А что такое эстетика поведения? Это именно поведение оформленное, получившее какую-то форму. Форма сама является признаком более высокой культуры» [3, с.577–578].

Все эти навыки эстетического поведения постигаются детьми на примере педагогов, работающих с ними в школе. В этом отношении интересно следующее высказывание А.С. Макаренко: «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своем костюме, который у меня был. Так что все наши педагоги, инженеры, и архитектор ходили франтами» [3, с.580].

 

Понятия «экология», «экологическое образо-вание» и «экологическое воспитание»
Термин «экология» впервые в 1866 г. употребил немецкий биолог Э. Геккель в своей работе «Всеобщая морфология организмов», образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос»

(мысль, учение). Под экологией Геккель понимал науку, которая изучает распределение и обилие организмов, воздействие на организм неорганической и биотической среды [4, с.268]. Экология была тогда частью естественной истории.

На государственном уровне об экологических проблемах задумывались еще несколько столетий назад. Так, например, в России во времена правления Петра I была разработан проект создания «коллегии для усовершенствования природы». Постепенно экология расширила сферу своих интересов, и сейчас она изучает весь окружающий человека мир, делая акцент на отношениях между организмами и внешними факторами (физическими, биологическими, химическими и др.).

Энциклопедический словарь дает следующее современное толкование экологии: «Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой» [6, с. 1543].

В ХХ веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природоиспользования и охраны живых организмов. Это было обусловлено, прежде всего, ухудшением состояния окружающей среды вследствие техногенных катастроф, испытаний различного вида оружия, нерационального использования природных ресурсов человеком и др. причин. На сегодняшний день в странах СНГ сформировалось около 300 ареалов острых экологических ситуаций, занимающих площадь почти 4 млн. кв. км. Самые значительные по масштабам зоны экологического бедствия находятся в Средней Азии, в Восточной Сибири, на Урале и на Юге европейской части России. Весьма сложная обстановка в Молдавии, а Приаралье, Калмыцкие степи и Чернобыльская зона – это территория настоящего экологического бедствия.

На современном этапе жизнь ставит перед нами семь экологических проблем: 1) проблема продовольствия, 2) проблема энергии, 3) проблема ресурсов; 4) проблема демографии; 5) проблема генофонда; 6) проблема биосферы; 7) проблема здоровья человека.

На фоне существующих экологических проблем особую актуальность приобретают сегодня экологическое образование и экологическое воспитание всех слоев населения. Рассмотрим сущность этих понятий.

Экологическое образование – это:

· разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический);

· изучение в содержании учебных предметов следующих понятий – охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, слежение за состоянием среды, качество окружающей среды, здоровый образ жизни, экспертиза среды и здоровья;

· связь фундаментальных понятий экологии с различными науками [2, с. 115–116].

На этой основе выпускник средней школы должен знать:

· экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования на Земле человеческого общества;

· причины обострения современных экологических проблем;

· пути решения экологических проблем в различных странах (социальный, научный и экономический опыт);

· возможности организации оптимальных взаимоотношений человеческого общества и природы – плановая организация производства, внедрение в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизация отходов, усиление государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, перестройка психологии населения по отношению к природной среде, освоение космического пространства в целях мирной цивилизации.

Исходя из этого, экологическое воспитание понимают как целенаправленную систематическую деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды.

Цель экологического воспитанияформирование у школьников экологической культуры, которую можно представить в трех компонентах – экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность.

Экологическое сознание включает в себя:

· экологические знания (факты, сведения, выводы, теории взаимодействия в мире животных и растений, в сфере их обитания и в целом, в окружающей среде);

· эстетические чувства (понимание и оценивание красоты природы, своей гармонии с окружающим миром);

· экологическую ответственность (предвидение и предотвращение возможных отрицательных последствий влияния человека на окружающую среду).

Экологическое мышление проявляется в умении осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, разумно взаимодействовать с ней;

Экологическая деятельность – активная природоохранительная деятельность и грамотная пропаганда экологических знаний.

 
 
Задачи и содержание экологического образо-вания и воспитания школьников


Обозначенные выше компоненты экологической культуры определяют следующие основные задачи экологического образования и экологического воспитания школьников:

· формирование у учащихся интереса к изучению законов природы; содействие в осознании ими значимости природы как среды обитания человека;

· развитие у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды, за собственные жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих;

· формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к природе, содействие восприятию ими природы как эстетического совершенства;

· стимулирование активного участия школьников в природоохранительной деятельности и пропаганде экологических знаний.

Большие возможности в плане экологического образования и воспитания учащихся содержит учебный процесс, особенно такие дисциплины как биология, химия, география, физика (учащиеся изучают природу как среду обитания, физические факторы природной среды, развитие энергетики и ее экологические показатели, биосферу и ее охрану, природные катастрофы и пути защиты от них, средства борьбы с загрязнением окружающей среды и т.д.).

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад и предметы гуманитарного и художественного цикла – история, «Человек. Общество. Государство», литература, изобразительное искусство, музыка.

Изучая гуманитарные предметы, школьники знакомятся со спецификой природоохранительной деятельности в нашем обществе, с законодательством, регулирующим отношение к природе государственных и общественных организаций, а также всего населения в целом.

Предметы художественного цикла раскрывают эстетическую сущность природы, оказывающую огромное влияние на нравственность человека и его отношение к природе и ко всему живому.

Полученные на уроках знания служат основой для дальнейшего экологического образования и воспитания школьников в сфере внеурочного времени. Формы воспитательной работы при этом могут быть как систематического, так и периодического характера.

К систематическим формам работы по экологическому воспитанию учащихся относятся:

· деятельность экологических клубов («Родная природа», «Наш край», «Зеленый дом» и т.д.), которые могут создаваться при школах, лесничествах, центрах детского творчества, станциях юных натуралистов. В их программах предусматривается не только просветительская работа, но и практические работы – очистка леса, парка, организация зоны отдыха, благоустройство микрорайона, работа в лесничестве или заказнике, организация живых уголков в школах и центрах детского творчества и т.д.;

· разработка экологической тропы, которая может быть рассчитана на разные категории посетителей – 1) педагогов, воспитателей, студентов вузов; 2) дошкольников, учащихся средних школ и училищ; 3) взрослого населения. При создании тропы учитывается наличие следующих условий: определение природных объектов для изучения, организация протяженности тропы в 2-3 км., доступность тропы транспортным средствам или же возможность разработки пешеходного маршрута, сбор интересного и научно-познавательного материала для содержания экскурсии. При этом необходимо продумать благоустройство тропы (места отдыха, ботанические площадки, участки с привлекательным ландшафтом и т.д.);

· деятельность туристско-краеведческих кружков и секций, изучающих природу родного края, ведущих наблюдения за ее состоянием, осуществляющих распространение экологических и краеведческих знаний;

· работа отрядов «Зеленый патруль», осуществляющих санитарную охрану окружающей среды; выявляющих уровень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха в районе проживания; оказывающих скорую помощь зверям и птицам в зимних условиях.

К числу периодических форм работы по экологическому образованию и воспитанию школьников относятся:

– беседы, викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.);

– трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории и жилого района;

– дискуссии и диспуты («Будущее планеты в наших руках», «Человек и природа: трагедия или гармония» и др.);

– литературно-музыкальные композиции и тематические вечера («Мир природы – мир красоты», «Тема природы в произведениях художников и поэтов» и др.);

– встречи и беседы со специалистами (экологами, работниками лесного хозяйства, сотрудниками агропромышленного комплекса и т.д.);

– экскурсии на природу с выполнением различных заданий (выполнение зарисовок с натуры, фотографирование ландшафта и природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление отчетов и сочинений по итогам экскурсии).

– читательские конференции по произведениям художественной литературы, посвященным миру природы («Белый Бим – Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева, «Плаха» Ч. Айтматова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «»Русский лес» Л. Леонова, «Прощание с Матерой» В. Распутина и др.).

Таким образом, только комплексный подход к осуществлению экологического образования и воспитания учащихся в условиях школы будет способствовать эффективности формирования у них экологического мировоззрения.

Взаимосвязь эстетичес-кого и экологического воспитания школьников
Природа – ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития наблюдательности, эстетических вкусов и чувств, способности их выражения.

Много интересных высказываний в этом отношении содержится в работах В.А. Сухомлинского. Так он пишет: «Я не могу представить себе работы воспитателя без путешествий детского коллектива к первоисточникам слова: в лес, на луг, к пруду, в сад, в поле. Коллективное сопереживание явлений природы, коллективное восхищение и одухотворение – это, образно говоря, настраивание струн мысли каждой личности на верный лад звучания оркестра. Трудно переоценить воспитательную роль того фактора, что ребенок впервые в своей жизни наблюдает утреннюю зарю, рождение дня или, поднявшись на высокий степной курган, видит бескрайние нивы, далекий лес, дрожащее марево на горизонте» [4, с.294].

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, разнообразию форм, красок, звуков. Школьники в процессе эстетического и экологического воспитания постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатств, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

Решению этой задачи успешно служит такая форма работы как создание школьных заказников и микрозаповедников: ботанических, зоологических, ландшафтных, дендрологических и др. Они могут создаваться не только в сельской, но и городской местности. Для этого можно использовать участки заброшенных земель (пустыри), водные источники (ключи), участки леса с природными памятниками (старинный дуб), результаты хозяйственной деятельности человека.

 

Литература

1. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников: учеб.-метод. пособие / О.П. Котикова. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 157 с.

2. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. – С. 109 –124.

3. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А.С. Макаренко // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – C. 582–593.

4. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с.

5. Салеев, В.А. Сущность эстетического воспитания / В.А. Салеев // Адукацыя i выхаванне. – 1992. – № 3. – С.

6. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1988. –1600 с.

7.Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения: в 3 т. – М., 1981. – Т. 3. – С.205 –394.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.056 с.)