Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Формирование нравственной и правовой культуры учащихсяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Сенека «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Я.А. Коменский
На протяжении всего времени существования человеческого общества три ценности всегда были, есть и будут основополагающими в жизни людей – это истина, красота и добро. Стремление к истине привело к развитию наук, стремление к красоте стало стимулом для творчества и фактором развития искусства и культуры, стремление к добру способствовало выработке норм нравственного поведения и милосердия. Что же означают эти нравственные нормы и как их обосновать? Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» (И.Ф. Харламов [7, с. 336]). О нравственных нормах говорили на страницах своих произведений известные мыслители, ученые и писатели (см. приложение А). Это формулировка подводит нас к трактовке термина «мораль». В переводе с латинского «моралис» означало уклад, привычку, нравы. В современной авторской трактовке мораль выглядит следующим образом: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» (В.А. Кондрашов [2, с. 86]). В этике мораль понимают как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Следовательно, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. (В.А. Сластенин [5, с. 310]). И.Ф. Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением норм и требований морали [7, с. 336]. Исходя из сказанного выше можно определить цель нравственного воспитания – формирование у школьников нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения. Нравственное сознание – сформированность нравственных понятий, знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам (Б.Т. Лихачев [4, с.264]). Нравственные ценности – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, целей. Все нравственные ценности В.С. Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача воспитателя – объективные ценности переместить в область качеств личности [3, с. 200–201]. Нравственные чувства – субъективное восприятие человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к происходящим событиям, ко всей окружающей действительности. Нравственное поведение – сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам (Б.Т. Лихачев [4, с. 264–265]). О степени сформированности нравственных сознания, чувств и поведения школьников можно судить на основе следующих критериев нравственной воспитанности личности (Н. Горожанкина): – глубина осмысления правил морали; – степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения; – характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях; – меры нравственной требовательности к себе, к людям; – характер поведения наедине с собой и в коллективе; – наличие гуманистических черт характера и поведения; – степень уважительного и доброжелательного отношения к людям; – уровень развития чувства собственного достоинства; – уровень развития совести, чести, стыда [3, с. 204].
Методы воспитания по системе И.Ф. Харламова в полной мере используются в процессе нравственного воспитания в зависимости от специфики школьной ситуации (убеждение; положительный пример (на основе подражания); упражнение (приучение); одобрение; осуждение; методы требования и контроля за поведением учащихся; переключение). На современном этапе школа нуждается в налаженной системе нравственного воспитания. Данная система, по мнению передовых педагогов, должна строиться на разумном сочетании вербальных и действенно-практических форм нравственного воспитания. Разумное в данной трактовке означает специфическое для каждого классного коллектива (исходя из уровня этических знаний конкретных учащихся) реальное применение нравственных знаний на практике. С целью формирования у школьников системы нравственных ценностей и привития навыков нравственного поведения педагогу необходимо делать акцент на использование упражнения в ходе нравственного воспитания учащихся как наиболее эффективного метода. В подтверждение этой идеи целесообразно обратиться к высказыванию известного русского педагога К.Н. Вентцеля, который утверждал, что нравственным ребенок становится не за счет прослушивания определенных курсов морали, доказывающих ему необходимость жить нравственно, а благодаря созданию таких жизненных условий, в которых ребенку приходится действовать нравственно [1, с. 98]. Однако способность действовать на нравственной основе развивается не только с помощью самого действия и его неоднократных повторений (упражнение), но и в результате усвоения определенной суммы знаний о нравственных категориях, о задачах и способах нравственных действий чему способствуют этические беседы, дискуссии, диспуты, тематические вечера, круглые столы, встречи основанные на методе убеждения. Специфика нравственного воспитания заключается также в том, что уровень сформированности нравственного сознания учащегося зависит от его индивидуально-психологических особенностей. Исходя из этого, важнейшим элементом нравственного воспитания должно быть обучение школьников нравственному самоанализу, который рассматривается в педагогике как побуждение учащихся к самооценке своих действий и поступков на основе нравственных критериев. Наиболее доступные методы самоанализа – анкетирование, интервьюирование, тестирование, сюжетно-ролевые игры. Эти методы позволяют выявить как педагогам, так и самим ученикам приоритетные мотивы их поведения в различных ситуациях морального выбора. Так, например, учащимся можно предложить тест «Мотивы нравственного выбора», составленный на основе исследования известного психолога Лоренса Кольберга (см. приложение Б). В процессе нравственного воспитания важен не только учет индивидуальных, но и возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности, однако мировоззрение, нравственные идеалы, система ценностей, моральные принципы подростков еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнение товарищей и жизненные противоречия. Поэтому на данном возрастном этапе ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит правильно организованному нравственному воспитанию учащихся. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретет подросток, такой и будет формироваться его личность. Одна из серьезных проблем подросткового возраста – несогласованность убеждений, моральных понятий с собственными поступками и действиями. Это объясняется отсутствием у учеников в силу возраста умений контролировать свои поступки, правильно соотносить свои желания и возможности. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов, поэтому бывают разнообразны и противоречивы. Зачастую на первый план выходит пример физически сильной, а не благородной духом личности. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных проявлений. Исходя из этого, педагогам следует хорошо знать особенности подростковой психологии, быть корректными в общении с этой возрастной категорией учащихся, информацию подавать аргументировано, принимать к сведению разумные доводы и предложения подростков, нравственное воспитание осуществлять, воздействуя на сферу чувств, которые в этот возрастной период становятся преднамеренными и сильными. Ранний юношеский возраст характеризуется не меньшими проблемами, чем подростковый период. Этот возраст связан с трудностями поиска ответа на вопрос «Кем быть? Каким быть?». Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются интенсивно, отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, укрепляются этические убеждения, проявляется усиленный интерес к этическим проблемам в связи с возникновением сильных эмоциональных переживаний (первая любовь, дружба), возникает интерес к «вечным» проблемам: смысл жизни, счастье, долг, противоборство добра и зла, свобода личности, собственное достоинство, гуманизм и т.д. В этот период усиливаются сознательные мотивы поведения. По мнению ряда педагогов, критерием морального развития личности в этом возрасте служит характер разрешения учеником этических ситуаций. Уровень зрелости позволяет старшим школьникам определить различия в содержании тех нравственных норм, которых личность придерживается. В этом возрасте поведение ученика в соответствии с нравственной нормой зачастую воспринимается им как единственно возможное, выражающее сущность его личности, позволяющее сохранить положительное отношение к себе окружающих и в целом общее эмоциональное благополучие. Эффективными формами нравственного воспитания старшеклассников являются диспуты, конференции, круглые столы. Из действенно-практических форм наиболее целесообразно привлечение старших школьников к организации и проведению акции «Милосердие», направленной на оказание помощи социально неблагополучным категориям граждан (дети-сироты, дети-инвалиды, престарелые граждане).
Понятие «законодательство» тесно связано с понятием «право». Право – это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов власти, и регулирующих отношения (межличностные, производственные и др.) между гражданами в данном обществе. В отличие от морали право имеет юридическую силу, и его соблюдение обеспечивается государственным принуждением [6, с.229]. Законы регулировали жизнь людей в обществе еще до нашей эры, например, сборник законов царя Хаммурапи (см. приложение В). Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности служит Конституция страны – основной закон, который определяет взаимоотношения в конкретном государстве, социальную и экономическую основу, формы собственности, права и обязанности граждан, систему органов власти и механизм их формирования и др. Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций. Регулирующая функция. На основе Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных областях общественной жизни: трудовое, гражданское, семейное, уголовное, административное, о собственности, о предприятии, о кооперации и т.д. Защитная или охранительная функция. Оберегает закон, права, собственность и жизнь граждан от нарушений и преступлений. Исполняется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, адвокатурой, арбитражем, нотариатом. Воспитательная функция. Раскрывается идеал поведения человека в правовом демократическом обществе – активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. Это подтверждает взаимодействие педагогической и юридической наук, направленное на формирование нравственно-правовой культуры личности. Основополагающей для педагогики является воспитательная функция, на основе которой правовое воспитание трактуется как организованное систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и других социальных институтов воспитания (общественные объединения, инспекция по делам несовершеннолетних и др.), направленное на формирование нравственно-правовой культуры личности. Цель правового воспитания – формирование правового сознания формирующейся личности и введение учащихся в сложную систему правовых отношений. Рассмотрим структуру правового сознания личности [4, с.243–244].
Структура правового сознания
Правовая грамотность Нравственно-правовые Правовое мышление чувства
Правовая культура личности
Правовая грамотность. Общее знакомство учащихся с правовыми основами государства (Конституция, «Конвенция о правах ребенка», закон «О правах детей», закон «Об образовании в Республике Беларусь» и др.), видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона (законодательства). Таким образом, каждый выпускник школы должен освоить за время обучения нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, брачно-семейные права, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса. Нравственно-правовые чувства. Воспитание у школьников уважения к закону, нормам жизни общества, чувства патриотизма, гражданской совести, ответственности за свои действия и поступки, чувства долга, милосердия, негодования в отношении нарушителей закона. Правовое мышление. Умение оценивать собственные замыслы, поступки и поведение других людей с точки зрения правовых норм. Результат сформированности правового сознания личности определяет ее правовую культуру, под которой понимают наличие системы правовых знаний, развитой нравственно-правовой эмоциональной сферы и мышления, умений использовать нормы права в интересах организаций и своих собственных интересах без их нарушения. Правовое сознание позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки. В этом аспекте еще раз проявляется тесная взаимосвязь нравственного и правового воспитания школьников.
К задачам правового воспитания школьников относят: 1. Добиваться усвоения учащимися знаний по вопросам государства и права. 2. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения. 3. Прививать учащимся навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права, как личные, так государственные и общественные. 4. Вырабатывать у воспитанников активную гражданскую позицию, нетерпимость к нарушителям правопорядка [6, с.231]. В педагогическом процессе правовое воспитание имеет систематический характер. Так младшие школьники первые представления о правах и обязанностях получают при изучении «Правил для учащихся», в которых предписаны правила поведения учеников в школе и обществе. В старших классах с целью нравственно-правового и социального воспитания изучается предмет «Человек. Общество. Государство», позволяющий освоить систему знаний об основных функциях государства, принципах и нормах права, правах и обязанностях граждан, роли государства в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа и т.д. Элементы правового воспитания, формирования ответственного отношения человека к природе, собственным здоровью и жизни, а также здоровью и жизни окружающих людей в определенной мере присутствуют и на уроках истории, литературы, биологии, географии, химии. Однако больше возможностей для правового воспитания мы наблюдаем в ходе внеклассной воспитательной работы. С учащимися среднего и старшего школьного звена эффективными будут в плане правового воспитания следующие внеклассные формы работы: беседы, диспуты, конференции, просмотр фильмов, встречи с работниками правоохранительных органов, круглые столы, тематические вечера, выставки литературы по правовым вопросам, конкурс стенгазет, викторины и конкурсы на правовую тематику. Эффективными являются и систематические формы правового воспитания, например, деятельность кружка «Юный юрист» или клуба «Правопорядок». Приведем примерную тематику представленных форм работы по правовому воспитанию. Беседы (для 5- 8 классов): 1. Каждый из нас – будущий хозяин своей страны 2. Ты в ответе за себя и за других 3. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…» 4. Наш труд охраняется законом 5. Общественный порядок и безопасность граждан
Тематические вечера (для 8–11 классов): 1. Право и мораль в нашем обществе 2. Твой образ жизни 3. Твои права и обязанности 4. Верный долгу (посвящен Дню милиции) 5. Преступления могло и не быть
Дискуссии (для 9–11 классов): 1. Общественное достояние и личное благополучие. Как совместить эти понятия? 2. Что значат для тебя гражданский долг и честь? 3. Труд, карьера, стяжательство. Твое отношение к этим понятиям.
Нравственное и правовое воспитание – наиболее сложный аспект воспитательной работы. Необходимо создание системы нравственно-правового воспитания в каждой школе с привлечением к этой работе органов образования, опеки и попечительства, правоохранительных органов, общественных организаций, социально-педагогических центров.
Литература
1. Вентцель, К.Н. Этика и педагогика творческой личности: в 2 т. / К.Н. Вентцель. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1912. – Т.2: Педагогика творческой личности. – 246 с. 2. Кондрашов, В.А. Нравственные ценности и личность / В.А. Кондрашов. – Ростов н/Д: Феникс, 1992. – 226 с. 3. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. – С. 109 –124. 4. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – 464 с. 5. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с. 6. Степаненков, Н.К. Педагогика / Н.К. Степаненков. – Минск: изд. В.М. Скакун, 1998. – 448 с. 7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.015 с.) |