Тема 7. Формирование нравственной и правовой культуры учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Формирование нравственной и правовой культуры учащихся



 

«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».

Сенека

«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Я.А. Коменский

Нравственное воспитание школьников. Критерии нравственной воспитан-ности личности


На протяжении всего времени существования человеческого общества три ценности всегда были, есть и будут основополагающими в жизни людей – это истина, красота и добро.

Стремление к истине привело к развитию наук, стремление к красоте стало стимулом для творчества и фактором развития искусства и культуры, стремление к добру способствовало выработке норм нравственного поведения и милосердия. Что же означают эти нравственные нормы и как их обосновать?

Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» (И.Ф. Харламов [7, с. 336]). О нравственных нормах говорили на страницах своих произведений известные мыслители, ученые и писатели (см. приложение А).

Это формулировка подводит нас к трактовке термина «мораль». В переводе с латинского «моралис» означало уклад, привычку, нравы. В современной авторской трактовке мораль выглядит следующим образом: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» (В.А. Кондрашов [2, с. 86]).

В этике мораль понимают как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Следовательно, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. (В.А. Сластенин [5, с. 310]).

И.Ф. Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением норм и требований морали [7, с. 336].

Исходя из сказанного выше можно определить цель нравственного воспитания – формирование у школьников нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.

Нравственное сознание – сформированность нравственных понятий, знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам (Б.Т. Лихачев [4, с.264]).

Нравственные ценности значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, целей. Все нравственные ценности В.С. Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача воспитателя – объективные ценности переместить в область качеств личности [3, с. 200–201].

Нравственные чувства субъективное восприятие человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к происходящим событиям, ко всей окружающей действительности.

Нравственное поведение сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам (Б.Т. Лихачев [4, с. 264–265]).

О степени сформированности нравственных сознания, чувств и поведения школьников можно судить на основе следующих критериев нравственной воспитанности личности (Н. Горожанкина):

– глубина осмысления правил морали;

– степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;

– характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;

– меры нравственной требовательности к себе, к людям;

– характер поведения наедине с собой и в коллективе;

– наличие гуманистических черт характера и поведения;

– степень уважительного и доброжелательного отношения к людям;

– уровень развития чувства собственного достоинства;

– уровень развития совести, чести, стыда [3, с. 204].

Методы и специфика нравственного воспи- тания учащихся

Методы воспитания по системе И.Ф. Харламова в полной мере используются в процессе нравственного воспитания в зависимости от специфики школьной ситуации (убеждение; положительный пример

(на основе подражания); упражнение (приучение); одобрение; осуждение; методы требования и контроля за поведением учащихся; переключение).

На современном этапе школа нуждается в налаженной системе нравственного воспитания. Данная система, по мнению передовых педагогов, должна строиться на разумном сочетании вербальных и действенно-практических форм нравственного воспитания. Разумное в данной трактовке означает специфическое для каждого классного коллектива (исходя из уровня этических знаний конкретных учащихся) реальное применение нравственных знаний на практике.

С целью формирования у школьников системы нравственных ценностей и привития навыков нравственного поведения педагогу необходимо делать акцент на использование упражнения в ходе нравственного воспитания учащихся как наиболее эффективного метода. В подтверждение этой идеи целесообразно обратиться к высказыванию известного русского педагога К.Н. Вентцеля, который утверждал, что нравственным ребенок становится не за счет прослушивания определенных курсов морали, доказывающих ему необходимость жить нравственно, а благодаря созданию таких жизненных условий, в которых ребенку приходится действовать нравственно [1, с. 98].

Однако способность действовать на нравственной основе развивается не только с помощью самого действия и его неоднократных повторений (упражнение), но и в результате усвоения определенной суммы знаний о нравственных категориях, о задачах и способах нравственных действий чему способствуют этические беседы, дискуссии, диспуты, тематические вечера, круглые столы, встречи основанные на методе убеждения.

Специфика нравственного воспитания заключается также в том, что уровень сформированности нравственного сознания учащегося зависит от его индивидуально-психологических особенностей. Исходя из этого, важнейшим элементом нравственного воспитания должно быть обучение школьников нравственному самоанализу, который рассматривается в педагогике как побуждение учащихся к самооценке своих действий и поступков на основе нравственных критериев. Наиболее доступные методы самоанализа – анкетирование, интервьюирование, тестирование, сюжетно-ролевые игры. Эти методы позволяют выявить как педагогам, так и самим ученикам приоритетные мотивы их поведения в различных ситуациях морального выбора. Так, например, учащимся можно предложить тест «Мотивы нравственного выбора», составленный на основе исследования известного психолога Лоренса Кольберга (см. приложение Б).

В процессе нравственного воспитания важен не только учет индивидуальных, но и возрастных особенностей школьников.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности, однако мировоззрение, нравственные идеалы, система ценностей, моральные принципы подростков еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнение товарищей и жизненные противоречия. Поэтому на данном возрастном этапе ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит правильно организованному нравственному воспитанию учащихся. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретет подросток, такой и будет формироваться его личность.

Одна из серьезных проблем подросткового возраста – несогласованность убеждений, моральных понятий с собственными поступками и действиями. Это объясняется отсутствием у учеников в силу возраста умений контролировать свои поступки, правильно соотносить свои желания и возможности. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов, поэтому бывают разнообразны и противоречивы. Зачастую на первый план выходит пример физически сильной, а не благородной духом личности. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных проявлений.

Исходя из этого, педагогам следует хорошо знать особенности подростковой психологии, быть корректными в общении с этой возрастной категорией учащихся, информацию подавать аргументировано, принимать к сведению разумные доводы и предложения подростков, нравственное воспитание осуществлять, воздействуя на сферу чувств, которые в этот возрастной период становятся преднамеренными и сильными.

Ранний юношеский возраст характеризуется не меньшими проблемами, чем подростковый период. Этот возраст связан с трудностями поиска ответа на вопрос «Кем быть? Каким быть?».

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются интенсивно, отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, укрепляются этические убеждения, проявляется усиленный интерес к этическим проблемам в связи с возникновением сильных эмоциональных переживаний (первая любовь, дружба), возникает интерес к «вечным» проблемам: смысл жизни, счастье, долг, противоборство добра и зла, свобода личности, собственное достоинство, гуманизм и т.д. В этот период усиливаются сознательные мотивы поведения.

По мнению ряда педагогов, критерием морального развития личности в этом возрасте служит характер разрешения учеником этических ситуаций. Уровень зрелости позволяет старшим школьникам определить различия в содержании тех нравственных норм, которых личность придерживается. В этом возрасте поведение ученика в соответствии с нравственной нормой зачастую воспринимается им как единственно возможное, выражающее сущность его личности, позволяющее сохранить положительное отношение к себе окружающих и в целом общее эмоциональное благополучие.

Эффективными формами нравственного воспитания старшеклассников являются диспуты, конференции, круглые столы. Из действенно-практических форм наиболее целесообразно привлечение старших школьников к организации и проведению акции «Милосердие», направленной на оказание помощи социально неблагополучным категориям граждан (дети-сироты, дети-инвалиды, престарелые граждане).

 

Понятия «право» и «правовое воспитание». Структура правового сознания личности
Правовое воспитание представляет собой составную часть гражданского воспитания личности, т.к. законодательство – один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства.

Понятие «законодательство» тесно связано с понятием «право».

Право – это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов власти, и регулирующих отношения (межличностные, производственные и др.) между гражданами в данном обществе. В отличие от морали право имеет юридическую силу, и его соблюдение обеспечивается государственным принуждением [6, с.229]. Законы регулировали жизнь людей в обществе еще до нашей эры, например, сборник законов царя Хаммурапи (см. приложение В).

Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности служит Конституция страны – основной закон, который определяет взаимоотношения в конкретном государстве, социальную и экономическую основу, формы собственности, права и обязанности граждан, систему органов власти и механизм их формирования и др.

Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций.

Регулирующая функция. На основе Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных областях общественной жизни: трудовое, гражданское, семейное, уголовное, административное, о собственности, о предприятии, о кооперации и т.д.

Защитная или охранительная функция. Оберегает закон, права, собственность и жизнь граждан от нарушений и преступлений. Исполняется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, адвокатурой, арбитражем, нотариатом.

Воспитательная функция. Раскрывается идеал поведения человека в правовом демократическом обществе – активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. Это подтверждает взаимодействие педагогической и юридической наук, направленное на формирование нравственно-правовой культуры личности.

Основополагающей для педагогики является воспитательная функция, на основе которой правовое воспитание трактуется как организованное систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и других социальных институтов воспитания (общественные объединения, инспекция по делам несовершеннолетних и др.), направленное на формирование нравственно-правовой культуры личности.

Цель правового воспитания – формирование правового сознания формирующейся личности и введение учащихся в сложную систему правовых отношений. Рассмотрим структуру правового сознания личности [4, с.243–244].

 

Структура правового сознания

 
 

 


Правовая грамотность Нравственно-правовые Правовое мышление

чувства

 
 

 


Правовая культура личности

 

Правовая грамотность. Общее знакомство учащихся с правовыми основами государства (Конституция, «Конвенция о правах ребенка», закон «О правах детей», закон «Об образовании в Республике Беларусь» и др.), видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона (законодательства). Таким образом, каждый выпускник школы должен освоить за время обучения нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, брачно-семейные права, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса.

Нравственно-правовые чувства. Воспитание у школьников уважения к закону, нормам жизни общества, чувства патриотизма, гражданской совести, ответственности за свои действия и поступки, чувства долга, милосердия, негодования в отношении нарушителей закона.

Правовое мышление. Умение оценивать собственные замыслы, поступки и поведение других людей с точки зрения правовых норм.

Результат сформированности правового сознания личности определяет ее правовую культуру, под которой понимают наличие системы правовых знаний, развитой нравственно-правовой эмоциональной сферы и мышления, умений использовать нормы права в интересах организаций и своих собственных интересах без их нарушения.

Правовое сознание позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки. В этом аспекте еще раз проявляется тесная взаимосвязь нравственного и правового воспитания школьников.

 
 
Задачи и содержание правового воспитания школьников


К задачам правового воспитания

школьников относят:

1. Добиваться усвоения учащимися знаний по вопросам государства и права.

2. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения.

3. Прививать учащимся навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права, как личные, так государственные и общественные.

4. Вырабатывать у воспитанников активную гражданскую позицию, нетерпимость к нарушителям правопорядка [6, с.231].

В педагогическом процессе правовое воспитание имеет систематический характер. Так младшие школьники первые представления о правах и обязанностях получают при изучении «Правил для учащихся», в которых предписаны правила поведения учеников в школе и обществе.

В старших классах с целью нравственно-правового и социального воспитания изучается предмет «Человек. Общество. Государство», позволяющий освоить систему знаний об основных функциях государства, принципах и нормах права, правах и обязанностях граждан, роли государства в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа и т.д.

Элементы правового воспитания, формирования ответственного отношения человека к природе, собственным здоровью и жизни, а также здоровью и жизни окружающих людей в определенной мере присутствуют и на уроках истории, литературы, биологии, географии, химии.

Однако больше возможностей для правового воспитания мы наблюдаем в ходе внеклассной воспитательной работы.

С учащимися среднего и старшего школьного звена эффективными будут в плане правового воспитания следующие внеклассные формы работы: беседы, диспуты, конференции, просмотр фильмов, встречи с работниками правоохранительных органов, круглые столы, тематические вечера, выставки литературы по правовым вопросам, конкурс стенгазет, викторины и конкурсы на правовую тематику. Эффективными являются и систематические формы правового воспитания, например, деятельность кружка «Юный юрист» или клуба «Правопорядок».

Приведем примерную тематику представленных форм работы по правовому воспитанию.

Беседы (для 5- 8 классов):

1. Каждый из нас – будущий хозяин своей страны

2. Ты в ответе за себя и за других

3. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»

4. Наш труд охраняется законом

5. Общественный порядок и безопасность граждан

 

Тематические вечера (для 8–11 классов):

1. Право и мораль в нашем обществе

2. Твой образ жизни

3. Твои права и обязанности

4. Верный долгу (посвящен Дню милиции)

5. Преступления могло и не быть

 

Дискуссии (для 9–11 классов):

1. Общественное достояние и личное благополучие. Как совместить эти понятия?

2. Что значат для тебя гражданский долг и честь?

3. Труд, карьера, стяжательство. Твое отношение к этим понятиям.

 

Нравственное и правовое воспитание – наиболее сложный аспект воспитательной работы. Необходимо создание системы нравственно-правового воспитания в каждой школе с привлечением к этой работе органов образования, опеки и попечительства, правоохранительных органов, общественных организаций, социально-педагогических центров.

 

Литература

 

1. Вентцель, К.Н. Этика и педагогика творческой личности: в 2 т. / К.Н. Вентцель. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1912. – Т.2: Педагогика творческой личности. – 246 с.

2. Кондрашов, В.А. Нравственные ценности и личность / В.А. Кондрашов. – Ростов н/Д: Феникс, 1992. – 226 с.

3. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. – С. 109 –124.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – 464 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.

6. Степаненков, Н.К. Педагогика / Н.К. Степаненков. – Минск: изд. В.М. Скакун, 1998. – 448 с.

7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.045 с.)