Тема 1. Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики. . 7 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики. . 7



Содержание

Раздел I. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ.. 8

Тема 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ.. 7

Тема 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 15

Тема 3. ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 25

Тема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 35

Раздел II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ.. 43

Тема 5. ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.. 42

Тема 6. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.. 49

Тема 7. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.. 56

Тема 8. КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ И НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.. 64

Тема 9. ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.. 75

Тема 10. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.. 85

Тема 11. ТРУДОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 93

Тема 12. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ.. 102

Тема 13. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.. 110

Тема 14. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ... 119

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКОВ 131

Тема 15. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 130

Тема 16. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.. 141

Тема 17. КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ.. 148

Тема 18. ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.. 155

Тема 19. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКОВ.. 170

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 178

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 179

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 181

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ.. 182

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.. 182

ТЕСТ «МОТИВЫ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА». 183

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 183

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА.. 184

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 184

КАРТА ИЗУЧЕНИЯ НЕУСПЕВАЮЩЕГО ШКОЛЬНИКА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ.. 185

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.. 185

КАРТА ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ И ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 186

ПРИЛОЖЕНИЕ Е.. 186

ТЕСТ-АНКЕТА ФОНДА СПАСЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ.. 187

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж.... 188

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ 189

ПРИЛОЖЕНИЕ И.. 189

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.. 190

ПРИЛОЖЕНИЕ К.. 190

МЫСЛИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ.. 191

ПРИЛОЖЕНИЕ Л.. 191

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОРТРЕТ МОЕГО РЕБЕНКА». 192

ПРИЛОЖЕНИЕ М... 192

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.. 193

ПРИЛОЖЕНИЕ Н.. 193

ЗАПОВЕДИ-СОВЕТЫ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.. 194

ПОРФИРИЯ КОРНЕЕВИЧА ИВАНОВА.. 194

ПРИЛОЖЕНИЕ П.. 194

ЖУРНАЛ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.. 195

ПРИЛОЖЕНИЕ Р.. 195

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ ПО И.П. ИВАНОВУ.. 196

ПРИЛОЖЕНИЕ С.. 197

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКОМ 198

ПРИЛОЖЕНИЕ Т.. 198

АНКЕТА.. 199

ПРИЛОЖЕНИЕ У.. 200

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.. 201

 

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………... 203

 

И.В. Журлова

ПЕДАГОГИКА

 
 


ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

 
 


КУРС ЛЕКЦИЙ

Мозырь 2007

УДК 371 (075.8)

ББК 74.20я73

Ж 91

 

Автор: И.В. Журлова, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научно-исследовательской работе Учреждения «Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь»

Л.А. Худенко

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Учреждения образования «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»

И.Г. Матыцина

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики начального обучения Учреждения образования «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина»

С.Н. Галенко

 

 

Журлова, И.В.

Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций для студентов днев. и заоч. от-ний пед. ун-та / И.В. Журлова. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина», 2008. – 202 с.

 

 

Предлагаемый курс лекций позволяет осуществлять подготовку студентов педагогического университета к воспитательной работе с учащимися на основе учета возросшей требовательности к организации коллективных дел, обучать молодых педагогов профессионально содействовать рациональной организации свободного времени подрастающего поколения. Этому способствует лекционный материал, представленный в девятнадцати темах, а также семнадцать приложений, в числе которых рекомендации по методике организации и проведения воспитательных мероприятий; анкета «Мое свободное время», карта изучения условий и проблем семейного воспитания школьников, тест «Мотивы нравственного выбора» и другие.

Курс лекций предназначен для студентов дневного и заочного отделений педагогических университетов, магистрантов, аспирантов, а также учителей, осуществляющих воспитательную работу в условиях образовательно-воспитательных учреждений.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В настоящее время система образования Беларуси характеризуется рядом позитивных изменений, предусмотренных реформой средней и высшей школы. Создаваемые новые типы учебных заведений, новые учебные планы и воспитательные программы являются следствием реализации новой педагогической парадигмы, в центре которой – концепция всестороннего развития самобытной творческой личности в современном педагогическом процессе.

Все вышесказанное обосновывает актуальность и необходимость изучения будущими учителями вопросов общей педагогики, а также теоретических и методических основ современного процесса воспитания, ибо именно воспитание формирует человека как личность.

Круг вопросов, представленных в данном курсе лекций, определяется сегодня повышенными требованиями динамично меняющегося общества к степени образованности специалиста высшей и средней школы, уровню его психолого-педагогической культуры, личностного и профессионального развития и самосовершенствования. Среди таких требований на первый план выходят:

· ознакомление с предпосылками возникновения педагогической теории и умение обосновывать ее роль в развитии общества;

· усвоение сущности объекта и предмета педагогики, основополагающих признаков педагогических категорий (просвещение, образование, воспитание, развитие, обучение, педагогический процесс, педагогическая технология);

· изучение методов педагогических исследований и умение их применять при анализе реальной действительности с педагогических позиций;

· владение педагогическим инструментарием (формами, методами, приемами и технологиями воспитания) в ходе осуществления целостного педагогического процесса;

· осмысление механизмов развития и совершенствования личности и умение их использовать в процессе реальной воспитательной практики.

Курс лекций «Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся» позволяет сформировать у будущих учителей систему следующих знаний и умений:

· знание основных педагогических категорий, явлений и закономерностей, находящих отражение в современном учебно-воспитательном процессе;

· знание педагогических основ воспитания и развития детей в условиях различных социальных институтов (семья, школа, учреждения дополнительного образования, общественные объединения и др.);

· знание психолого-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни учащихся, формирования у них мировоззренческих и нравственно-эстетических установок;

· умение осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных и школьных ситуаций, а также оценивать уровни воспитанности, обученности и развития конкретного ребенка;

· знание и умение осуществлять педагогическое наблюдение и анализ фактов, разработку проекта педагогической деятельности, педагогический контроль и оценку результатов профессионально-педагогического взаимодействия, коррекцию, рефлексию.

Содержание представленного в пособии лекционного материала направлено на овладение студентами сущностью обозначенных выше вопросов. Наряду с традиционными для педагогических пособий темами («Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики», «Развитие личности как педагогическая проблема», «Детский коллектив как фактор воспитания личности», «Общая характеристика педагогического процесса» и др.) в него включены темы, не имеющие в других пособиях и учебниках по педагогике подробного освещения, материал которых является результатом обобщения педагогического опыта автора в сфере внешкольной воспитательной деятельности, а также опыта по преподаванию курса педагогики в университете, учитывая современную школьную практику («Свободное время как социально-педагогическая категория», «Внеклассная и внешкольная воспитательная работа на современном этапе», «Коррекция отклоняющегося поведения и неуспеваемости школьников», «Детские и молодежные объединения как институт воспитания личности школьника», «Формирование национального самосознания учащихся в педагогическом процессе» и др.).

Общее количество представленных в пособии учебных тем превосходит возможное число часов, которое предусмотрено для их изучения учебными планами разных факультетов. Однако, имея в виду не только студентов, но и читателей повышенного уровня подготовки по педагогике (магистранты, аспиранты, методисты), автор посчитал возможным включить расширенный блок материала, раскрывающий проблемы организации свободного времени учащихся.

В пособии использованы современные материалы по педагогике, педагогической психологии, а также философии и социологии. Также использовались авторские публикации научного и методического характера, которые внесены в список рекомендуемой для изучения литературы.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

 
 


Рис. 1. Структура свободного времени старшеклассников

 

При организациисвободного времени школьников с ориентацией на их интересы необходимо учитывать функциональную направленность каждого компонента свободного времени.

Отдых характеризуется функциональной направленностью на восстановление физических и психических сил. Досуг, помимо рекреационных, содержит также развивающие виды деятельности. В возвышенной деятельности преобладает развивающая функция. Но о четком разграничении функциональной направленности каждого компонента, как утверждают исследователи, здесь говорить нельзя, так как элементы творчества и самообразования могут присутствовать не только в возвышенной, но и в досуговой деятельности. Связь этих понятий диалектична и проявляется она в том, что сами по себе эти компоненты не представляют какой-то определенный набор занятий, а отражают уровень деятельности ученика в свободное время, так как в одном и том же занятии он может уставать и отдыхать, потреблять и созидать. Здесь все будет зависеть от степени духовной и физической культуры школьника.

На основе анализа указанных выше педагогических исследований и изучения реальной школьной практики содержание компонентов свободного времени старшеклассников в обобщенном виде можно представить с помощью таблицы следующим образом.

Содержание компонентов свободного времени старшеклассников

Компоненты свободного времени Виды деятельности  
Отдых (низкий уровень) Активный отдых: общение со сверст­никами, прогулки, отдых на природе. Пассивный (физический) отдых
Досуг (средний уровень)   Пассивно-репродуктивная или развлекательная деятельность: просмотр телепередач, кинофильмов; слушание музыки; посещение дискотек, концертов, спектаклей и т.д. Совместный семейный досуг Организованный коллективный досуг
Возвышенная /развивающая/ деятельность (высокий уровень) Интеллектуально-познавательная деятельность: факультативы, занятия в предметных и профильных кружках, чтение литературы. Творческая деятельность: занятия техническим и художественным творчеством, декоративно-прикладным и изобразительным искусством. Социально-полезная деятельность: активное участие в жизни класса и школы, в деятельности молодежных общественных организаций, экологических, трудовых и других объединений, центров милосердия.

 

Пути повышения эффек-тивности использования свободного времени уча-щимися
Сегодня значительно возрастает роль школ и внешкольных учреждений в решении проблемы организации свободного времени учащихся, которая предполагает реализацию ими следующих функций:

а) организация совместной деятельности школьников и взрослых в коллективах самодеятельного творчества, клубах по интересам, любительских объединениях, массовых мероприятиях;

б) удовлетворение потребностей учащихся в нерегламентируемом общении со сверстниками и взрослыми;

в) обеспечение преемственности и непрерывности творческой деятельности;

г) повышение уровня культуры использования свободного времени семьей (учащимися и их родителями);

д) осуществление педагогического руководства и общественного контроля в сфере свободного времени старших школьников.

Школьная практика основывается на двух путях повышения эффективности использования учащимися свободного времени:

· педагогическое руководство свободным временем школьников;

· самостоятельная организация учащимися свободного времени на основе модели его рационального использования.

Как показывает изучение школьной практики, в плане организации свободного времени старшеклассников решающую роль играет педагогическое руководство свободным временем учащихся, которое мы рассматриваем как одну из сторон воспитательной работы, основанной на умениях учителей содействовать рациональному использованию старшими школьниками своего свободного времени, постоянно развивать творческие потенции юношей и девушек, выявлять и раскрывать общественно значимые интересы последних, максимально способствовать их реализации в самых различных формах жизнедеятельности.

Педагогическое руководство свободным временем школьников предполагает их стимулирование к развивающим формам и видам деятельности во внеучебное время, к определенной системе организации жизнедеятельности в свободные дни и часы. Оно включает два компонента: 1) создание с помощью различных государственных структур необходимой материальной базы свободного времени; 2) помощь учащимся в организации учебного времени и досуга, их регулирование.

Эффективность педагогического руководства свободным временем старшеклассников обусловливается реализацией в ходе педагогического процесса школы следующих условий: 1) определение реальной структуры и содержания свободного времени старших школьников; 2) изучение интересов, склонностей, потребностей учащихся старшей возрастной группы; 3) создание материальных условий для рационального использования свободного времени учащимися; 4) построение рациональной системы учебно-воспитательной работы школы; 5) организация внеклассной работы с преобладанием познавательных и развивающих видов деятельности; 6) использование в ходе воспитательной работы школы массовых, групповых и индивидуальных форм организации свободного времени учащихся; 7) осуществление взаимодействия школы с внешкольными учреждениями и учреждениями культуры по вопросам организации досуга школьников; 8) привлечение к воспитательной работе родителей учащихся и представителей общественных организаций; 9) включение учащихся в активную деятельность по месту жительства.

Выделяют следующие методы педагогического руководства свободным временем учащихся:

1) методы, характеризующие ситуации практических действий (выдвижение целей и выбор задач деятельности, ценностное ориентирование, оценка, самореализация, корректировка действий);

2) методы, влияющие на внутренний мир и образовательную сферу личности (рассказ, сообщение, убеждение, внушение, разъяснение, пример, беседа, диалог, поощрение, побуждение к действию, установка);

3) методы, формирующие опыт деятельности и творческий уровень личности (приучение, поручение, воспитывающая ситуация);

4) методы создания новой образовательной среды (подключение к новым видам деятельности, введение новых мотивов деятельности).

Говоря о педагогическом воздействии на учащихся в рамках свободного времени следует принять во внимание определение совокупного свободного времени, под которым мы понимаем педагогически регулируемое, наполненное ценными видами деятельности самоуправляемое время, оптимально используемое для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности и совершенствования ее подготовки к осознанному выбору жизненного пути. Таким образом, можно заключить, что свободное время школьников состоит из двух компонентов: 1) педагогически регулируемое свободное время; 2) лично регулируемое свободное время, эффективность организации которого обусловливается моделью его рационального использования.

 
 
Модель рационального использования свободно-го времени школьниками  


Современная педагогика рассматривает рациональное использование свободного временикаждым школьником как важный признак его социального взросления и

становления, которыйотражает состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме; характеризует природные ресурсы и творческий потенциал личности каждого учащегося и выражается не только в умении школьников организовать свою внеклассную деятельность, но и в содержании этой деятельности, формах досуга, в поведении ученика в быту и обществе.

По мнению многих исследователей, формирование рационального стиля использования свободного времени заключается в переходе от пассивно-репродуктивной деятельности к активному творчеству, к социально-значимой деятельности, которая и способствует духовному развитию личности. На основе анализа передового педагогического опыта мы можем к социально-значимым видамдеятельности отнести следующие: а) интеллектуально-познавательную и творческую деятельность, которая способствует формированию у старших школьников умения мыслить логически, развитию творческого воображения, памяти, эмоционально-эстетических чувств, специальных способностей и задатков, профессиональной ориентации; б) социально-значимую деятельность, формирующую у школьников морально-этические качества, способность адаптироваться в современной действительности, высокую социальную активность. Интеллектуально-познавательная, творческая и социально-значимая деятельность составляют основу рационального использования свободного времени учащимися, что определяет цель педагогического руководства их свободным временем как побуждение последних к определенным видам социально ценных и личностно значимых занятий в рамках свободного времени.

Рациональное использование свободного времени школьниками можно представить следующим образом:

 

 


Рис.2. Модель рационального использования свободного времени школьниками

 

Таким образом, мы можем заключить, что рациональное использование свободного времени школьниками предполагает их участие в общественно ценных и личностно значимых видах деятельности в целях всестороннего и гармонического развития личности в рамках свободного времени; достижение единства общественного и личного как в сознании учащихся, так и в их поведении; создание педагогом такой обстановки, в которой бы ученик ощущал потребность в том или ином виде деятельности, понимая их смысл, цель и значение.

Литература

1. Бушканец, М.Г. Комплексный подход к решению проблемы свободного времени школьников: метод. рекомендации к семинару кл. рук./ М.Г. Бушканец. –Казань: Пед. общ-во РСФСР. Татар. отделение, 1979. – 82 с.

2. Махов, Ф.С. Когда заканчиваются занятия: (о некоторых проблемах организации свободного времени подростков) / Ф.С. Махов. –Л., Общ-во «Знание» РСФСР, 1982. – 36 с.

3. Орлов, Г.П. Свободное время как социологическая категория: учеб. пособие / Г.П. Орлов. –Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1973. –158 с.

Литература

 

1. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с.

2. Вышинская, И.Б., Формирование культуры личности подростка в процессе социально-педагогической деятельности / И.Б. Вышинская, И.П. Кутенева // Праблемы выхавання. – 2000. – № 3. – С. 117–126.

3. Маслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога: пособие для самообразования специалиста по социальной работе / Н.Ф. Маслова. – Орел: Орловский гос. ун-т, 1994. – 135 с.

4. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

5. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина Г.А. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 208 с.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Азбука форм воспитательной работы: справочник / авт.-сост. З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск: Новое знание, 2001. – 315 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

4. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

5. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков [и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с.

6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: постановление Мин. образования Респ. Беларусь, 14 дек. 2006 г., № 125 // Сборник нормативных документов Министерства образования Респ. Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 9–40.

7. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002. – 320 с.

8. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1999. – 464 с.

9. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

10. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

11. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.

12. Пуйман, С.А. Педагогика / С.А. Пуйман. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 256 с.

13. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

14. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.

15. Степаненков, Н.К. Педагогика: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: изд. Скакун В.М., 1998. – 448 с.

16. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

17. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Амосова, Т.В. Гендерная социализация в школе / Т.В. Амосова // Адукацыя i выхаванне. – 2007. – № 7. – С. 21–24.

2. Анапрэенка, Я.Р. Фактары, якiя дэтэрмiнуюць супрацьпраўныя паводзiны непаўналетнiх / Я.Р Анапрэенка, М.М. Бяганскi // Адукацыя i выхаванне. – 2000. –№ 6. –С. 52–55.

3. Арсланова, Л.Г. Большая перемена: сборник сценариев организаторам досуга / Л.Г. Арсланова. – М.: АРКТИ, 2005. – 62 с.

4. Байдина, Т.В. Классный час как эффективная модель воспитательной работы / Т.В. Байдина // Народная асвета. – 2006. – № 9. – С. 90–93; – № 10. – С. 93–96; – № 11. – С. 93–96.

5. Байдина, Т.В. Как разработать и реализовать школьный экологический проект / Т.В. Байдина // Народная асвета. – 2007. – № 3. – С. 94–96.

6. Белая, М.В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу / М.В. Белая // Народная асвета. – 2006. – № 4. – С. 79–84.

7. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с.

8. Воднева, А.К. Сучасная сям’я: Асаблiвасцi рэалiзацыi выхаваучай функцыi / А.К. Воднева // Народная асвета. – 2000. – № 1. – С. 39 – 43.

9. Демидюк, В.А. Экологическое воспитание школьников через восприятие живой природы / В.А. Демидюк // Праблемы выхавання. – 2000. – № 4. – С. 68 –73.

10. Дик, Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей: кн. современного руководителя / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –345 с.

11. Духовно-нравственное воспитание: пособие / сост. С.А. Титова. – Минск: Красико-принт, 2006. – 125 с.

12. Журлова, И.В. Социально-педагогические основы организации свободного времени старших школьников: метод. пособие / И.В. Журлова. – Мозырь: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2001. –36 с.

13. Зданович, В.М. Формирование компетенций гражданственности в школе / В.М. Зданович // // Народная асвета. – 2006. – № 7. – С. 3–9.

14. Зублевская, А.Ю. Правовые знания, ценностные установки, внутренние убеждения / А.Ю. Зублевская // Народная асвета. – 2007. – № 5. – С. 81–84.

15. Игнатович, А.А. Интеллектуальные игры как средство формирования творческой личности / А.А. Игнатович // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 3. – С. 12–14.

16. Капалыгина, И.И. Здравосозидание – приоритетная задача государства (система здравоохранительного воспитания общеобразовательной белорусской школы) / И.И. Капалыгина // Народная асвета. –2007. – № 2. – С. 7–10.

17. Кивлюк, Л.А. Информационно-коммуникативные технологии в воспитательной деятельности / Л.А. Кивлюк // Праблемы выхавання. – 2006. – № 5. – С. 19–24.

18. Колобова, Е.Ф. Внешкольное воспитание и образование: приоритеты, проблемы, поиск // Праблемы выхавання. – 2006. – № 3. – С. 38–41.

19. Куриленко, Н.С. Культурно-досуговая деятельность как средство воспитания / Н.С. Куриленко, В.В. Чечет // Народная асвета. – 2005. – № 12. – С. 35–39.

20. Кухаронак, В.Г. Творческая деятельность в эстетическом воспитании школьников / В.Г. Кухаронак // Праблемы выхавання. – 2000. – № 4. – С. 30–39.

21. Мядзведеў, В.А. Навукова-метадычныя асновы аптымізацыі фізічнага выхавання школьшкаў / В.А. Мядзведеў //Адукацыя i выхаванне. –2000. – № 10. – C. 24–27.

22. Новицкая, А.И. Экологическое воспитание. Подвижные игры: пособие для педагогов и клас. руководителей общеобразоват. школ, педагогов-организаторов внешк. учреждений / А.И. Новицкая, В.М. Минаева, П.И. Новицкий. – Минск: БелЭН, 2003. – 95 с.

23. Планирование воспитательной работы в классе: метод. пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – М: ТЦ Сфера, 2002.– 128 с.

24. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. пособие / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 350 с.

25. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод пособие / С.Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2002. –144 с.

26. Пракаповiч, I.М. Арганiзацыя i правядзенне школьных краязнаўчых экспедыцый / I.М Пракаповiч // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 6. – С. 25–27.

27. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: постановление Мин. образования Респ. Беларусь, 28 дек. 2006 г., № 132 // Сборник нормативных документов Мин. образования Респ. Беларусь. – 2007. – № 11. – С. 3–33.

28. Сезнева, Т.А. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков / Т.А. Сезнева // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 11. – С. 35–39.

29. Семочкина, Л.В. Детская организация в социуме / Л.В. Семочкина // Праблемы выхавання. – 2000. – № 3. – С. 8–13.

30. Скурат, Г.Г. Играем вместе: пособие для учителей, практ. психологов, рук. кружков / Г.Г. Скурат. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 214 с.

31. Шилова, Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практ. пособие / Т.А. Шилова. – 2-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2005. – 93 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА

Хаммурапи, царь Вавилонии 1792 – 1750 гг. до н.э., политик и полководец

 

Из сборника законов царя Хаммурапи

(ценный памятник древневосточного права, демонстрирующий главные характеристики рабовладельческого общества)

 

Я, Хаммурапи, вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший Евфратские селения, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие народу. Отныне:

 

Если человек украдет имущество храма или царя, его должно убить; и того, кто примет украденное, должно убить.

Если человек украдет раба или рабыню, его должно убить. Если человек укроет беглого раба, его должно убить. Если кто срежет рабу клеймо, тому должно отрезать пальцы.

Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба. Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.

Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года.

Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф. Если человек ударит по щеке высшего (вельможу, жреца), должно ударить его 60 раз плетью из воловой кожи.

 

Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

1. Способы:

а) ликвидации пробелов в учебной работе трудновоспитуемого школьника_______________________________________________________________________________________________________________________

б) укрепления интересов ребенка к процессу учения, уверенности в своих силах и возможностях _______________________________________

 

 

2. Вовлечение трудновоспитуемого школьника в различные виды деятельности с учетом его интересов (в условиях школы или внешкольных учреждений)_____________________________________________________

________________________________________________________________

 

3. Способы поощрения и стимулирования участия «трудного» школьника во внеклассной деятельности _____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Изменение характера межличностных отношений «трудного» ученика с одноклассниками и учителями

а) создание в классе воспитывающих ситуаций___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________

б) сообщение ученику ответственного задания___________________

 

 

в) проведение индивидуальных бесед с учеником и педагогами, работающими в классе_____________________________________________
________________________________________________________________

 

5. Изменение условий воспитания «трудного» ребенка в семье (по возможности)____________________________________________________
________________________________________________________________

 

По каждому пункту определяются формы работы, дата их проведения, указываются те лица, кто окажет необходимую помощь (психолог, работник правоохранительных органов, медик, учителя-предметники, родители и т.д.).

ПРИЛОЖЕНИЕ К

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

ПРИЛОЖЕНИЕ М

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Создание благоприятной семейной атмосферы

 

Учтите: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе и какие новости?».

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач, ведь неудачи могут быть у каждого в жизни, в том числе и у вас.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Помните: ребенок должен чувствовать, что он любим.

 

Воспитание трудолюбия у детей в семье

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получается – не раздражайтесь, не ругайте его, а терпеливо объясните еще раз.

Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.

Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

Помните: нельзя наказывать ребенка трудом.

О воспитании у детей доброты

Общение – это сущность жизни человека. Если вы хотите видеть своих детей добрыми, доставляйте им радость общения с вами – это радость совместных познания и труда, совместных игры и отдыха.

Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к близким) и природе. Развивайте в детях чувство любви ко всему окружающему.

Учите детей ненавидеть зло и равнодушие.

Проявляйте как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.

Давайте ребенку возможность совершать добрые поступки.

Помните: доброте дети учатся у взрослых,поэтому будьте

для них примером

ПРИЛОЖЕНИЕ Н

ПОРФИРИЯ КОРНЕЕВИЧА ИВАНОВА

Детка!... Сердечная просьба к тебе, прими от меня несколько советов, чтобы укрепить свое здоровье.

1. Два раза в день купайся в холодной воде природной, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание (1-2 раза в неделю) заверши холодным.

2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Старайся хоть раз в неделю обходиться без пищи и воды: с пятницы 18-20 часов до 12 часов воскресенья. Зри твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.

5. В 12 часов в воскресенье выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.

6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к тому, что все вокруг – это твое здоровье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.212 с.)