Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Общая Характеристика педагогического процесса
«Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека». М.А. Данилов
условиях образовательного учреждения. Педагогический процесс принято рассматривать как развивающуюся динамическую педагогическую систему, которая опирается на теорию возрастного развития личности, мастерство учителя и представляет собой совокупность классно-урочных занятий, внеурочной учебной и воспитательной работы с учащимися, самостоятельной учебной работы школьников, работы педагогов с родительским коллективом. Педагогический процесс – это учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в стенах учебного заведения. Главной характеристикой педагогического процесса является его целостность, подчеркивающая единство целей – образовательных, развивающих и воспитательных. Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов (педагогов и учащихся), функционирующих в нем [1, с. 141]. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям педагогического процесса. Целостный педагогический процесс предполагает организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности школьника – сознание, чувства и волю. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Отсюда структуру педагогического процесса можно представить следующим образом:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Процесс воспитания Процесс обучения
Процесс развития
Самовоспитание Перевоспитание Самообразование
Таким образом, можно заключить, что в центре педагогического процесса – коммуникативное, организационно-деятельностное и информационное взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Следовательно, в любых условиях учебно-воспитательный процесс включает следующие компоненты: цель Þ принципы Þ содержание Þ формы Þ методы Þ средства Þ результат. Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся учитель и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание – это часть научного, социального, культурного и др. опыта поколений, которая передается учащимся учителем для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы – это способы действия учителя и учащихся, с помощью которых передается и принимается содержание. Средства выступают как материализованная предметная база, использующаяся в единстве с методами для работы над содержанием. Формы организации педагогического процесса представляют собой внешнюю характеристику взаимодействия учителя и учащихся (урок, конкурс, классный час и т.д.) и придают ему логическую завершенность. Результат доложен быть адекватен цели. Названные компоненты учебно-воспитательного процесса предполагают выделение следующих основных аспектов его целостности: 1) содержательно-целевого, 2) организационно-процессуального, 3) операционально-технологического. В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство процессов-компонентов: освоения и конструирования содержания образования и материальной базы; делового взаимодействия педагогов и воспитанников; взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений; освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога. Операционно-технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше самостоятельных процессов. Исходя из этого, педагогическая технология рассматривается как организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Основной клеткой педагогического процесса является педагогическая ситуация, которая представляет собой активное взаимодействие и единство всех основных компонентов процесса. Педагогическая ситуация возникает в результате целенаправленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия учителя и учащихся и может быть разной по содержанию: обучающей, игровой, нравственной и т.д. Она приводит к предусмотренным воспитательным изменениям в личности ребенка: формированию мировоззрения, ценностных ориентаций и т.д. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. В рамках педагогических ситуаций разрешаются основные педагогические противоречия.
Педагогические противоречия возникают в виде несоответствия между устаревающими педагогическими представлениями, концепциями, практической организацией формирования личности и новыми усложняющимися требованиями жизни к растущему человеку. Все противоречия делятся на две группы: 1) социально-педагогические противоречия между педагогическими и экономическими, политическими, духовно-нравственными, бытовыми и культурными процессами; 2) собственно педагогические, внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса. К первой группе относятся следующие противоречия: · отставание трудовой и политехнической подготовки учащихся от требований научно-технического процесса и производства; · проявление у школьников эгоистической, потребительской психологии в противоположность социальной активности и трудолюбию; · формирование у школьников асоциальных устремлений вследствие снижения авторитета духовных ценностей в социуме. Противоречия второй группы бываютобъективные и субъективные.К объективным противоречиям относят: · несоответствие между активно-деятельной природной сущностью ребенка и преобразующими ее жизненными условиями; · – // – общественными требованиями к личности ребенка и его собственными интересами; · – // – ученическим коллективом и личностью ребенка;
· – // – явлениями природы, событиями в жизни общества и недостатком знаний и опыта ребенка для их понимания; · – // – быстрым ростом научных знаний и ограниченностью возможностей педагогического процесса в их передаче детям. Субъективные противоречия являются результатом ошибочной деятельности педагогов. Среди них выделяются: · – // – потреблением духовных ценностей детьми и устаревшей системой художественно-эстетического развития; · – // – практическим опытом нравственного становления детской личности и установкой на словесное нравственное просвещение; · – // – ролью учебных предметов гуманитарного цикла и ограниченностью их места в учебном плане; · – // – слабостью материального и кадрового обеспечения; · – // – базовым средним образованием и развитием творческой индивидуальности каждого ребенка. Устранение названных субъективных противоречий является главным условием совершенствования педагогического процесса.
активной жизнедеятельности при ведущей роли воспитателей [1,с.87]. Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют органически присущие ей принципы и закономерности. Принципы педагогического процесса – это проверенные практикой закономерные связи организации учебно-воспитательного процесса, педагогического руководства познавательной, игровой и другими видами деятельности учащихся. Все принципы делятся на две группы. Первую группу составляют принципы организации педагогического процесса: · принцип целевой направленности педагогического процесса; · принцип осуществления комплексного подхода, организация взаимодействия различных видов деятельности учащихся; · принцип связи всей учебно-воспитательной работы с жизнью; · принцип интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно-практического формирования личности в процессе обучения и воспитания; · принцип последовательного сочетания массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы;
· принцип развития самодеятельности, инициативы и творчества детей в обучении и воспитании; · принцип эстетизации всей детской жизни. Вторую группу составляют принципы, связанные с руководством познавательной, общественной, игровой и др. видами деятельности детей, их самодеятельностью в процессе обучения и воспитания: · принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отношению к их интеллектуальному, эмоциональному, нравственно-эстетическому, физическому развитию; · принцип стимулирования деятельности учащихся, возбуждения непосредственного к ней интереса; активизации нравственно-волевых сил; · принцип приведения разных видов деятельности в соответствие с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией; · принцип развития у детей всех типов мышления: эмпирического, абстрактного (формально-логического, диалектического, образно-эмоционального и т.д.). Закономерности целостного педагогического процесса – проявление устойчивых тенденций, оказывающих определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов. Выделяют следующие закономерности:
По мнению И.П. Подласого [1, с.193–195], на подготовительномэтапе создаются соответствующие условия для оптимального протекания процесса. На данном этапе решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Сущность целеполагания состоит в обосновании и постановке цели педагогического процесса, трансформации ее в конкретные задачи, связанные с конкретными условиями: школой, классом, уроком и т.д. Правильно определить цели и задачи невозможно без педагогической диагностики, направленной на выяснение условий, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель – получить четкое представление о причинах, содействующих или препятствующих достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне подготовки школьников, условиях протекания учебно-воспитательного процесса и др.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Осуществляется оно по довольно сложным методикам, позволяющим предварительно рассчитать параметры педагогического процесса (цели, организация, образовательные среды, субъекты взаимодействия и т.д.). Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после доработки превращается в различные планы: руководства учебно-воспитательным процессом школы, воспитательной работы в конкретных классах, работы с родителями учащихся и т.д. Основной этап включает в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка целей и разъяснение задач предстоящей деятельности учащимся; взаимодействие педагогов и учеников; использование запланированных форм, методов и средств педагогического процесса; создание благоприятных условий; стимулирование деятельности школьников; оперативный педагогический контроль. Важную роль на этом этапе играют обратные связи в ходе взаимодействия учителя и учащихся. Заключительный этап – анализ достигнутых результатов с целью выявления причин неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, а также выделение и упрочение положительных характеристик осуществления педагогического процесса. Педагогический процесс, соответствующий универсальной модели образования, ориентирован на развитие личностных способностей и учет индивидуальных особенностей детей. Это обусловливает необходимость соблюдения педагогами в профессиональной деятельности следующих условий, способствующих эффективности педагогического процесса: · соответствие его содержания и организации основным требованиям объективных законов образования и воспитания; · своевременное обнаружение и разрешение назревающих в педагогическом процессе противоречий, его систематическое совершенствование; · широкое привлечение к педагогической организации детской жизни общественности и вовлечение детей в социальную жизнь; · учет возрастных и индивидуальных возможностей учащихся в процессе организации разнообразной деятельности; · мастерство взаимодействия педагога с детьми, полнота педагогического контроля над школьной и жизненной ситуацией; · оптимальная мера воспитательных воздействий педагога. Реализация названных условий способствует эффективности управления учебно-воспитательным процессом в школе и оптимизации всей детской жизни. Литература
1. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – 464 с. 2. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с. 3. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.044 с.) |