Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 16. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа на современном этапеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте «Многообразие форм воспитательной работы, ее интеллектуально-творческая насыщенность и социально полезная направленность способствуют максимальной эффективности развития у школьников социально ценных, а не потребительских интересов. Важной стороной этой работы является использование ее массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной и содержательной организации их свободного времени». И.Ф. Харламов
Данный вид работы координируется и контролируется заместителем директора школы по воспитательной работе, директором школы и инспектором районного или городского отдела образования. Внешкольная работа – воспитательная работа, осуществляемая сотрудниками учреждений дополнительного образования (методистами, культорганизаторами, руководителями кружков и студий) с учащимися школ города. Координируется и контролируется заместителем директора внешкольного учреждения по учебно-воспитательной работе, директором учреждения и инспектором районного или городского отдела образования. Задачи внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися едины. К ним относят: · пробуждение и углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности; · раскрытие и развитие у учащихся природных задатков и способностей; · воспитание у детей и учащейся молодежи познавательной активности; · оказание школьникам помощи в выборе профессии и формирование первоначальных трудовых навыков; · культурная и содержательная организация досуга учащихся. Принципы внеклассной и внешкольной воспитательной работы: · добровольность учащихся в выборе видов деятельности в рамках свободного времени; · личностно и социально значимый характер любого вида деятельности; · опора на инициативу и самодеятельность учащихся; · интеллектуальное содержание занятий с использованием игровых методов; · стимулирование проявления учащимися любознательности, активности, целеустремленности; · четкая организация систематических занятий в соответствии с расписанием (кружки, студии, секции, клубы и т.д.); · массовость (охват как можно большего количества учащихся видами воспитательной работы); · учет индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей учащихся, из стремлений и интересов; · взаимосвязь и преемственность всех видов воспитательной работы. Соблюдение данных принципов является необходимым условием эффективности воспитательной работы в педагогическом учреждении.
мероприятие». Все формы внеклассной воспитательной работы в школе можно разделить на три основные группы: общие, специальные и массовые. Общие формы (используются в процессе реализации любых направлений воспитательной работы, конкретную направленность приобретают в зависимости от цели и содержания деятельности). К ним относятся: а) секции, кружки, студии (могут быть предметные, творческие, спортивные и т.д.); б) лектории; в) тематические вечера и утренники; г) клубы по интересам; д) выставки (художественные, технические, литературные и т.д.); е) экскурсии (природа, производственные и сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, музеи, выставочные залы и т.д.); ж) походы, экспедиции (туристические, краеведческие и т.д.); з) выпуск стенгазет, тематических плакатов, бюллетеней, альбомов (освещающих различные события в жизни класса, школы, города и т.д.); и) организация работы школьного музея (музей боевой славы, этнографический, художественный, краеведческий и т.д.). Специальные формы (содержат специфику преимущественно одного направления воспитательной работы): а) предметные олимпиады, предметные недели, конкурс «Ученик года» и т.д. (развитие интеллектуальной культуры учащихся); б) уборка класса и школьной территории, озеленение школьного двора, ремонт книг в школьной библиотеке, сбор макулатуры и металлолома (трудовое воспитание); в) посещение кинотеатра, театра, выставок, конкурс рисунков и т.д. (эстетическое воспитание); г) проведение соревнований, спортивных игр, работа спортивных секций в школе (физическое воспитание и спортивно-оздоровительная деятельность); д) проведение акции помощи детям-инвалидам, диспут «Добро должно быть непременно с кулаками. Так ли это?» и др. (нравственное воспитание). Массовые формы (отличаются большим количеством участвующих школьников – параллель классов или несколько параллелей, имеют познавательно-развлекательную направленность деятельности): а) организованное проведение различных праздников, традиционных для школы (Осенний балл, Новый год, Встреча выпускников, Посвящение в старшеклассники, Последний звонок и т.д.); б) вечера и смотры художественной самодеятельности; в) литературно-музыкальные и литературно-исторические композиции, посвященные знаменательным датам в жизни города, страны, выдающихся представителей науки, культуры, искусства и т.д.; г) конкурс фольклорного творчества; д) концерты, фестивали, КВНы городского и областного уровней. При отборе форм в процессе воспитательной работы следует учитывать соответствие формы задачам, которые следует решить в ходе взаимодействия, особенности классного коллектива, специфику и традиции школьной жизни, морально-психологические, материальные, временные и другие условия и средства, необходимые для реализации выбранной формы.
образовательно-воспитательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства» (В.И. Андреев [1, с. 403]). Учреждения дополнительного образования представляют собой учебно-воспитательные и методические центры внеклассной воспитательной работы. Особенностью учреждений дополнительного образования является то, что в отличие от обязательных школьных занятий внешкольный педагогический процесс носит добровольный характер, ибо учащиеся вовлекаются в него на основе свободного выбора и добровольности участия. Отличается внешкольный педагогический процесс и своим содержанием, так как охватывает такие отрасли знаний, искусства, техники, практической деятельности, которые выходят за пределы учебного плана школы. В условиях этих учреждений происходит творческое и интеллектуальное развитие учащихся в соответствии с целями, учебными планами и программами, дополняющими и углубляющими содержание общего среднего образования. По содержанию образовательно-воспитательной деятельности все учреждения дополнительного образования делятся на две категории: комплексные (многопрофильные) и специальные (однопрофильные). К комплексным учреждениям относят Дома и Центры детского творчества, Дворцы и Дома пионеров, Дворцы детей и учащейся молодежи и т.д. Они могут иметь районный, городской, областной и республиканский статус. В таких учреждениях работа ведется по нескольким направлениям: · методическая работа с детскими и молодежными школьными общественными объединениями и организациями (БРСМ, БРПО и др.); · кружковая и студийная работа, направленная на развития творческих способностей учащихся; · организационно-массовая работа, направленная на организацию содержательного досуга учащихся. Другие учреждения дополнительного образования, входящие в эту систему, являются специальными или однопрофильными, так как имеют преимущественно одно направление воспитательной работы. Например: · станция юных натуралистов (СЮН) – экологическое воспитание школьников; · станция технического творчества (СТТ) – развитие способностей школьников к техническому творчеству; · детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) – физическое воспитание, спортивно-оздоровительная работа, работа с одаренными детьми в области спорта; · учебно-производственный комбинат (УПК) – трудовое воспитание, профессиональная ориентация учащихся, формирование у школьников навыков конкретной специальности; · экскурсионно-туристическая станция и клуб юных моряков – спортивно-оздоровительная работа; краеведческая работа и патриотическое воспитание; · музыкальная школа (курируется отделом культуры города или района) – музыкальное образование учащихся, работа с одаренными детьми по развитию их вокальных и исполнительских способностей; · художественная школа (курируется отделом культуры города или района) – художественное образование учащихся, работа с одаренными детьми по развитию их способностей к художественному творчеству. Основные задачи учреждений дополнительного образования: – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей; содействие удовлетворению их интересов и профессиональному самоопределению; – адаптация формирующейся личности к жизни в обществе; – развитие интеллектуального и духовного потенциала учащейся молодежи, физическое воспитание и укрепление здоровья; – организация содержательного свободного времени школьников; – формирование национального самосознания молодых людей, активное приобщение молодого поколения к культурно-историческому наследию белорусского народа. Деятельностьучреждений дополнительного образования основывается на принципах: – свободного развития личности; – национально-культурной основы образования; – приоритета общечеловеческих ценностей; – светского характера образования и воспитания; – демократического управления образовательными системами. Учреждения дополнительного образования осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании», действующими законодательными актами в области образования и культуры, «Положением об учреждении, обеспечивающем получение внешкольного воспитания и обучения», собственным уставом. Все учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) являются по своей сути институтами организации свободного времени детей, подростков и молодежи, способствуя тем самым, как утверждает Г.А. Бутрим, социализации подрастающего поколения [2, с. 90–91]. В настоящее время республиканские, областные, городские и районные внешкольные учреждения включают в свои штаты социальных педагогов, психологов, социологов, регулярно проводят социологические и психолого-педагогические исследования среди разных возрастных групп учащейся молодежи. Затем с учетом результатов исследования составляются учебные планы, видоизменяются формы работы с учащимися. В поле зрения учреждений дополнительного образования, как справедливо утверждают многие педагоги, должны сегодня находится не только одаренные дети, которые развивают свои способности в различных кружках, студиях и творческих мастерских, но и ученики с девиантным поведением [3, с. 111-113], с недостатками в умственном и физическом развитии. Отсюда в число рабочих задач внешкольных учреждений включаются следующие: – установление прочных связей с семьями воспитанников, со школами, где они обучаются, со всеми другими социально-воспитательными структурами района; – организация работы с трудными подростками по месту жительства, вовлечение их в деятельность внешкольных учреждений на основе реализации их задатков и интересов; – создание педагогически целесообразных условий для деятельности детских и юношеских общественных организаций, клубов по интересам: «Брейн-ринг», «КВН», «Что? Где? Когда?» и др. [4, с. 50].
и подготовки, реализации и анализа [5, с. 581]. В связи с этим педагог должен осуществлять действия в следующей последовательности: 1. Выбор темы на основе ее актуальности и связи с жизнью, обоснование педагогической целесообразности выбранной темы. 2. Определение формы мероприятия (конкурс, вечер, диспут и т.д.). 3. Постановка цели и воспитательных задач, решаемых в ходе подготовки и проведения мероприятия. 4. Создание творческой группы из числа учащихся по подготовке мероприятия, распределение обязанностей внутри группы. Опора на инициативу и самодеятельность учащихся. 5. Сбор материалов, необходимых для проведения мероприятия. 6. Написание и утверждение сценария. Учет интересов и склонностей учащихся, их возрастных особенностей, а также школьных обычаев и традиций при написании сценария. 7. Использование в сценарии краеведческого материала. 8. Опора на комплексный характер мероприятия в процессе написания сценария (разнообразие методов, приемов и средств, применяемых в ходе его подготовки и проведения). 9. Продумывание целостности и логики построения композиции мероприятия. 10. Подготовка художественных, музыкальных и технических средств, используемых по ходу мероприятия. 11. Определение места и времени проведения мероприятия с точки зрения педагогической целесообразности и воспитательной эффективности (класс, музей, актовый зал, спортивная площадка и т.д.; после уроков, вечером, в выходной день и т.д.). 12. Выбор ведущего (критерии – коммуникативные и организаторские умения, культура речи, общая культура и такт, находчивость и энергичность). 13. Продумывание содержания и методики проведения мероприятия: а) соответствие содержания мероприятия поставленным целям; б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; в) эмоциональная насыщенность информации, интерес детей к мероприятию, их активность; г) реализация принципов воспитания; д) сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия с учащимися в ходе мероприятия. 14. Приглашение гостей (с продумыванием формы приглашения). 15. Проведение необходимого количества репетиций. 16. Анализ наиболее удачных и неудачных моментов мероприятия после его проведения, выводы на будущее. Однако организация некоторых мероприятий (диспут, беседа и др.), построенных на технике общения с аудиторией, имеет некоторую специфику, отражающуюся в методике их подготовки (см. приложение У). Следует отметить, что только соблюдение всех представленных выше этапов деятельности в процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия позволит реализовать все изначально поставленные воспитательные цели. Литература 1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. 2. Бутрым, Г.А. Сацыялiзацыя асобы сучаснага школьнiка: дапм. для настаўнiкаў / Г.А. Бутрым. – Минск: Беларусь, 2002. – 151 с. 3. Коваленко, Г.П. Внешкольная педагогика: не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка / Г.П. Коваленко, В.Г. Радунская, Н.В. Сергеева // Праблемы выхавання. –2000. –№ 4. – С. 106–117. 4. Коваленко, Г.П. Алгоритм проектирования внешкольных образовательных программ / Г.П. Коваленко // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 7. – С. 49 – 52. 5. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
|
||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 4382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.009 с.) |