Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 16. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа на современном этапе
«Многообразие форм воспитательной работы, ее интеллектуально-творческая насыщенность и социально полезная направленность способствуют максимальной эффективности развития у школьников социально ценных, а не потребительских интересов. Важной стороной этой работы является использование ее массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной и содержательной организации их свободного времени». И.Ф. Харламов
Данный вид работы координируется и контролируется заместителем директора школы по воспитательной работе, директором школы и инспектором районного или городского отдела образования. Внешкольная работа – воспитательная работа, осуществляемая сотрудниками учреждений дополнительного образования (методистами, культорганизаторами, руководителями кружков и студий) с учащимися школ города. Координируется и контролируется заместителем директора внешкольного учреждения по учебно-воспитательной работе, директором учреждения и инспектором районного или городского отдела образования. Задачи внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися едины. К ним относят: · пробуждение и углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности; · раскрытие и развитие у учащихся природных задатков и способностей; · воспитание у детей и учащейся молодежи познавательной активности; · оказание школьникам помощи в выборе профессии и формирование первоначальных трудовых навыков; · культурная и содержательная организация досуга учащихся. Принципы внеклассной и внешкольной воспитательной работы: · добровольность учащихся в выборе видов деятельности в рамках свободного времени; · личностно и социально значимый характер любого вида деятельности; · опора на инициативу и самодеятельность учащихся; · интеллектуальное содержание занятий с использованием игровых методов; · стимулирование проявления учащимися любознательности, активности, целеустремленности;
· четкая организация систематических занятий в соответствии с расписанием (кружки, студии, секции, клубы и т.д.); · массовость (охват как можно большего количества учащихся видами воспитательной работы); · учет индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей учащихся, из стремлений и интересов; · взаимосвязь и преемственность всех видов воспитательной работы. Соблюдение данных принципов является необходимым условием эффективности воспитательной работы в педагогическом учреждении.
мероприятие». Все формы внеклассной воспитательной работы в школе можно разделить на три основные группы: общие, специальные и массовые. Общие формы (используются в процессе реализации любых направлений воспитательной работы, конкретную направленность приобретают в зависимости от цели и содержания деятельности). К ним относятся: а) секции, кружки, студии (могут быть предметные, творческие, спортивные и т.д.); б) лектории; в) тематические вечера и утренники; г) клубы по интересам; д) выставки (художественные, технические, литературные и т.д.); е) экскурсии (природа, производственные и сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, музеи, выставочные залы и т.д.); ж) походы, экспедиции (туристические, краеведческие и т.д.); з) выпуск стенгазет, тематических плакатов, бюллетеней, альбомов (освещающих различные события в жизни класса, школы, города и т.д.); и) организация работы школьного музея (музей боевой славы, этнографический, художественный, краеведческий и т.д.). Специальные формы (содержат специфику преимущественно одного направления воспитательной работы): а) предметные олимпиады, предметные недели, конкурс «Ученик года» и т.д. (развитие интеллектуальной культуры учащихся); б) уборка класса и школьной территории, озеленение школьного двора, ремонт книг в школьной библиотеке, сбор макулатуры и металлолома (трудовое воспитание);
в) посещение кинотеатра, театра, выставок, конкурс рисунков и т.д. (эстетическое воспитание); г) проведение соревнований, спортивных игр, работа спортивных секций в школе (физическое воспитание и спортивно-оздоровительная деятельность); д) проведение акции помощи детям-инвалидам, диспут «Добро должно быть непременно с кулаками. Так ли это?» и др. (нравственное воспитание). Массовые формы (отличаются большим количеством участвующих школьников – параллель классов или несколько параллелей, имеют познавательно-развлекательную направленность деятельности): а) организованное проведение различных праздников, традиционных для школы (Осенний балл, Новый год, Встреча выпускников, Посвящение в старшеклассники, Последний звонок и т.д.); б) вечера и смотры художественной самодеятельности; в) литературно-музыкальные и литературно-исторические композиции, посвященные знаменательным датам в жизни города, страны, выдающихся представителей науки, культуры, искусства и т.д.; г) конкурс фольклорного творчества; д) концерты, фестивали, КВНы городского и областного уровней. При отборе форм в процессе воспитательной работы следует учитывать соответствие формы задачам, которые следует решить в ходе взаимодействия, особенности классного коллектива, специфику и традиции школьной жизни, морально-психологические, материальные, временные и другие условия и средства, необходимые для реализации выбранной формы.
образовательно-воспитательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства» (В.И. Андреев [1, с. 403]). Учреждения дополнительного образования представляют собой учебно-воспитательные и методические центры внеклассной воспитательной работы. Особенностью учреждений дополнительного образования является то, что в отличие от обязательных школьных занятий внешкольный педагогический процесс носит добровольный характер, ибо учащиеся вовлекаются в него на основе свободного выбора и добровольности участия. Отличается внешкольный педагогический процесс и своим содержанием, так как охватывает такие отрасли знаний, искусства, техники, практической деятельности, которые выходят за пределы учебного плана школы. В условиях этих учреждений происходит творческое и интеллектуальное развитие учащихся в соответствии с целями, учебными планами и программами, дополняющими и углубляющими содержание общего среднего образования. По содержанию образовательно-воспитательной деятельности все учреждения дополнительного образования делятся на две категории: комплексные (многопрофильные) и специальные (однопрофильные). К комплексным учреждениям относят Дома и Центры детского творчества, Дворцы и Дома пионеров, Дворцы детей и учащейся молодежи и т.д. Они могут иметь районный, городской, областной и республиканский статус. В таких учреждениях работа ведется по нескольким направлениям:
· методическая работа с детскими и молодежными школьными общественными объединениями и организациями (БРСМ, БРПО и др.); · кружковая и студийная работа, направленная на развития творческих способностей учащихся; · организационно-массовая работа, направленная на организацию содержательного досуга учащихся. Другие учреждения дополнительного образования, входящие в эту систему, являются специальными или однопрофильными, так как имеют преимущественно одно направление воспитательной работы. Например: · станция юных натуралистов (СЮН) – экологическое воспитание школьников; · станция технического творчества (СТТ) – развитие способностей школьников к техническому творчеству; · детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) – физическое воспитание, спортивно-оздоровительная работа, работа с одаренными детьми в области спорта; · учебно-производственный комбинат (УПК) – трудовое воспитание, профессиональная ориентация учащихся, формирование у школьников навыков конкретной специальности; · экскурсионно-туристическая станция и клуб юных моряков – спортивно-оздоровительная работа; краеведческая работа и патриотическое воспитание; · музыкальная школа (курируется отделом культуры города или района) – музыкальное образование учащихся, работа с одаренными детьми по развитию их вокальных и исполнительских способностей; · художественная школа (курируется отделом культуры города или района) – художественное образование учащихся, работа с одаренными детьми по развитию их способностей к художественному творчеству. Основные задачи учреждений дополнительного образования: – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей; содействие удовлетворению их интересов и профессиональному самоопределению; – адаптация формирующейся личности к жизни в обществе; – развитие интеллектуального и духовного потенциала учащейся молодежи, физическое воспитание и укрепление здоровья; – организация содержательного свободного времени школьников; – формирование национального самосознания молодых людей, активное приобщение молодого поколения к культурно-историческому наследию белорусского народа. Деятельностьучреждений дополнительного образования основывается на принципах:
– свободного развития личности; – национально-культурной основы образования; – приоритета общечеловеческих ценностей; – светского характера образования и воспитания; – демократического управления образовательными системами. Учреждения дополнительного образования осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании», действующими законодательными актами в области образования и культуры, «Положением об учреждении, обеспечивающем получение внешкольного воспитания и обучения», собственным уставом. Все учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) являются по своей сути институтами организации свободного времени детей, подростков и молодежи, способствуя тем самым, как утверждает Г.А. Бутрим, социализации подрастающего поколения [2, с. 90–91]. В настоящее время республиканские, областные, городские и районные внешкольные учреждения включают в свои штаты социальных педагогов, психологов, социологов, регулярно проводят социологические и психолого-педагогические исследования среди разных возрастных групп учащейся молодежи. Затем с учетом результатов исследования составляются учебные планы, видоизменяются формы работы с учащимися. В поле зрения учреждений дополнительного образования, как справедливо утверждают многие педагоги, должны сегодня находится не только одаренные дети, которые развивают свои способности в различных кружках, студиях и творческих мастерских, но и ученики с девиантным поведением [3, с. 111-113], с недостатками в умственном и физическом развитии. Отсюда в число рабочих задач внешкольных учреждений включаются следующие: – установление прочных связей с семьями воспитанников, со школами, где они обучаются, со всеми другими социально-воспитательными структурами района; – организация работы с трудными подростками по месту жительства, вовлечение их в деятельность внешкольных учреждений на основе реализации их задатков и интересов; – создание педагогически целесообразных условий для деятельности детских и юношеских общественных организаций, клубов по интересам: «Брейн-ринг», «КВН», «Что? Где? Когда?» и др. [4, с. 50].
и подготовки, реализации и анализа [5, с. 581]. В связи с этим педагог должен осуществлять действия в следующей последовательности: 1. Выбор темы на основе ее актуальности и связи с жизнью, обоснование педагогической целесообразности выбранной темы. 2. Определение формы мероприятия (конкурс, вечер, диспут и т.д.). 3. Постановка цели и воспитательных задач, решаемых в ходе подготовки и проведения мероприятия. 4. Создание творческой группы из числа учащихся по подготовке мероприятия, распределение обязанностей внутри группы. Опора на инициативу и самодеятельность учащихся.
5. Сбор материалов, необходимых для проведения мероприятия. 6. Написание и утверждение сценария. Учет интересов и склонностей учащихся, их возрастных особенностей, а также школьных обычаев и традиций при написании сценария. 7. Использование в сценарии краеведческого материала. 8. Опора на комплексный характер мероприятия в процессе написания сценария (разнообразие методов, приемов и средств, применяемых в ходе его подготовки и проведения). 9. Продумывание целостности и логики построения композиции мероприятия. 10. Подготовка художественных, музыкальных и технических средств, используемых по ходу мероприятия. 11. Определение места и времени проведения мероприятия с точки зрения педагогической целесообразности и воспитательной эффективности (класс, музей, актовый зал, спортивная площадка и т.д.; после уроков, вечером, в выходной день и т.д.). 12. Выбор ведущего (критерии – коммуникативные и организаторские умения, культура речи, общая культура и такт, находчивость и энергичность). 13. Продумывание содержания и методики проведения мероприятия: а) соответствие содержания мероприятия поставленным целям; б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; в) эмоциональная насыщенность информации, интерес детей к мероприятию, их активность; г) реализация принципов воспитания; д) сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия с учащимися в ходе мероприятия. 14. Приглашение гостей (с продумыванием формы приглашения). 15. Проведение необходимого количества репетиций. 16. Анализ наиболее удачных и неудачных моментов мероприятия после его проведения, выводы на будущее. Однако организация некоторых мероприятий (диспут, беседа и др.), построенных на технике общения с аудиторией, имеет некоторую специфику, отражающуюся в методике их подготовки (см. приложение У). Следует отметить, что только соблюдение всех представленных выше этапов деятельности в процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия позволит реализовать все изначально поставленные воспитательные цели. Литература 1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. 2. Бутрым, Г.А. Сацыялiзацыя асобы сучаснага школьнiка: дапм. для настаўнiкаў / Г.А. Бутрым. – Минск: Беларусь, 2002. – 151 с. 3. Коваленко, Г.П. Внешкольная педагогика: не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка / Г.П. Коваленко, В.Г. Радунская, Н.В. Сергеева // Праблемы выхавання. –2000. –№ 4. – С. 106–117. 4. Коваленко, Г.П. Алгоритм проектирования внешкольных образовательных программ / Г.П. Коваленко // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 7. – С. 49 – 52. 5. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.038 с.) |