Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Деятельность классного руководителя в условиях современной школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Легче сделать воспитанника образованным, чем утвердить в его душе уважение к человеку как высшей ценности, чтобы с детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека. Поэтому учитель в первую очередь должен быть воспитателем». Н.М. Саратовкин (1895 г.) «Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем». М.И. Рожков (1999 г.)
Основным структурным элементом школы является класс. Именно в классе осуществляется познавательная и творческая деятельность учащихся, формируются социальные отношения, развивается личность каждого школьника. В классах проявляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Без активной работы классных руководителей в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети и подростки смогут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать. Подтверждением этого являются слова многих выдающихся педагогов. Целесообразно в этом отношении обратить внимание на высказывания, ставшие эпиграфом к данной лекции. Первое из высказываний сделано еще в конце ХIХ в., однако это нисколько не умаляет его актуального значения для современной педагогики. Официальное утверждение института классного наставничества впервые произошло в России в 70-х гг. ХIХ в. Однако еще в начале ХIХ в., в период правления Александра I, был принят «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.), согласно которому учителя помимо образования учащихся должны были заниматься и их воспитанием на основе гуманистического подхода к ребенку. Об этом в уставе говорилось так: «Учителя занимают у своих учеников место родителей и поэтому должны принять их ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми» [1, с.7]. Не оставалась в уставе без внимания и проблема взаимодействия учителей с родителями: «Учитель совокупным трудом и советом с родителями должен стараться о наилучшем детей воспитании» [1, с.7]. В период советской власти (1923 г.) классное наставничество было ликвидировано, т.к. делалась ставка на ученическое самоуправление. Но как показала школьная практика, воспитательная деятельность ученических организаций оказались в состоянии кризиса, так как сказались недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и снижение роли учителя в становлении самоуправления и организации деятельности ученического коллектива. Одно время выход находили в том, что к классам прикрепляли учителей-групповодов. И только в 1934 г. Уставом и Положением о единой трудовой школе обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в классах были возложены снова на классных руководителей. В этом же 1934 г. было утверждено «Положение о классном руководителе», ставшее основным документов, регламентирующем деятельность классных руководителей в школах. Сегодняклассный руководитель также непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и их родителями. Современныйклассный руководитель осуществляет свою деятельность на основе базовых принципов, среди которых выделяются следующие: – сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся; – социализация личности каждого школьника осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию; – педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Следовательно, основными задачами классного руководителя являются: – помощь каждому ученику в становлении его личности; создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей; – организация в классном коллективе воспитывающей и развивающей деятельности; – формирование в классном коллективе благоприятного психологического климата, способствующего духовному развитию каждого школьника; Исходя из задач, обозначаются функции классного руководителя, которые в свою очередь определяют содержание воспитательной деятельности с классом. По мнению Г.Н. Сибирцовой [4, с.91–92] классный руководитель должен выполнять следующие функции:
Задачи, функции, права и обязанности классного руководителя отражены в документе «Положение о классном руководителе общеобразовательной школы». Здесь же представлены и направления его деятельности к которым относят: – воспитание у школьников положительного сознательного отношения к учению; – подготовка учащихся к труду и выбору профессии; – формирование социально значимых качеств личности, нравственной позиции каждого воспитанника, культуры его поведения; – включение учащихся в сферу внеклассной деятельности с учетом их интересов и способностей; – взаимодействие с учителями-предметниками, родителями учащихся и общественными организациями в процессе воспитания; – забота о сохранности психического и физического здоровья учащихся; сотрудничество с социальным педагогом и психологом школы.
Планирование работы – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач совей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой. Как правило, перед постановкой целей и задач воспитания педагог предварительно изучает с помощью диагностических методов свой классный коллектив (психологическую атмосферу, специфику межличностных отношений, уровень воспитанности каждого учащегося, интересы и склонности детей, способности учащихся к различным видам деятельности и т.д.). На основе полученных результатов диагностики, он приступает к определению воспитательных целей и задач [5, с. 184–193]. При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог-мастер прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностных ориентациях коллектива. В диагностично сформулированных целях им отражаются те новообразования, которые будут присущи ученическому коллективу через определенный период его развития. Эти цели, как правило, связаны с развитием детей в различных областях: · нравственно-правовой (проявление чувств, сформированность отношений и нравственных позиций, правовая грамотность, правовое мышление); · познавательной (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания и нормы, формирование мотивов познавательной деятельности); · экологической (формирование экологического мировоззрения, экологическое просвещение и воспитание, стимулирование к природоохранной деятельности); · оздоровительной (спортивные и трудовые умения и навыки,); · творческой (развитие природных задатков и способностей); · коммуникативной (взаимоотношения в системах «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – родители», «ученик – окружающие люди»); · личностно-оценочной (умения самоанализа, самооценки, самовоспитания). Воспитательные задачи, поставленные педагогом, конкретизируют, какие способности, качества, отношения будут развиты у школьников, какими знаниями, умениями и навыками овладеют учащиеся класса. Намеченные цели и задачи воспитательной работы обусловливают выбор педагогом форм и методов взаимодействия с учащимися, что составляет основу плана воспитательной работы. К такому плану предъявляются определенные требования: 1) целенаправленность содержания; 2) учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе; 3) преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел; 4) реальность выполнения задуманного; 5) разнообразие запланированных форм и методов; 6) творческий характер планирования. Исходя из сказанного выше, классный руководитель оформляет следующую документацию, составляя при этом личный «Журнал классного руководителя» (см. приложение П), включающий разделы: 1. Психолого-педагогическая характеристика класса. 2. Воспитательные цели и задачи 3. Анализ воспитательной работы с коллективом. Проблемы классного коллектива. 4. План воспитательной работы с классом 5. Работа с учащимися 6. Работа с семьей 7. Правовое сопровождение воспитательной работы 8. Творческая лаборатория психолого-социологических исследований. Раздел «План воспитательной работы с классом», как правило, представляет собой комплекс форм и методов работы с учащимися. Существуют различные подходы к оформлению этого раздела плана. Среди них выделяются: – планирование по ключевым делам (В.А. Караковкский); – календарное планирование; – план-сетка (линейно-хронолигическое планирование); – комплексное планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова). Приведем примерный образец оформления комплексного планирования воспитательной работы на основе использования различных видов деятельности:
Фрагмент примерного комплексного плана воспитательной работы с классом
науки и деятельности (В.Н. Наумчик, М.А. Паздников и др. [2, с.244–245]). Эту же позицию поддерживают и многие российские педагоги (В.И. Слуцкий, С.Д. Поляков и др.). Термин «технология» в отношении воспитательного процесса, по мнению этих ученых, можно применять только для обозначения совокупности педагогических приемов и техник, направленных на решение конкретных педагогических задач (технология организации коллективных творческих дел, технология организации ролевой игры и т.д.). При этом термин «методика» трактуется ими как система технологий, способствующих решению более глобальных педагогических целей (методика нравственного воспитания и т.д.) [3, с.7]. Таким образом, структура педагогической деятельности представляется данными педагогами следующим образом: «методика –технология – техники», что, по нашему мнению, является весьма логичным. Исходя из этого, воспитательные технологии в работе классного руководителя представляют собой ничто иное, как технологии организации и проведения воспитательных мероприятий, имеющих массовый характер, некоторую типичность и потенциальную возможность конкретного прогнозируемого результата. В этом отношении С.Д. Поляковым называются следующие воспитательные технологии, которыми следует в совершенстве овладеть классному руководителю с целью эффективного влияния на классный коллектив: · технология коллективного творческого дела (КТД); · технология тренинга общения; · технология групповой проблемной работы (диспутов, дискуссий, анализа ситуаций, разработки проектов); · шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН); · технология «информационное зеркало» (разработка и оформление различных форм настенной печати, стендов и т.д.); · технология диалога «педагог–воспитанник» (беседы, инструкции, наставления и т.д.) [3, с.12–13]. При реализации запланированных мероприятий массового характера классный руководитель чаще всего применяет технологию КТД, организация и проведение которого по методике И.П. Иванова предусматривает шесть стадий (см. приложение Р), и шоу-технологии.
по отношению к обучению и воспитанию учащихся, и участвуют в ее реализации. В практике воспитания сложились пять направлений работы школы и классного руководителя с родителями учащихся. Первое направление. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (специфика учебного процесса, школьные традиции, правила и т.д.), организуемого школой с целью выработки единых требований в семейном воспитании и педагогическом процессе школы. Для этого используются следующие формы работы: · дни творчества детей и их родителей; · открытые уроки и внеклассные мероприятия; · помощь родителей в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса; · шефская помощь; · участие родителей класса в работе совета школы. Второе направление. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Основные формы работы: · школьные и классные тематические конференции для родителей (например, «Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы»); · читательские конференции для родителей, обзоры и выставки литературы педагогического профиля; · родительские лектории по микрогруппам на основе интересов (лектории для родителей слабоуспевающих учащихся, лектории для родителей одаренных школьников и т.д.); · индивидуальные и групповые консультации с участием специалистов (сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних, врача определенного профиля и т.д.); · консультации школьного психолога и социального педагога по решению проблем взаимоотношений с детьми (см. приложение С); · тренинги и ролевые игры; · «круглые столы» по обмену воспитательским опытом и обсуждению важных проблем класса. Третье направление. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность в сфере свободного времени через следующие формы: · участие родителей во внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, конкурсы и соревнования, ремонт и благоустройство школы и т.д.); · подготовка и проведение дальних походов и поездок (экскурсии в др. города и т.д.); · участие родителей в организации и процессе работы студий и кружков для учащихся, школьных производственных кооперативов; · участие в семейных праздниках и фестивалях («День бабушек и дедушек», «Песни и стихи о маме» и т.д.), семейных конкурсно-игровых программах («Мама, папа, я – спортивная семья», «Самая музыкальная семья», «Семья – эрудит» т.д.); Четвертое направление. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся (оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим одаренных учащихся, проявляющих склонность к определенным видам деятельности, а также оказание психолого-педагогической помощи семьям в решении проблем воспитания – профилактика формирования вредных привычек, разрешение противоречий подросткового возраста и т.д.). Данная работа проводится в виде индивидуальной помощи и консультаций. Пятое направление. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (родительский комитет школы, школьный совет, женский совет, совет по месту жительства). Классный руководитель совместно с родительским комитетом решает основные проблемы жизни класса на периодических заседаниях (планирование и осуществление внеклассной работы с учащимися, ремонт и благоустройство класса и школы, контроль за воспитанием в неблагополучных семьях класса и за успеваемостью и поведением трудных учащихся и т.д.). Одной из распространенных форм контроля за воспитанием в семьях учащихся класса является посещение семьи, которое классный руководитель может осуществлять совместно с родительским комитетом. При этом необходимо соблюдение педагогического такта, чтобы родители, которых посещают, не расценили такое посещение как вторжение в их частную жизнь. Здесь уместно соблюдение следующих правил: · заранее сообщите родителям ученика о визите и согласуйте время; · на визит отводить немного времени (15-20 мин), чтобы не обременять семью; · не начинать разговор, стоя у порога, не снимая верхнюю одежду; · нельзя вести беседу агрессивным и раздражительным тоном (только спокойным и доброжелательным), нужно не поучать родителей, а советовать им, спрашивая их мнение по поводу проблемы; · начинать беседу нужно не с рассказа о негативных действиях ученика, а с характеристики его положительных качеств и поступков.
· всестороннее изучение особенностей преподавательской деятельности каждого учителя, его отношений с детьми; · регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями; · определение общих целей и средств деятельности, организация совместной работы по их достижению; · педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации внеклассной воспитательной работы с детьми и их родителями [6, с. 513]. Классный руководитель должен знакомить учителей с результатами диагностики уровней обученности и воспитанности учащихся, степени их продвижения в знаниях по изучаемых предметам. Совместно с учителями классный руководитель намечает способы и средства, обеспечивающие самореализацию каждого учащегося на уроке и во внеурочное время. Классный руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата. Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Как показывает изучение школьной практики, в числе наиболее распространенных вопросов, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам, следует назвать: · оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка (окружение ребенка, жизнедеятельность вне школы и т.д.); · своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение их отцов и матерей родительских прав, сиротство ребенка, определение ребенка в госучреждение для дальнейшего обучения и воспитания и т.д.); · сбор документов для определения детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.д.; · принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае частых пропусков занятий в школе; · взаимодействие в ходе работы с родителями ребенка; · обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков; · получение специальной информации или консультации, связанной с отклонениями в поведении ребенка нравственного характера (пристрастие к вредным привычкам, алкоголизм, наркомания и т.д.). К школьному психологу классный руководитель обращается, как правило, по следующим вопросам: · трудности учащихся в усвоении учебной программы; · сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями; разрешение ситуация конфликтного характера; · адаптация детей (особенно новичков) в школе и классе; · эмоциональные и личностные нарушения учащихся, становящиеся причинами школьных и коммуникативных проблем; · выявление и развитие интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся. Совместные формы работы классного руководителя, социального педагога и школьного психолога: совместные консультации, как для отдельных учащихся, так и для всего класса; психолого-педагогические практикумы с детьми и их родителями; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей, совместное проведение родительских собраний; наблюдения за учащимися на уроках и во внеклассное время и т.д. Литература 1. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков [и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 280 с. 2. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с. 3. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод. пособие / С.Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144 с. 4. Сибирцова, Г.Н. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе / Г.Н. Сибирцова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с. 5. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М: ВЛАДОС, 2000. – 254 с. 6. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый.. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.76.193 (0.018 с.) |