Тема 14. Деятельность классного руководителя в условиях современной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Деятельность классного руководителя в условиях современной школы



 

«Легче сделать воспитанника образованным, чем утвердить в его душе уважение к человеку как высшей ценности, чтобы с детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека. Поэтому учитель в первую очередь должен быть воспитателем».

Н.М. Саратовкин (1895 г.)

«Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем».

М.И. Рожков (1999 г.)

 
 
Задачи, функции и направ-ления воспитательной работы классного руково-дителя


Основным структурным элементом школы является класс. Именно в классе осуществляется познавательная и творческая деятельность учащихся, формируются социальные отношения, развивается личность каждого школьника.

В классах проявляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Без активной работы классных руководителей в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети и подростки смогут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать. Подтверждением этого являются слова многих выдающихся педагогов. Целесообразно в этом отношении обратить внимание на высказывания, ставшие эпиграфом к данной лекции. Первое из высказываний сделано еще в конце ХIХ в., однако это нисколько не умаляет его актуального значения для современной педагогики.

Официальное утверждение института классного наставничества впервые произошло в России в 70-х гг. ХIХ в. Однако еще в начале ХIХ в., в период правления Александра I, был принят «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.), согласно которому учителя помимо образования учащихся должны были заниматься и их воспитанием на основе гуманистического подхода к ребенку. Об этом в уставе говорилось так: «Учителя занимают у своих учеников место родителей и поэтому должны принять их ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми» [1, с.7]. Не оставалась в уставе без внимания и проблема взаимодействия учителей с родителями: «Учитель совокупным трудом и советом с родителями должен стараться о наилучшем детей воспитании» [1, с.7].

В период советской власти (1923 г.) классное наставничество было ликвидировано, т.к. делалась ставка на ученическое самоуправление. Но как показала школьная практика, воспитательная деятельность ученических организаций оказались в состоянии кризиса, так как сказались недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и снижение роли учителя в становлении самоуправления и организации деятельности ученического коллектива. Одно время выход находили в том, что к классам прикрепляли учителей-групповодов. И только в 1934 г. Уставом и Положением о единой трудовой школе обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в классах были возложены снова на классных руководителей. В этом же 1934 г. было утверждено «Положение о классном руководителе», ставшее основным документов, регламентирующем деятельность классных руководителей в школах.

Сегодняклассный руководитель также непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и их родителями. Современныйклассный руководитель осуществляет свою деятельность на основе базовых принципов, среди которых выделяются следующие:

– сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся;

– социализация личности каждого школьника осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию;

– педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Следовательно, основными задачами классного руководителя являются:

– помощь каждому ученику в становлении его личности; создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;

– организация в классном коллективе воспитывающей и развивающей деятельности;

– формирование в классном коллективе благоприятного психологического климата, способствующего духовному развитию каждого школьника;

Исходя из задач, обозначаются функции классного руководителя, которые в свою очередь определяют содержание воспитательной деятельности с классом. По мнению Г.Н. Сибирцовой [4, с.91–92] классный руководитель должен выполнять следующие функции:

 

Функции классного руководителя Методы и процедуры воспитания
Диагностическая   Углубленное изучение личности и классного коллектива на основе наблюдения, анкетирования, бесед, интервьюирования, тестирования и т.д.
Концептуальная   Выбор приоритетных теорий и принципов воспитания исходя из характеристики класса
Целевая Отбор и конкретизация целей и задач воспитания
Планирования Отбор и структурирование форм и методов воспитания в соответствии с целью, проектирование деятельности учащихся
Организаторская Организация органов самоуправления класса, коллективной деятельности учащихся; обучение их рациональному использованию учебного времени и приобщение к внеклассным занятиям по интересам
Стимулирующая Активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творческого потенциала на основе мотивации
Коммуникативная Психологический контакт с классным коллективом: благоприятная атмосфера, взаимопонимание, сотрудничество
Корректирующая   Коррекция системы общения и поведения учащихся, применение технологии разрешения конфликтов
Контрольно-оценочная Оперативность и системность контрольных мероприятий; анализ, учет и оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки
Прогностическая Построение модели воспитания на перспективу с учетом выявленных проблем и полученных результатов

 

Задачи, функции, права и обязанности классного руководителя отражены в документе «Положение о классном руководителе общеобразовательной школы». Здесь же представлены и направления его деятельности к которым относят:

– воспитание у школьников положительного сознательного отношения к учению;

– подготовка учащихся к труду и выбору профессии;

– формирование социально значимых качеств личности, нравственной позиции каждого воспитанника, культуры его поведения;

– включение учащихся в сферу внеклассной деятельности с учетом их интересов и способностей;

– взаимодействие с учителями-предметниками, родителями учащихся и общественными организациями в процессе воспитания;

– забота о сохранности психического и физического здоровья учащихся; сотрудничество с социальным педагогом и психологом школы.

Система целеполагания и планирования в работе классного руководителя
Залогом успеха воспитательной работы является высокопрофессиональное целеполагание и планирование педагогом взаимодействия с учащимися.

Планирование работы – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач совей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

Как правило, перед постановкой целей и задач воспитания педагог предварительно изучает с помощью диагностических методов свой классный коллектив (психологическую атмосферу, специфику межличностных отношений, уровень воспитанности каждого учащегося, интересы и склонности детей, способности учащихся к различным видам деятельности и т.д.). На основе полученных результатов диагностики, он приступает к определению воспитательных целей и задач [5, с. 184–193].

При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог-мастер прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностных ориентациях коллектива. В диагностично сформулированных целях им отражаются те новообразования, которые будут присущи ученическому коллективу через определенный период его развития. Эти цели, как правило, связаны с развитием детей в различных областях:

· нравственно-правовой (проявление чувств, сформированность отношений и нравственных позиций, правовая грамотность, правовое мышление);

· познавательной (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания и нормы, формирование мотивов познавательной деятельности);

· экологической (формирование экологического мировоззрения, экологическое просвещение и воспитание, стимулирование к природоохранной деятельности);

· оздоровительной (спортивные и трудовые умения и навыки,);

· творческой (развитие природных задатков и способностей);

· коммуникативной (взаимоотношения в системах «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – родители», «ученик – окружающие люди»);

· личностно-оценочной (умения самоанализа, самооценки, самовоспитания).

Воспитательные задачи, поставленные педагогом, конкретизируют, какие способности, качества, отношения будут развиты у школьников, какими знаниями, умениями и навыками овладеют учащиеся класса.

Намеченные цели и задачи воспитательной работы обусловливают выбор педагогом форм и методов взаимодействия с учащимися, что составляет основу плана воспитательной работы. К такому плану предъявляются определенные требования: 1) целенаправленность содержания; 2) учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе; 3) преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел; 4) реальность выполнения задуманного; 5) разнообразие запланированных форм и методов; 6) творческий характер планирования.

Исходя из сказанного выше, классный руководитель оформляет следующую документацию, составляя при этом личный «Журнал классного руководителя» (см. приложение П), включающий разделы:

1. Психолого-педагогическая характеристика класса.

2. Воспитательные цели и задачи

3. Анализ воспитательной работы с коллективом. Проблемы классного коллектива.

4. План воспитательной работы с классом

5. Работа с учащимися

6. Работа с семьей

7. Правовое сопровождение воспитательной работы

8. Творческая лаборатория психолого-социологических исследований.

Раздел «План воспитательной работы с классом», как правило, представляет собой комплекс форм и методов работы с учащимися. Существуют различные подходы к оформлению этого раздела плана. Среди них выделяются:

– планирование по ключевым делам (В.А. Караковкский);

– календарное планирование;

– план-сетка (линейно-хронолигическое планирование);

– комплексное планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова).

Приведем примерный образец оформления комплексного планирования воспитательной работы на основе использования различных видов деятельности:

 

Фрагмент примерного комплексного плана воспитательной работы с классом

 

№ п/п Формы воспитательной работы и их цели Время проведения Ответственные и исполнители
Умственное воспитание школьников
1.     2.   3.   4.   5.     Беседа «Как работали над собой великие люди?» Цель: стимулирование учащихся к самосовершенствованию; обучение составлению программы и приемам самовоспитания   Проведение круглого стола для родителей «Как помочь детям учиться?» Цель: педагогическое просвещение родителей, содействие осознанию ими необходимости контроля учебных нагрузок и домашних занятий учащихся   Тренинг «Как развивать свои способности?» Цель: сообщение учащимся методов и приемов, способствующих развитию памяти, внимания, логики мышления и т.д.   Викторина «Что? Где? Когда?» Цель: развитие интеллектуальных способностей и эрудиции учащихся   Конкурс «Ученик года» Цель: стимулирование и мотивация учеников к учебной деятельности Сентябрь     Октябрь     Декабрь     Февраль   Апрель Классный руководитель, актив класса     Классный руководитель, учителя-предметники   Школьный психолог, классный руководитель   Клас. рук-ль, учи- теля-предметники, ученики класса   Клас. рук-ль, учи-теля-предметники, актив класса
Эстетическое воспитание учащихся и т.д.

Воспитательные тех-нологии в работе классного руководителя
Термин «технология», по мнению ряда белорусских ученых, трактует воспитание как алгоритмизированный процесс с заранее прогнозируемым результатом, что противоречит сути самой педагогической

науки и деятельности (В.Н. Наумчик, М.А. Паздников и др. [2, с.244–245]).

Эту же позицию поддерживают и многие российские педагоги (В.И. Слуцкий, С.Д. Поляков и др.). Термин «технология» в отношении воспитательного процесса, по мнению этих ученых, можно применять только для обозначения совокупности педагогических приемов и техник, направленных на решение конкретных педагогических задач (технология организации коллективных творческих дел, технология организации ролевой игры и т.д.). При этом термин «методика» трактуется ими как система технологий, способствующих решению более глобальных педагогических целей (методика нравственного воспитания и т.д.) [3, с.7].

Таким образом, структура педагогической деятельности представляется данными педагогами следующим образом: «методика –технология – техники», что, по нашему мнению, является весьма логичным.

Исходя из этого, воспитательные технологии в работе классного руководителя представляют собой ничто иное, как технологии организации и проведения воспитательных мероприятий, имеющих массовый характер, некоторую типичность и потенциальную возможность конкретного прогнозируемого результата.

В этом отношении С.Д. Поляковым называются следующие воспитательные технологии, которыми следует в совершенстве овладеть классному руководителю с целью эффективного влияния на классный коллектив:

· технология коллективного творческого дела (КТД);

· технология тренинга общения;

· технология групповой проблемной работы (диспутов, дискуссий, анализа ситуаций, разработки проектов);

· шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);

· технология «информационное зеркало» (разработка и оформление различных форм настенной печати, стендов и т.д.);

· технология диалога «педагог–воспитанник» (беседы, инструкции, наставления и т.д.) [3, с.12–13].

При реализации запланированных мероприятий массового характера классный руководитель чаще всего применяет технологию КТД, организация и проведение которого по методике И.П. Иванова предусматривает шесть стадий (см. приложение Р), и шоу-технологии.

Содержание и формы работы классного руко-водителя с родителями
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают позицию, занимаемую школой

по отношению к обучению и воспитанию учащихся, и участвуют в ее реализации.

В практике воспитания сложились пять направлений работы школы и классного руководителя с родителями учащихся.

Первое направление. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (специфика учебного процесса, школьные традиции, правила и т.д.), организуемого школой с целью выработки единых требований в семейном воспитании и педагогическом процессе школы. Для этого используются следующие формы работы:

· дни творчества детей и их родителей;

· открытые уроки и внеклассные мероприятия;

· помощь родителей в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;

· шефская помощь;

· участие родителей класса в работе совета школы.

Второе направление. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Основные формы работы:

· школьные и классные тематические конференции для родителей (например, «Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы»);

· читательские конференции для родителей, обзоры и выставки литературы педагогического профиля;

· родительские лектории по микрогруппам на основе интересов (лектории для родителей слабоуспевающих учащихся, лектории для родителей одаренных школьников и т.д.);

· индивидуальные и групповые консультации с участием специалистов (сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних, врача определенного профиля и т.д.);

· консультации школьного психолога и социального педагога по решению проблем взаимоотношений с детьми (см. приложение С);

· тренинги и ролевые игры;

· «круглые столы» по обмену воспитательским опытом и обсуждению важных проблем класса.

Третье направление. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность в сфере свободного времени через следующие формы:

· участие родителей во внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, конкурсы и соревнования, ремонт и благоустройство школы и т.д.);

· подготовка и проведение дальних походов и поездок (экскурсии в др. города и т.д.);

· участие родителей в организации и процессе работы студий и кружков для учащихся, школьных производственных кооперативов;

· участие в семейных праздниках и фестивалях («День бабушек и дедушек», «Песни и стихи о маме» и т.д.), семейных конкурсно-игровых программах («Мама, папа, я – спортивная семья», «Самая музыкальная семья», «Семья – эрудит» т.д.);

Четвертое направление. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся (оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим одаренных учащихся, проявляющих склонность к определенным видам деятельности, а также оказание психолого-педагогической помощи семьям в решении проблем воспитания – профилактика формирования вредных привычек, разрешение противоречий подросткового возраста и т.д.). Данная работа проводится в виде индивидуальной помощи и консультаций.

Пятое направление. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (родительский комитет школы, школьный совет, женский совет, совет по месту жительства). Классный руководитель совместно с родительским комитетом решает основные проблемы жизни класса на периодических заседаниях (планирование и осуществление внеклассной работы с учащимися, ремонт и благоустройство класса и школы, контроль за воспитанием в неблагополучных семьях класса и за успеваемостью и поведением трудных учащихся и т.д.).

Одной из распространенных форм контроля за воспитанием в семьях учащихся класса является посещение семьи, которое классный руководитель может осуществлять совместно с родительским комитетом. При этом необходимо соблюдение педагогического такта, чтобы родители, которых посещают, не расценили такое посещение как вторжение в их частную жизнь. Здесь уместно соблюдение следующих правил:

· заранее сообщите родителям ученика о визите и согласуйте время;

· на визит отводить немного времени (15-20 мин), чтобы не обременять семью;

· не начинать разговор, стоя у порога, не снимая верхнюю одежду;

· нельзя вести беседу агрессивным и раздражительным тоном (только спокойным и доброжелательным), нужно не поучать родителей, а советовать им, спрашивая их мнение по поводу проблемы;

· начинать беседу нужно не с рассказа о негативных действиях ученика, а с характеристики его положительных качеств и поступков.

Взаимодействие классного руководителя с учителями, социальным педагогом и психологом школы
Систематическое взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками, работающими во вверенном ему классе, должно быть направлено на решение следующих задач:

· всестороннее изучение особенностей

преподавательской деятельности каждого учителя, его отношений с детьми;

· регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;

· определение общих целей и средств деятельности, организация совместной работы по их достижению;

· педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации внеклассной воспитательной работы с детьми и их родителями [6, с. 513].

Классный руководитель должен знакомить учителей с результатами диагностики уровней обученности и воспитанности учащихся, степени их продвижения в знаниях по изучаемых предметам. Совместно с учителями классный руководитель намечает способы и средства, обеспечивающие самореализацию каждого учащегося на уроке и во внеурочное время.

Классный руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Как показывает изучение школьной практики, в числе наиболее распространенных вопросов, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам, следует назвать:

· оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка (окружение ребенка, жизнедеятельность вне школы и т.д.);

· своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение их отцов и матерей родительских прав, сиротство ребенка, определение ребенка в госучреждение для дальнейшего обучения и воспитания и т.д.);

· сбор документов для определения детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.д.;

· принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае частых пропусков занятий в школе;

· взаимодействие в ходе работы с родителями ребенка;

· обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;

· получение специальной информации или консультации, связанной с отклонениями в поведении ребенка нравственного характера (пристрастие к вредным привычкам, алкоголизм, наркомания и т.д.).

К школьному психологу классный руководитель обращается, как правило, по следующим вопросам:

· трудности учащихся в усвоении учебной программы;

· сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями; разрешение ситуация конфликтного характера;

· адаптация детей (особенно новичков) в школе и классе;

· эмоциональные и личностные нарушения учащихся, становящиеся причинами школьных и коммуникативных проблем;

· выявление и развитие интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся.

Совместные формы работы классного руководителя, социального педагога и школьного психолога: совместные консультации, как для отдельных учащихся, так и для всего класса; психолого-педагогические практикумы с детьми и их родителями; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей, совместное проведение родительских собраний; наблюдения за учащимися на уроках и во внеклассное время и т.д.

Литература

1. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков [и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 280 с.

2. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с.

3. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод. пособие / С.Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

4. Сибирцова, Г.Н. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе / Г.Н. Сибирцова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.

5. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М: ВЛАДОС, 2000. – 254 с.

6. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый.. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.061 с.)