Тема 13. Формирование национального самосознания учащихся в педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Формирование национального самосознания учащихся в педагогическом процессе



 

«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость…».

Д.С. Лихачев

Сущность понятия «национальное само-сознание», его струк-тура и функции
Сегодня проблема формирования национального самосознания является одной из актуальнейших педагогических проблем.

Национальное самосознание – познание нацией своей собственной сущности, система ее представлений о самой себе.

Это явление, представляющее собой субъективное отражение объективно существующих национальных факторов жизни общества, осознание каждым народом своей национальной жизни и взаимоотношений с другими народами.

Национальное самосознание не стоит понимать как простое отнесение людей к той или иной национальности, так как это сложное структурное образование, которое включает и стереотипы, и представления о территории, знание исторического прошлого, культуры и языка. Большинство исследователей определяют национальное самосознание как подтверждение нацией самой себя в качестве реально существующего субъекта, носителя определенных материальных и духовных ценностей через осознание ее принадлежности к конкретной этнической общности.

Наряду с общепринятыми трактовками понятия, некоторые ученые уделяют отдельное внимание тем или иным его чертам. Так К.Г. Лапич выделяет в структуре национального самосознания такие элементы как национальная идентификация, представления о типичных чертах своей национальной общности, о совокупности прошлого своего народа [5, с.8].

Е.М. Бабосов считает центральным звеном, духовной доминантой национального самосознания национальную идею – идею, способную вдохновить и объединить весь народ, в которой воплощаются самобытность данного народа, его духовно-нравственные искания, социальные устремления, гуманистические идеалы [1, с. 3].

Л.Л. Рожкова предлагает рассматривать национальное самосознание индивида как итог его культурной самоидентификации; как освоение основ национальной культуры (в том числе традиционной – фольклора), понимания личностью национальных идеалов и ценностей [7, с. 64].

Большинство исследователей этой проблемы склонны считать, что национальное самосознание состоит из следующих компонентов:

· осознание представителями нации своей социально-этнической общности и единого происхождения;

· представление членов нации о материальных и духовных ценностях и достижениях своей Родины;

· осознание своих национальных потребностей и интересов.

Структурные элементы национального самосознания находятся в сложном соединении и играют разные по своей значимости роли в его формировании и функционировании. Одним из устойчивых элементов данной структуры является осознание человеком своего этногенеза. Укрепленная в сознании мысль о принадлежности к определенному этносу сопровождает человека всю жизнь. Другие структурные элементы – любовь к родному краю, к истории и культуре своего народа, его героям и известным деятелям, уважение национальных традиций, обрядов и привычек – могут изменяться и трансформироваться, а некоторые и вовсе отсутствовать.

Национальное самосознание личности представляет одну из сторон ее общего самосознания, которое выступает как единство осознания субъектом разноуровневых связей с многочисленными сторонами общественной жизни. Имея ввиду органическую взаимосвязь общего и национального самосознания, принято придерживаться такой точки зрения, согласно которой национальное самосознание надо рассматривать как единство трех сторон: познавательной, эмоционально-ценностной и поведенческой. В результате структуру национального самосознания можно представить состоящей из следующих компонентов:

· когнитивный компонент, включающий осознание себя индивидом как представителя конкретной нации с помощью представлений, знаний. Сюда относится осознание единого происхождения членов этноса, знание культуры, истории, языка своего народа;

· эмоциональный компонент, который включает оценочные взгляды, убеждения, мысли, чувства (как национальные, так и интернациональные);

· творческий компонент, который отражает реализацию творческих способностей личности в разных сферах деятельности, направленной на преобразование действительности.

В социологической и педагогической литературе чаще всего выделяются следующие функции национального самосознания:

· познавательная функция. Ее суть заключается в осознании своего отличия от других наций, своего «мы», своей реальности. Эта функция позволяет избежать пробелов в историческом самосознании народа, без которого невозможно нормальное функционирование национального самосознания, и в то же время содействует увеличению духовного потенциала народа;

· эмоционально-ценностная функция. Ее суть – в ее направленности на формирование у представителей нации ценностного отношения к себе и связанных с ним соответствующих эмоций, чувств и настроений;

· регулирующая функция проявляется, главным образом, в направленности воли нации на достижение цели. Целей может быть много – достигнуть суверенитета, социального и экономического прогресса, сохранить и развивать далее свои духовные и материальные ценности. Но главное содержание целеустремленности нации – это ее воля к самоопределению, конструктивному акту самовыражения и самоутверждения.

Нельзя говорить о формировании национального самосознания, не упомянув критерии сформированности национальной культуры. Эти критерии можно рассматривать как цели, которые должен ставить перед собой педагог в процессе взаимодействия с учащимися. К таким целям следует отнести:

– развитие национального самосознания;

– уважение культуры, как национального большинства, так и национального меньшинства страны;

– интерес к языку, истории и культуре своей страны;

– знание достижений своей страны в различных областях жизни (наука, спорт, техника, искусство и др.);

– уважение традиций и обычаев, законов жизни людей других национальностей, проживающих в республике;

– наличие желания освоения культурно-исторического опыта и поддержания доброжелательных отношений со старшими поколениями;

– участие в созидательной, преобразующей деятельности на благо национальной культуры.

 
 
Становление нацио-нального самосознания учащихся как основа идейно-воспитатель-ной работы школы


В педагогике сегодня проблема формирования национального самосознания учащихся связана с понятием национального (патриотического) воспитания.

Согласно концептуальным основам идейно-воспитательной работы с детьми, с

учащейся и студенческой молодежью, отраженных в письме Министерства образования Республики Беларусь [3, с.17], национальное воспитание учащихся способствует осознанию ими белорусской государственности и особенностей становления белорусской нации, ознакомлению с традициями, идеями и культурой белорусов, приобщению к их национальному наследию. У белорусов ярко проявляются качества толерантности, терпения, дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощи и сердечности. Национальными чертами, вызывающими уважение и признание других народов, являются трудолюбие, дисциплинированность, стремление к порядку, справедливость, солидарность. Проблема данного направления идейно-воспитательной работы – формирование национального самосознания, чувства языка и культуры, территориальной целостности и отвержение идеи национализма, приоритета над другими нациями и народами.

Формирование национального самосознания учащихся в педагогическом процессе определяется содержанием, формами и средствами национального (патриотического) воспитания подрастающего поколения. С.С. Кацевич так обосновывает взаимосвязь этих двух понятий: «Национальный патриотизм – это формирование и укрепление национального самосознания гражданина Республики Беларусь, гордость за свою Родину, ее историю и культуру, воспитание интереса и внимания к истории и культуре других народов, это понимание того, что белорусская нация должна обогащаться лучшими достижениями мировой культуры, не теряя при этом своего, национального» [2, с.41].

Объектом патриотического или же национального воспитания следует считать прежде всего учащихся, ибо у школьников в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, еще не сформированы мировоззренческие и нравственные устои. В то же время молодежная среда легко восприимчива к воспитательному воздействию, в том числе и социально опасному. Однако именно молодым людям предстоит в будущем брать на себя ответственность за судьбу государства. В связи с этим в числе ведущих задач патриотического воспитания выделяются:

– привитие глубокого уважения молодежи к национальному наследию, истории, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;

– формирование у учащихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республики Беларусь;

– воспитание уважения юношей и девушек к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;

– привитие уважения к Государственному Гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа. Воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества.

Исходя из этого, содержание патриотического воспитания включает в соответствии с «Концепцией патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь» следующие компоненты: социально-политический культурно-исторический; героико-исторический; духовный; военно-технический; физический [4, с.6].

Подчеркивая значимость социально-политического компонента в патриотическом воспитании, следует принять во внимание следующие слова А.М. Радькова: «Содержательную основу патриотического воспитания составляет воспитание гордости за свою страну, глубокое уважение к государственной символике, в которой в концентрированном виде выражается идеология нашего государства» [6, с. 4].

Фольклор как сред-ство формирования национального само-сознания школьников
Существуют различные пути формирования национального самосознания личности. Один из них – использование фольклора в педагогическом процессе учебных заведений, ибо знакомство с национальными традициями, произведениями

устного народного творчества помогают человеку почувствовать свое единение с представителями определенной этносоциальной общности.

В настоящее время природа фольклора, его место среди других форм деятельности людей сделали его важнейшим компонентом традиционной культуры, который интегрировал в себе все сферы духовной культуры, а также в полной мере культуры материальной и социально-нормативной. Фольклор является неотъемлемой частью не только культа, быта, традиций, обрядов, но и жизни народа в целом, сопровождая общество на протяжении всей истории его существования. В условиях устной культуры он представлял собой единственный источник информации, единственное средство передачи и сохранения культурных и идеологических ценностей прошлого. Исходя из этого, следует, прежде всего, отразить связь между понятиями «народное самосознание» и «фольклор»:

               
 
  Народное самосознание
 
Устная народная культура (фольклор)
   
 
   
 

 

 

 


Взаимосвязь фольклора и народного самосознания диалектична. Народное самосознание, возникнув как отражение интересов людей, приобрело объективное содержание и стало самостоятельным и важным явлением духовной жизни народа. Но народное самосознание вбирает в себя не все феномены духовного действительности, так как является только частью народного сознания в целом. Поэтому в каждый период существования народное самосознание осуществляет выбор культурных ценностей, что придает ему более изменчивый и подвижный (чем культура) характер. Культура народа с каждым поколением фиксируется в его самосознании, которое, в свою очередь, определяет конкретные отношения людей к их культурному достоянию, показывает степень их значимости на данный момент. Можно сказать, что народное самосознание представляет собой конкретный исторический срез традиционной народной культуры, стимулирует ее развитие. Усвоение же ценностей культуры выступает для народного самосознания обязательным условием его формирования и развития, придавая ему национальный характер.

Проследить связь понятий «национальное самосознание» и «фольклор» можно исходя из того, что фольклор предстает перед нами как часть национальной культуры:

 

       
   
 
  Национальное самосознание
 

 

 

 


 

Фольклор также имеет прямое отношение и к народной педагогике, так как обладает колоссальным воспитательным потенциалом. Под влиянием легенд, сказок, пословиц, поговорок, присказок, песен, считалок, колыбельных песен, обрядов и других устных народных творений в полной мере вырабатываются мировоззрение и нравственно-практическая философия молодого поколения белорусов.

Изучение народного творчества, как в ходе учебного процесса, так и через формы внеклассной деятельности (игры, фольклорные студии и театры, студии народного декоративно-прикладного творчества – керамика, соломоплетение, вышивка и т.д.), позволяет школьникам лучше узнать свои «корни», почувствовать неразрывную связь с представителями различных поколений нашего народа, ввести национальные традиции и устои в каждый белорусский дом.

 
 
Формирование нацио-нального самосозна-ния учащихся в ходе учебного процесса


Содержание учебного процесса в условиях современной средней школы имеет большие возможности в реализации систематической целенаправленной работы педагогов по формированию национального

самосознания учащихся.

Различные циклы предметов, входящих в базовый компонент учебного плана школы, позволяют комплексно и в соответствии с возрастными возможностями детей формировать национальную культуру учащихся через усвоение на уроках программного учебного материала.

Так, предметы естественнонаучного цикла (биология, география) дают возможность учителю раскрыть пред детьми сущность и специфику флоры и фауны Беларуси, охарактеризовать состояние природных ресурсов нашей страны, обозначить и проанализировать вместе с учениками имеющиеся экологические проблемы, а также способы их решения на теоретическом и практическом уровне. Эти предметы помогают уяснить школьникам взаимозависимость и взаимосвязанность состояния окружающей среды и деятельности человека, познать универсальные и специфические принципы развития природы и преобразующей деятельности специалистов разных хозяйственных сфер, формируют глубокий интерес к учебному материалу краеведческого характера.

Важное значение для формирования у школьников национального самосознания как основы их идеологического воспитания играют предметы общественно-гуманитарного цикла (история всемирная, история Беларуси, курс «Человек. Общество. Государство»). Благодаря этим предметам ученики усваивают важнейшие события из исторического прошлого нашего народа; законы и нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми в нашем обществе, а также перспективы развития белорусского государства; постигают основы конкретно-исторического анализа для понимания социальных явлений и событий, происходящих в нашей стране на данном этапе.

Ведущее место в процессе формирования национальной культуры, основанной на нравственно-эстетических чувствах, принадлежит белорусскому языку, а также предметам художественного цикла (белорусская литература, музыка, изобразительное искусство, курс «Мировая художественная культура»). Данные предметы позволяют ученикам осваивать как произведения народного творчества, так и художественные произведения, созданные современными белорусскими авторами, и на этой основе развивать свое идейно-эмоциональное отношение к национальной культуре, достижениям наших мастеров в области искусства.

В процессе формирования национального самосознания учащихся достойное место должно отводиться их практической творческой деятельности. Этой цели подчинена программа трудового обучения школьников, которая также имеет большие возможности в плане формирования национальной культуры подрастающего поколения. Изучение в соответствующих разделах программы особенностей приготовления блюд национальной кухни, изготовления и украшения национального костюма, видов народного декоративно-прикладного творчества (соломоплетение, изготовление изделий из шпона и бересты, резьба по дереву, вышивка и т.д.) дают возможность ученикам лучше узнать свои исторические корни через постижение основ национальной культуры и при этом каждому реализовать себя как творческую самобытную личность.

 

Становление националь-ной культуры учащихся через сферу внеклассной деятельности
В соответствии с выделенными в «Концепции патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь» компонентами деятельности в процессе внеклассной воспитательной работы с

учащимися целесообразно осуществление их патриотического воспитания по следующим направлениям:

· «Дорогами войны» (военно-историческое направление);

· «Край любимый, край родной» (краеведческое направление);

· «Спадчына» (фольклорное направление);

· «Беларусь синеокая» (экскурсионно-туристическое направление);

· «Свет их таланта» (художественно-театральное и литературно-музыкальное направления);

· «Беларуская скрабнiца» (декоративно-прикладное направление);

· «Зарница» (спортивно-игровое направление).

Следует отметить, что только комплексное использование представленных направлений работы сможет обеспечить целостность программы патриотического воспитания, а значит и обеспечить ее эффективность.

В рамках обозначенных направлений, как показывает педагогическая практика, будут эффективны следующие формы воспитательной работы:

тематические дни, посвященные Дню независимости Беларуси, знаменательным событиям в истории страны, связанным с периодом Великой Отечественной войны и т.д.;

проведение деловых игр («Я – директор», «Я – лидер молодежной организации» и т.д.);

проведение бесед (темы «Мы – Белорусы! Что это значит для каждого из нас?»; «Жыву у Беларусi i тым ганаруся!» и др.);

– проведение конкурсов на лучшего исполнителя белорусской песни, на лучшего чтеца произведений белорусской поэзии;

– проведение фестивалей бардовской песни, белорусского народного творчества, национальной песни и танца;

– устные журналы и классные часы на темы: «Белорусский край – партизанский край», «Беларусь – страна лесов и озер» и др.;

– проведение диспутов и дискуссий на темы: «Быть гражданином – позиция долга или желания?»; «Жить – Родине служить! Как мы это понимаем?» и др.;

– оформление стенгазет, альбомов и т.д. на темы: «Мозырь древний и современный», «Полесский край – родина Ивана Мележа» и др.;

– краеведческие и культурно-познавательные экскурсии, туристические походы;

– субботники и воскресные трудовые акции под девизом: «Сделаем город красивей»;

– благотворительные акции: «Внимание – ветеранам!», «Герои труда – наша гордость!» и др.;

– форумы и слеты, проводимые участниками детских и молодежных общественных объединений; тематические акции в рамках молодежного движения;

– систематические занятия кружков и студий народного танца, декоративно-прикладного творчества (плетение из лозы и соломы, макраме), фольклорного творчества, игры на народных музыкальных инструментах (цимбалы) и др.

Участие школьников в рамках внеклассной деятельности в различных мероприятиях патриотического характера целесообразно рассматривать как средство национального самовыражения, самопознания и самовоспитания молодого поколения.

Литература

1. Бабосов, Е.М. Роль художественного творчества в формировании, развитии и реализации национальной идеи / Е.М. Бабосов // Воплощение нац. идеи в контексте общечеловеческих ценностей и детско-юношеского худож. творчества: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Брест, 16–18 ноября 2004 г./ Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2004. –С. 3–7.

2. Кацэвiч, С.С. Патрыятiзм – з’ява гiстарычная / С.С. Кацэвiч // Народная асвета. – 1999. – № 10. – С. 37–43.

3. Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью: письмо Министерства образования Республики Беларусь № 20-12/20 от 12.05.2003 г. // Праблемы выхавання. – 2006. – № 4. – С. 7–56.

4. Концепция патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь // Настаўнiцкая газета. – 1998. – 14 мая. – С. 6.

5. Лапiч, К.Г. Нацыянальная самасвядомасць и менталiтэт беларусаў / К.Г. Лапiч // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 3. – С. 8–12.

6. Радьков, А.М. Современные проблемы патриотического воспитания учащейся и студенческой молодежи / А.М. Радьков // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 8. – С. 3–8.

7. Ражкова, Л.Л. Фальклор як сродак фармиравання нацыянальнай свядомасцi / Л.Л. Ражкова // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – № 4. – С. 62–66.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.047 с.)