Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Детский коллектив как фактор воспитания личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Роль коллектива в развитии личности состоит в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности». В.А. Сластенин
сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. В то же время активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Детский воспитательный коллектив отличается богатством и разнообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через коллектив ребенок входит в жизнь общества. Профессор Б.Т. Лихачев в связи с этим раскрывает роль коллектива в развитии личности школьника в следующих аспектах. Экономический аспект. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду. Социальный аспект. Коллектив развивает в детях такие социальные качества как стремление к справедливости и согласию, гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи и др. Нравственный аспект. Сущность открытых доброжелательных отношений в коллективе помогает школьникам осознать общественную мораль как ответственность за свои слова и действия друг перед другом, перед самими собой, коллективом и обществом. Культурно-эстетический аспект. Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, содержательному обмену духовными ценностями, повышению эстетического уровня отношений, эстетической организации всей жизни и деятельности. Юридический аспект. Правовое просвещение, соединенное с практическим освоением детьми в коллективе прав и обязанностей, является важным фактором формирования и укрепления их правосознания. Психологический аспект. Каждый ребенок испытывает потребность в коллективном общении, психологической совместимости с другими детьми в деловом и дружеском общении, поддержке со стороны коллектива в инициативе и творческих начинаниях. Организационный аспект. Дети интуитивно стремятся к организации, которая ставит их в деловые отношения руководства и подчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи. Педагогический аспект. Коллектив оказывает воспитательное воздействие как всех составляющих его детей, так и на каждого ребенка в отдельности. Индивидуально-личностный аспект. Психическое развитие, становление духовного мира ребенка требуют периодического уединения, обособления. Поэтому в воспитательном коллективе дети должны иметь возможность временного обособления [3, с. 125–127]. Названные выше аспекты представляют коллектив как человеческую общность, образующую определенную систему отношений и являющуюся ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности.
от доносов, ябедничества и противопоставить им форму «совестного труда» над виновниками нарушения правил поведения (Н.И. Пирогов), разобраться в составляющем сущность обучения «духе школы» (Л.Н. Толстой), показать зависимость «духа школы» от характера воспитателей (К.Д. Ушинский). В историко-педагогическом аспекте значительный интерес представляют собой работы П.Ф. Каптерева. П.Ф. Каптерев в ХIХ в. дал весьма современные рекомендации по организации детского коллектива в школе: 1) сплотить в организованное целое каждый класс, сохраняя при этом индивидуальность каждого школьника; 2) организовать прочные товарищеские связи всех учащихся школы через обсуждение и решение общих дел; 3) поскольку класс не может удовлетворять всех потребностей учащихся, необходимо создать множество отдельных обществ и союзов по стремлениям; 4) все школьные организации должны удовлетворять стремление учащихся к самостоятельности; 5) не давать развиваться в детях страсти к командованию, получению лучших ролей в игре, к выдвижению на первое место. В начале ХХ в. с первых лет создания советской школы широко пропагандировалась необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы. Эти идеи разрабатывали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Часть этих идей была реализована в деятельности колоний (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский и др.), клубов (С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко и др.), «дневных убежищ» и трудовых коммун (С.М. Ривес, Н.П. Шульман и др.), организованных для детей городской бедноты. У истоков создания новой советской школы стоял А.В. Луначарский. Основной целью воспитания он считал всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. В то же время он отмечал, что только в коллективе могут быть наиболее полно развиты качества человеческой личности. Так, он писал: «Мы должны позаботиться, чтобы дети росли в солидарности между собой. Это дается при помощи правильной организации классной жизни и правильного воздействия, направленного против индивидуалистических, эгоистических выпадов» [4, с. 514]. По его мнению, воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности. Н.К. Крупская в своих многочисленных работах раскрыла пути формирования детского коллектива. Ею разработаны идеи, имеющие большое практическое значение: связь детского коллектива с широкой социальной средой; активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; самоуправление в детском коллективе и методические основы его организации. Она рассматривала коллектив как среду развития ребенка, при этом придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллектива, в том числе и в рамках пионерской организации. В работе «Школа и пионердвижение» она говорит: «В организации дети приучаются коллективно чувствовать, коллективно действовать, подчиняться воле коллектива… Ребенок привыкает иметь постоянно перед глазами интересы целого коллектива, связывает все свои действия с действиями коллектива. У него складывается определенная коллективистическая психология, являющаяся наилучшим регулятором инстинктов, уничтожающая чувство беззащитности, одиночества» [2, с. 492]. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Главная задача педагога, по мнению А.С. Макаренко, – правильная организация детского коллектива. Им были разработаны главные принципы и законы развития коллектива: принцип перспективных линий (общая цель коллектива), принцип параллельного действия (одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него на каждого воспитанника), отношения ответственной зависимости, принцип гласности, закон движения коллектива, идея использования игры и соблюдения традиций в жизни коллектива. Настоящий коллектив, считал Антон Семенович, должен иметь общую цель, заниматься разносторонней трудовой деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. В статье «Методы воспитания» он пишет: «Я убежден, если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель, – не перед отдельным классом, а обязательно перед целой школой… школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы, и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него – от коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и в первую очередь дорожить этими интересами» [5, с.536–537]. Макаренко были разработаны гибкая система поощрений и наказаний, построенная на разумном сочетании требований и уважения к каждому воспитаннику и коллективу воспитанников в целом Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили педагогическом трудах и опыте В.А. Сухомлинского. Многолетняя педагогическая деятельность в качестве директора школы позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: руководящая роль школьного коллектива и педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; самодеятельность, творчество, инициатива; гармония высоких, благородных отношений, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение [9, с.208–213]. В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломенский и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова и др.).
Таким образом, своим значением слово коллектив показывает на объединение людей, на существование между ними определенных отношений. Рассмотрим сущность коллектива на основе его существенных признаков в философском, психологическом и педагогическом аспектах. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Сущность коллектива состоит в том, что в нем непосредственно соединяются общественные, групповые и индивидуальные потребности и интересы, формируются общие для большинства его членов цели, нормы и правила поведения. Отсюда можно вывести следующие признаки коллектива: 1) объединение свободных и равноправных людей; 2) отсутствие непримиримых противоречий; 3) наличие общественно значимых целей и организация совместной деятельности; 4) сочетание личных, групповых и общественных интересов. Психология интересуется ведущими закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных отношений. По мнению психолога Я.Л. Коломинского, коллектив – это социальный организм, в котором дети объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе личными взаимоотношениями. «Это отношения большей или меньшей симпатии, – пишет Я.Л. Коломинский, – большей или меньшей близости, привязанности. Оба эти типа отношений тесно связаны между собой, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга» [1, с.196–197]. Таким образом, в коллективе есть своя специфическая «психология», проявляющаяся в особенностях коллективного мышления, в общности оценок, норм отношений, поведения и т.д. Исходя из этого, можно вывести еще один признак коллектива: 5) наличие сложной психологической структуры (климата, атмосферы), объединяющей его членов, координирующей их действия, дополнительно стимулирующей и развивающей каждую личность посредством взаимного обогащения. Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т.е. способы целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив. В этом отношении интересно высказывание А.В. Мудрика: «Главное, для чего создается любой коллектив… – это воспитание личности. Чтобы коллектив стал инструментом воспитания всех членов коллектива и каждого в отдельности, он должен иметь определенные воспитательные свойства» [7, с.62]. Эти воспитательные свойства отражены в характеристике коллектива, данной еще в начале ХХ в. А.С. Макаренко: «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [6, с.585]. Современная трактовка коллектива И.Ф. Козловым как научно-организованной системы воспитывающей детской жизни показывает, что только в процессе коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков. Исходя из этого, мы можем вывести еще один признак коллектива: 6) воспитательное влияние коллектива на личность. При этом воспитательная эффективность коллектива зависит от того, насколько отразились в нем ведущие отношения и ценности общества, насколько его жизнедеятельность становится базой для накопления школьниками положительного социального опыта, а сам коллектив превращается для каждого его члена в арену самовыражения и самоутверждения.
Общешкольный коллектив – это единая организация всего учебно-воспитательного учреждения, имеющая общие органы управления жизнью школы. Первичные коллективы формируются по возрастному признаку и по назначению. Их условно можно разделить на три группы: 1) организованные на основе учебной деятельности (классы, факультативные группы, группы взаимопомощи и т.д.), 2) организованные на основе видов деятельности по интересам в условиях школы (кружки, секции, клубы и т.д.); 3) организованные на основе каких-либо видов деятельности школьников по месту жительства (клубы, спортивные команды и т.д.). Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов самоуправления, координирующих и направляющих его деятельность. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач в первичных коллективах выбираются старосты, и формируется актив. Во многих случаях для выполнения каких-либо мероприятий создаются временные органы (советы, штабы и т.д.), куда входят избираемые учащиеся, которым первичный коллектив поручает исполнение определенных функций. Сплачивающим ядром коллектива, по мнению А.С. Макаренко, является актив, так как в его состав должны подбираться наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Перечисленные выше первичные коллективы, органы самоуправления, а также социальные роли, реализуемые детьми в процессе совместной деятельности (ученик, кружковец, староста и т.д.) представляют собой формальную структуру детского коллектива. Формальная структура коллектива, как правило, задается взрослыми, регистрируется и является результатом целенаправленных усилий педагогов. Для успешного существования звеньев формальной структуры коллектива школы (классов и т.д.) необходимо соблюдение следующих условий в процессе организации его жизнедеятельности: 1) перспектива, на осуществление которой направлена вся коллективная деятельность; 2) максимальная опора на принцип взаимопонимания и взаимообогащения; 3) включение школьников в различные по характеру и содержанию виды деятельности; 4) опора на детское самоуправление (в зрелом коллективе). Помимо формальной существует и неформальная структура коллектива. Она образуется в процессе межличностного общения членов коллектива и основывается на гамме связей и отношений эмоционально-психологического характера. Неформальная структура коллектива представляет собой малые неформальные микрогруппы, на которые подразделяется детский коллектив на основе симпатии, дружбы, общих интересов и т.д. Такие неформальные микрогруппы могут занимать различное положение в коллективе. Одним могут пользоваться авторитетом и влиять на общее мнение коллектива. Другие – нет. Авторитет некоторых групп может быть ситуативен. Могут существовать группы, которые замыкаются только на своих интересах и не участвуют в жизни всего коллектива. Как правило, в состав микрогруппы входят несколько человек (от 2 до 5). Однако не все члены коллектива могут входить в такие неформальные микрогруппы. К таким учащимся относятся: 1) те, кто имеет основное общение вне класса (клуб, команда и т.д.) и не нуждается в дополнительном общении в классе; 2) дети робкие, закомплексованные, неуверенные в себе и не умеющие наладить с окружающими общение; 3) дети, отверженные коллективом по каким-либо причинам. Ребенок, одновременно являясь членом коллектива и какой-либо неформальной микрогруппы, испытывает на себе двойное влияние. Формирование его личности зависит не только от воспитательного воздействия коллектива, но и от его ориентации на принятые в его микрогруппе ценности, мнения, оценки и т.д. Педагогическая практика показывает, что коллектив лишь тогда является благоприятной средой для развития личности ученика, когда неофициальное положение его в коллективе благоприятно, когда его личный статус среди сверстников достаточно высок. Если же воспитанник не «вписывается» в систему неофициальных отношений коллектива, непопулярен в среде сверстников, коллектив перестает быть по отношению к нему полноценным инструментом его индивидуального всестороннего развития. По мнению В.А. Сластенина, детский коллектив выполняет три ведущие функции: организационную (детский коллектив становится субъектом управления своей общественно значимой деятельностью), воспитательную (детский коллектив как носитель определенных нравственно-мировоззренческих убеждений); стимулирования (коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно значимых дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения [8,с. 354–355]. Академик Б.Т. Лихачев называет следующие функции детского коллектива: 1) введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений; 2) коллектив является основной формой и фактором организации детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой; 3) коллектив формирует моральную сущность личности, ее нравственно-эстетическое отношение к миру и к самой себе; 4) способность коллектива оказывать эффективное педагогическое воздействие на отдельную личность или группу детей, корректировать их поведение и деятельность [3, с.129–130]. Следует заметить, что только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции.
Стадии (этапы) развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. Рассмотрим сущность выделенных Макаренко стадий.
Первая стадия (сплочение коллектива) Характеристика коллектива. Школьники переживают состояние первоначальной адаптации, характеризующееся общим эмоциональным напряжением. В рамках формальной структуры начинают складываться межличностные отношения, которые приводят к образованию неформальных групп психолого-эмоционального характера. Состав названных группы неустойчив, так как члены коллектива недостаточно знают друг друга. Для этой стадии характерны противоречия между интересами коллектива и отдельной личности. Деятельность педагога. Коллектив является целью воспитательных усилий педагога, организационной единицей, где отношения определяются содержанием совместной деятельности учащихся, ее целями и задачами. Задача педагога – собрать информацию об учащихся, сформировать органы самоуправления коллектива, составить программу жизнедеятельности коллектива совместно с учащимися. Сплачивающим детский коллектив средством на данном этапе является единоличное требование педагога. Вторая стадия (превращение коллектива в инструмент воспитания всех учащихся) Характеристика коллектива. Психологические связи в коллективе становятся более прочными и определенными, хотя отношения учащихся все еще носят избирательный характер. Неформальная структура коллектива стабилизируется. Основным проводником требований к личности воспитанника является актив. Деятельность педагога. Основная задача педагога – опираясь на органы самоуправления, в максимальной степени использовать возможности детского коллектива в реализации воспитательных функций, ради которых создается коллектив. Педагог использует в ходе взаимодействия с коллективом метод параллельного действия.
Третья стадия (коллектив – объединение учащихся с высокоорганизованными межличностными отношениями) Характеристика коллектива. Коллектив отличается высоким уровнем социально-психологической зрелости и сложившейся системой самоуправления. Деятельность педагога. Коллектив используется педагогом в целях корректировки социального опыта и создания благоприятных условий для развития творческой индивидуальности каждого ученика. Важнейшая задача коллектива и педагога – воспитание каждого ученика, забота о его благополучной позиции в коллективе, правильная регуляция отношений между всеми его членами. При этом как самое существенное качество группы рассматривается уровень ее социально-психологической зрелости. Признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются по-разному в зависимости от уровня ее развития, были обоснованы в исследовании Л.И. Уманского. Все признаки он объединил в следующие блоки: · общественный блок с подструктурами социальной направленности (мотивы деятельности, ценностные ориентации), организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой жизни; · личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими единство трех сторонсознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы; · блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность) жизнедеятельности группы. Л.И. Уманский экспериментальным путем установил, что детская или юношеская группа становится коллективом при устойчивом проявлении названных признаков в их наивысшей степени. В этой связи выделяются следующие уровни формирования групп-коллективов: 1) группа-конгломерат (объединение ранее не знакомых детей); 2) группа-ассоциация (закладывается структура коллектива); 3) группа-кооперация (сотрудничество членов коллектива); 4) группа-автономия (внутренняя слитность, единство всех структур); 5) группа-коллектив [10]. В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. При этом нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива, так как в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, влияющие на психологическую атмосферу внутри группы и создающие временные барьеры развития.
Литература 1. Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1969. – 245 с. 2. Крупская, Н.К. Школа и пионердвижение / Н.К. Крупская // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – C. 491–496. 3. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – 464 с. 4. Луначарский, А.В. О воспитании нового человека / А.В. Луначарский // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – C. 513–516. 5. Макаренко, А.С. Методы воспитания / А.С. Макаренко // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – C.525–544. 6. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А.С. Макаренко // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – C. 582–593. 7. Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников: кн. для клас. руководителей / А.В. Мудрик. – 2-е изд. –М.: Просвещение, 1981. – 176 с. 8. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с. 9.Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения: в 3 т. – М., 1981. – Т. 3. – С.205 –394. 10. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И. Уманский. – М.: Педагогика, 1980. – 146 с.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.192 (0.013 с.) |