Тема 3. Детский коллектив как фактор воспитания личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Детский коллектив как фактор воспитания личности



«Роль коллектива в развитии личности состоит в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности».

В.А. Сластенин

 

Роль коллектива в развитии личности
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива, от структуры

сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. В то же время активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

Детский воспитательный коллектив отличается богатством и разнообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через коллектив ребенок входит в жизнь общества. Профессор Б.Т. Лихачев в связи с этим раскрывает роль коллектива в развитии личности школьника в следующих аспектах.

Экономический аспект. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Социальный аспект. Коллектив развивает в детях такие социальные качества как стремление к справедливости и согласию, гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи и др.

Нравственный аспект. Сущность открытых доброжелательных отношений в коллективе помогает школьникам осознать общественную мораль как ответственность за свои слова и действия друг перед другом, перед самими собой, коллективом и обществом.

Культурно-эстетический аспект. Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, содержательному обмену духовными ценностями, повышению эстетического уровня отношений, эстетической организации всей жизни и деятельности.

Юридический аспект. Правовое просвещение, соединенное с практическим освоением детьми в коллективе прав и обязанностей, является важным фактором формирования и укрепления их правосознания.

Психологический аспект. Каждый ребенок испытывает потребность в коллективном общении, психологической совместимости с другими детьми в деловом и дружеском общении, поддержке со стороны коллектива в инициативе и творческих начинаниях.

Организационный аспект. Дети интуитивно стремятся к организации, которая ставит их в деловые отношения руководства и подчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи.

Педагогический аспект. Коллектив оказывает воспитательное воздействие как всех составляющих его детей, так и на каждого ребенка в отдельности.

Индивидуально-личностный аспект. Психическое развитие, становление духовного мира ребенка требуют периодического уединения, обособления. Поэтому в воспитательном коллективе дети должны иметь возможность временного обособления [3, с. 125–127].

Названные выше аспекты представляют коллектив как человеческую общность, образующую определенную систему отношений и являющуюся ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности.

История развития идеи детского коллектива в педагогике
Прогрессивные русские педагоги стремились вникнуть в характер «внутренней жизни» детей, понять принятые детской массой идеалы и ценности (А.Ф. Лазурский), защитить их

от доносов, ябедничества и противопоставить им форму «совестного труда» над виновниками нарушения правил поведения (Н.И. Пирогов), разобраться в составляющем сущность обучения «духе школы» (Л.Н. Толстой), показать зависимость «духа школы» от характера воспитателей (К.Д. Ушинский).

В историко-педагогическом аспекте значительный интерес представляют собой работы П.Ф. Каптерева.

П.Ф. Каптерев в ХIХ в. дал весьма современные рекомендации по организации детского коллектива в школе: 1) сплотить в организованное целое каждый класс, сохраняя при этом индивидуальность каждого школьника; 2) организовать прочные товарищеские связи всех учащихся школы через обсуждение и решение общих дел; 3) поскольку класс не может удовлетворять всех потребностей учащихся, необходимо создать множество отдельных обществ и союзов по стремлениям; 4) все школьные организации должны удовлетворять стремление учащихся к самостоятельности; 5) не давать развиваться в детях страсти к командованию, получению лучших ролей в игре, к выдвижению на первое место.

В начале ХХ в. с первых лет создания советской школы широко пропагандировалась необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы. Эти идеи разрабатывали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Часть этих идей была реализована в деятельности колоний (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский и др.), клубов (С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко и др.), «дневных убежищ» и трудовых коммун (С.М. Ривес, Н.П. Шульман и др.), организованных для детей городской бедноты.

У истоков создания новой советской школы стоял А.В. Луначарский. Основной целью воспитания он считал всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. В то же время он отмечал, что только в коллективе могут быть наиболее полно развиты качества человеческой личности. Так, он писал: «Мы должны позаботиться, чтобы дети росли в солидарности между собой. Это дается при помощи правильной организации классной жизни и правильного воздействия, направленного против индивидуалистических, эгоистических выпадов» [4, с. 514]. По его мнению, воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности.

Н.К. Крупская в своих многочисленных работах раскрыла пути формирования детского коллектива. Ею разработаны идеи, имеющие большое практическое значение: связь детского коллектива с широкой социальной средой; активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; самоуправление в детском коллективе и методические основы его организации. Она рассматривала коллектив как среду развития ребенка, при этом придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллектива, в том числе и в рамках пионерской организации. В работе «Школа и пионердвижение» она говорит: «В организации дети приучаются коллективно чувствовать, коллективно действовать, подчиняться воле коллектива… Ребенок привыкает иметь постоянно перед глазами интересы целого коллектива, связывает все свои действия с действиями коллектива. У него складывается определенная коллективистическая психология, являющаяся наилучшим регулятором инстинктов, уничтожающая чувство беззащитности, одиночества» [2, с. 492].

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Главная задача педагога, по мнению А.С. Макаренко, – правильная организация детского коллектива. Им были разработаны главные принципы и законы развития коллектива: принцип перспективных линий (общая цель коллектива), принцип параллельного действия (одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него на каждого воспитанника), отношения ответственной зависимости, принцип гласности, закон движения коллектива, идея использования игры и соблюдения традиций в жизни коллектива. Настоящий коллектив, считал Антон Семенович, должен иметь общую цель, заниматься разносторонней трудовой деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. В статье «Методы воспитания» он пишет: «Я убежден, если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель, – не перед отдельным классом, а обязательно перед целой школой… школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы, и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него – от коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и в первую очередь дорожить этими интересами» [5, с.536–537]. Макаренко были разработаны гибкая система поощрений и наказаний, построенная на разумном сочетании требований и уважения к каждому воспитаннику и коллективу воспитанников в целом

Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили педагогическом трудах и опыте В.А. Сухомлинского. Многолетняя педагогическая деятельность в качестве директора школы позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: руководящая роль школьного коллектива и педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; самодеятельность, творчество, инициатива; гармония высоких, благородных отношений, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение [9, с.208–213].

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломенский и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова и др.).

 

Понятие «коллектив», его признаки
Слово «коллектив» происходит от латинских слов (лат. colligo означает «объединяю» и лат. collectivus – собирательный).

Таким образом, своим значением слово коллектив показывает на объединение людей, на существование между ними определенных отношений. Рассмотрим сущность коллектива на основе его существенных признаков в философском, психологическом и педагогическом аспектах.

Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Сущность коллектива состоит в том, что в нем непосредственно соединяются общественные, групповые и индивидуальные потребности и интересы, формируются общие для большинства его членов цели, нормы и правила поведения. Отсюда можно вывести следующие признаки коллектива: 1) объединение свободных и равноправных людей; 2) отсутствие непримиримых противоречий; 3) наличие общественно значимых целей и организация совместной деятельности; 4) сочетание личных, групповых и общественных интересов.

Психология интересуется ведущими закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных отношений. По мнению психолога Я.Л. Коломинского, коллектив – это социальный организм, в котором дети объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе личными взаимоотношениями. «Это отношения большей или меньшей симпатии, – пишет Я.Л. Коломинский, – большей или меньшей близости, привязанности. Оба эти типа отношений тесно связаны между собой, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга» [1, с.196–197]. Таким образом, в коллективе есть своя специфическая «психология», проявляющаяся в особенностях коллективного мышления, в общности оценок, норм отношений, поведения и т.д. Исходя из этого, можно вывести еще один признак коллектива: 5) наличие сложной психологической структуры (климата, атмосферы), объединяющей его членов, координирующей их действия, дополнительно стимулирующей и развивающей каждую личность посредством взаимного обогащения.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т.е. способы целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив. В этом отношении интересно высказывание А.В. Мудрика: «Главное, для чего создается любой коллектив… – это воспитание личности. Чтобы коллектив стал инструментом воспитания всех членов коллектива и каждого в отдельности, он должен иметь определенные воспитательные свойства» [7, с.62]. Эти воспитательные свойства отражены в характеристике коллектива, данной еще в начале ХХ в. А.С. Макаренко: «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [6, с.585]. Современная трактовка коллектива И.Ф. Козловым как научно-организованной системы воспитывающей детской жизни показывает, что только в процессе коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Исходя из этого, мы можем вывести еще один признак коллектива: 6) воспитательное влияние коллектива на личность. При этом воспитательная эффективность коллектива зависит от того, насколько отразились в нем ведущие отношения и ценности общества, насколько его жизнедеятельность становится базой для накопления школьниками положительного социального опыта, а сам коллектив превращается для каждого его члена в арену самовыражения и самоутверждения.

 

Структура детского коллектива, функции коллектива
В структуре детского воспитательного коллектива выделяются общешкольный коллектив и первичные коллективы.

Общешкольный коллектив – это единая

организация всего учебно-воспитательного учреждения, имеющая общие органы управления жизнью школы.

Первичные коллективы формируются по возрастному признаку и по назначению. Их условно можно разделить на три группы: 1) организованные на основе учебной деятельности (классы, факультативные группы, группы взаимопомощи и т.д.), 2) организованные на основе видов деятельности по интересам в условиях школы (кружки, секции, клубы и т.д.); 3) организованные на основе каких-либо видов деятельности школьников по месту жительства (клубы, спортивные команды и т.д.).

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов самоуправления, координирующих и направляющих его деятельность. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач в первичных коллективах выбираются старосты, и формируется актив. Во многих случаях для выполнения каких-либо мероприятий создаются временные органы (советы, штабы и т.д.), куда входят избираемые учащиеся, которым первичный коллектив поручает исполнение определенных функций. Сплачивающим ядром коллектива, по мнению А.С. Макаренко, является актив, так как в его состав должны подбираться наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники.

Перечисленные выше первичные коллективы, органы самоуправления, а также социальные роли, реализуемые детьми в процессе совместной деятельности (ученик, кружковец, староста и т.д.) представляют собой формальную структуру детского коллектива. Формальная структура коллектива, как правило, задается взрослыми, регистрируется и является результатом целенаправленных усилий педагогов. Для успешного существования звеньев формальной структуры коллектива школы (классов и т.д.) необходимо соблюдение следующих условий в процессе организации его жизнедеятельности: 1) перспектива, на осуществление которой направлена вся коллективная деятельность; 2) максимальная опора на принцип взаимопонимания и взаимообогащения; 3) включение школьников в различные по характеру и содержанию виды деятельности; 4) опора на детское самоуправление (в зрелом коллективе).

Помимо формальной существует и неформальная структура коллектива. Она образуется в процессе межличностного общения членов коллектива и основывается на гамме связей и отношений эмоционально-психологического характера. Неформальная структура коллектива представляет собой малые неформальные микрогруппы, на которые подразделяется детский коллектив на основе симпатии, дружбы, общих интересов и т.д. Такие неформальные микрогруппы могут занимать различное положение в коллективе. Одним могут пользоваться авторитетом и влиять на общее мнение коллектива. Другие – нет. Авторитет некоторых групп может быть ситуативен. Могут существовать группы, которые замыкаются только на своих интересах и не участвуют в жизни всего коллектива. Как правило, в состав микрогруппы входят несколько человек (от 2 до 5). Однако не все члены коллектива могут входить в такие неформальные микрогруппы. К таким учащимся относятся: 1) те, кто имеет основное общение вне класса (клуб, команда и т.д.) и не нуждается в дополнительном общении в классе; 2) дети робкие, закомплексованные, неуверенные в себе и не умеющие наладить с окружающими общение; 3) дети, отверженные коллективом по каким-либо причинам.

Ребенок, одновременно являясь членом коллектива и какой-либо неформальной микрогруппы, испытывает на себе двойное влияние. Формирование его личности зависит не только от воспитательного воздействия коллектива, но и от его ориентации на принятые в его микрогруппе ценности, мнения, оценки и т.д. Педагогическая практика показывает, что коллектив лишь тогда является благоприятной средой для развития личности ученика, когда неофициальное положение его в коллективе благоприятно, когда его личный статус среди сверстников достаточно высок. Если же воспитанник не «вписывается» в систему неофициальных отношений коллектива, непопулярен в среде сверстников, коллектив перестает быть по отношению к нему полноценным инструментом его индивидуального всестороннего развития.

По мнению В.А. Сластенина, детский коллектив выполняет три ведущие функции: организационную (детский коллектив становится субъектом управления своей общественно значимой деятельностью), воспитательную (детский коллектив как носитель определенных нравственно-мировоззренческих убеждений); стимулирования (коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно значимых дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения [8,с. 354–355].

Академик Б.Т. Лихачев называет следующие функции детского коллектива: 1) введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений; 2) коллектив является основной формой и фактором организации детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой; 3) коллектив формирует моральную сущность личности, ее нравственно-эстетическое отношение к миру и к самой себе; 4) способность коллектива оказывать эффективное педагогическое воздействие на отдельную личность или группу детей, корректировать их поведение и деятельность [3, с.129–130].

Следует заметить, что только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции.

 
 
Стадии развития дет- ского коллектива, их ха- рактеристика


Стадии (этапы) развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы

А.С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. Рассмотрим сущность выделенных Макаренко стадий.

 

Первая стадия (сплочение коллектива)

Характеристика коллектива. Школьники переживают состояние первоначальной адаптации, характеризующееся общим эмоциональным напряжением. В рамках формальной структуры начинают складываться межличностные отношения, которые приводят к образованию неформальных групп психолого-эмоционального характера. Состав названных группы неустойчив, так как члены коллектива недостаточно знают друг друга. Для этой стадии характерны противоречия между интересами коллектива и отдельной личности.

Деятельность педагога. Коллектив является целью воспитательных усилий педагога, организационной единицей, где отношения определяются содержанием совместной деятельности учащихся, ее целями и задачами. Задача педагога – собрать информацию об учащихся, сформировать органы самоуправления коллектива, составить программу жизнедеятельности коллектива совместно с учащимися.

Сплачивающим детский коллектив средством на данном этапе является единоличное требование педагога.

Вторая стадия (превращение коллектива в инструмент

воспитания всех учащихся)

Характеристика коллектива. Психологические связи в коллективе становятся более прочными и определенными, хотя отношения учащихся все еще носят избирательный характер. Неформальная структура коллектива стабилизируется. Основным проводником требований к личности воспитанника является актив.

Деятельность педагога. Основная задача педагога – опираясь на органы самоуправления, в максимальной степени использовать возможности детского коллектива в реализации воспитательных функций, ради которых создается коллектив. Педагог использует в ходе взаимодействия с коллективом метод параллельного действия.

 

Третья стадия (коллектив – объединение учащихся с высокоорганизованными межличностными отношениями)

Характеристика коллектива. Коллектив отличается высоким уровнем социально-психологической зрелости и сложившейся системой самоуправления.

Деятельность педагога. Коллектив используется педагогом в целях корректировки социального опыта и создания благоприятных условий для развития творческой индивидуальности каждого ученика.

Важнейшая задача коллектива и педагога – воспитание каждого ученика, забота о его благополучной позиции в коллективе, правильная регуляция отношений между всеми его членами. При этом как самое существенное качество группы рассматривается уровень ее социально-психологической зрелости.

Признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются по-разному в зависимости от уровня ее развития, были обоснованы в исследовании Л.И. Уманского. Все признаки он объединил в следующие блоки:

· общественный блок с подструктурами социальной направленности (мотивы деятельности, ценностные ориентации), организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой жизни;

· личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими единство трех сторонсознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы;

· блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность) жизнедеятельности группы.

Л.И. Уманский экспериментальным путем установил, что детская или юношеская группа становится коллективом при устойчивом проявлении названных признаков в их наивысшей степени. В этой связи выделяются следующие уровни формирования групп-коллективов:

1) группа-конгломерат (объединение ранее не знакомых детей);

2) группа-ассоциация (закладывается структура коллектива);

3) группа-кооперация (сотрудничество членов коллектива);

4) группа-автономия (внутренняя слитность, единство всех структур);

5) группа-коллектив [10].

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. При этом нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива, так как в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, влияющие на психологическую атмосферу внутри группы и создающие временные барьеры развития.

 

Литература

1. Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1969. – 245 с.

2. Крупская, Н.К. Школа и пионердвижение / Н.К. Крупская // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – C. 491–496.

3. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – 464 с.

4. Луначарский, А.В. О воспитании нового человека / А.В. Луначарский // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – C. 513–516.

5. Макаренко, А.С. Методы воспитания / А.С. Макаренко // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – C.525–544.

6. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А.С. Макаренко // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – C. 582–593.

7. Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников: кн. для клас. руководителей / А.В. Мудрик. – 2-е изд. –М.: Просвещение, 1981. – 176 с.

8. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.

9.Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения: в 3 т. – М., 1981. – Т. 3. – С.205 –394.

10. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И. Уманский. – М.: Педагогика, 1980. – 146 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.065 с.)