Известные люди о нравственном воспитании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Известные люди о нравственном воспитании



 

Диоген Лаэртий, др. греч. философ (1 половина 3 в.)

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

(Хилом, 1-70. Предписания для воспитания)

 

1. Сдерживай язык, особенно в застолье. Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься. Не грозись: это дело бабье.

2. К друзьям спеши проворнее в несчастье, чем в счастье. Брак справляй без пышности.

3. Мертвых не хули. Старость чти. Береги себя сам. Лучше потеря, чем дурная прибыль: от одной горе на раз, от другой – навсегда.

4. Чужой беде не смейся. Кто силен, тот будет и добр, чтобы тебя уважали, а не боялись.

5. Хорошо начальствовать учись на своем доме.

6. Языком не упреждай мысль. Обуздывай гнев.

7. На непосильное не посягай. Не спеши в пути. Когда говоришь – руками не размахивай, это знак безумства.

 

 

Антон Павлович Чехов

Из письма брату Николаю (март 1886 г.)

 

Воспитанные люди должны удовлетворять следующим нравственным требованиям:

– они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы;

– они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь простым глазом;

– они уважают чужую собственность, а потому и платят долги;

– они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице, так же как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии;

– они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие;

– они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями;

– если они имеют в себе талант, то уважают его;

– они воспитывают в себе эстетику.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ТЕСТ «МОТИВЫ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА»

 

Ученикам предлагается для осмысления определенная жизненная ситуация, требующая проявления нравственной позиции. Например:

Ситуация 1. Однажды вы вместе со своим другом идете в гости к вашему приятелю. Родителей нет дома, и ребята начинают пить спиртные напитки и курить «травку». Вы не хотите пить и курить и чувствуете себя неловко, когда Вам это предлагают. Вы говорите, что не хотите, но Вас начинают уговаривать, кто-то даже посмеивается: «Да ты попробуй, пора уже стать взрослей, не век же оставаться ребенком».

Ситуация 2. Настя была спокойной и скромной девушкой. Максим и Олег – ее однокурсники – были ребятами шумными и задиристыми. Однажды во время перерыва в буфете парни стали подшучивать над Настей. Сначала шутки были безобидные, затем стали все ехиднее и грубее. По лицу Насти было видно, что она смутилась и чувствует себя очень неловко, но дать отпор этим «весельчакам» она не умела. Через несколько минут эта ситуация привлекла внимание всех присутствующих в буфете, в том числе и ваше внимание.

Учащимся предлагается назвать свои действия в этой ситуации и обосновать их мотивами, выбрав их из ряда предложенных. Какие мотивы предлагать учащимся зависит от ситуации, которую Вы представите им для осмысления.

Мотивы выбора:

1. Страх наказания

2. Желание получить награду

3. Уверенность, что любой в этой ситуации поступил бы также

4. Это не противоречит закону

5. Тем самым я не доставлю неудобства другим

6. Я смогу уважать себя за это и сохранить чувство собственного достоинства

7. Я уверен, что никто не узнает о моем поступке

8. Мне это доставит удовольствие

9. Мои друзья одобрят этот поступок

10. Я всего лишь выполняю чужие указания

11. Тем самым может быть достигнут компромисс

12. Я считаю данное решение единственно правильным и разумным

 

Результат выбора мотивов, сделанного учениками, демонстрирует приоритетную нравственную ценность, являющуюся регулятором человеческих отношений на нравственной основе. После анализа сделанных учениками ответов следует обсудить с ними правильный вариант поведения в ситуации, исходя из нравственной нормы.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА

Хаммурапи, царь Вавилонии 1792 – 1750 гг. до н.э., политик и полководец

 

Из сборника законов царя Хаммурапи

(ценный памятник древневосточного права, демонстрирующий главные характеристики рабовладельческого общества)

 

Я, Хаммурапи, вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший Евфратские селения, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие народу. Отныне:

 

Если человек украдет имущество храма или царя, его должно убить; и того, кто примет украденное, должно убить.

Если человек украдет раба или рабыню, его должно убить. Если человек укроет беглого раба, его должно убить. Если кто срежет рабу клеймо, тому должно отрезать пальцы.

Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба. Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.

Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года.

Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф. Если человек ударит по щеке высшего (вельможу, жреца), должно ударить его 60 раз плетью из воловой кожи.

 

Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.009 с.)