Цель Национального проекта - 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель Национального проекта -



- ускорить модернизацию российского образования,

- обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,

- в конечном счете - достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

2. В Проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - "центров кристаллизации" институциональных изменений. Каждое направление национального проекта является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных подвижек в качестве образования.

3. Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы. Прежде всего, эти компоненты национального проекта содействуют повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества. Так, заявку на участие в конкурсе подает орган государственно-общественного управления школы или профессиональное сообщество учителей. Это, в частности, расширит практику создания в школах попечительских, управляющих и иных советов. С другой стороны, гражданские институты участвуют в экспертизе, оценивании школ и учителей. Было организовано широкое общественное обсуждение самих конкурсных критериев. Это ведет еще и к таким важным изменениям, как становление нового, сформулированного обществом представления о качестве образования. А также - к развитию новых форм его оценки: оценки открытой, прозрачной, критериальной, внешней (а не внутриведомственной), с участием общественности.

На основании победы в конкурсе рекомендуется присваивать и продлевать учителям высшую категорию, тем самым, задавая и новые подходы в аттестации педагогических кадров. Сказанное может касаться также аттестации образовательных программ школ.

В ходе конкурсного отбора будет поддержана практика создания ресурсных центров и опорных школ, предоставляющих качественное образование возможно более широкому кругу учащихся и выполняющих функции методической помощи педагогам, способствуя повышению их квалификации.

Далее. Применяется механизм выделения по регионам квот на поддержку учителей и школ - пропорционально количеству городских и сельских школьников с удвоением квоты для учащихся в сельской местности. Тем самым задается образец подушевого принципа финансирования в образовании. Направление ассигнований непосредственно в школы для реализации программ развития способствует становлению их финансово-хозяйственной самостоятельности.

Еще одно важное институциональное изменение стимулируют данные конкурсы: внедрение новой системы оплаты труда учителей. Фактически на уровне страны создается фонд стимулирования за качество и результативность педагогической работы, распределяемый с участием общественных институтов. Это должно повлечь создание подобных фондов и процедур на всех ступенях управления - от регионального уровня до школы.

4. Поддержка инновационных вузов также содействует ряду названных изменений, в первую очередь, - связанных с расширением общественного участия в управлении образованием, с формированием общественного заказа и модернизацией системы оценки качества образования.

Кроме того, через установленные критерии отбора конкурс инновационных вузов способствует повышению ориентации профессионального образования на региональную экономику, на кадровые потребности конкретной территории.

На кадровое обеспечение и комплексное решение задач современного социально-экономического развития территорий направлено создание новых национальных университетов, объединяющих в единую систему ведущие вузы и академические центры, расположенные в субъекте Федерации.

Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на выращивание через образование ее конкурентных преимуществ.

5. На это же изменение, в конечном счете, нацелен и компонент "Информатизация" - на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Принцип распределения средств на оснащение школ в рамках данного направления дает еще один рычаг поддержки ресурсных центров, внедрения подушевого нормативного финансирования и развития финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений. (Распределение по регионам субсидий на компьютерное оснащение школ, активно внедряющих современные технологии, отвечает тем же принципам нормативного подушевого финансирования, что конкурсная поддержка школ и учителей, - пропорционально количеству городских и сельских школьников с двойной преференцией для учащихся в сельской местности).

Кроме того, разработка системы электронных образовательных ресурсов нового поколения должна привести к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ.

Возвращаясь к учителям, новой системе оплаты их труда. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство. Принцип установления размеров доплат (по 1000 рублей за руководство классом численностью 25 человек в городской школе и 14 человек - в сельской, а в классах меньшей наполняемостью - пропорционально числу учащихся) опять же стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

6. И коротко о том, к каким системным эффектам ведет создание современных центров начального профессионального образования в армии. Фактически, это - первый шаг, за которым последуют другие существенные изменения в армии. В итоге они должны привести к повышению ее эффективности за счет того, что армия станет по сути высококачественным образовательным институтом.

7. Обобщая сказанное. Мы видим, что разные компоненты национального проекта усиливают друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.

В первую очередь направления Проекта комплексно работают на скорейшее введение и распространение новых финансовых механизмов, а также на развитие общественного участия в управлении образованием - наиболее действенные регулятивы качества образования.

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"

(утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422)

(извлечение)

I. Введение Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.
Наибольшее, хотя и крайне противоречивое, влияние на патриотическое и гражданское воспитание детей и молодежи, по мнению многих экспертов (66,7%), оказывает семья. Велико значение школы – так считает две пятых опрошенных (39,4%). Высшие учебные заведения и молодежные организации занимают в этом списке третью позицию (по 15,2%), значительно уступая двум первым. Почти та же роль, полагают участники опроса, у различных общественных организаций (12,1%). Факторы, оказывающие влияние на патриотическое и гражданское воспитание детей и молодежи
Такое же количество экспертов (12,1%) считает, что на патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения в настоящее время не оказывает влияния никто. Особая роль, место в этом процессе отводиться СМИ. Респонденты четко разделяют негативное (преобладающее) и позитивное влияние печатных и электронных СМИ. Лишь 6,1 % указывают на возрастание положительного влияния СМИ на умы и души. (Экспертная оценка эффективности патриотического воспитания молодежи//"Патриотическое воспитание молодежи и средства массовой информации: оценки горожан, журналистов и экспертов". - Симптом N 4 (134) 2003 г.)
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно - исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.Программа имеет государственный статус, и для ее реализации требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Программа является продолжением государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы", предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив. II. Содержание проблемы и необходимость продолжения ее решения программными методами Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.
Есть существенные различия во мнениях респондентов в зависимости от их возраста (табл.). Участники опроса, находящиеся в возрасте до 40 лет, считают основным фактором формирования патриотического сознания семью (66,7%). Общественные организации играют такую же роль, по мнению 16,7% представителей этой группы. Такое же количество респондентов выбрало ответ «никто». Школа, молодежные организации, вузы и СМИ не назывались. Факторы патриотического воспитания молодежи (в зависимости от возраста респондентов)
факторы воспитания до 40 лет от 40 до 50 лет более 50 лет
семья 66,7 36,4 37,1
школа 0,0 27,3 28,6
молодежные организации 0,0 18,2 8,6
общественные организации 16,7 0,0 8,6
вуз 0,0 9,1 8,6
СМИ 0,0 9,1 0,0
никто 16,7 0,0 8,6

 

(Экспертная оценка эффективности патриотического воспитания молодежи//"Патриотическое воспитание молодежи и средства массовой информации: оценки горожан, журналистов и экспертов". - Симптом N 4 (134) 2003 г.)
В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики.В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.Проводимая органами исполнительной власти и общественными организациями (объединениями) работа позволила добиться некоторого изменения тональности ряда электронных и печатных средств массовой информации в освещении проблем патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию.
Школа, по мнению опрошенных учителей (от 56,6 до 75,5%) и родителей школьников (от 72,7 до 81,7%) занимается воспитанием патриотизма. Однако эффективность этой работы, то есть достигнутый уровень гражданского самосознания учащихся, оставляет желать лучшего. Среди респондентов-учителей выразили удовлетворенность этой работой только 17,4% опрошенных, а 32,5% вообще затруднились охарактеризовать ее. Изменение состояния патриотического духа в молодежной среде за последние годы
в лучшую сторону в худшую сторону не изменилось
12,1 63,6 21,2

 

Вероятно, проводимые воспитательные мероприятия в значительной мере носят формальный характер, не достигая желаемого результата. Это не могло не сказаться на состоянии патриотического духа в молодежной среде. В последние годы оно изменилось в худшую сторону, по мнению более чем половины опрошенных (63,6%). Каждый пятый считает, что изменений не произошло (21,2%). Изменения в лучшую сторону отметили только 12,1% участников исследования. Все они по своему должностному положению являются руководителями и находятся в возрасте старше 40 лет. Оценки различных групп экспертов существенно отличаются по всем позициям. Каждый третий руководитель полагает, что патриотическое настроение у молодежи улучшилось (33,3%). Мнение преподавателей разделилось. Часть из них считает, что состояние патриотического духа ухудшилось (53,8%), другие не видят существенных изменений (46,2%). Все эксперты из группы «другие» отмечают ухудшение состояния. (Экспертная оценка эффективности патриотического воспитания молодежи//"Патриотическое воспитание молодежи и средства массовой информации: оценки горожан, журналистов и экспертов". - Симптом N 4 (134) 2003 г.)
Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества. Начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.В этой работе активное участие принимают представители Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, ведущих вузов страны. Организована подготовка специалистов по вопросам патриотического воспитания.Бюджетные средства, выделенные на реализацию программных мероприятий в 2002 - 2004 годах в размере 114,999 млн. рублей, были направлены на решение неотложных задач патриотического воспитания. Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все.В некоторых регионах не созданы координационные советы и центры патриотического воспитания. Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы. III. Цель и задачи Программы Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: продолжить создание системы патриотического воспитания; продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан; повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения; проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России. Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий согласно приложению N 1. IV. Основные направления реализации Программы Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи.
В настоящее время остро ощущается потребность российского общества и общеобразовательной школы в усилении патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Возможно ли сегодня возрождение патриотического духа в молодежной среде?
да, безусловно да, но достаточно трудно сегодня - нет
18,2 69,7 9,1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.32 (0.013 с.)