II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом



Ранее действовавшие федеральные целевые программы, направленные на улучшение положения детей в Российской Федерации, предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях.

Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные программы, направленные на улучшение положения детей.

Педагогическое взаимодействие - процесс личностного и деятельностного обмена между педагогом и ребенком, представляющий собой организацию совместной деятельности и общения. В процессе педагогического взаимодействия участники обмениваются не только информацией, знаниями, умениями, но и личными качествами, эмоциональным и коммуникативным опытом, сложившимися взглядами. Этот обмен осуществляется как в формально-ролевом режиме (учитель - ученик, задание уроков - выполнение уроков, контроль - подчинение и пр.), так и в неформальном, человеческом общении, межличностных отношениях, основанных на взаимном уважении и ответственности. Часто именно такие отношения ("общение как потребность в другом человеке") становятся развивающими по отношению к его участникам, стимулируя прежде всего их личностную активность. Основные функции педагогического взаимодействия: 1. Преобразовательная в отношении предмета, задач и содержания совместной деятельности, ее субъектов, условий взаимодействия. 2. Познавательная. В процессе взаимодействия его участники совместно открывают окружающий мир, отношения между людьми, самих себя. 3. Ценностно-ориентационная, определяющая становление и развитие социокультурных ценностей, установок, основных поведенческих ориентации у педагога и детей. 4. Коммуникативная, но не как однонаправленный процесс трансляции информации, собственного опыта и смыслов деятельности, а как двусторонний процесс общения между педагогом и детьми, между самими детьми, педагогом и родителями и т.д. Словарь терминов и понятий - http://www.nspu.net/

В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы достигнуто снижение младенческой смертности (с 12,4 на 1000 родившихся живыми в 2003 году до 11 на 1000 родившихся живыми в 2005 году), материнской смертности (с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003 году до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 году), снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. По сравнению с 2003 годом в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации - на 274 тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили более 440 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 года.

В рамках указанной федеральной целевой программы осуществлялись строительство и реконструкция 42 учреждений родовспоможения и детства, 77 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 60 детских домов-интернатов для детей-инвалидов и реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями.

Реализация программы позволила укрепить материально-техническую базу более 600 учреждений родовспоможения и детства, 1200 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе центров помощи семьям с детьми и кризисных центров помощи женщинам, более 500 образовательных учреждений, 92 центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, более 50 воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, более 300 специализированных учреждений для детей-инвалидов, более 400 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (оснащение автотранспортом, сельскохозяйственной техникой, современным лечебно-профилактическим, реабилитационным, компьютерным, технологическим и бытовым оборудованием).

Сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, расширилась до 1300 учреждений, число реабилитационных центров для детей-инвалидов увеличилось до 324 учреждений.

Одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, совокупность задатков, в значительной мере определяющий как конечный итог (предел), так и индивидуальный темп развития. В современной психолого-педагогической науке одаренность принято рассматривать не как статическое, а как динамическое явление. Психика человека - результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения данные процессы сливаются в единую линию развития. Поэтому и одаренность реально всегда предстает перед нами как сложный результат труднопрогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов. Одаренность общая - интегративная личностная характеристика (общие способности), обусловливающая широту возможностей человека, а также уровень и своеобразие его деятельности. В современной психолого-педагогической практике диагностируется, в соответствии с концепцией одаренности (Дж. Рензулли), по трем основным параметрам: мотивация, креативность и выдающиеся способности (интеллект, психомоторные, художественные и др.). Одаренность специальная (частная) - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности. Видов специальной одаренности может быть выделено столько, сколько существует точек приложения человеческой активности. Данное практически бесконечное разнообразие можно объединить в относительно небольшое количество групп (видов специальной одаренности): умственная, художественная, техническая, двигательная. Одаренные дети - дети, опережающие сверстников в развитии способностей. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие "одаренность", а также методики ее диагностики, существование данной группы детей определяется математически. Согласно закону распределения случайных величин Гаусса-Лапласа, чем выше степень отклонения, тем реже оно встречается, процент отклонений как в сторону одаренности, так и в сторону отсталости, константен и определяется числом явно выраженных отклонений равным 16%. В психологии и педагогике принято рассматривать категорию "высокоодаренных детей" - 2-5% детей от общего числа. Выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одаренными: дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта; дети с высоким уровнем творческих способностей; дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники и т.д.) - эту категорию детей чаще называют талантливыми; дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность). Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Словарь терминов и понятий - http://www.nspu.net/

Одаренным детям ежегодно выплачивались до 120 единовременных стипендий, обеспечивалась поддержка 12 всероссийских и международных предметных олимпиад для детей с целью выявления юных талантов.

Благодаря развитию новых форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рост доли детей, переданных на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека, приемная семья), составил 9,1 процента за период реализации программы.

Реализация программы на федеральном уровне позволила ежегодно улучшать показатели здоровья и социального положения около 4 млн. детей, в том числе каждого четвертого ребенка-инвалида, каждого десятого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и каждого двенадцатого ребенка из числа детей-сирот.

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.

Из-за низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями.

Более половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие проведения лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, говорит о необходимости их решения только программно-целевым методом.

Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработку индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно, поэтому мероприятия Программы должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и на совершенствование ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

В настоящее время сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В связи с тем что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усиления профилактической направленности.

Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Однако развитие альтернативных семейных форм происходит медленно. Активное внедрение таких форм устройства детей позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших федеральных целевых программ, наличие не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.

При этом невозможность комплексного решения проблемы детства без использования Программы обусловлена рядом объективных причин:

многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей;

необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;

необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.011 с.)