Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

Поиск

· Гуманистическое мировоззрение

· Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию

· Правовая культура

· Коммуникативность, культура общения

· Духовная культура, бережное отношение к общечеловеческим ценностям

· Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения

· Оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей

· Адекватная самооценка

 

Гл.6. Статья 31. Равенство супругов в семье 1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. 2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. 3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года)

Педагогический родительский всеобуч будет способствовать практической реализации данной модели личности выпускника, будет вооружать родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивать единство воспитательных воздействий школы и семьи, обобщать и распространять положительный опыт воспитания, предупреждать родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекать их к активному участию в воспитательной работе. С учетом этих позиций разработаны вариативные программы всеобуча родителей. В форме вариативных программ представлена работа:

«Родительского Университета»;

«Родительского лектория»;

«Семейного клуба»;

«Школы «Учимся вместе»;

«Материнской школы»;

«Клуба молодой семьи»;

«Семейной гостиной»;

«Школы семейной духовной культуры»;

«Консультационной службы образовательного учреждения»;

«Телефонной службы «Учитель-родитель. Родитель-Школа».

Назначение вариативных программ взаимодействия семьи и школы в том, чтобы создать такую аутентичную воспитательно-образовательную среду, где высокое качество воспитания и обучения сочетается с педагогически грамотным учетом возможностей каждого школьника и его семьи, его индивидуальных особенностей, где обеспечиваются условия для раскрытия способностей каждого ученика, его социальной адаптации к условиям сегодняшней реальности.

Создание вариативных программ и модели взаимодействия общеобразовательной школы и семьи:

Максимально отвечает своеобразию и условиям жизни в каждом конкретном регионе, районе, округе, муниципалитете и т.д.

Обеспечивает гибкое удовлетворение образовательных и воспитательных запросов и потребностей обучающихся и их родителей.

Обеспечивает реализацию идей, как базового образования, так и образования по возможностям, способностям, интересам обучающихся.

Создает психологическую, комфортную воспитательно-образовательную среду для общего, интеллектуального, нравственного развития личности, для самостоятельного, осознанного выбора в школе, в семье, в социуме в целом.

Учителя и родители учащихся средней общеобразовательной школы являются непосредственными субъектами образовательного процесса, а родители, кроме того, – еще и одним из заказчиков образовательных услуг.

Роли родителей в семье по отношению к детям-ученикам различны: для родителей начальной школы больше свойственна роль попечителя и руководителя, а для старшей школы более характерна роль товарища – помощника. Родители учеников, обучающихся в основной школе, часто совмещают обе эти роли. Сами родители зачастую заинтересованы в установлении тесного контакта со школой, так как прекрасно понимают трудности воспитательного процесса, связанные чаще всего со сложностями переходного возраста (возрастов), которые на различных этапах переживают их дети.

В последнее время обострилась проблема взаимоотношений родителей и общеобразовательного учреждения (школы), это является, по мнению многих ученых-исследователей и педагогов-практиков, проявлением взаимодействия-конфликта между профессиональной (учителя, администратора) и непрофессиональной (родителей) частью педагогического сообщества. Различия во взаимодействии этих двух групп по отношению к воспитательному процессу определены и по характеру построения и отношения контроля и ответственности. Так, например, педагоги отчитываются перед государством, и, фактически, перед родителями, а родители, по существу, свободны от юридической и административной ответственности перед школой. Еще одно отличие проявляется в том, как эти группы относятся к построению и результатам образовательного процесса: педагогический коллектив школы, в первую очередь, заинтересован в успешности данного образовательного процесса в целом, в рамках класса и школы, а родители заинтересованы в успешности, в первую очередь, своих собственных детей.

Отбор материала для всех предлагаемых программ родительского всеобуча подчинен ряду принципов:

1) родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, знание которых является несомненной ценностью для образования родителей;

2) материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей;

3) учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач;

4) программы родительского всеобуча предполагают вариативность использования.

Вариативность реализуется за счет:

- права выбора руководителем общеобразовательного учреждения той или иной вариативной программы (ряда программ) и технологии социально-педагогического сопровождения семей в вопросах воспитания;

- возможности создания собственной авторской программы занятий с родителями каждым педагогом, специалистом, предполагающим осуществлять ту или иную форму родительского всеобуча, исходя из потребностей и задач конкретного образовательного учреждения;

- содержания процесса повышения социально-педагогической компетентности родителей учащихся разных возрастных групп;

- построения программы каждой формы родительского всеобуча таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый учебный материал;

- использования различных форм образования родителей в условиях общеобразовательного учреждения;

- методики проведения учебных занятий родительского всеобуча, в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или отдельной встречи с родителями;

- возможности сокращения времени аудиторного изучения представленного в программах материала – при наличии минимального количества аудиторного времени для занятий родительского всеобуча; в случае же наличия достаточного количества часов для аудиторных занятий – возможности расширения содержания изучаемого материала за счет введения семинарских и практических занятий.

ГЛ.11. Статья 56. Право ребенка на защиту 1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. 2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. 3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года)

Для реализации разработанных программ обоснованы следующие технологии организации родительского всеобуча:

– непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка;

– привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях и клубной деятельности с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач;

– привлечение родителей к активной деятельности в рамках школьного самоуправления;

– активизация участия детско-родительской общественности в муниципальных и региональных интегральных просветительских и досуговых программах.

При этом отдельные вариативные программы и технологии социально-педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей могут использоваться в работе с четко определенным контингентом родителей: «Клуб молодой семьи», «Материнская школа» – в работе с родителями воспитанников дошкольной группы прогимназии, учащихся начальных классов; «Школа «Учимся вместе» – для родителей детей, работающих по индивидуальным учебным программам в условиях семейного, надомного образования и экстерната. Другие же программы и формы родительского всеобуча («Родительский университет», «Родительский лекторий», «Семейная гостиная», «Школа семейной духовной культуры», «Консультационная служба») существуют и развиваются на протяжении всего времени пребывания ребенка в образовательном учреждении (с 1 по 11 класс).

Весь корпус учебного материала в программах компонуется вокруг центральных проблем, основанных на закономерностях развития ребенка в разные периоды детства и соответственно распределенных по разделам (классам). Такое построение программ обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психолого-педагогических знаний родителей. Также это обеспечивает формирование у родителей навыков:

педагогического взаимодействия с детьми,

анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции собственной родительской позиции при решении этих проблем, с целью профилактики девиантного поведения у детей и создания единого воспитательного пространства «семья – образовательное учреждение».

Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания необходимо вооружать родителей конкретными методами и приемами воспитательной работы с детьми с учетом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья.

Исходными для всех программ являются положения о том, что самые эффективные средства воспитания в семье – это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.

В основу методики семейного воспитания, рекомендуемой по вариативным программам, положена идея о необходимости разумного сочетания целенаправленного руководства развитием разных типов активности ребенка с включением каждого учащегося в активную творческую деятельность разного плана (занятия техническим и художественным творчеством, физической культурой и спортом и т.п.). Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности. Поэтому во всех представленных вариативных программах делается акцент на необходимости организовывать воспитание с учетом психофизического развития и духовно-нравственного становления детей.

Организация процесса родительского образования в средней общеобразовательной школе возлагается на администрацию образовательного учреждения. Обучение родителей включает в себя ряд этапов. Во-первых, необходимо определить потребности в обучении и ресурсы для его организации. Во-вторых, составить план и программу. Затем – реализация учебной программы и, наконец, оценка результатов. Перед тем, как переходить к разработке планов и программ обучения, необходимо проанализировать наличие возможностей. Самый дефицитный ресурс – время. Здесь администрации предстоит продумать и решить непростую проблему: сколько времени и когда можно потратить на обучение как самим обучаемым, так и тем, кто проводит занятия. Затем определяются цели обучения. Под ними понимается конкретный и измеримый результат, определенный во времени, а также соответствующий возможностям и потребностям родителей. Таким образом, руководитель школы (директор) и его заместители: по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе, по социальной защите детства, по научно-методической работе – на начальном этапе организации системы родительского образования должны четко определить: Что? Как? Зачем? будет преподаваться родителям.

Как же построить систему эффективного обучения родителей? Каким требованиям оно должно отвечать? Образование родителей на базе средней общеобразовательной школы должно быть ориентированным на актуальные проблемы жизни семьи и ее взаимодействия со школой. Родители обязательно должны понимать его задачи и цели. Образование родителей должно проходить в активных формах. Опыт проведения родительского всеобуча показывает, что эффективность занятий достигается там, где коллективные формы (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) сочетаются с групповой и индивидуальной работой (консультацией классных руководителей, учителей-предметников, психологов, специалистов-медиков, социологов, логопедов и др.), педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу с детьми в школе и по месту жительства; теоретические сведения должны обогащаться обменом опытом по семейному воспитанию, проведением педагогических практикумов, разбором конкретных педагогических ситуаций с родителями.

Наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей. К активным формам такого обучения можно отнести родительские педагогические мастер-классы и мастерские, организуемые самими родителями, демонстрирующими передовой опыт семейного воспитания. Обучение должно сопровождаться мотивированно-стимулирующим контролем и вознаграждением за успехи. С этой целью администрация образовательного учреждения должна продумать, как поддержать стремление родителей к новым знаниям и применению их на практике воспитания детей.

Существует еще одна проблема: наличие специалистов, ответственных за проведение обучения родителей и контроль результатов обучения. Для успешной организации обучения нужны люди, которые и будут проводить эту работу. Это могут быть классные руководители определенных классных параллелей, председатель методического объединения классных руководителей, заместители директора по воспитательной работе и по социальной защите детства, руководители консалтинговых служб школы (психологи, логопед, медики-специалисты).

Формы проведения занятий родительского всеобуча могут быть самыми разнообразными: лекции, семинарские занятия, конференции, «круглые столы», «мозговые штурмы», деловые игры, экскурсии, индивидуальные беседы и консультации.

Следует особо подчеркнуть, что отдельные вариативные программы и технологии социально-педагогического сопровождения семей в вопросах воспитания детей могут использоваться в общеобразовательной школе только на определенном этапе жизни семьи и развития учащихся («Клуб молодой семьи», «Материнская школа»), а другие, например, «Родительский университет», «Семейный клуб», «Родительский лекторий», «Консультационная служба», «Семейная гостиная» – формы, существующие и развивающиеся на протяжении нескольких лет (от 1-го до 11-го класса).

За управление процессом обучения родителей обычно отвечают директор и его заместители по учебно-воспитательной работе. Как же оценить результаты обучения и дальнейшие его перспективы?

Особая роль при любой форме организации родительского всеобуча отводится социологическим опросам, анкетированию и тестированию учащихся, педагогов и родителей. Нужно регулярно проводить социологические и психологические исследования и изучать уровень достижений учеников. Богатый материал по данным этих исследований поможет администрации школы понять необходимость коррекции движения в общей воспитательной работе (при формировании учебных программ, курсов, при осмыслении, на какую поддержку родителей можно рассчитывать). Родители и педагоги совместно должны мотивировать выбор формы обучения, потребности в специализированном обучении, определить особенности восприятия учащимися школы и семьи как микросоциумов (можно проводить путем анкетных опросов).

На следующем этапе консалтинговыми службами школы и классными руководителями составляются социально-демографические характеристики семей учащихся. Глубокое изучение полученных результатов стереоскопических опросников позволит сделать определенные выводы об успешности создания единой формирующей среды в школе и семье, определить ту форму родительского всеобуча, которая для данного учебного заведения является наиболее необходимой и оптимальной.

Выявленные в ходе таких социологических исследований запросы семьи соотносятся с основными направлениями научно-педагогического поиска школы в целом (в области воспитания и образования). Формируется коллектив специалистов (включая социального педагога, психологическую службу, логопеда, офтальмологов и других специалистов-медиков), которые могут охватить все возрастные группы учащихся и их родителей специальной и психолого-педагогической диагностикой, а, кроме того, компетентно и профессионально работать в дальнейшем с родительской аудиторией.

Психологическая служба школы проводит совместно с родителями диагностику стиля воспитания в семьях, осуществляет на основании полученных данных индивидуальные консультации для родителей (по проблемам взаимоотношений детей и родителей, учеников и учителей, родителей и педагогов) с целью реальной коррекции этих взаимоотношений во время учебных занятий с родителями. Кроме того, психологи школы ежемесячно должны проводить тематические практикумы для родителей, способствующие профилактике и преодолению психологических и педагогических проблем в семье и школе.

Таким образом, функции школьных консалтинговых служб в процессе образования родителей и интегрирования семьи и школы заключаются в:

- квалификации школьных и семейных проблем;

- оценке состояния психических процессов ребенка и системы социальных связей, в которых он находится;

- во владении экспресс-методиками для диагностики и коррекции семейных отношений.

Результаты педагогического сопровождения семьи и родительского всеобуча во многом зависят от того, насколько тщательно и продуманно ведется подготовка занятий, насколько разнообразны формы и методы их проведения, своевременна информированность родителей о днях и темах занятий.

Ежегодно первые занятия с родителями детей всех возрастных групп (их можно проводить 1 сентября в День знаний) посвящаются изучению основных направлений модернизации образования, различных документов по вопросам образования, воспитания с учетом воспитания и обучения детей данного возраста в предстоящем учебном году.

Заключительные занятия родительского всеобуча рекомендуется провести в форме конференции, которая должны пройти под знаком дальнейшего совершенствования содержания и форм педагогического всеобуча, повышения роли семьи в воспитании детей. Важнейшими задачами конференций являются обобщение опыта семейного воспитания, выявление путей его совершенствования в соответствии с обновленными требованиями к образованию и воспитанию, обсуждение результатов педагогического всеобуча и итогов работы школы за истекший период.

При подготовке к занятиям необходимо использовать рекомендованную литературу, которая прилагается к каждой теме в каждой из предложенных вариативных программ, кино- и видеоматериалы, аудиоматериалы, инструктивно-методические письма Министерства образования РФ, публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Семья и школа», «Воспитание школьников», «Народное образование», в сериях брошюр по педагогике и психологии. Рекомендуется сопровождать работу образовательного учреждения по родительскому всеобучу организацией выставок детских работ, игрушек, детской литературы, детских газет, проведением школьных детских спектаклей для родителей и вместе с родителями, туристических слетов с участием родителей и т.д.

Для проведения занятий с родителями составляется график занятий (расписание) с утвержденным директором школы определенным днем недели и временем проведения занятия для каждой избранной формы родительского всеобуча (ответственный за составление расписания занятий родительского всеобуча – заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Однако для индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных школьных служб можно выделить другие дни недели. Консультационные часы также образовывают сетку расписания индивидуальных занятий и консультаций с родителями. Обо всех изменениях в расписании занятий и консультаций родителям сообщается на занятиях или в индивидуальном порядке. Проводить обучение надо в удобное для родителей время, не допуская дополнительных перегрузок.

Такие формы родительского всеобуча, как родительский университет или родительский лекторий предполагают написание родителями зачетных работ: рефератов по обсужденной проблематике или развернутых рецензий на одну из прослушанных ими лекций (цикла лекций).

По окончании курса занятий родители получают удостоверение утвержденного администрацией школы и вышестоящими учебно-методическими организациями (окружным методическим центром, окружным управлением образования) образца.

Такая система взаимодействия школы и семьи позволяет реально осуществлять гуманистические личностно-ориентированные подходы в целостном воспитательном процессе.

Гл.11. Статья 60. Имущественные права ребенка Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса. 1. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. 2. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. 3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. 4. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации). 5. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. 6. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.
Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года)

Логика системного подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи на уровне образовательного учреждения позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы. Можно выделить семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи (организации родительского всеобуча, в частности):

I. Содержательное направление, включающее разработку содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты в практику современного семейного воспитания.

II. Социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей (семьям, переживающим разные периоды развития; семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи; семьям группы риска, неблагополучным, асоциальным семьям).

III. Программно-структурное направление, предполагающее разработку содержания педагогического сопровождения семейного воспитания в рамках последовательных этапов: 1) просвещения родителей; 2) организации совместной деятельности семей.

IV. Направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов и других специалистов для работы по организации родительского всеобуча, психолого-педагогическому сопровождению семейного воспитания.

V. Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующего возможности включения мер по просвещению родителей и поддержке семейного воспитания в различные существующие и вновь создающиеся программы регионального, муниципального и школьного уровней. В рамках этого направления деятельности в образовательных учреждениях (на основе предлагаемых специалистами, занятыми в реализации проекта, программ родительского всеобуча) осуществляется разработка собственных программ, созвучных содержанию региональных программ развития образования, различных социальных программ, комплексных программ патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и т.п.

VI. Экономическое направление, включающее определение объемов и источников стимулирования и финансирования программ педагогического просвещения родителей и комплексной поддержки семьи.

VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации работ компенсировать неспособность ни одной из действующих в системе образования служб или отдельных специалистов, работающих с семьей, эффективно содействовать преодолению кризиса семейного воспитания. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия восстановлению культуры семейного воспитания все службы и отдельных специалистов, работающих с родителями (и семьей в целом) в конкретных образовательных учреждениях, при содействии учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты.

Важным элементом педагогического сопровождения семьи является информационное сопровождение. С целью обеспечения его осуществления сформирован каталог «Ресурсы INTERNET в помощь семье и специалистам, осуществляющим сопровождение семейного воспитания».

Приложение к методическому письму



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.014 с.)