Вариативные программы и технологии всеобуча родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вариативные программы и технологии всеобуча родителей



Введение

Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.

Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности и воспитательном потенциале. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.

Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Но преодоление этой объективной реальности не предусматривает времени для длительного приспособления, требует идеологии воспитания, адекватной современным условиям.

Изменения социальной реальности в России меняют воспитательные ориентиры подготовки ребенка к самостоятельной жизни. Остановимся на основных, четко проявившихся взаимосвязях новых социальных условий и новых ориентиров воспитания в семье.

1. Переход к рыночной форме хозяйствования вызвал у семьи потребность воспитания у ребенка новых качеств: предприимчивости, расчетливости, практичности.

2. Признание приоритетным в обществе принципа первичности интересов индивида выводит семью на воспитание на основе приоритета личных интересов над общественными, в противоположность социалистической ориентации на приоритет интересов государства, общества.

3. Рыночная экономика, модернизация системы образования превратили семью практически в единственный воспитательный социальный институт, несущий ответственность за вхождение детей в самостоятельную жизнь. Школа все больше ограничивается задачами трансляции знаний, несмотря на усилия в обществе сохранить ее воспитательные традиции. Семье необходимо предусматривать все аспекты формирования личности ребенка, к чему большинство родителей просто не готовы.

Гл.12. Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей 1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). 2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года)

4. Новые рыночные условия вызвали к жизни новые ориентации воспитания, позволяющие «выжить в рынке» – раннюю профессиональную ориентацию и профподготовку ребенка; формирование осознанного отношения детей к себе как самоценности, несущей определенный образ жизни, стремящейся к определенному социальному положению. Идеология воспитания хорошего человека требует принципиального дополнения ориентацией на профессиональное и социально-статусное положение в обществе с рыночными отношениями.

5. Конкурентоспособность индивида, его дееспособность объективно продиктовали ценность здоровья и здорового образа жизни. Из мимолетной моды «новых русских» этот принцип превратился в воспитательную ориентацию, в том числе, в семье. Отсутствие традиции здорового образа жизни во многих российских семьях, а главное – экономическая несостоятельность зачастую превращают эту ориентацию в детское требование, невыполнимое для родителей.

6. Открытие всех видов коммуникативных барьеров социалистической эпохи диктует особые задачи воспитания, связанные с формирование устойчивости к отрицательному влиянию средств массовой информации, к негативному отношению к употреблению наркотических и токсических веществ. Поколение родителей оказалось не готово к такому активному «штурму» их детей. Агрессивное наступление информации, несущей ориентацию на возможный беспредел поведения, включая насилие, убийство, сексуальный разврат, обыденное употребление наркотиков не имеет противодействия в семье, не входит в круг ее воспитательных задач, ограничиваясь зоной запретов, наказаний, ограничений и лишений.

7. Экономическая дифференциация семей неизбежно оказала влияние на неравенство стартовых экономических условий детей. Во многих семьях проявилась реальная потребность в труде детей. Традиционную гиперопеку детей, самообслуживающий труд сменяет детский труд, пополняющий семейный бюджет или обеспечивающий личный расходы детей, а также включающий детей в семейное хозяйство или предпринимательские усилия родителей. Семье необходимо в сложившуюся систему образования, отдыха, досуга своих детей правильно встроить труд. Но в условиях экономической несостоятельности многих семей детский труд из средства социализации ребенка превращается в открытую семейную эксплуатацию, закрывающую дверь в детство.

8. Активное социальное реформирование активизировало криминализацию общества, а также распространение различных идеологически окрашенных движений, культов, сект. Это превратило социальную среду в потенциально опасную для развития ребенка, как в плане угрозы его жизни, так и в связи с возможностью его вхождения в различные социальные объединения и движения. Семье необходимо предпринимать воспитательные меры, усиливающие защиту ребенка от подобных рисков, обеспечивающие его социальную устойчивость к таким рискам. Это новые задачи для традиций семейного воспитания в России.

9. Кардинальные изменения образа жизни, вызванные вхождением демократической культуры однозначно ставят требование изменения устоев семейной жизни, построенной на однозначных приоритетах старших членов семьи над младшими, первичности авторитета и власти отца, зависимости детей. Демократизация семейных и родовых отношений – самое консервативное звено общества, с одной стороны, предотвращающее его резкий развал в условиях кризиса, но с другой стороны, тормозящее формирование демократического опыта подрастающих поколений.

Таким образом, на первый план семейного воспитания в качестве обязательного условия вышел принцип демократизации родственных отношений, рассмотрения детей как полноправных членов семьи, имеющих права и обязанности в соответствии со своим возрастом.

Гл.12. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года)

Нарушенная система семейных отношений, прежде всего в плане воспитательной недееспособности в реализации новых задач формирования личности приводит к нарушению прав ребенка, его притеснению, вплоть до насилия.

Представим наиболее распространенные виды семейного насилия над детьми, обоснованные по результатам ряда социологических исследований:

· различные избиения и так называемое физическое притеснение;

· морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неспособностью родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;

· игнорирование родителями интересов ребенка, которые не соответствуют представлениям взрослых, пренебрежительное отношение к труду знакомых и друзей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взглядами и интересами ребенка, наказания за привычки, перенятые из подростковой и молодежной среды, а не от взрослых;

· отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, покупке крайне необходимых вещей, отсутствие условий для учебы);

· нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности.

Анализ проявления перечисленных видов нарушений условий безопасного развития детей показывает, что они проявляются в основном на почве конфликтов со взрослыми членами семьи.

В результате подобных конфликтов дети оказываются вне семьи, составляют население, несущее угрозу безопасности общества.

Деструктивные изменения в семейных отношениях привели к тому, что в России ежегодно увеличивается на 100 тыс. количество социальных сирот при живых родителях; около 300 тыс. детей рождаются матерями-одиночками; все больше детей рождается с аномалиями в развитии. Растет армия беспризорных и безнадзорных детей, которые нигде не работают, не учатся и совершают ежегодно более миллиона правонарушений, за которые более 100 тыс. осуждаются за преступления. Серьезную проблему представляет безнаказанность подростков. Почти половина ранее судимых подростков являются условно осужденными или имеющими отсрочку приговора.

В начале 1990-х годов этим детям было 3–5 лет. Сейчас они находятся в расцвете преступной карьеры. Пройдя путь от притеснений, насилия, оскорблений, побоев в семье, они усвоили азы криминального поведения как способа противодействия, избрали криминальные группировки, а не семейную атмосферу.

Нарушенная система семейных отношений формирует и другую группу проблем детей: детский суицид, бегство из дома, уход в религиозные секты, неформальные асоциальные объединения, агрессивное и жестокое поведение. Для таких детей семья сыграла травмирующую роль или не смогла защитить их индивидуальность от отрицательного социального воздействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.006 с.)