Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вариативные программы и технологии всеобуча родителейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья. Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности и воспитательном потенциале. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм. Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Но преодоление этой объективной реальности не предусматривает времени для длительного приспособления, требует идеологии воспитания, адекватной современным условиям. Изменения социальной реальности в России меняют воспитательные ориентиры подготовки ребенка к самостоятельной жизни. Остановимся на основных, четко проявившихся взаимосвязях новых социальных условий и новых ориентиров воспитания в семье. 1. Переход к рыночной форме хозяйствования вызвал у семьи потребность воспитания у ребенка новых качеств: предприимчивости, расчетливости, практичности. 2. Признание приоритетным в обществе принципа первичности интересов индивида выводит семью на воспитание на основе приоритета личных интересов над общественными, в противоположность социалистической ориентации на приоритет интересов государства, общества. 3. Рыночная экономика, модернизация системы образования превратили семью практически в единственный воспитательный социальный институт, несущий ответственность за вхождение детей в самостоятельную жизнь. Школа все больше ограничивается задачами трансляции знаний, несмотря на усилия в обществе сохранить ее воспитательные традиции. Семье необходимо предусматривать все аспекты формирования личности ребенка, к чему большинство родителей просто не готовы.
4. Новые рыночные условия вызвали к жизни новые ориентации воспитания, позволяющие «выжить в рынке» – раннюю профессиональную ориентацию и профподготовку ребенка; формирование осознанного отношения детей к себе как самоценности, несущей определенный образ жизни, стремящейся к определенному социальному положению. Идеология воспитания хорошего человека требует принципиального дополнения ориентацией на профессиональное и социально-статусное положение в обществе с рыночными отношениями. 5. Конкурентоспособность индивида, его дееспособность объективно продиктовали ценность здоровья и здорового образа жизни. Из мимолетной моды «новых русских» этот принцип превратился в воспитательную ориентацию, в том числе, в семье. Отсутствие традиции здорового образа жизни во многих российских семьях, а главное – экономическая несостоятельность зачастую превращают эту ориентацию в детское требование, невыполнимое для родителей. 6. Открытие всех видов коммуникативных барьеров социалистической эпохи диктует особые задачи воспитания, связанные с формирование устойчивости к отрицательному влиянию средств массовой информации, к негативному отношению к употреблению наркотических и токсических веществ. Поколение родителей оказалось не готово к такому активному «штурму» их детей. Агрессивное наступление информации, несущей ориентацию на возможный беспредел поведения, включая насилие, убийство, сексуальный разврат, обыденное употребление наркотиков не имеет противодействия в семье, не входит в круг ее воспитательных задач, ограничиваясь зоной запретов, наказаний, ограничений и лишений. 7. Экономическая дифференциация семей неизбежно оказала влияние на неравенство стартовых экономических условий детей. Во многих семьях проявилась реальная потребность в труде детей. Традиционную гиперопеку детей, самообслуживающий труд сменяет детский труд, пополняющий семейный бюджет или обеспечивающий личный расходы детей, а также включающий детей в семейное хозяйство или предпринимательские усилия родителей. Семье необходимо в сложившуюся систему образования, отдыха, досуга своих детей правильно встроить труд. Но в условиях экономической несостоятельности многих семей детский труд из средства социализации ребенка превращается в открытую семейную эксплуатацию, закрывающую дверь в детство. 8. Активное социальное реформирование активизировало криминализацию общества, а также распространение различных идеологически окрашенных движений, культов, сект. Это превратило социальную среду в потенциально опасную для развития ребенка, как в плане угрозы его жизни, так и в связи с возможностью его вхождения в различные социальные объединения и движения. Семье необходимо предпринимать воспитательные меры, усиливающие защиту ребенка от подобных рисков, обеспечивающие его социальную устойчивость к таким рискам. Это новые задачи для традиций семейного воспитания в России. 9. Кардинальные изменения образа жизни, вызванные вхождением демократической культуры однозначно ставят требование изменения устоев семейной жизни, построенной на однозначных приоритетах старших членов семьи над младшими, первичности авторитета и власти отца, зависимости детей. Демократизация семейных и родовых отношений – самое консервативное звено общества, с одной стороны, предотвращающее его резкий развал в условиях кризиса, но с другой стороны, тормозящее формирование демократического опыта подрастающих поколений. Таким образом, на первый план семейного воспитания в качестве обязательного условия вышел принцип демократизации родственных отношений, рассмотрения детей как полноправных членов семьи, имеющих права и обязанности в соответствии со своим возрастом.
Нарушенная система семейных отношений, прежде всего в плане воспитательной недееспособности в реализации новых задач формирования личности приводит к нарушению прав ребенка, его притеснению, вплоть до насилия. Представим наиболее распространенные виды семейного насилия над детьми, обоснованные по результатам ряда социологических исследований: · различные избиения и так называемое физическое притеснение; · морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неспособностью родителей строить отношения с детьми и воспитывать их; · игнорирование родителями интересов ребенка, которые не соответствуют представлениям взрослых, пренебрежительное отношение к труду знакомых и друзей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взглядами и интересами ребенка, наказания за привычки, перенятые из подростковой и молодежной среды, а не от взрослых; · отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, покупке крайне необходимых вещей, отсутствие условий для учебы); · нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности. Анализ проявления перечисленных видов нарушений условий безопасного развития детей показывает, что они проявляются в основном на почве конфликтов со взрослыми членами семьи. В результате подобных конфликтов дети оказываются вне семьи, составляют население, несущее угрозу безопасности общества. Деструктивные изменения в семейных отношениях привели к тому, что в России ежегодно увеличивается на 100 тыс. количество социальных сирот при живых родителях; около 300 тыс. детей рождаются матерями-одиночками; все больше детей рождается с аномалиями в развитии. Растет армия беспризорных и безнадзорных детей, которые нигде не работают, не учатся и совершают ежегодно более миллиона правонарушений, за которые более 100 тыс. осуждаются за преступления. Серьезную проблему представляет безнаказанность подростков. Почти половина ранее судимых подростков являются условно осужденными или имеющими отсрочку приговора. В начале 1990-х годов этим детям было 3–5 лет. Сейчас они находятся в расцвете преступной карьеры. Пройдя путь от притеснений, насилия, оскорблений, побоев в семье, они усвоили азы криминального поведения как способа противодействия, избрали криминальные группировки, а не семейную атмосферу. Нарушенная система семейных отношений формирует и другую группу проблем детей: детский суицид, бегство из дома, уход в религиозные секты, неформальные асоциальные объединения, агрессивное и жестокое поведение. Для таких детей семья сыграла травмирующую роль или не смогла защитить их индивидуальность от отрицательного социального воздействия.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.205.82 (0.011 с.) |