Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативная база для организации ученического самоуправления

Поиск

Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Закон РФ «Об образовании» и Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Самоуправление – важнейший принцип управления образовательным учреждением. В статье 35 Закона РФ «Об образовании» подчеркивается «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижении общественно значимых целей. Существуют различные подходы к С. Например, авторитарное воспитание с помощью С. выполняет социальный заказ на формирование послушной, конформистской личности. Как подготовку к жизни С. рассматривал Я.А. Коменский. Мн. отечественные педагоги видели в С. средство развития демократических отношений. Идеи С. применяли П.Ф. Каптерев, А.Я. Герд, Н.В. Рукавишников, Ф.Ф. Резенер и др. Теорию С. разрабатывали: в начале 20 в. - С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, Н.Н. Иорданский, Г.И. Россолимо, И.Г. Розанов, в 20-е гг. - А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, И.В. Ионин, С.М. Ривес, Н.П. Шульман, в 50-80-е гг. - Ф.Ф. Брюховецкий, И.П. Иванов, В.А. Караковский, О.С. Газман, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и др. Многообразие форм С. позволяет избежать формального, бюрократического подхода к его организации. Излишнее число органов С. дезорганизует жизнь учащихся, поэтому важно чётко продумать структуру С. и содержание работы конкретных подразделений. Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого его члена возникает осн. противоречие, которое можно разрешить, определив осн. групповой мотив как интегрирующий мотивы отдельных воспитанников. Цель С. превращается в общую для всего коллектива, когда учащиеся видят, что удовлетворение их индивидуальных потребностей зависит от достижения этой цели. Одна из важнейших задач С. - развитие активности учащихся, которое достигается с помощью самоактивизации, организационного саморегулирования, коллективного самоконтроля. Самоактивизация означает вовлечение большого числа воспитанников в управленческую деятельность. Организационное саморегулирование проявляется в реализации организаторских функций учащимися, в устойчивости влияния актива воспитанников, в способности коллектива мобилизовывать свои возможности в сложной ситуации. Высокий уровень организованности С. может свидетельствовать как о его развитии, так и об авторитарном стиле руководства, низкий - о преобладании в коллективе стихийности. Коллективный самоконтроль выражается в анализе органами С. своей деятельности и поиске наиболее эффективных путей достижения гл. целей. Результат развития С. - взаимная ответственность, когда все учащиеся добросовестно выполняют свои обязанности и когда каждый учащийся отвечает за общие итоги деятельности, а все - за работу каждого. Осн. закономерность развития С. - гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций учащихся. Осн. принципы С.: сплочение коллектива вокруг единой цели; единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся; динамичность и вариативность структуры органов С.; добровольность в формировании его органов; интеграция и дифференциация педагогического управления и С. (Визуальный словарь - http://ped.vslovar.org.ru)

Статья 50 «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» гарантирует школьникам право «... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:

û статья 50: обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения;

û статья 68: управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления;

û статья 69: формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

Все перечисленные выше положения должны быть закреплены в уставе каждого общеобразовательного учреждения. Если этого нет, то необходимо внести дополнения (изменения) в устав своего учреждения. При этом важно иметь в виду, что участие в самоуправлении всех участников образовательного процесса – это требование закона, а не желание или «добрая воля» учредителя или администрации школы.

Для эффективного функционирования самоуправления нужны дополнительные локальные акты, такие, как Положение о самоуправлении общеобразовательного учреждения, в котором закрепляется форма самоуправления и его структурные элементы. Кроме того, целесообразно разработать и принять отдельные положения об органах, представляющих интересы участников образовательного процесса и формирующих само­управление общеобразовательного учреждения. Для активизации процесса формирования самоуправления общеобразовательного учреждения можно разработать предложения и внести соответствующие изменения в Положение о педагогическом совете, где конкретизировать его функции именно как органа самоуправления педагогического коллектива, наделенного административными функциями, предусмотрев его взаимоотношения с органами создаваемого ученического самоуправления.

Возможно принять и Положение об ученическом самоуправлении, наделив его реальными полномочиями, обозначив степень его ответственности, а также наполнив его предстоящую деятельность конкретным содержанием.

СОУПРАВЛЕНИЕ: 1. Право на внутреннее управление своими, местными силами. 2. Право решать дела внутреннего управления по собственным закона в пределах национально- территориальной единицы, автономии (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 20-е изд. М., 1988 – с 565). Соуправление возможно только в тех коллективах, где есть демократическое управление и подлинное самоуправление. Соуправление – это совместная деятельность общественных или самодеятельных органов самоуправления или другими общественными формированиями на равных правах при равных обязанностях для достижения общих идей. Реализуется соуправление в повседневной жизнедеятельности в процессе совместного планирования, совместной организации и совместного анализа конкретной деятельности на пользу участников этого процесса или окружающих людей. Соуправление дает возможность объединить в социальной деятельности взрослых и детей.

Таким же образом рекомендуется регламентировать роль и функции родительской общественности на всех уровнях, начиная с индивидуального участия и инициативы отдельного родителя, затем классного родительского комитета (собрания), общешкольного органа родительской общественности. Такое юридическое оформление позволяет избежать при организации самоуправления общеобразовательного учреждения многих негативных моментов, связанных с отсутствием опыта работы в данном направлении.

Модели самоуправления в образовательном учреждении

При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях реко­мендуется опираться на следующие приоритетные принципы:

û свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

û ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);

û деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

û тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики, признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориен­тация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

При разработке авторских моделей организации ученического самоуправления предлагается включать следующие основные разделы.

Раздел 1. Требования к качеству разработки модели Система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования, научная обоснованность, четкость структуры модели, качество нормативно-регламентирующей базы, наличие педагогически целесообразной деятельности, технологичность модели, учет условий данного общеобразовательного учреждения, положительное отношение к данной модели со стороны участников образовательного процесса, творческий вклад авторского коллектива.

Раздел II. Структура модели Система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать дан­ную модель, представив ее сущность и специфику.

1. Блок целеполагания – принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.

2. Позиционный блок – общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.

3. Организационный блок – выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

4. Нормативный блок – перечень и краткая характеристика основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность.

5. Содержательный блок – позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

6. Технологический блок – раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности.

Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей. Описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками пред­ставленной модели прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.

Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели. Опи­сание социально-психологических и организационно-педагогических усло­вий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью: качество самой модели, ее соответст­вие внутренним потребностям коллектива; стиль педагогического управле­ния; учет внешних условий и перспектив развития; постоянное обучение и самообучение актива; совершенствование нормативной базы и т.д.

Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели. Система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставлен­ной цели в процессе функционирования разработанной модели (динамиче­ский аспект): степень достижения поставленной цели, в том числе накоп­ление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного); характер внутренних процессов; взаимодействие с внешними процессами и социу­мом; характер изменений отношения к данной модели.

Таким образом, для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно обратиться к моделированию. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: со­держательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.

В соответствии с представленными выше принципами и подходами су­ществующие в настоящее время модели самоуправления общеобра­зовательных учреждений и формы вовлечения участников образова­тельного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим об­разом.

1. Административная модель (условное название «Школьный совет») – это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны: 1) полное соответствие требованиям законов и под­законных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учре­ждения на территории Российской Федерации; 2) наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

Слабые стороны: 1) исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном учрежде­нии; 2) формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического; 3) недостаточный учет возрастных особенностей школьников.

2. Игровая модель (условное название «Ньюландия») – самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ:

Самореализация как смысл включенности личности в объединение.

Самоорганизация как механизм, образующий общественное объедине­ние детей и подростков.

Самодеятельность как способ существования объединения.

Самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения.

Социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности.

Участие и поддержка взрослых как ответственность взрослых за педаго­гические последствия организованной детской самодеятельности.

Возрастающая включенность детей в общественные отношения как спо­соб становления личности в детском объединении (А.Г. Кирпичник)

 

Сильные стороны: 1) максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии; 2) ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

Слабые стороны: 1) несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассмат­риваться некоторыми педагогическими работниками как определенное от­ступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением; 2) излишнее увлечение игровой стороной процесса; 3) воз­можность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

3. Раздельная административно-игровая модель (условное название «День дублера») – это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения один раз в год или четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

4. Совмещенная административно-игровая модель (условное название «Демократическая республика») – это сочетание двух первых моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.

Функции педагогов общеобразовательного учреждения по разви­тию

Ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном уч­реждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, к их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, – все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательно­го процесса. СИМВОЛИКА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ – совокупность знаков, опознаватель­ных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указы­вающих на принадлежность к объединению, организации, значимому собы­тию. (Я.И. Волкова) Символы детского общественного объединения – предметы и действия, имеющие условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тес­но связанные по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценнос­тями и принципами жизнедеятельности объединения и используемые объе­динением в практической деятельности для их достижения. Чаще всего детскими общественными объединениями используются в ка­честве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы. В случае, когда детское общественное объединение имеет разветвленную структуру, первичный коллектив может в дополнение к общей иметь и свою собственную символику, но не противоречащую и не диссонирующую с сим­воликой объединения. Символы – важное средство формирования у участников объединения чувства гордости за принадлежность к нему. (Д.Я. Лебедев)

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания пра­вовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического само­управления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудни­чал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий ва­риант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Старший вожатый (педагог-организатор) занимается практическими во­просами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллекти­вов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразова­тельном учреждении. В его функционал, как правило, входит координиро­вание деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Большой вклад в создание условий для развития ученического са­моуправления призван внести классный руководитель, который имеет воз­можность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивиду­альной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т.д.).

Особую роль в развитии ученического самоуправления призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организо­вать постоянно действующую систему психологической поддержки активи­стов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе ор­ганизации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие учени­ческого самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, прово­димого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т.п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести об­разовательные элементы, содержательно связанные с ученическим само­управлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении про­блем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление обще­образовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеоб­разовательным учреждением, одной из задач которого является акти­визация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.229 (0.014 с.)