V. Механизм реализации подпрограммы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Механизм реализации подпрограммы



Государственные заказчики подпрограммы осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по каждому мероприятию подпрограммы, мониторинг реализации мероприятий подпрограммы, ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы, а также ежегодно подготавливают и представляют государственному заказчику - координатору Программы доклад о ходе реализации подпрограммы.

Реализация подпрограммы осуществляется государственными заказчиками подпрограммы на основе государственных контрактов на закупку и поставку оборудования для федеральных и государственных нужд.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основе информации, представленной государственными заказчиками подпрограммы, ежеквартально подготавливает доклад о ходе ее реализации и представляет его в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации уточненные показатели эффективности реализации подпрограммы на соответствующий год и отчитывается о ходе выполнения подпрограммы.

Межведомственную координацию и оценку эффективности реализации подпрограммы осуществляет координационный совет по реализации Программы.

 

VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы

Реализация мероприятий подпрограммы позволит организовать эффективную систему работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, направленную на оказание помощи семье с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Реализация мероприятий направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предполагает увеличить количество прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия для снижения детской беспризорности, значительного сокращения количества безнадзорных детей и случаев противоправного поведения несовершеннолетних.

В результате к 2011 году предполагается:

снизить удельный вес безнадзорных детей до 2,17 процента общей численности детского населения;

увеличить удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 83,3 процента общего количества безнадзорных и беспризорных детей.

Реализация мероприятий направления "Семья с детьми-инвалидами" позволит внедрить новые реабилитационные технологии, увеличить количество детских реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую базу, привить детям-инвалидам профессиональные навыки и создать предпосылки к обеспечению для них равных возможностей.

В результате к 2011 году предполагается увеличить:

удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 43,1 процента общего количества детей-инвалидов;

удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 25,2 процента общего количества нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами.

Реализация мероприятий направления "Дети-сироты" позволит снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью, обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и их интеграции в общество.

К 2011 году предполагается увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72 процентов общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В результате реализации подпрограммы будет достигнута экономия средств федерального бюджета за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Сокращение затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также на интеграцию и адаптацию выпускников этих учреждений позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и семьями, нуждающимися в особой заботе государства.

Экономия средств федерального бюджета будет достигнута и за счет сокращения количества несовершеннолетних, направляемых в исправительные учреждения, а также правонарушений, совершенных подростками.

В результате реализации подпрограммы будет достигнуто увеличение численности работающего населения за счет:

увеличения количества детей-инвалидов, прошедших реабилитацию и получивших возможность в будущем трудоустроиться;

получения возможности работать для родителей вследствие проведения их детям-инвалидам реабилитационных мероприятий;

уменьшения количества подростков, попадающих в исправительные учреждения.

Реализация подпрограммы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым количества детей, нуждающихся в государственном попечении.

Приоритетные направления

развития образовательной системы Российской Федерации

(одобрены на заседании Правительства Российской Федерации

9 декабря 2004 г. протокол № 47, раздел I)

 

Приоритетные направления государственной политики в сфере образования и меры по их реализации

На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать:

- формирование современной системы непрерывного профессионального образования;

- повышение качества профессионального образования;

- обеспечение доступности качественного общего образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Это обеспечит дальнейшую реализацию задач Концепции модернизации российского образования, решение стоящих перед системой образования проблем.

Развитие системы непрерывного образования позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Одновременно появятся возможности для выравнивания доступа к качественному образованию на всех уровнях образовательной системы.

Повышение качества профессионального образования в современных условиях возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Это снимет проблему замкнутости системы образования, откроет ее внешним воздействиям, приведет к постоянному обновлению содержания образования и технологий обучения.

Обеспечение доступности качественного общего образования в первую очередь должно быть направлено на выравнивание стартовых возможностей получения общего образования. Это позволит снизить социальную дифференциацию, заложить необходимую основу для повышения качества образования, социальной, территориальной и образовательной мобильности детей и молодежи.

Повышение инвестиционной привлекательности системы образования позволит решить проблему дефицита квалифицированных кадров в системе образования, повысить ее управленческий потенциал, обеспечить развитие ресурсной базы, а также внедрение новых технологий в образовательный процесс.

На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования признаны:

I. Повышение качества профессионального образования

Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.

Опираясь на традиции отечественного образования, в том числе классического университетского, по некоторым специальностям, определяемым в особом перечне, целесообразно в настоящее время сохранить подготовку специалистов.

Современное высшее образование требует разработки принципиально новых стандартов образования, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность.

Поскольку сегодня перед системой высшего образования встают задачи, связанные не только с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных кадрах, но и с интеграцией Российской Федерации в мировое образовательное пространство, введение уровней бакалавриата и магистратуры позволит значительно расширить экспорт образовательных услуг.

В настоящее время формально различные типы учреждений начального и среднего профессионального образования (техникумы, колледжи, профессиональные лицеи, профессиональные училища) реализуют зачастую одинаковый набор образовательных программ. Таким образом, происходит размывание структуры профессионального образования. Вместе с тем, из-за утраты тесной связи с предприятиями и организациями и старения материально-технической базы самих учреждений, они зачастую не способны обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации для современной экономики и социальной сферы. Таким образом необходима реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования.

Также необходимо провести модернизацию системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей — практиков и мастеров производственного обучения.

В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна быть осуществлена интеграция образования, науки и экономики.

Необходимо создавать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество.

С целью повышения качества образования необходима реализация образовательной политики, предполагающей дифференциацию системы высшего образования. Это позволит сконцентрировать ресурсы в вузах, обеспечивающих объективно более высокий уровень подготовки кадров.

Общей для всей системы профессионального образования задачей в рамках комплекса мероприятий по повышению качества должны стать разработка с участием работодателей и общественности и внедрение современных методов рейтингования образовательных учреждений профессионального образования.

Таким образом, для повышения качества профессионального образования необходимо:

установить уровни высшего образования;

реструктурировать системы начального и среднего профессионального образования;

создать условия для инновационного развития системы профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности;

разделить вузы на категории, обеспечив уровень финансирования образовательных программ адекватно потребностям современной экономики.

II. Обеспечение доступности качественного общего образования

Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование"), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, целесообразно апробировать следующую структуру общего образования:

1. "Предшкольное образование" (1 год).

2. Начальная школа (4 года).

3. Основная школа (5 лет).

4. Профильная школа, лицей, гимназия (2 года).

В течение всего периода организации обучения в общеобразовательной школе учащимся должны предоставляться услуги дополнительного образования.

"Предшкольное образование" - как образование детей старшего дошкольного возраста не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.

Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Предстоит отработать механизмы, позволяющие учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях - не только общеобразовательных, но и заочных, очно-заочных школах, учреждениях дополнительного образования и пр.

С целью сохранения здоровья детей следует рассмотреть различные варианты снижения нагрузки учащихся, имея в виду введение новых здоровьесберегающих образовательных технологий, изменение содержания государственного образовательного стандарта, снижение аудиторной нагрузки учащихся. Учитывая, что аудиторная нагрузка учащихся в России выше чем, например, в европейских странах на 10-15%, целесообразно апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы), расширении спектра услуг дополнительного образования. При этом индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ могут финансироваться как из бюджетных средств муниципалитетов, так и из иных источников. Большее распространение должны получить лучшие образцы организации работы школ полного дня для нуждающихся в этом семей.

Процесс интеграции системы общего образования с дополнительным и "предшкольным образованием" позволит усилить воспитательную составляющую образовательного процесса, значительно повысить социальный и культурный потенциал детей, у которых по разным причинам нет условий для нормального развития в семье. Это также позволит не навязывать обучающимся в процессе воспитания определенные ценности и нормы деятельности, а создать условия для свободного самоопределения граждан относительно разделяемых ими ценностных ориентиров. При этом следует поддерживать участие в воспитании обучающихся различных общественных организаций и объединений. Конструктивное сотрудничество образовательных учреждений и общественных организаций должно стать основой не только формирования общечеловеческих ценностей у молодого поколения, но и способом, обеспечивающим участие образования в строительстве гражданского общества.

Отдельным ориентиром должно стать формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии, толерантности граждан России. В этой связи также следует особое внимание уделить развитию русского языка как языка общенационального единения и консолидации общества.

Таким образом, для повышения доступности качественного общего образования необходимо:

максимально обеспечить образование детей старшего дошкольного возраста;

создать механизмы осуществления социальной адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования;

перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;

изменить структуру стандарта общего образования, включив в нее требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план;

перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения нагрузки учащихся и повышения заработной платы учителей.

III. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования

Непрерывное образования должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

Для того, чтобы обеспечить растущие потребности в постоянном повышении квалификации или переподготовке, необходимо создать инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности.

Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:

обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

повысить роль общественных институтов в управлении образованием;

сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;

создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

IV. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования

Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо создавать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств.

Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что безусловно позитивно повлияет на качество образовательного процесса.

Вместе с тем создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу должно сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных и муниципальных образовательных учреждений от действий, направленных на их необоснованную приватизацию.

Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:

создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;

создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;

обеспечить введение новых принципов финансирования учреждений профессионального образования и школ;

обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;

создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями.

V. Переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг

В условиях глобальной конкуренции современная система образования призвана обеспечить формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда.

Для этого должна быть создана единая информационная система управления образованием Российской Федерации, интегрирующая типовые информационные системы управления образовательными учреждениями.

Необходимо осуществить переход на всех уровнях системы образования к нормативному подушевому финансированию (финансированию по нормативам в расчете на 1 обучающегося, воспитанника).

В дошкольном образовании это предполагает выделение субъектом Федерации субсидий муниципальным бюджетам на организацию образования детей, в том числе по программам "предшкольного образования".

В системе общего образования предстоит распространить рекомендации по расчету нормативов подушевого финансирования. Следует отработать не только механизмы выделения субъектами Российской Федерации субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, но и ввести механизмы финансирования каждого общеобразовательного учреждения по подушевому принципу.

В профессиональном образовании дифференциация нормативов бюджетного финансирования должна осуществляться по видам профессиональных образовательных программ.

В высшем образовании нормативы подушевого финансирования должны устанавливаться в зависимости от:

категории вуза;

вида профессиональных образовательных программ;

уровня профессионального образования (подготовка бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов).

 

Значительную роль в развитии системы образования играет решение следующих задач, сопровождающих реализацию приоритетных направлений развития образования:

1. Дальнейшая информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационных компетенции работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий.

2. Оснащение современным научным оборудованием высших учебных заведений через центры коллективного пользования совместно с Российской академией наук.

3. Создание институциональных механизмов совершенствования системы оказания образовательных услуг на территории России для иностранных учащихся, в первую очередь из стран СНГ и Балтии.

4. Создание современной системы мониторинга и статистики образования в соответствии с международными стандартами.

5. Развитие современных форм ученического, студенческого самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности учащихся и студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности учащейся молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. В свете присоединения Российской Федерации к Болонскому соглашению развитие студенческого самоуправления будет способствовать интеграции высшего и среднего профессионального образования в Европейское образовательное пространство, международной мобильности российской молодежи.

6. Особую роль при решении вопросов развития специального образования, защиты прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий, нуждающихся в социально-правовой поддержке, должны сыграть попечительские советы, включающие представителей общественности, органов власти и бизнес-сообщества, региональные и муниципальные советы родительской общественности.

7. Создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников.

 

Реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.042 с.)