Доклад Государственного совета Российской Федерации 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доклад Государственного совета Российской Федерации



«О развитии образования в Российской Федерации» 24 марта 2006 г.

(извлечение)

 

Цель настоящего документа – формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв, и на этом фундаменте – новое качество жизни страны; документ предусматривает координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии.

Основным государственно-политическим документом, определяющим стратегию системы образования до настоящего момента, является Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года.

Реализация задач модернизации образования в 2001-2005 годах дала ему возможность выйти на уровень стабильного функционирования, преодолев целый ряд кризисных явлений, которые сопровождали наше образование на протяжении 90-х годов.

Вместе с тем большая часть мер, запланированных на первом этапе модернизации российского образования, не была осуществлена. Недостаточная результативность реализации принятой Концепции была обусловлена главным образом неэффективными методами ее осуществления, отсутствием заинтересованности в модернизации образования со стороны различных общественных сил, недостаточной поддержкой преобразований со стороны региональных властей.

Новая политическая и социально-экономическая ситуация в стране, которая кардинальным образом отличается от ситуации 2001 года, и сегодняшнее состояние образования, с одной стороны, предопределяют необходимость завершения к 2010 году выдвинутых ранее модернизационных задач, а с другой, – позволяют ставить более амбициозные цели: выход на новые горизонты инновационного развития отечественного образования и обеспечение его конкурентоспособности, что, в свою очередь, гарантирует конкурентоспособность страны на международном уровне.

В настоящем документе главный лейтмотив – переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере.

Настоящий документ состоит из трех частей.

В первой части раскрываются цели и стратегические ориентиры образовательной политики государства на современном этапе.

Вторая часть посвящена определению приоритетных задач инновационного развития российского образования.

В третьей части рассматриваются ключевые условия эффективности образовательной политики государства – кадровые, экономические, управленческие и правовые.

I. Стратегические ориентиры образовательной политики государства.

России жизненно необходима система образования, позволяющая адекватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу конкурентоспособность как одного из ведущих государств.

1.1. Цели образовательной политики.

В политическом плане: определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение его государственной и общественной поддержки, усиление роли регионов в его развитии; организация на федеральном и региональном уровнях всестороннего и полноправного партнерства государства и гражданского общества в инновационном развитии отечественного образования.

В социальном плане: формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества; обеспечение конституционных гарантий доступности образования для всех граждан; создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении полноценного качественного образования для детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями.

В экономическом плане: обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально-экономического развития страны, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, в постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности.

В образовательном плане: переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированному на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования.

1.2. Равенство доступа к образованию. Качественное образование для всех – основополагающая современная цивилизационная норма.

Обновление, жизненная направленность содержания образования всех уровней – кардинальные факторы обеспечения его доступности.

II. Приоритетные задачи развития системы образования.

Государственная поддержка одаренных детей, молодежи.

Государственная политика по формированию интеллектуального потенциала нации требует постоянного внимания и всесторонней поддержки талантливых и одаренных детей, молодежи. Система дополнительного образования, традиционно предоставляющая возможности для массового проявления способностей и формирующая у них социально значимые компетентности, сегодня значительно утратила свое влияние.

За последние годы пересмотр структуры образовательных учреждений, уменьшение бюджетных расходов на отдельные их виды привели к сокращению сети учреждений дополнительного образования детей, художественных, музыкальных и спортивных школ, центров научно-технического просвещения и творчества молодежи. Коммерциализация ряда образовательных программ дополнительного образования сделала их недоступными для большинства детей из малообеспеченных семей (особенно в сельской местности).

Вместе с тем невозможно совершить инновационный прорыв в обществе без устойчивого интереса к науке и процессу познания у детей и молодежи. Во всех развитых странах мира пользуются популярностью и успешно работают современные выставочные центры и музеи, представляющие широкой публике, и в первую очередь, детям и молодежи, достижения науки, технического прогресса, современной промышленности, основы производства, используя самую эффективную на сегодняшний день модель «развлечение+обучение».

В странах, где были созданы подобные центры, наблюдается повышение интереса к науке, получению новых знаний и внедрению их в жизнь.

Необходимые меры

ü Развитие системы выявления одаренности в раннем возрасте.

ü Создание инновационных индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождени я и стипендиальной поддержки талантливых детей и молодежи, активно участвующих в региональных, федеральных и международных творческих конкурсах, олимпиадах и научных конференциях.

ü Принятие комплексных мер по привлечению учащихся к научным исследованиям через систему дополнительного образования, федеральные и региональные молодежные научно-исследовательские программы и предметные олимпиады с целью выявления наиболее одаренной и талантливой молодежи во всех регионах Российской Федерации.

ü Развитие инфраструктуры детского художественно-эстетического, научно-технического просвещения, образования и научно-исследовательского творчества – региональных домов науки и творчества детей и молодежи, обучение одаренных детей под патронатом ведущих российских ученых, деятелей искусства и культуры, научных школ, бизнес-структур.

Национальный проект в сфере образования

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована Президентом России В.В. Путиным на расширенном совещании с членами Правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Госсовета. В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство, назвав их «Приоритетными национальными проектами».

Президент подчеркнул, что задачу по системной модернизации здравоохранения, образования, жилищной сферы и сельского хозяйства «мы можем решить только совместно – с участием всех министерств и ведомств, региональных и местных органов власти, с привлечением широкой общественности».

Особое внимание В.В. Путин уделил механизмам реализации этих проектов. На заседании Совета при Президенте РФ по реализации нацпроектов он поставил задачу – сформировать по каждому национальному проекту систему управления и контроля, включая планирование, контроль и организацию работы на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. При этом было подчеркнуто, что столь масштабные задачи невозможно решить без единого алгоритма действия всех органов госвласти и местного самоуправления[4].

Приоритетный национальный проект "Образование" рассчитан на 2006-2007 годы и предусматривает следующие направления:

· стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, - школ и вузов;

· подключение к Интернету всех школ; поддержка способной и талантливой молодёжи;

· расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;

· формирование сети национальных университетов и бизнес-школ;

· дополнительное вознаграждение за классное руководство;

· поставка школьных автобусов для сельских школ, учебного и учебно-лабораторного оборудования;

· поощрение лучших учителей[5].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.005 с.)