Факторы родительского воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы родительского воспитания



Стили семейного воспитания

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Жестокое обращение в семье

Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства.

Статистика
По американским данным, число детей и подростков, ежегодно подвергающихся насилию в семьях, составляет от 650 тысяч до 6 миллионов(Popenoe D., 1995). Средний возраст детей, подвергшихся насилию, составляет 7 лет, и жертвами семейного насилия в 42% случаев становятсяподростки в возрасте от 12 до 17 лет (Holmes W., Olsen L, 1984). В России родители ежегодно избивают до 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. В 1992 году органами внутренних дел России зарегистрировано более 155 тысяч детей, убежавших из дома из-за жестокости родителей. Ежегодно около 9 тысяч родителей лишается родительских прав и более 2,5 тысяч детей забирается у родителей без лишения родительских прав, так как пребывание в семье угрожает жизни детей (Степанова О. В., 2000).

В качестве причин жестокого поведения родителей называют:

  • социально-экономические факторы: безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее — к жестокому обращению с домочадцами;
  • психологические факторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивные дети (Степанова О.В., 2000). Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса (Popenoe D., 1995).

Сексуальное насилие в семье

Среди различных видов насилия, которым подвергается подросток в неблагополучной семье, специфическое место занимает сексуальное насилие.

Многие подростки, подвергающиеся насилию в семье, не сообщают об этом, стыдясь, боясь преследований, обвинений во лжи и т.д. До недавнего времени считалось, что сексуальное насилие в семье встречается достаточно редко, однако исследования последних 10-15 лет показали, что это не так. По американским данным, по крайней мере 22% всех американских детей подвергались сексуальному насилию в семье в той или иной форме. Наиболее часто инцесты связаны с отношениями отец — дочь или отчим — падчерица, хотя существуют и другие варианты (например, братья — сестры). Исследование таких отцов показало, что чаще всего это личности с импульсивным поведением, недостаточно развитым контролем и крайней нечувствительностью к последствиям своих действий, как правило, они происходят из дисфункциональных семей и имеют личностные и сексуальные нарушения (Popenoe D., 1995).

Сексуальные злоупотребления по отношению к детям могут привести к долговременным последствиям. Во взрослой жизни они часто испытывают трудности в установлении границ общения с противоположным полом: женщины либо неразборчивы в связях, либо, наоборот, избегают всяческих контактов. Женщины, занимающиеся проституцией, значительно чаще сообщают о пережитом в детстве сексуальном и физическом насилии (Соколова Е.Т., Ильина С.В., 2000).

Статистика
Среди звонков, поступивших на телефон доверия московского Центра помощи пережившим сексуальное насилие, 16% было от подростков до 12 лет и 32% — от 13 до 18 лет. По отношению к жертве насильник был чужим человеком в 34%, знакомым — в 66%, причем близким знакомым — в 15%, а членом семьи, родственником — в 19% (Кравцова О.А., 1999)

Неполные семьи

Статистика
По разным данным, число неполных семей, т. е. семей, состоящих из одного родителя с ребенком (детьми), может составлять от 13% (по статистическим данным) до 40-45% (фактически существующих.) от общей численности семей.

Это семьи, образовавшиеся в результате развода, смерти одного из супругов, а также если один из родителей живет и трудится в другом месте или если родители ребенка никогда не жили вместе.

Каждый из выделенных типов неполных семей создает особую социальную ситуацию развития ребенка и характеризуется своими специфическими чертами:

  • в разведенных семьях ребенок в большинстве случаев наблюдал конфликтные, дисгармоничные отношения между родителями;
  • в овдовевших семьях воспоминания о совместной жизни родителей чаще сопровождаются положительными эмоциями;
  • в материнских семьях ребенок фактически не наблюдает реального процесса семейного общения и функционирования.

Несмотря на существование неполных семей, состоящих из отца с детьми, чаще всего это семьи, в которых есть только мать, испытывающая «хронический эмоциональный стресс, усугубляющийся постоянной занятостью и хронической усталостью» (Даниленко О.В., 2000).

Статистика
Количество материнских семей стремительно увеличивается: если в 1980 году в России число рождений у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, составляло 10,6% от общего числа родившихся, то в 1999 году — уже 27,9%..

Если родители вступают в повторный брак, появляются проблемы налаживания взаимоотношений с отчимом, мачехой, сводными братьями и сестрами и т. д.

Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде сверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию и может явиться причиной мучительных переживаний.

Смешанные семьи

Значительное число разведенных мужчин и женщин со временем вступают в повторный брак (по американским данным, около 83% мужчин и 76% женщин). Часто они в большей степени дорожат отношениями, являются более зрелыми и опытными, серьезнее относятся к своим обязанностям, что положительно сказывается на прочности таких браков.

Есть данные, что мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшими замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей (Шнейдер Л. Б., 2000).

Вместе с тем исследования показывают, что в тех повторных браках, где отношения сложились не столь удачно, главной проблемой являлись взаимоотношения с детьми от предыдущего брака. В подростковом возрасте дети с трудом адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи. Зачастую первые годы повторного брака проходят в стрессовой, хаотичной обстановке, но со временем отношения все же налаживаются (Райс Ф., 2000).

Статистика
Сравнительные исследования адаптации детей после развода в зависимости от того, вступила мать в повторный брак, жила с новым партнером без заключения брака или вообще не поддерживала с мужчинами серьезных отношений, показали, что тяжелее всего протекала адаптация у подростков, чьи матери сожительствовали с новыми партнерами без тех обязательств, которые влечет за собой законный брак. В результате подростки испытывали неуверенность в своем положении и положении матери, сомневались в устойчивости ее отношений с партнером. Кроме того, отцы, встречаясь с детьми, нередко неодобрительно отзывались о поведении бывшей жены, и подростки страдали от моральной стороны вопроса (King Р.,1989).

 

Стили семейного воспитания

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Факторы родительского воспитания

Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой — объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Во многих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются именно эти:

1. эмоциональное отношение, любовь, принятие;

2. особенности требований и контроля (Смирнова Е.О., Быкова М.В., 2000).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.027 с.)