Билет № 23 вопрос № 1. Федеральный закон «о физической культуре» как законодательная основа управления отраслью. Социальная значимость принятия закона «о физической культуре». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 23 вопрос № 1. Федеральный закон «о физической культуре» как законодательная основа управления отраслью. Социальная значимость принятия закона «о физической культуре».



1.Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. Федеральный закон создает условия дли развитии массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с общающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.2.Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины. Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта. Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:1)непрерывности и преемственности физического воспитании различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; 2)учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признании ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; 3)признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; 4)создания благоприятных условии финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта1.Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает;1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участит в них, за счет средств федерального бюджета;2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно - исследовательских и технических разработок и технологий;3) содержание физкультурно - оздоровительных, спортивных и спортивно- технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации; 4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; 6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендации; 8) организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.2.Государство поддерживает развитие спорта в целях достижении высших спортивных результатов (далее - спорт высших достижений) и создает для этого благоприятные условии посредством:1) увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ, олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы;2) строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации но различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;3) выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развитии спорта высших достижений;4) стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях; 5) поощрения меценатства и благотворительности,3. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спирта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движении России в соответствии с законодательством Российской Федерации.4. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружении предприятии спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.5. Расходы на реализацию федеральных программ развитии физической культуры и спорта и региональных программ развития физической культуры и спорта производится за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Билет № 23 Вопрос № 2. Биологические и психические особенности женского организма. Особенности адаптации женского организма к физическим нагрузкам. Специфика тренировки женщин в избранной физкультурно-спортивной деятельности.

Особенности строения и функций женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособности. В общебиологическом аспекте женщины по сравнению с мужчинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменениям внешней среды (температурным сдвигам, голоду, кровопотере, ряду болезней).У женщин по сравнению с мужчинами более низкий уровень показателей физического развития. Мышечная ткань 32—35 % веса тела (у мужчин 40 % и более), жировой ткани у женщин на 10—40 % больше. Силовые показатели у женщин ниже, чем у мужчин. Сила мышц брюшной стенки на 30—50 % меньше. Чрезмерные тренировочные и соревновательные нагрузки вызывают у женщин более значительные вегетативные сдвиги. Спортсменки нуждаются в боле продолжительном отдыхе. Высокая чувствительность анализаторов (слуховых, вестибулярных, зрительных, кожных рецепторов) способствует развитию хорошей координации движений, их плавности и четкости. Для женщин характерны хорошие показатели общей выносливости ловкости и гибкости.Регулярные занятия физ. упражнениями вызывают значительные перестройки всех функций организма. В ходе многолетней подготовки женщины в отличие от мужчин способны очень резко улучшать спортивные результаты. Биологические особенности женщин связаны с овариально-менструальным циклом(обычно в 12—14 лет). Цикл, 21—36 дней а менструация — 2—7 дней. При нагрузках менструальный цикл может удлиняться до 36—42 дней. Впредменструальную и менструальную фазы, а также в овуляторные дни умственная и физическая работоспособность снижается, повышается функциональная стоимость выполняем работы, возникает состояние физиологического стресса.

Спортсменки, тренеры и врачи должны постоянно вести наблюдения за изменениями самочувствия и спортивной работоспособности в связи с менструальным циклом. Эти данные имеют важное значение для правильного планирования тренировочного процесса и выступлений на соревнованиях.

Б илет № 23 Вопрос № 3. Анализ факторов, определяющих спортивный результат на дистанциях 400 и 800 м (смешанная анаэробно – аэробная энергетическая производительность, силовая выносливость, экономизация техники).

Уровень достижений в плавании в значительной мере зависит от мощностных возможностей системы энергообеспечения спортсмена, которые характеризуются следующими показателями — МПК, максимальный сердечный выброс, максимальный кислородный долг, максимум накопления молочной кислоты в крови, ПАНО и др. Энергетические возможности пловцов характеризуются также емкостью — размерами доступных для использования субстратных фондов и допустимым объемом метаболических изменений во время работы. Образование энергии, необходимой для выполнения мышечной работы, происходит в результате химических реакций, основанных на использовании трех видов источников энергообразования: алактатных анаэробных, лактатных анаэробных и аэробных.

Источники энергии - Путь образования энергии -Время образования- Срок действия -Продолжительность

1)Алактатные Анаэрбные -Креатинфосфокиназная и миокиназная реакции Гликолиз с образованием лактата -0-до30с-до10с 2)Лактатные анаэробные- -15-20с-от30с до 5-6мин - 30-90с Окисление углеводов и жиров кислородом воздуха -От 1,5 до 3 мин- 3)Аэробные От 1,5 до 3 мин.

Специальная(силовая) выносливость — это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления при выполнении нагрузок, обусловленных требованиями эффективной соревновательной деятельности в конкретном виде спорта, а применительно к плаванию — на конкретной спринтерской, средней или длинной дистанции. Для достижения высокого уровня специальной выносливости пловцу недостаточно иметь высокий уровень отдельных свойств и способностей, ее определяющих. Следует добиться их комплексного проявления в условиях, характерных для конкретной соревновательной дистанции. Этого можно достичь лишь при широком применении соревновательных и максимально близких к ним специально-подготовительных упражнений, при создании комплекса условий, характерных для планируемой соревновательной деятельности.

400 м. Начиная с этой дистанции, преобладающее значение в энергообеспечении занимает аэробный источник энергии, отличающийся большей экономичностью по сравнению с анаэробными источниками. Уровень потребления кислорода может достигать максимальных значений (у пловцов высокой квалификации иногда более 5 л/мин). В целом кислородный приход во время работы составляет 15-20 л. Однако кислородная задолженность на этой дистанции все еще достаточно велика (может превышать 12-14 л). Это связано со значительной активизацией анаэробного гликолиза – концентрация лактата в крови на финише зачастую достигает 12-18 ммоль/л. 800 м. Энергетический запрос организма удовлетворяется в основном аэробным путем. Это означает, что наиболее высокие требования предъявляются к системам транспорта кислорода и его утилизации в работающих мышцах (митохондриальная система). Уровень потребления кислорода на дистанции близок к максимальному. Одновременно на дистанции 800 м отмечается усиление анаэробного гликолиза, уровень лактата в крови может достигать 8-14 ммоль/л (особенно при энергичном финишировании).

Билет № 24 Вопрос №1. Роль олимпийского движения в развитии современного спорта. Олимпийская Хартия: ее содержание, история создания, назначение. Основные этапы и социальная значимость развития олимпийского движения в истории России.

В современном мире олимпийское движение играет немаловажную роль. Основополагающая цель олимпизма закреплена в Олимпийской хартии: «...повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства». Олимпийские игры стали неотъемлемой частью спортивной и культурной жизни современности, и от дальнейшего развития олимпийской идеи в значительной степени зависит и будущее социальное, экономическое и политическое положение всего мирового сообщества. Во второй половине 19 в., благодаря созданию первых международных федераций (гимнастов, 1881, гребцов, 1892, конькобежцев, 1892) и проведению мировых чемпионатов и международных встреч, спорт становится одним из важнейших элементов межгосударственного общения, способствующих сближению народов. Инициативу Кубертена на учредительном конгрессе в Париже (1894) поддержали представители 12 стран. Был создан руководящий орган олимпийского движения Международный олимпийский комитет (МОК) и утверждена разработанная бароном Олимпийская хартия свод правил и положений МОК. Олимпийская символика Впоследствии Олимпийская хартия стала основой уставных документов Международного олимпийского комитета, В ее первом разделе даны описание и статут Олимпийского флага (утвержден МОК в 1913 по предложению П. де Кубертена) белое полотнище с олимпийским символом, представляющим собой пять цветных сплетенных колец (по количеству континентов). Олимпийский символ также предложен Кубертеном и утвержден МОК в 1913 году. С 1920, наряду с символом, составной частью олимпийской эмблемы является олимпийский девиз Cuius, altius, fortius («Быстрее, выше, сильнее»). В 1928 была воплощена идея Кубертена, высказанная им еще в 1912, зажигание Олимпийского огня от солнечных лучей (с помощью линзы) у храма Зевса в Олимпии и его доставка факельной эстафетой на Олимпийский стадион к церемонии открытия Игр по специальному маршруту, разработанному оргкомитетом очередных игр совместно с Национальными олимпийскими комитетами (НОК) стран, по территории которых он проходит. Согласно Олимпийской хартии, честь проведения Олимпийских игр предоставляется городу, а не стране. Решение об избрании столицы Олимпийских игр принимается МОК не позднее чем за 6 лет до начала игр. С 1970-х гг. в рекламных и коммерческих целях используется так называемый олимпийский талисман изображение животного, признанного общественностью страны-организатора наиболее популярным, например, на Московских Олимпийских играх 1980 талисманом был медвежонок Миша. В уставе МОК записано, что «Олимпиаду можно не проводить, но ни в коем случае нельзя менять ее порядковый номер, сроки и место ее проведения». За 100 лет(1896-1996) было проведено 23 Олимпиады и трижды (1916). Согласно Олимпийской хартии, честь проведении Олимпийских игр предоставляется городу, а не стране. Решение об избрании столицы Олимпийских игр принимается МОК не позднее чем за 6 лет до начала игр. С 1970-х гг. в рекламных и коммерческих целях используется так называемый олимпийский талисман изображение животного, признанного общественностью страны организатора наиболее популярным, например, на Московских Олимпийских играх 1980 талисманом был медвежонок Миша. И уставе МОК записано, что «Олимпиаду можно не проводить, но ни в коем-случае нельзя менять ее порядковый номер, сроки и место ее проведения». За 100 лет (1896, 1996) было проведено 23 Олимпиады и трижды (1916, 1940,1944) игры не состоялись из-за Первой и Второй мировых войн. Проведение Олимпийских Игр в Сочи станет дополнительным стимулом для положительных изменений к экономической, социальной, экологической и спортивных сферах и позитивно отразится на жизни населения России. Основные этапы и социальная значимость развития олимпийского движения в истории России. На протяжении многих веков олим. идея проникала в сознание российской общественности. Это способствовали несколько факторов-Идея использования Олим. Игр в целях улучшения физического воспитания молодёжи-В стране возрос интерес к ОИ как фактору оживления и развития спорта -Происходило первоначальное организационно-методическое оформление развития спорта в стране и участия рус. спортсменов в междунар. Соревнованиях В 1952 году впервые наши олимпийцы выступили на олим. играх в Хельсинки. Надо сказать что выступление было удачным не только на этих, но и на последующих олим. играх. Следующий сложный этап в развитии ОД был в 1991 г. Это год распада СССР и формирование нового государства. Это повлекло за собой сокращение финансирования, отъезд многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж. Был организован новый орган управления физ. культурой и спортом в стране - Комитет содействия олим. движению при Правительстве Рос. Фед. Всероссийский олим. комитет был сформирован 1 декабря 1989 г, но после распада СССР Олимпийское собрание России избрало первого президента ВОК(до этого момента были председатели) - В.Г. Смирнова. И в 1992 г ВОК стал называться стал называться ОКР. Впервые в истории олим. движения ведущими учёными и специалистами России было издано для школьников страны красочное пособие «Твой Олим. учебник» (к концу 99г три издания). Основные итоги развития ОД в 20 вв. подвёл 12 Олимп, конгресс. Он рассматривал 4 вопроса по каждому из которых были приняты рекомендации: -вклад олим. движения в современное общество. -Место и роль спортсмена в обществе -Спорт в его социальном контексте(спорт и политика, спорт и экономика, спорт для всех, спорт в развивающихся странах) -Спорт и средства массовой информации Но по прошествии времени остался ряд проблем ОД, осложнявших его нормальное развитие: -Применение допинга - ставит под сомнение честное спортивное соперничество, здоровье спортсменов. Их дружбу и взаимопонимание. Однако применение допинга не только не прекращается, а приняло устрашающие размеры. -Объективность судейства(фигурное катание) -Олимпийская программа- необоснованные попытки сокращения или увеличения олим. дисциплин могут привести к подрыву самой олим. идеи. -координация деятельности МОК, НОК и МСФ -излишняя коммерциализация спорта - это может лишить ОИ их гуманистической и воспитательной ценности, подорвать ОД как важный фактор международного взаимопонимания и сотрудничества. Следствием коммерциализации спорта является коррупция среди членов МОК.

 

Билет № 24 Вопрос № 2. Понятие о двигательных умениях и навыках. Структура обучения двигательному действию и характеристика его этапов. Методика обучения двигательному действию в избранной физкультурно-спортивной деятельности.

Двигательное умение - одна из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательные действия на основе неавтоматических (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.

  1. Двигательный навык - такая форма реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательных умений
  2. Специфическим предметом дидактики в ФВ являются двигательные действия, (обучение этим действиям).
  3. Обучение двигательным действиям строится в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков (У и Н)
  4. Сенсорная информации высшего порядка
  5. I I
  6. Знание-----------Умение----------Навык ---------Умение
  7. I I
  8. Двигательный опыт
  9. Двигательные умения: характерные признаки, значение
  10. Признаки:
  11. * воспроизводится лишь общая схема
  12. * ненужные движения
  13. * излишнее напряжение
  14. * искажение направления амплитуды
  15. * зрительный контроль за каждым движением
  16. * быстрая утомляемость из-за низкой экономичности
  17. * неуверенность или боязнь
  18. Значение:
  19. * этап неминуем
  20. * творческое начало
  21. Двигательный навык, признаки:
  22. * автоматизм выполнения
  23. * высокая устойчивость
  24. * системность в движениях
  25. * повышенная роль двигательного анализатора
  26. * появление чувства "воды", "мяча" и т.д.
  27. * выраженная стереотипность частных операций и параметров действия
  28. * выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения
  29. Двигательное умение высшего порядка:
  30. * повышенная роль пусковой функции сознания
  31. * действия автоматизированы, но могут легко попадать под контроль в случае необходимости
  32. * проявляется в целостном двигательном действии
  33. Этапы обучения:
  34. Границы этапов размыты и длительность различна
  35. 1. Этап ознакомления:
  36. * осмысление задачи обучения
  37. * составление проекта ее реализации
  38. * попытка выполнить двигательное действие
  39. 2. Этап начального разучивания:
  40. * обучить основе техники и ведущим движениям, сделать их исполнение стабильным
  41. * устранить излишнее напряжение
  42. * предупредить ненужные движения
  43. * добиться освоения ритма
  44. 3. Этан закрепления:
  45. Используемые методы:
  46. -Игровой
  47. - соревновательный
  48. 4. Этан совершенствования:
  49. * индивидуализация
  50. * вариативность техники
  51. * использование в различных видах деятельности
  52. * умение компоновать с другими навыками
  53. Двигательный навык формируется в основном, на начальных этапах любой практической деятельности человека наоснове предыдущего двигательного опыта и знания о новых двигательных действиях, которыми необходимо овладевать. Чем объемнее и разностороннее двигательный опыт человека, чем обширнее арсенал его двигательных навыков и умений, тем проще и успешнее он сформирует новые навыки, которые представлены вначале в виде знании, передающихся обучаемому преподавателями, учебниками, методическими руководствами или же формируются человеком самостоятельно, в процессе самообучения.

Билет № 24 Вопрос № 3. Анализ факторов, определяющих спортивный результат на дистанциях 100 и 200 м (алактатная и лактатная фракция кислородного долга, силовая подготовленность, психологическая подготовленность).

100м. На этой дистанции преобладают анаэробные процессы энергообеспечения, вклад которых в 4 раза 100м. На этой дистанции преобладают анаэробные процессы энергообеспечения, вклад которых в 4 раза превышает долю аэробного метаболизма. Кислородная задолженность может превышать 16 л, причем на долю алактатного компонента (связанного с восстановлением после работы КрФ) приходится 3-4 л., лактатный компонент (обусловленный ресинтезом гликогена из молочной кислоты) может превышать 12 л. Уровень лактата в крови на финише возрастает до 144-18 ммоль/л., что сопровождается резким изменением кислотно-основного баланса, значительным утомлением и снижением работоспособности. В то же время роль аэробного источника энергии кислород-приход во время работы на 100м может достигать 4-5л. И все, оценивая роль различных источников энергообеспечения, следует подчеркнуть значение суммарной мощности гликолитического и креотинофосфатного механизмов, поскольку их вклад на этой дистанции составляет 80% необходимых энергозатрат.

200м. Предельная длительность работы на этой дистанции составляет около 2мин, что предъявляет наиболее высокие требования к механизму анаэробного гликолиза по сравнению со всеми другими дистанциями. На финише отмечаются наиболее высокие концентрации молочной кислоты в крови(18-22 ммоль/л),показатель рН может снижаться до критических величин (7.00), а кислородная задолженность организма достигать 20л. Вместе с тем на этой дистанции значительно усиливается аэробный обмен – кислородо-приход достигает 9-10 л, что составляет примерно одну треть от общего энергозапроса. На финише дистанции 200м по показателям концентрации лактата в крови можно судить остепени реализации пловцом своих возможностей. Если на ответственных соревнованиях у взрослых пловцов высокого класса он ниже 16-22 ммоль/л,что говорит о потенциале спортсмена который расрыт не полностью.

После каждой серии необходим достаточно длительный отдых, чтобы избежать усиления гликолиза в процессах энергообеспечения (в противном случае работа будет иметь направленность на выносливость).Для нагрузок этой зоны характерны упражнения в спринтерском плавании на отрезках 15-20 м, а так же специальные упражнения скоростно-силовой направленности.

Развитие скоростно-силовых и спринтерских качеств с помощью нагрузок алактатной направленности сочетается с нагрузками компенсаторной и силовой направленности.

Количество кислорода, необходимое для полного обеспечения выполняемой работы, называют кислородным запросом. Но органы кислородного снабжения "тяжелы на подъем", они не могут быстро удовлетворить кислородный запрос. Поэтому образуется кислородный долг.

Алактатная и лактатная фракции. Алактатная- скорость протекания фосфогенных реакций. Лактатная –величина характеризующаяся задействованием гликолиза, накопление молочной кислоты изменение рН крови.

Целью психологической подготовки является формирование значимых для спорта свойств личности и психических качеств спортсмена. Различают три вида психологической подготовки: общую подготовку, специальную подготовку к соревнованию и подготовку к выполнению конкретного двигательного действия.

Тесты -100м 4-6*25, 2- 4*50м, 50+25+25, 75.

200м 8- 12*25, 4-6*50, 100+50+50.

Общая психологическая подготовка направлена на совершенствование психических функций и умений спортсмена. Специальная психологическая подготовка к соревнованиям направлена на создание у спортсмена состояния "боевой готовности" к определенному сроку (к старту, к конкретному восхождению). Этот вид психологической подготовки обеспечивается большим набором средств и методов.

Особое место в психологической подготовке спортсмена занимает — волевая подготовка. Она направлена на формирование у спортсмена таких волевых качеств, как: решительность, смелость, ноли к победе, терпение, настойчивость и др. Волевая подготовка связана с преодолением трудностей. Формирование волевых качеств зависит от того, какие трудности в своей деятельности преодолевает спортсмен.

Техническая подготовленность характеризуется совокупностью его двигательных умений, навыков и степенью их совершенства.

Общая и специальная техническая подготовленность. Общая- координационные способности, развиваемые в процессе работы по овладению широким спектром разнообразных двигательных действий используемых в тренировке(общеразвив-е упр-я, спорт. Игры, лыжи элементы синхронного плавания, водное поло и др. Специальная—определяется уровнем овладения техникой соревновательных действий и упражнений по ее совершенствованию. Основным показателем является эффективность техники соревновательных действий пловца.

Билет № 25 Вопрос №1. Понятие о двигательно-координационных способностях. Характеристика их частных разновидностей (способности поддерживать равновесие, точно выполнять движения, регулировать тоническую напряженность). Методические приемы воспитания отдельных двигательно-координационных способностей в избранной физкультурно-спортивной деятельности.

Говоря о способностях, от которых зависит успешность научения новым двигат. действиям и совершенствования их усвоенных форм, принято оперировать понятием «ловкость». Под «двигательно-координационными способностями» подразумевают:

Во-первых, способность целесообразно координировать движения при построении и воспроизведении новых двигательных действий; Во-вторых; способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий. Качество координации движений обусловлено в какой-то мере способностью без излишней мышечной напряженности (скованности) поддерживать позу и особенно выполнять двигательные действия. Различают тоническую и координационную напряженность. Тоническая напряженность (гипермиотония) характеризуется постоянным чрезмерным тетаническим напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Координационная напряженность выражается в скованности, закрепощенности движений, связанной с излишней активностью мышечных сокращений. Ни сохранение статических положений, необходимых в повседневной жизни, ни эффективное выполнение двигательных действий, невозможны без поддержания определенной устойчивости.

Общим внешним показателем способности поддерживать равновесие является степень устойчивости позы. В зависимости от соотношения моментов динамики и статики в различных позах и по ходу их изменений в одних случаях требуется поддерживать

преимущественно статическое равновесие (стойка на руках), в других – динамическое равновесие, когда моменты статики мимолетны и поза видоизменяется по ходу движений, сохраняя общую устойчивость.

Воспитание ДКС связано с пополнением двигательного опыта занимающихся новыми формами координации движений, с преодолением координационных трудностей, возникающих при необходимости гибко варьировать привычные формы координации движений в условиях внезапно меняющихся ситуаций.

Примеры методических приемов, предъявляющих повышенные требования к координации движений при выполнении привычных действий.

Внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры привычного действия или смена способа его выполнении (в стандартных внешних условиях). Введение необычных и.п, зеркальное выполнение упражнений, смена способа выполнения действия, конструирование нового способа его выполнения.

Комбинаторное варьирование движений, действий. Усложнение привычного действия добавочными движениями, комбинирование привычных действий в непривычных сочетаниях.

Изменение внешних условий, вынуждающее варьировать привычные формы координации движений. Введение дополнительных объектов действия и сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий: направленное варьирование внешних предметных отягощений; изменение пространственных границ, в которых выполняется действие; использование различного оборудование и естественных средовых условий для расширения диапазона вариативности двигательных навыков.

Билет № 25 Вопрос №2. Понятие о спортивных достижениях. Факторы, обеспечивающие рост спортивных результатов в индивидуальной «спортивной карьере». Проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения «спортивной карьеры» (на примере избранного вида спорта).

Периодизацию спортивной карьеры можно увязать, например, с этапами многолетней спортивной подготовки, которые включают:

1. Предварительную спортивную подготовку. 2. Начало спортивной специализации

3. Углубленную тренировку в избранном виде спорта. 4. Спортивное совершенствование.

Сюда входят: а) зона первых больших успехов; б) зонаоптимальных возможностей; в) зона поддержания спортивных результатов.Выявлено, что адаптация спортсмена к социальной жизни вне зависит от уровня достигнутых им результатов: чем выше спортивные результаты, тем сложнее социальная адаптация. Отмечу наиболее важные факторы, которые существенно влияет на формирование стиля жизни спортсмена, закончившего спортивную карьеру:

- прекращение спортивной деятельности, спортивных тренировок и выступлений в соревнованиях;

- прекращение опеки со стороны спортивного клуба, тренера, врачей, обслуживающего персонала;

- разрыв дружеских и профессиональных связей с командой, спортивным клубным тренером;

-психологический дискомфорт, вызванный отсутствием чувства удовлетворения от спортивной борьбы, победы, которые составляли главный смысл жизни спортсмена, психологический стресс, связанный с пониманием что знания новой профессии неизмеримо ниже, чем былое спортивное мастерство;

- резкое снижение уровня доходов.

В Социальную адаптацию спортсменов облегчает:

- осознанный подход к концу спортивной карьеры, наличие реальных планов на ближайший период жизни;

- выбор профессии в сфере физической культуры и спорта;

- психологическая поддержка и помощь со стороны семьи, друзей, тренера, спортивного клуба;

- материальная поддержка со стороны отрасли «физическая культура и спорт»;

- социальная защищенность путем правового обеспечения по медицинскому, пенсионному обслуживанию;

- привлечение бывших спортсменов к соревнованиям ветеранов, участию в общественной жизни, выступлению перед молодежью.

- резкое снижение уровня доходов.

Спорт. достижение, как правило, хар-ся победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д. Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателен в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся. Спорт. достижения определяются тремя группами факторов: — индивидуальными факторами (первая группа), — научно техническим прогрессом (вторая группа), — социально – экономическими факторами (третья группа). Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При том главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда. В этой связи спортивные достижении — это показатель размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути. В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты

времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и чегырехразовые тренировочные занятии в день. Все это предъявляет высокие требовании к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе. Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.243.115 (0.06 с.)