Билет №6 Вопрос № 3Анализ техники плавания способом кроль на спине. Фазовая структура движений и характеристика отдельных фаз. Педагогическая модель техники плавания кролем на спине.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №6 Вопрос № 3Анализ техники плавания способом кроль на спине. Фазовая структура движений и характеристика отдельных фаз. Педагогическая модель техники плавания кролем на спине.



Кроль на спине как спортивный способ плавания был включен в программу Олимпийских игр в 1904 году. Сначала в этом виде плавания соревновались только мужчины. Но с 1924 года на спине стали плавать и женщины.

В настоящее время современная техника плавания кролем на спине позволяет плыть 100 м со скоростью, близкой к 2 м/с.

Работа ногами в кроле на спине имеет большее значение, чем в кроле на груди. Поэтому пловцы-спинисты, как правило, выполняют шесть ударных движений ногами на два гребка руками. В отличие от кроля на гр. движ-ия ног в кроле на спине имеют больший размах и большее сгибание в коленных суставах. Ноги плывущего на спине работают ритмично и лишь незначительно отклоняются в своем движении от вертикальной плоскости.

Кинематика движений ног в положении на спине очень похожа на движения ног в кроле на гр. Ударная, или рабочая, фаза выполняется вверх, подготовительная — вниз. После окончания удара нога выпрямлена в коленном суставе и стопа занимает положение у поверхности воды. Величина угла, на который согнута нога в тазобедренном суставе, зависит от погруженности таза пловца.

Подготовительное движение начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе до такого момента, пока нога не займет горизонтальное положение. Затем разгибание в тазобедренном суставе заканчивается и сразу же начинается его сгибание. Стопа же продолжает опускаться вниз, и нога сгибается в коленном суставе. На этом заканчивается подготовка к удару.

В начальной части ударного движения бедро с нарастающей скоростью продолжает сгибаться, в тазобедренном суставе, колено при этом поднимается вверх, увлекая за cобой голень. Носок стопы, поднимаясь вверх и встречая сопротивление воды, вытягивается и поворачивается вовнутрь. Эту часть ударного движения пловцы выполняют по-разному. У людей с длинными и легкими ногами наблюдается сгибание коленного сустава, а у людей развитой мышечной силой ног изменение угла сгибания не происходит. В заключительной части ударного движения бедро резко меняет направление, разгибаясь в тазобедренном, суставе, а стопа с нарастающей скоростью продолжает перемещаться вверх. Заканчивается движение разгибанием стопы в голеностопном суставе, при этом носок движется изнутри вверх.

Движение рук

Так же, как и в кроле на груди, основное тяговое усилие при плавании на спине создают руки.

Рабочие движ-ия:А) Захват воды Б)Подтягивание и отталкивание В)Выход из воды

Подготовит.движ-ия: А)Пронос руки над водойБ)Вход в воду и вытягивание вперед

Рациональное согласование движ-ний рук таково, что в момент. когда одна рука завершает гребок, другая входит в воду и начинает захват. В это время руки занимают прямо противоположное положение, пловец ощущает опору о воду ладонями обеих рук и как бы передает гребок с одной руки на другую.

После окончания гребка рука проносится над водой выпрямленная в локтевом суставе и входит в воду по линии, проходящей параллельно оси тела через центр одноименного плечевого сустава. Перед входом в воду ладонь поворачивается наружу. Гребковое движение начинается со сгибания кисти в лучезапястном суставе, ладонью в направлении вниз наружу. Погрузившись на глубину 30—40 см, она движется назад и, пересекая линию плеч, приближается к поверхности воды. В этот момент рука согнута в локтевом суставе до угла 75—90° и все ее звенья располагаются в одной плоскости.

Во второй половине гребка скорость движения руки возрастает. Кисть и предплечье отстают от плеча, стараясь сохранить перпендикулярное положение по отношению к направлению движения. В конце второй половины гребка кисть, продолжая движение назад, погружается, поворачиваясь ладонью вниз вовнутрь.

Этим последним движением решается, главным образом, задача создания опоры о воду, необходимой для поддержания тела в более высоком положении. После окончания гребка выпрямленная рука поднимается из воды и принимает исходное положение к началу следующего гребка. Попеременные гребковые движения рук поддерживают непрерывное тяговое усилие и тем самым позволяют равномерно передвигать тело вперед. Создание непрерывной силы тяги в попеременных гребковых движениях становится возможным благодаря быстрому проносу руки, закончившей гребок, и началу ее следующего гребка в момент, когда противоположная рука его еще продолжает.

Дыхание в кроле на груди трехфазное: вдох через рот, задержка вдоха и энергичный выдох. Начало вдоха всегда совпадает с моментом подъема одной руки из воды и первой частью гребка другой руки. На один цикл движения рук выполняется один вдох. В отличие от других способов плавания дыхание в кроле на спине может и не быть связанным с темпом движения рук. Например, при появлении утомления пловцы-спинисты иногда начинают чаще дышать, выполняя вдох при поднимании из воды каждой руки.

Как указывалось ранее, согласование движений рук и ног в кроле на спине чаще всего шестиударное, то есть на два гребка руками совершается шесть ударов ногами, что обеспечивает устойчивое положение оси тела пловца, позволяет совершать ритмичные повороты плеч вокруг продольной оси тела, не вовлекая в это вращение тазобедренные суставы.

Билет № 7 Вопрос № 1 Принцип оздоровительной направленности в системе физического воспитания. Зависимость оздоровительного эффекта физических упражнений от величины нагрузки, возраста и подготовленности занимающихся.

Общий смысл этого принципа заключается в требовании оптимизации процесса физ. воспитания с целью достижения наибольшего и безусловного эффекта укрепления здоровья.

Этот принцип - один из основных принципов массовой физкультурной деятельности, вытекающий из целей и задач ФК в обществе. Это физ. развитие подрастающего поколения и молодежи, физ. совершенствование взрослого населения, сохранение хорошей физ. формы людей пожилого возраста.

Принцип оздоровительной направленности физической культуры заключается у организации физ.воспитания, и в частности занятий физ. упражнениями, таким образом, чтобы они способствовали профилактике заболеваний, укреплению здоровья. ФУ позволяют осуществлять нефармакологическую коррекцию, профилактику и лечение атеросклероза, артериальной гипертензии, диабета, неврозов, ожирения, нарушений функций иммунной системы, ряда психич.заболеваний. ФУ воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

. Качество оздоровительных эффектов ФУ во многом определяется соответствием параметров используемых нагрузок индивидуальным адаптационным возможностям человека. К параметрам ФН относятся: I) вид упражнений (специфичность); 2) оздоровительный эффект ФУ; 3) особенности энергообеспечения (аэробные, анаэробные, смешанные); 4) интенсивность нагрузки; 5) объем нагрузки:, 6) кратность занятий; 7) распределение нагрузки во времени; 8)взаимосвязь нагрузок различной направленности. От соотношения этих компонентов зависят особенности приспособительных изменений в организме. Опираясь на адаптационные возможности человека, можно целенаправленно использовать те или иные формывоздействия и, регулируя компоненты нагрузки, сознательно формировать те функциональные изменения, которые повышают устойчивость человека к воздействию психосоциальных стрессоров.

Во втором периоде зрелого возраста, доминирующим направлением в физ.в-ие станов-ся поддержание достигнутого уровня физ.подгот-ти и тренир-ти, противодействие естественно усугубляющимся возрастным регрессивным именениям в орг-ме. Адекватная перестройка физ.в-ия предполагает все более строгую регламентацию предъявляемых нагрузок. Они могут быть довольно значительными по объему даже у пожилых, но степень их напряженности подлежит все более тщательному дозированию. Трен.занятия с возрастом должны приобретать хар-р физкультурно-кондиционной трен-ки, в кот-ой снята направленность на спорт.достижения. В нее включ-ся хорошо освоенные ранее виды УПР., кот-ые при четком нормировании воздействий м.б. эффективно использованы как средства сохранения обычной физ.кондиции тренирующихся, особенно аэробн.возможности орг-ма и дееспособность ОДА.

Билет № 7 Вопрос № 2 Сроки, задачи и содержание основных этапов отбора в процессе многолетней тренировки. Тестовые процедуры и показатели, отличающиеся высоким уровнем стабильности. Коррекция планирования тренировочного процесса с учётом биологического возраста (на примере избранного вида спорта).

Задачами спорт.отбора явл-ся выявление спортивно одаренных детей и подростков, создание организационно-методич. и соц.-экономических усл-ий для развития спорт.способностей в процессе многолетн.трен-ки. Спорт.одаренность- это специфическое сочетание морфофункц.особенностей, двиг.способностей и индивидуально-психология. св-в личности, создающее предпосылки для достижения высокий спорт.раз-тов в конкретном в/сп. одаренность не предполагает успех в спорте, а лишь явл-ся его важной предпосылкой, кот-ая м. реализоваться или нет в процессе многолетн.специализированной подгот-ки.

Спорт.отбор явл-ся длит-ым процессом постепен. уточнения спорт.способностей в процессе многолетн.трен-ки. Специфика плавания обусловливает трехэтапное построение отбора юных спортсменов:

1. Отбор по окончанию этапа предварительной подготовки

Проводится только после 1,5-2 лет предварительной подгот-ки. На прирост рез-тов оказывает влияние на этом этапе быстрота освоения плавательного навыка. По мере совершенствования технич.подготовленности юн. пловцов различия в тотальных размерах тела и физ. кач-вах начинают влиять на уровень результатов.

Отбор проводится на основе морфологических критериев (тотальных размеров тела и пропорций), с учетом показателей состояния здоровья (противопоказаниями для специализации в спортивном плавании является наличие очагов хронической инфекции, склонность к простудным заболеваниям и т.п.). Этот этап отбора осуществляется, как правило, самим тренером. В процессе обучения и предварительной подготовки он уточняет свою предварительную оценку, учитывая посещаемость занятий, прилежание и желание заниматься плаванием, а также общую двигательную подготовленность, плавучесть, степень овладения основами' техники плавания и задатки так называемого "чувства воды". Наличие нормативных шкал для оценки антропометрических показателей окажет тренеру помощь в плане оценки перспективности по телосложению. Для прогноза будущего роста детей определенный интерес представляет рост их родителей.

II. Отбор на этапах начальной и углубленной специализации

9-10 лет мальчики, 11-12 девочки. Как и на предыдущем этапе, наибольшую ценность для отбора составляют показатели, лимитирующие достижения у спортсменов высокого класса. Кроме морфологических характеристик (рост, длина конечностей, ширина плеч и таза, ЖЕЛ, длина кисти и длина стопы, активная масса тела) к ним относятся: сила тяги в воде при нулевой скорости, длина скольжения как показатель плавучести и равновесия тела в воде. Уже с 11-12 лет показатели дополнительной силы тяги демонстрируют высокую индивидуальную устойчивость и явл-ся не только критериями спец. подготовленности, но и плавательной одаренности юн.пловцов.

С 10 лет для девочек и с 12 лет для мальчиков в тестовые программы могут включаться такие показатели, как суммарное время проплывания отрезка 4х50 м с отдыхом 10-15 с (анаэробно-гликолитическая емкость), МПК, при выполнении ступенчатого теста или стандартной субмаксимальной работы, показатели подвижности в суставах, обтекаемости и плавучести. В этом возрасте часть детей уже вступает в пубертатный период индивидуального развития. Успешное выступлений юных пловцов подросткового возраста, как правило, обусловливается принадлежностью к акселерированному типу биологич.развития. В дальнейшем юные чемпионы возрастных групп в 80-90% случаев исчезают со спортивного горизонта.

Так как индивиды имеют разные сроки вступления в пубертат и отличаются темпами биологиче. созревания, то у девочек 11-13 лет и мальчиков 13-15 лет высокие показатели силовых и функциональных возможностей, высокие тотальные размеры тела сами по себе не могут являться надежными критериями отбора. Поэтому при оценке спортивных потенций следует обязательно использовать показатели биологич.возраста (скелетный возраст, балл биологической зрелости, для девочек -возраст менархе и возраст установления ОМЦ). Предпочтение следует отдавать юн. спортсменам, обладающим высокими уровнями физ. и функц. развития на фоне нормальных или ретардированных темпов полового созревания.

Тестовая программа на этом (и последующем) этапе отбора должны включать антропометрические и гидродинамические критерии; показатели мощности аэробных и анаэробно-гликолитических процессов, полученные с помощью прямых физиологических методик, или их эргометрические аналоги (коэффициенты выносливости и результаты в специальных плавательных тестах). Для оценки спортивной пригодности юных пловцов начинают нести такие показатели, как индексы скоростно-силовой и силовой выносливости при выполнении работы на тренажерах Хюттеля-Мертенса, время максимальной задержки дыхания.

Этот этап отбора осуществляется в процессе подготовки юных пловцов в учебно-трениpовочных группах дюсш и школ-интернатов небольшим коллективам исследователей, которые должны включать спортивных педагогов, физиологов, врачей, психологов.

III. Oтбор на этапе спортивногo совершенствования

На данном этапе многолетней спортивной подготовки отбор осуществляется в виде периодической и ступенчатой селекции лучших спортсменов из ДЮСШ, спортинтернатов в плавательные центры, сборные команды. В рез-те такой селекции из числа способных юн.пловцов отбираются наиболее одаренные, имеющие возможности для достижения рез-тов международного клacca. Возраст для девушек достигает 14-16 лет, для юношей 16-18 лет и характеризуется завершением пубертатного развития, окончательным формированием тотальных размеров и пропорций тела; большинство двигательных способностей достигает 85-95% уровня зрелости. Так как физ.и функц. развитие практически заканчивается, то имеется возможность выявить лимитирующие звенья в двигательных способностях, определяющих уровень достижений в плавании. К числу таких лимитирующих показателей можно отнести малый диаметр устья аорты, ограничивающий возможность достижения высоких значений МОК; низкое МПК; хронические заболевания ЛОР-органов, печени, патологические изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, вызванные нерациональной тренировкой в возрастных группах. Тестовые программы, отбора на этапе спортивного совершенствования носят комплексный характер и включают те же показатели, что и на предыдущем этапе. Возрастает ценность таких критериев, как спортивный рез-т, психическая устойчивость.

Таким образом, на каждом этапе отбора уточняются и расшир-ся данные, полученные на предыдущих этапах. Это достиг-ся за счет педагогич., физиологич., медицин., психологич. методов исслед-ия. Итогом каждого этапа отбора явл-ся прогноз о вероятности достижения высоких рез-тов и разработка индивидуальных рекомендаций по планированию тренировочного процесса в соответствии с уровнем физ. и функц. развития и биологич.зрелости.

Программа тестов. 1.Антропометрические измерения:Длина тела Вес телаЖЕЛДлина кисти Длина стопы Подвижность в плечевых суставах (ширина хвата при выкруте)
Индексы:7. Длина руки/длина тела8. Ширина плеч/длина тела9. Дельтовидный диаметр/бедренный диаметр
10. Обхват грудной клетки/длина тела11. Вес тела/длина тела12. ЖЕЛ/вес тела13. Индекс Брока
2..Тестирование силовых возможностей (для пловцов 14-16 лет).
1. Вертикальный прыжок (по В. Абалакову)2. Прыжок в длину с места
3. Измерение статической силы тяги мышц, несущих основную нагрузку при гребке (в положении лежа):
а) в положении рук, соответствующем началу гребка;
б) в положении рук, соответствующем середине гребка;
в) в положении рук, соответствующем окончанию гребка
3. Оценка скоростно-силовой выносливости в 30-секундной работе на тренажерах Хюттеля —Мертенса:
4. Оценка силовой выносливости в 3-минутной работе на тренажерах Хюттеля — Мертенса:
5. Измерение силы тяги в воде на привязи:а) одними руками;б) одними ногами;в) с полной координацией
6.Оценка функциональных возможностей (для пловцов 14-16 лет).Аэробные возможности:1. Максимальное потребление кислорода, л/мин2. Легочная вентиляция, л/минАнаэробные возможности в тесте 4Х50м:
1. Суммарное время теста 4X50 м2. Лактат после теста 4 X 50 м, м/моль3. Эксцесс углекислого газа, л/мин



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.012 с.)