Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление яхтой в различных условиях плаванияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общие замечания Тема «Управление парусной яхтой» занимает основное место в программе теоретических занятий по подготовке яхтенных рулевых. В этой и последующей главах будут рассмотрены вопросы, касающиеся непосредственного управления яхтой под парусами в различных условиях плавания, при маневрировании и в особых случаях. Прежде всего яхтенному рулевому необходимо четко усвоить следующее. — Яхтенный рулевой, получивший в командование судно, должен в соответствии со своей квалификацией знать и уметь практически применять основные правила управления яхтой и руководить подготовкой ее к плаванию, начиная от судовых работ и кончая обеспечением всем необходимым судовым снабжением и оборудованием. Яхту, которой предстоит управлять, следует правильно и квалифицированно подготовить к плаванию: выходя из гавани, она не должна иметь никаких дефектов в состоянии корпуса, вооружения и снабжения. Оправданны могут быть только скрытые дефекты. Это положение относится как к швертботу класса «Оптимист», так и к крейсерским килевым яхтам. Разница лишь в объеме работы. — Никакой теоретический курс, каким бы полным он ни был, не в состоянии дать полное знание предмета, в частности такого, как управление парусной яхтой. Здесь описательная (теоретическая) часть играет вспомогательную роль, которая заключается в передаче и усвоении сравнительно немногих, но проверенных длительным опытом рекомендаций: как делать, в какой последовательности выполнять наиболее часто встречающиеся в повседневной практике управления яхтой маневры, как вести себя в тех случаях, которые принято называть «особыми», авариями и аварийными. Но никакой теоретический курс не может дать рекомендаций на все случаи, поскольку невозможно все предусмотреть. — Научиться принимать правильное решение в каждой конкретной обстановке можно только в практических плаваниях, постепенно от плавания к плаванию накапливая опыт управления и командования судном. — Технические усовершенствования в постройке яхт и в их вооружении способствуют только улучшению их морских или гоночных качеств и в какой-то мере облегчают, а иногда и усложняют управление ими. Поэтому нельзя считать, что технический прогресс уменьшает значение опыта морской практики. Основные приемы управления яхтой под парусами, описываемые в настоящем пособии, остаются практически неизменными. — Яхтсмены, получившие квалификационные звания яхтенных рулевых или капитанов и назначенные командовать яхтой, несут ответственность за безопасность и безаварийность плавания, сохранность вверенного имущества и безопасность находящихся на борту людей. Это требование «Положения о квалификации» * должно быть положено в основу практической деятельности яхтенных рулевых и капитанов. Так как «Положением о квалификации» яхтенному рулевому I класса предоставляется право управлять спортивными парусными судами парусностью до 60 м2, главы, посвященные управлению яхтой под парусами, написаны применительно к управлению крейсерско-гоночной яхтой II или III класса IOR и исходя из особенностей вооружения и устройства этих яхт.
Экипаж и его функции Экипаж яхты состоит из капитана и нескольких матросов, число которых зависит от величины судна (обычно 1—2 человека на гоночных и 4—6 и более на крейсерских и крейсерско-гоночных яхтах**). Капитаном может быть назначен только яхтсмен, имеющий необходимую квалификацию, подтвержденную свидетельством или дипломом на право управления яхтой с данной площадью парусности. Функции капитана яхты определяются не только «Положением о квалификации», обязательным для каждого яхтсмена, но и «Кодексом торгового мореплавания Союза ССР»***, распространяющимся и на спортивные суда в морском плавании. Согласно «Кодексу», на капитана яхты, как и на капитана любого другого судна, «возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие всех мер, необходимых для обеспечения безопасности плавания, поддержания порядка на судне, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами» (Статья 48). Кроме этого, «капитан обязан, поскольку он может это сделать без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров: Оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель. Следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и если на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать. За неисполнение указанных в настоящей статье обязанностей капитан несет установленную законом ответственность». (Статья 53). И далее: «Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, капитан после принятия всех мер к спасению пассажиров разрешает судовому экипажу оставить судно. Капитан оставляет судно последним, приняв все зависящие от него меры к спасению судового, машинного и радиотелеграфного журналов, карт данного рейса, документов и ценностей». (Статья 56). Все остальные яхтсмены, входящие в список экипажа крейсерской яхты, считаются членами экипажа, и между ними, в зависимости от их квалификации, распределяются обязанности — помощника капитана, боцмана, моториста, матроса и т. д. Экипаж гоночной яхты обычно называют командой, ее капитана — рулевым, а всех остальных членов команды шкотовыми матросами, независимо от их квалификации. Основными обязанностями матроса являются: — содержание яхты и ее вооружения в должном порядке; — работа на стаксель- и гика-шкотах; — работа на шверт-талях или швертовой лебедке; — работа на бакштагах; — постановка, и уборка основных. дополнительных и штормовых парусов; работы при швартовке яхты; — наблюдение за обстановкой во время плавания; Кроме того, матросы, имеющие звания яхтенных рулевых, в крейсерском плавании несут вахту на руле. Конкретные обязанности каждого экипажа указываются в «Расписаниях»(см. стр. 136). Одежда яхтсмена Как должен быть одет яхтсмен, находясь в плавании или на гонках, — вопрос далеко не праздный. Легкая, удобная, не стесняющая движений одежда существенно облегчает работу и пребывание на верхней палубе. Лучше всего подходит шерстяной тренировочный костюм. Традиционная обувь на яхте — резиновые туфли или кеды, надетые на шерстяные носки: они не портят палубу и не скользят по ней. В холодную погоду поверх костюма следует надевать шерстяной свитер, брюки и плотную куртку, лучше из плотной синтетической ткани на поролоновой подкладке. Для работы на палубе в штормовую погоду и в дождь удобен непромокаемый костюм, куда входят брючки, куртка, резиновые сапоги и зюйдвестка — непромокаемая шапка с полями, прикрывающими воротник. Головной убор яхтсмена — обычно берет, фуражка или вязаная шерстяная шапочка, в зависимости от погоды. В теплую солнечную погоду удобны легкие спортивные кепи с пластмассовым козырьком, защищающим глаза от солнечного света. Готовясь в плавание или в гонку, следует всегда помнить, что внешний вид яхтсмена, как и яхты, свидетельствует об уровне морской культуры и эстетических взглядов экипажа, и в первую очередь его капитана. Поэтому одежда должна быть не только удобной, но и красивой. Подбирая комплект одежды, нужно избегать темных и серых тонов, и не только из эстетических соображений: яркий цвет костюма поможет быстрее найти случайно упавшего за борт человека. Экипаж яхты должен быть одет одинаково. На гонках для участников устанавливается спортивная форма. Единая форма рекомендуется и экипажам крейсерских яхт, так как она определенным образом дисциплинирует яхтсменов. Терминология Ясное понимание и правильное использование принятых в парусном спорте терминов очень важно для четкой работы экипажа яхты, при исполнении команд и в других случаях, при решении специальных вопросов. — Курс яхты — в навигации угол между северной частью меридиана и диаметральной плоскостью яхты. Измеряется он в градусах—от 0 до 360° и задается рулевому по компасу (компасный курс). В парусном деле существует курс судна относительно ветра —угол между направлением ветра и направлением движения судна, отсчитываемый от носа. В зависимости от величины этого угла курс относительно ветра может быть острым или полным (рис. 101). Курсом называется также направление, по которому движется яхта. — Бейдевинд —острый курс относительно ветра, когда ветер дует под углом от 0 до 80°. Может быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50 до 80°). Полными курсы считаются, когда ветер дует под углом близким к 90° или под тупым углом к направлению движения яхты. К таким курсам относятся: — Галфвинд (или полветра) — ветер дует под углом от 80 до 100°. — Бакштаг — ветер дует под углом от 100 до 150° (крутой бакштаг) и от 150 до 170° (полный бакштаг). — Фордевинд — ветер дует в корму под углом от 170° одного борта до 170° другого борта. — Угол ветра — угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью парусного судна, отсчитываемый от носа яхт; курс относительно ветра, выраженный в градусах. — Левентик — положение яхты относительно ветра, когда угол ветра около нуля. Паруса в левентике полощут и не работают, а яхта, долго находящаяся в таком положении, постепенно забирает задний ход.
— Галс — положение яхты относительно ветра, когда угол ветра больше нуля. Яхта идет правым галсом, если ветер дует в правый борт, и левым галсом, когда ветер дует в левый борт. На курсе фордевинд галс определяется положением грота-гика: если грота-гик находится на правом борту, — яхта идет левым галсом, и наоборот (см. рис. 101). — Дрейф — снос яхты с линии курса под влиянием ветра. Как и курс относительно ветра, дрейф может быть правого или левого галса. — Лечь в дрейф — находясь на остром курсе, поставить паруса таким образом, чтобы яхта не имела хода и оставалась почти на месте. — Дрейфовать — перемещаться по ветру или течению без помощи парусов или двигателя; лежать в дрейфе с убранными парусами, удерживая нос или корму против ветра с помощью плавучего якоря; перемещаться с отданным якорем, когда он плохо забрал и ползет по грунту. Если необходимо определить положение какого-либо предмета, другого судна или опасности относительно яхты. пользуются следующими понятиями: на ветре — предмет, судно или опасность находятся в той стороне, откуда дует ветер; под ветром — наблюдаемый объект находится в стороне, куда дует ветер; таким же образом определяются наветренный и подветренный борта; прямо по носу — объект находится впереди по курсу; прямо по корме — объект находится по курсу за кормой; слева (справа) по носу — впереди и слева (справа) от курса.
При определении точного положения какого-либо судна или предмета относительно своего судна применяют понятие «курсовой угол» — угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (судно). Курсовой угол может быть правого или левого борта; отсчитывается он от направления «прямо по носу» до направления «прямо по корме», от 0 до 180° (рис. 102). Курс яхты меняется поворотом руля. Если при этом угол ветра увеличивается, говорят, что яхта уваливается (идет полнее), если уменьшается, — яхта приводится (идет круче). Когда же угол ветpa увеличивается (или уменьшается) только из-за перемены его направления, а курс яхты не меняется, говорят, что ветер отходит или заходит. Изменение курса, связанное с переменой галса, называется поворотом, а любое изменение курса в пределах одного галса — приведением или уваливанием, в зависимости от того, на ветер или под ветер был положен руль. Поворот против ветра, когда яхта перед этим приводится, называется поворотом оверштаг. Поворот по ветру, перед которым яхта уваливается, носит название поворота через фордевинд. Подробно о поворотах и в каких случаях они делаются говорится ниже. Рулевому подаются следующие команды: «Прямо руль!» — руль кладется так, чтобы перо его было в диаметральной плоскости яхты. «Лево (право) на борт!» — положить руль на левый (правый) борт до отказа. «Одерживай!» — перо руля положить в сторону, обратную повороту яхты, уменьшая скорость приведения или уваливания так, чтобы по следующей команде можно было задержаться на требуемом курсе. «Так держать!» — удержать и сохранять курс (по створу, ориентиру или компасу), на котором яхта лежала в момент подачи команды. «Привестись!» — отклонить перо руля на ветер, чтобы яхта пошла круче. «Увалиться!» — отклонить перо руля под ветер так, чтобы яхта пошла полнее. Все команды рулевому отдаются по перу руля, а не по румпелю. Рулевой обязан повторять полученные команды, чтобы капитан был уверен — его приказание правильно понято и выполнено. Повторяемая команда предваряется словом «есть»: «Есть лево на борт!», «Есть держать по створу!»—и т. д. Это особенно необходимо при маневрировании в плохую погоду. Последствия же неправильно понятой и невыполненной команды нетрудно представить. Для работы со шкотами и парусами, а также с бакштагами, оттяжками и другими снастями бегучего такелажа применяются свои термины: — слабина —провисание недостаточно выбранной снасти; — выбрать —подтянуть снасть на себя настолько, чтобы она не провисала; — выбрать (снасть) втугую, обтянуть — выбрать снасть как можно туже; — заложить —положить снасть на утку одним или двумя шлагами, чтобы она не травилась, будучи на руках; — закрепить —положить снасть на утку, кнехты, битенг таким образом, чтобы исключить самопроизвольное потравливание или отдачу; — отдать (снасть) —снять снасть с утки, кнехтов, битенга, нагеля; — травить, потравить, —перепускать снасть постепенно, понемногу; — раздернуть —травить снасть быстро, не задерживая, совершенно ее ослабить.
* Парусный спорт. Программа для спортивных секций коллективов физической культуры. ФиС. 1961, стр. 88—91. пункт 23. ** Точное число лиц, входящих в экипаж яхты определенного класса, указывается в ее заводском формуляре и в списке лиц судового экипажа (судовой роли). *** Введен в действие Указом Президиума Верховного Совета СССР с 1 октября 1968 г. Подготовка к плаванию К выходу в плавание необходимо тщательно подготовиться. Объем работ зависит в основном от цели выхода. Но в любом случае следует тщательно и всесторонне проверять техническое состояние корпуса яхты, рангоута, такелажа и всех ее устройств. Выходить в плавание не будучи уверенным, что на судне все в порядке, — значит сознательно обречь себя на неприятности, которые могут возникнуть совершенно неожиданно и нередко — в самый неподходящий момент. Поэтому все недоделки или неисправности, выявленные при осмотре яхты, даже самые мелкие, нужно устранить до выхода из гавани. Откладывать что-либо «на потом» с расчетом доделать во время плавания не следует ни в коем случае. Наиболее ответственна подготовка яхты к крейсерскому плаванию, так как длительное пребывание вдали от своей основной базы — гавани яхт-клуба — в большинстве случаев исключает всякую возможность надеяться на кого-либо, кроме самого себя. Чрезвычайно важно учитывать степень нагрузки судна. Перегрузка, и в частности людьми, совершенно недопустима. Опасность не только в том, что центр тяжести перемещается значительно выше расчетной точки, особенно если груз или люди располагаются на палубе, — лишний груз снижает также запас плавучести, определяемый высотой надводного борта. Это приводит к частичной, а иногда и полной потере таких важных мореходных качеств судна, как остойчивость, управляемость и непотопляемость. О том, чем кончается легкомысленное отношение к перегрузке, красноречиво говорят примеры. Рулевой швертбота класса «М» устроил катание участников массовки. Погода была тихая, и малоопытный рулевой счел возможным взять на борт 19 человек. Отойдя от берега, швертбот неожиданно попал в полосу ветра силой 3—4 балла. На курсе бакштаг судно набрало ход и, получив сравнительно небольшой крен, стало приводиться. Удержать швертбот от приведения рулевой не смог, и он, потеряв остойчивость и управляемость, опрокинулся. Утонули два человека. Несчастье может произойти и с килевой яхтой. В одном из южных городов яхта, вышедшая с гостями на прогулку, из-за большой перегрузки сидела в воде значительно глубже допустимой для своего класса осадки. При шквалистом ветре, к удовольствию гостей и рулевого, который знал из учебников, что килевая яхта опрокинуться не сможет, судно получило большой крен. Яхта и не опрокинулась, но при крене до рубки ее захлестнуло волной. Через кокпит и открытые люки вода хлынула в корпус — судно затонуло. Люди погибли. Серьезную опасность на перегруженной яхте могут создать люди, которые не знают правил поведения на судне. Достаточно несведущему человеку, например, случайно наступить на шкот или переместиться во время поворота на подветренный борт, чтобы швертбот опрокинулся. «Правила классификации» определяют численность экипажа, при которой обеспечивается безопасное управление килевой яхтой или швертботом в любых условиях плавания. Однако случается, что приходится выходить из гавани с неполным экипажем или брать на борт людей сверх указанного в формуляре числа. Делать это надо в разумных пределах и каждый раз принимать во внимание состояние и прогноз погоды. Капитан подбирает экипаж для крейсерского плавания, рассчитывая, что на яхте должна быть двух- или трехсменная вахта, в каждой из которой должны быть яхтсмены, способные самостоятельно справляться со своими обязанностями в любых условиях плавания. В составе каждой вахты должен быть как минимум рулевой, достаточно опытный, чтобы уметь разобраться в обстановке и знающий навигацию и работу с картой, и один-два матроса для работы с парусами. Подготовка экипажа заключается прежде всего в проверке знаний и способностей каждого. В зависимости от результатов проверки все зачисленные в экипаж члены получают определенные обязанности. Чтобы эти обязанности имели силу закона, на яхте составляются расписания, в которых должно быть точно и достаточно подробно указано, кому и что надлежит делать в тех или иных условиях плавания при тех или иных маневрах: — расписание по заведываниям, определяющее обязанности членов экипажа по содержанию в исправности отдельных частей и устройств яхты, судового имущества и различных запасов яхты; — расписание по приборкам, определяющее, кому и где убирать, кому и какое помещение содержать в чистоте; — расписание по постановке и уборке парусов, предусматривающее расстановку экипажа по определенным местам во избежание сутолоки. С этой же целью составляют также расписания: — по постановке и съемке с якоря; — по тревоге «Человек за бортом!»; — аварийное расписание. Члены экипажа должны тщательно изучить все расписания. Перед уходом в крейсерское плавание необходимо сделать два-три тренировочных выхода в море. Особенно тщательно отрабатывают действия экипажа по тревоге «Человек за бортом!»*. Постановка и уборка парусов При постановке парусов яхта должна стоять носом против ветра (или почти против ветра), для чего лучше всего поставить ее на бочку или на якорь. Предварительно паруса разносят по местам и вытаскивают из мешков, если они не были приготовлены раньше. Пока рулевой освобождает или заводит гика-шкот и проверяет его крепление, один из матросов разносит стаксель-шкоты и несколько подбирает топенант, чтобы при уборке сектора не дать гику упасть, а заодно облегчить работы по постановке грота. Одновременно распускают бухты грота- и стаксель-фала, ходовые концы которых лучше заложить одним-двумя шлагами за нагель или утку, чтобы фал не ушел к топу мачты. Чтобы сохранить положение яхты против ветра до отхода, сначала ставят задние паруса: на шлюпах—грот, а на кэчах и иолах—бизань. Если задерживаться на стоянке нельзя или сразу после отхода нужно быстро увалиться, иол (кэч) отходит под гротом, а бизань ставят уже на ходу. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленных действий, приходится ставить паруса и при ветре с кормы. В этом случае сначала ставят передние паруса (стаксель или кливер), под ними отходят от места стоянки, а затем, уже на ходу, ставят задние паруса. Бермудский грот ставят следующим образом. Вначале нижнюю шкаторину вводят в паз гика шкотовым углом в корму. Кренгельс галсового угла при этом крепят в вилке вертлюга. Затем нижнюю шкаторину обтягивают по гику и крепят грота-шкотом. От правильного натяжения нижней шкаторины во многом зависит «работоспособность» грота: чем туже она выбрана, тем более плоским будет парус и тем сильнее натянется задняя шкаторина; в результате грот плохо стоит и плохо работает. Поэтому выбирать нижнюю шкаторину грота втугую не надо: она может вытянуться настолько, что шкотовый угол выйдет за обмерную марку на ноке гика, а сам парус будет испорчен и потребует перешивки. Булинь на гроте с короткими латами надо выбирать так, чтобы не было слабины. Но при сильном ветре можно выбрать его и потуже, чтобы разгрузить необликованную часть задней шкаторины от сильных напряжений. Делать это нужно очень осторожно: если булинь перебран, задняя шкаторина начинает заворачиваться на ветер. Если парус со сквозными латами, булинем можно в определенных пределах регулировать «пузо» грота, увеличивая его и смещая от передней шкаторины к задней. Затем коренной конец грота-фала с помощью скобы закладывают за кренгельс фалового угла грота, переднюю шкаторину вставляют в лик-паз мачты**. Постепенно выбирая грота-фал, вставляют латы, начиная с верхней. Короткие латы всегда должны сидеть в карманах с небольшим зазором (1,5—2 см) между концом латы и дном кармана, иначе на парусе быстро появится вредная, почти неустранимая складка, проходящая по внутренним концам лат. Сквозные латы надо, наоборот, ставить до упора, регулируя степень посадки в зависимости от силы ветра и нужного профиля паруса. Необходимо помнить: чем сильнее ветер, тем толще должны быть сквозные латы и тем свободнее они должны входить в карманы. При слабом ветре нужны более тонкие латы, которые ставятся довольно туго. Фалы при постановке парусов надо выбирать равномерно, а не рывками. Выбирая грота-фал, не следует отвлекаться, так как парус задней шкаториной или латами может застрять где-нибудь между бакштагом и мачтой и порваться. Можно также сломать лату. Чтобы избежать этого, рулевому нужно внимательно наблюдать за работой матросов и, придерживая грот за заднюю шкаторину, не давать латам цепляться за бакштаги и топенанты. Натяжение грота-фала регулируют с таким расчетом, чтобы передняя шкаторина была несколько туже нижней для придания парусу правильной формы, и" крепят его на своем кофель-нагеле или утке. Ходовой конец грота-фала собирают в походную бухту и подвешивают на мачте так, чтобы любой член экипажа мог моментально раздать ее, если появится необходимость быстро убрать паруса. Как собрать фал в походную бухту, показано на рис. 103.
Передние паруса—стаксель и кливер — ставят так. Сначала крепят на своем месте галсовый угол, затем закладывают за штаг все ракс-карабины передней шкаторины, начиная с нижнего, и фал за фаловый угол паруса. Последними закладывают шкоты, но предварительно их разносят по бортам и пропускают через кипы. Ставить стаксель и кливер надо быстро, особенно в свежий ветер, когда мякоть паруса может снести за борт. Как и другие фалы, стаксель-фал выбирают втугую, но не настолько, чтобы он работал вместо штага, и крепят за свой нагель или утку. На многих современных яхтах и швертботах передняя шкаторина стакселя обтягивается галсом, за который под палубой закладываются тали или специальное винтовое устройство. При двух передних парусах первым ставят кливер, а стаксель — обычно уже на ходу. Бизань ставят точно так же, как и грот. Летучий кливер ставится так же, как и кливер, но передняя шкаторина этого паруса обтягивается всегда галсом. Поставив все паруса, аккуратно разбирают гика-шкот и укладывают в свободную бухту так, чтобы его можно было легко травить. На концах стаксель- и кливер-шкотов, продернутых через кипы, надо завязать узлы-восьмерки, чтобы они не выхлестнулись на ходу. Осмотрев поставленные паруса и убедившись, что все в порядке, рулевой командует потравить топенант, опустить шверт и перо руля. Убирают паруса в обратном порядке: сначала передние—стаксель и кливер, а потом — грот и бизань. На бермудском шлюпе это делают в следующем порядке: 1) разбирают бухту стаксель-фала, отдают его с утки и травят, следя, чтобы парус не ушел в воду; 2) отдают от стакселя фал, закрепляют его за обушок на мачте или на палубе, обтягивают и закрепляют ходовой конец; 3) снимают ракс-карабины со штага, отдают галсовый угол от штаг-путенса или галса и стаксель-шкоты; 4) закладывают стаксель-шкоты скобой за штаг и обтягивают их через кипы на утки или выдергивают из кип и собирают в бухту; 5) подготавливают сектор, выбирают слабину гика-шкота, разбирают бухту грота-фала и слегка травят грота-фал, чтобы гик лег на сектор; затем обтягивают и закрепляют гика-шкот, чтобы гик не упал с сектора (если есть топенанты, то подбирают слабину одного из них и закрепляют); 6) постепенно травят фал, вынимая латы (начиная с нижней) и оберегая парус от падения в воду; короткие латы можно вынимать и после того, как грот будет спущен; 7) отдают грота-фал от паруса, закладывают его на мачте или в вертлюге гика, обтягивают и закрепляют ходовой конец; 8) снимают парус с рангоута; 9) собирают свободные концы фалов и шкотов в бухты и подвешивают их на соответствующих местах; 10) обтягивают и закрепляют бак-штаги и топенанты. Паруса надо тщательно просушить во избежание загнивания ткани, а затем уже убрать их в мешок. Нельзя убирать в мешок со стакселем мокрые стаксель-шкоты. Если их не отдают от стакселя, то нужно собрать в бухту и оставить висеть снаружи мешка. Чтобы потом поставить паруса быстро и без путаницы, их надо уложить определенным образом. Существует несколько способов укладки.
Первый способ: разостланный на ровной, сухой и чистой поверхности парус складывают гармошкой, как показано на рис. 104 (фаловый угол наверху, нижняя шкаторина внизу и передняя— впереди), затем гармошку скатывают от передней шкаторины к шкотовому углу. Уложенный таким образом парус можно сразу же (не разворачивая гармошки) завести нижней шкаториной в паз гика (или ползунами на рельс) и заложить фал в фаловый угол. Другой способ укладки показан также на рис. 104 и пояснений не требует. Он мало отличается от первого. Третий способ самый простой: парус берут за середину мякоти и свободно запихивают в мешок, стараясь только не перекрутить шкаторины; сверху в мешок кладут углы паруса. Способ этот хорош тем, что неплотно скатанный парус меньше слеживается и лучше вентилируется, так как между слоями парусины остается воздух. Паруса из синтетических тканей сырости не боятся, но и их надо просушивать, так как мокрый парус становится жестким и его трудно укладывать. После уборки парусов яхту следует вымыть, откачать из нее воду, прибрать в каюте (кокпите), вытащить для просушки намоченные спасательные принадлежности и другие предметы, а затем поставить ее на стоянку. По бортам яхты надо повесить кранцы, открыть люки для вентиляции внутренних помещений.
* Подробно о подготовке к крейсерскому плаванию см. книгу «Школа яхтенного капитана». ФиС, 1968, стр. 245—274, ** Если грот ставят по мачте и гику на ползунках, то предварительно все ползунки по мачте набирают на рельс и закрепляют откидной скобой или чекой, чтобы они не спадали.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.243 (0.019 с.) |