Билет № 13 вопрос №3. Модельные характеристики пловца (длина тела, вес, обтекаемость, относительная длина конечностей, силовые показатели на суше и воде, гибкость и др. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 13 вопрос №3. Модельные характеристики пловца (длина тела, вес, обтекаемость, относительная длина конечностей, силовые показатели на суше и воде, гибкость и др. ).



Модельные характеристики – это специфические особенности телосложения, уровни развития общих и специфических двиг.способностей, функциональной производительности, технико-тактической и психологич. подготовленности, обеспечивающие демонстрацию спортивных результатов мирового уровня. Модельные характеристики выявляются на основе всесторонних обследований спортсменов высокого класса. Рез-ты таких обследований, обработанные методами статистического анализа, позволяют выявить показатели, лимитирующие уровни спортивных достижений в конкретных видах спорта на конкретных спортивных дисциплинах. Полученные количественные значения параметров специальной работоспособности и соревновательной деятельности и являются модельными характеристиками. Эти характеристики позволяют путем сличения индивидуальных значений с модельными оценить соответствие физ. развития и двиг.способностей спортсмена специфическим требованиям вида спорта, демонстрируемому и планируемому спортивному результату. Модельные хар-ки используют для решения задач спортивного отбора, для уточнения специализации спортсменов внутри избранного вида спорта и для коррекции и планирования тренировочного процесса.

По своей природе модельные характеристики могут быть консервативными, не поддающимися или слабо поддающимися влиянию тренировки (продольные скелетные размеры, композиции мышечных волокон), и неконсервативными, хорошо тренируемыми: компенсируемыми (когда низкие уровни развития одних способностей могут быть компенсированы высокими уровнями других) и некомпенсируемыми (так низкое МПК не может быть компенсировано никакими другими качествами). Обычно модельные характеристики спортсменов высокогт класса включают как консервативные, так и неконсервативные, как компенсируемые, так и некомпенсируемые показатели.

В рез-те многолетних научных исследований в области спортивного плавания сложились представления о специфических требованиях, предъявляемых данным видом спорта к организму и двигательным способностям спортсменов, и были разработаны обобщенные модельные характеристики пловцов высокого класса. Было показано, что спортивные достижения в плавании зависят от особенностей телосложения – тотальных размеров тела, пропорций, конституционального типа которые определяют плавучесть и гидродинамические качества и косвенно свидетельствуют о силовых (обхватные размеры тела, величина мышечной массы, композиция мышечных волокон) и функциональных (ЖЕЛ, отношение ЖЕЛ к весу тела, активная масса тела) потенциях пловцов. Скорость плавания также тесно связана с максимальными силовыми возможностями и силовой выносливостью мышечных групп, участвующих в выполнении гребковых движений, с величиной тяговых усилии, которые спортсмен способен развивать в воде при плавании на привязи на нулевой скорости и в гидроканале на различных скоростях обтекающего потока. Эффективная реализация силовых способностей в процессе плавания требует высокого уровня подвижности в плечевых, коленных и голеностопных суставах и гибкости позвоночника. И, конечно, пловцы высокого класса отличаются высокими функциональными возможностями - абсолютные значения МПК у пловцов-мужчин, входящих в европейскую и мировую элиту, превышают 6,0-6,5 л/мин, а относительное МПК, несмотря на внушительную мускулатуру, достигает 75—80мл/кг/мин и более. Максимальные величины накопления лактата после прохождения соревновательной дистанции достигают у пловцов-спринтеров 20-26 ммоль/л. Одним их важных условий реализации физических и функциональных потенций в результаты экстра-класса является наличие определенных индивидуально-психологических свойств. Олимпийские чемпионы и призеры характеризуются такими чертами личности, как самоуверенность, самостоятельность и самодисциплинированность, эгоцентризм, честолюбие, эмоциональная устойчивость, умение терпеть неприятные ощущения, связанные с высокими тренировочными и соревновательными нагрузками.

Постоянный рост спортивных результатов требует периодической коррекции модельных характеристик пловцов высокого класса. Поэтому необходимо иметь не только актуальные модельные характеристики, но и разрабатывать перспективные модели с учетом прогресса в спорте и новых тенденций в методике спортивной подготовки. Такие перспективные (прогнозные) модели составляются обычно на следующий цикл олимпийской подготовки и включают прогноз спортивных результатов и расчет соответствующих этим результатам уровней физического развития и специальной подготовленности.

Морфофункциональная модель кролиста-спринтера: длина тела- 192 см, поперечный диаметр грудной клетки около 32см, обхват плеча- 34 см, обхват грудной клетки- 124см, вес тела- 100кг, длина корпуса- 84,6см, длина туловища- 54,0см, сила тяги в воде в координации- 23,7кг, относительная мышечная ткань- 51,7%, прыжок вверх-40см.

 

  Кролист- спринтер Кролист- средневик Кролист- стайер Спинист Дельфинист Брассист К/пл
м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж
Длина тела 192 см           191 см 178,0 см   176,0 см     189 см 176 см
Поперечный диаметр груд. клетки 32 см     29 см               28, 0 см    
Обхват пл. 34 см           34 см   34 см          
Обхв. гр. кл 80,6 см               106 см          
Вес тела 100 кг               80 кг          
Подвижность в пл. суст.     30 см     43,0 см 24 см   35 см       48 см  
ЖЕЛ   7000 см3 5500 мл 7500 см3 5800 мл 9000 см3 5500 мл   5900 мл        
Длина корпуса   84,6 см 91 см   86 см         84, 0 см        
Подошвенное сгибание стопы         2200   2280 1820 2990       2570  
Длина плеча           34,0 см 40 см     34, 2 см 42 см      
Обхват предплечья       27,6 см         29 см          
Подвижность в коленном суставе                     1420   1280  
Тыльное сгибание стопы                     600   640  
Сила тяги в воде в координации   23,7 кг   18,0 кг   17,5 кг   15,0 кг   16,0 кг   14,0 кг   18, 1 кг
Прыжок вверх   40 см           34,0 см           33,0 см
Длина скольжения       9,9 см   10.8 см   10.2 см       9,9 см    

 

Из спортсменов, специализирующихся в плавании вольным стилем, самыми атлетичными являются спринтеры. Тотальные размеры тела у них намного превышают размеры стайеров: спринтеры выше, тяжелее, у них больше показатель абсолютной поверхности тела и, следовательно, высокие величины МПК (4-5 л/мин), ЖЕЛ (5,5 л) и объема сердца (Астранд), что позволяет им успешно выполнять скоростно-силовую работу в анаэробной зоне энергообеспечения. Эффективность гребка во многом зависит от площади поверхности основных рабочих звеньев руки (предплечье — кисть) и ноги (голень — стопа). Чем длиннее ноги и руки, кисти и стопы пловца, тем выше скорость плавания и короче дистанция, на которой он специализируется.

Кроль 100 м Скорость плавания на этой дистанции теснейшим образом взаимосвязана с признаками, характеризующими силовые возможности спортсмена (длина и вес тела; площадь сечений: дельтовидной мышцы, плеча, предплечья, бедра), а также с длиной руки и кисти.

400 м в/ст зависит от подвижности плечевых суставов, ЖЕЛ, длины верхнего отрезка, длины ноги и длины корпуса. Также предпосылками являются малый обхват талии и уплощенная форма грудной клетки. Рост выше среднего, меньший по сравнению со спринтерами вес, меньшее количество мышечной, костной и жировой тканей, сглаженный рельеф.

800, 1500 м определяется величиной ЖЕЛ, подвижности в голеностопных суставах, длиной верхнего отрезка и корпуса, шириной кисти, индексами отношения тела к росту и ширины таза к росту. Стайеры пропорциональны. У них длинные предплечья, кисть, голень, сглаженный рельеф мускулатуры, вследствие чего тело имеет хорошо обтекаемую форму.

Плавание на спине обусловлено длиной тела, подвижностью в плечевых и голеностопных суставах, ЖЕЛ, обхватом плеча и индексом отношения веса тела к росту. Также с силовыми показателями мышц верхних конечностей и плечевого пояса верхних конечностей. На этой дистанции добиваются результата более легкие юные спортсмены.

Плавание дельфином определяется весом тела, длиной туловища, обхватом грудной клетки, подвижностью в плечевых и голеностопных суставах. Тесно связана с силовой подготовленностью, показателями которой являются площади сечений: плеча, дельтовидной мышцы, бедра. Отрицательную связь имеют длина верхнего отрезка, длина ноги, площади тазобедренного сечения и сечения талии.

Плавание брассом – подвижность в коленном и голеностопном суставах, обхват и площадь сечения бедра, длина плеча, бедра и верхнего отрезка.

 

Билет № 14 Вопрос № 1. Планирование и педагогический контроль в подготовке спортсменов. Перспективное и текущее планирование. Этапный и оперативно-текущий контроль.

Под управлением в спорт.трен-ки понимают целенаправленный и контролируемый перевод спортсмена в новое, более высокое и предварительно спрогнозированное состояние физ.развития, спорт.подгот-ти и рез-ти. Планирование - это предвидеть в голове то, что еще нет и каков будет результат, построить, предвидеть результат этого планирования на основе принципов закономерностей. От уровня занимающихся можно планировать материал (задают результат).

Виды планирования:

1.перспективное планирование (долгосрочное) - является крупноцикловым планированием.

2.Этапное планирование - (четверть) составляем на основе годового плана графика; является фрагментом крупноциклового плана.

3.Краткосрочное планирование - это оперативно-текущее планирование.

Основными документами перспективного планирования являются планы и программы. Детализация годового плана (4 четверти) и расписываем содержание материала на основе следующих программ. Крупноцикловой план имеет различную степень детализации. Годовой план должен конкретизировать основные аспекты перспективного плана. Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль. Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоянием спортсмена, наступающим в связи с проявлением срочного тренировочного эффекта (в частности за готовностью к выполнению очередной попытки, очередного упражнения), это быстро проходящее состояние. Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношения, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровни развития его техники и тактики (отставленный трениров.эффект). Этапный контроль — это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях (кумулятивный трен.эффект). Действенным средством контроля является выполнение контрольных упражнений, по общей и специальной физической подготовке.Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.н.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивация на достижение предельных результатов.На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Билет № 14 Вопрос № 2. Понятие «утомление» и его виды. Защитная функция утомления. Проявления утомления в избранной физкультурно-спортивной деятельности. Механизмы утомления (на примере избранного вида спорта).

Утомление - это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы, и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, увеличиваются затраты энергии при выполнении работы одинакового характера. Утомление связано с ощущением усталости и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения орг-ма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе выполнения упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Классификация видов утомления:

1.Умственное (сенсорное). Наблюдается при игре в шахматы, у спортсменок-стрелков при напряженной функции анализаторов.

2.Эмоциональное. Эмоции неразлучные спутники спортивной деятельности.

3.Физическое. Отмечается в результате напряженной мышечной деятельности.

Классификация проявлений утомления.

1.Легкое. Состояние, которое развивается даже после незначительной по объему и интенсивности мыш. работы. Оно проявляется в виде усталости. Работоспособность при этой форме утомления, не снижается. 2.Острое. Состояние, которое развивается при предельной однократной физ.нагрузке. Отмечается слабость, резко снижается работоспособность имыш.сила, появляются атипические реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы. 3.Перенапряжение. Остро развивающееся состояние после выполнения однократной предельной тренировочной или соревновательной нагрузки на фоне сниженного функционального состоянии орг-ма. Общая слабость, вялость, головокружение, иногда обморочное состояние, нарушение координации движений, сердцебиение, изменение АД. Нарушение ритма сердца, увеличение печени (болевой печеночный синдром), атипическая реакция сердечнососудистой системы на нагрузку. Эта форма длится от нескольких дней до нескольких недель. 4. Перетренированность. Состояние, которое развивается у спортсменов при неправильно построенном режиме тренировок и отдыха (физ.перегрузка, однообразие средств и методов тренировки нарушение принципа постепенности увеличения нагрузок, недостаточный отдых, частые выступления на соревнованиях). Выраженные нервно- психические сдвиги, ухудшение спортивных рез-тов, нарушение сердечно-сосудистой и нервной системы снижение сопротивляемости орг-ма к инфекциям. 5. Переутомление. Патологическое состояние организма. Оно чаще всего проявляется в виде невроза, наблюдается, как правило, у спортсменов с неустойчивой нервной системой, эмоционально впечатлительных, при чрезмерных физических нагрузках.

В работающих мышцах при утомлении происходит исчерпание запасов энергетических субстратов (АТФ, КрФ, гликоген), накапливаются продукты распада (молочная кислота, кетоновые тела) и отмечаются редкие сдвиги внутренней среды орг-ма. При этом нарушается регуляция процессов, связанная с энергетическим обеспечением мыш. сокращения, появл-ся выраженные изменения в деят-ти с-м легоч. дыхании и кровообращения. Накопление в мышцах продуктов метаболизма. С накоплением молочной кислот в мышечных клетках повышается концентрация водородных ионов и снижается рН. При значительном снижении происходит снижение скорости связывания ионов кальция с тропонином, следовательно снижается сократительная функция мышц. Необходимо учитывать что скорость развития утомления зависит от композиции мышц. Быстрые двигательные мышечные волокна по сравнению с медленными подвержены утомлению в большей степени.

Билет № 14 Вопрос № 3. Характеристика этапа предварительной спортивной подготовки детей в плавании (цель, задачи, продолжительность этапа, возраст и уровень подготовленности детей, содержание занятий).

Цель – поиск детей, пригодных для большого спорта на основе морфологических критериев и показателей двигательной одаренности. Задачи – формирование устойчивого интереса к занятиям плаванием; обучение основам техники спортивных способов плавания и широкому кругу двигательных навыков; укрепления здоровья. Продолжительность этапа – 1-2 года. Занятия проходят в группах начальной подготовки Возраст и уровень мастерства – оптимальный возраст начала занятий составляет для девочек 7-9 лет, а для мальчиков 8-10 лет. Основное содержание – обучение техники спортивного плавания с использованием максимального возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения. Особенности подготовки – количество учебно-тренировочных занятий в воде может постепенно увеличиваться с 3 до 6 раз в неделю, что автоматически ведет к постепенному увеличению общего объема физической нагрузки. Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. 90 % общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течении всей жизни осваивается в возрасте 6-12 лет. Основное требование в этот период – разучивание большого количества разнообразных движений. Чем больше будет освоено движений, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы. В этом возрасте наблюдается неустойчивое внимание, поэтому на занятиях следует создавать повышенный эмоциональный уровень, используя при этом игровые формы ведения урока, оценку действий каждого ребенка, метод поощрения. Для детей 7-9 лет свойственно конкретно-образное мышление, поэтому нужно использовать образный показ и наглядный метод объяснения. У детей этого возраста сравнительно «легкий» костный скелет и слабо развитые мышечные группы обеспечивают хорошую плавучесть тела в воде, что облегчает разучивание движений по формированию техники плавания.

Основными задачами этапа начальной спортивной тренировки являются:

•овладение навыком плавания;

•изучение и совершенствование техники спортивных способов плавания, выполнения стартов и поворотов;

•разносторонняя физическая подготовка на суше;

•овладение минимумом теоретических знаний по спортивному плаванию, соблюдению режима и навыкам гигиены;

•выявление спортивно одаренных детей для дальнейших занятий плаванием в учебно-тренировочных группах.

За основу планирования занятий в группах 1 -го года обучения берется З6-урочная программа обучения плаванию. При трехразовых занятиях в неделю программа может быть освоена за 3 месяца. Этот этап обучения условно делится на три ступени.

Основу первой ступени (уроки 1—12) составляют подготовительные упражнения по освоению с водой, элементарные гребковые движения руками и ногами в скольжении, учебные прыжки в воду, общеразвивающ. упр. на суше.

На второй ступени (уроки 13—26) главным образом изучается техника плавания кролем на груди и на спине.

Третья ступень (уроки 27—36) посвящена изучению и совершенствованию техники плавания способами кроль на груди и на спине, выполнения старта с низкого бортика и простых поворотов.

Этап предварит.спорт.подгот-ки — самое массовое звено в системе развития плавания в нашей стране. Обучение проводится в группах началь-ной подготовки ДЮСШ, на уроках плавания в общеобразоват. школе, в летних оздоровительных лагерях, школьных спорт. клубах, абонементных группах обучения плаванию в бас­сейнах и физкультурно-оздоровительных комплексах.

Дети, успешно освоившие программу этого этапа, переводятся в следующую группу 1-го года обучения, продолжающую изучение техники спортивных способов плавания (брасс и дельфин). В освободившиеся группы первых трех ступеней 1-го года обучения набираются новички. Таким образом, состав данных групп обновляется 2—3 раза в год и решается задача обязательного начального обучения детей плаванию в ДЮСШ. К моменту завершения учебного года группы 1 -го года обучения будут иметь юных пловцов с несколько различным стажем занятий плаванием.

Из детей, успешно завершивших начальное обучение, комплектуются группы 2-го года обучения. В отличие от групп 1-го года обучения, куда новички зачисляются без предварительного отбора, в группы 2-го года обучения проводится отбор. При зачислении предпочтение отдается пловцам, которые имеют:

•большую мотивацию к занятиям спортивным плаванием;

•крепкое здоровье (высокая посещаемость занятий на 1 -м го­ду начальной подготовки);

• определенные способности к плаванию (хорошие координа­ционные способности, подвижность в суставах, высокое положе­ние тела в воде, эффективность плавательных движений);

•хорошую успеваемость в общеобразовательной школе. Основу содержания занятий 2-го года обучения составляет разносторонняя плавательная подготовка. Освоение учебного материала рассчитано на 40 недель занятий. Этот этап также условно делится на три ступени.

Основу первой ступени составляют упражнения по изучению и совершенствованию техники всех спортивных способов плавания, выполнения стартов и поворотов. Это повторение упр., освоенных на 1-м году обучения.

Основу второй ступени составляют упражнения по углубленному изучению и совершенствованию техники спортивных способов плавания, освоение рациональных вариантов выполнения стартов и поворотов (поворот кувырком в кроле на груди и на спине).

Основу третьей ступени составляют упражнения по совершенствованию техники плавания, выполняемые в различном темпе и с разной скоростью, эстафетное плавание. Занятия приобретают преимущественно тренировочную направленность.

 

Билет № 15 Вопрос № 1. Способы оценки функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом (пробы со стандартными и предельными физическими нагрузками, пробы для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, пробы с изменением положения тела в пространстве и др.). Использование полученных результатов в практике избранной физкультурно-спортивной деятельности.

Для оценки функционального состояния занимающихся ФКиС используют группу тестов, которые связаны с выполнением макс.нагрузки (критической и сверхкритиче.мощности), хар-ющая с-мы транспортаО2.

Определение МПК:

Методика прямого определения МПК, испытуемый выполняет физ. нагрузку мощность которой ступенчатообразно повышается вплоть до невозможности продолжать мышечную работу (велоэргометр).

После интенсивной (до50% МПК) длительностью (5- 10 мин) разминки задается исходная нагрузка в соответствии с полом, возрастом, специализацией испытуемого. Затем через каждые 3 мин интенсивность нагрузки повышается на 400 кг*м/мин. На каждой степени нагрузки производиться забор выдыхаемого воздуха с целью определения потребления О2 при данной мощ-ти работы. Мыш- нагрузка повышается до тех пор пока испытуемый в состоянии продолжать педалирование.

Тест Новаки: Достаточно информативен и прост. Велоэргометр: идеал теста в определении времени, в течении которого спортсмен должен выполнить нагрузку: конкретной, зависящей от собственного веса, мощности. Нагрузка строго индивидуальна и выражается в ваттах на 1 кг веса тела (Вт/кг). Тест дает неплохие результаты в отборе в юношеском спорте. PWC 170. Вариант велоэргонометрический.Две пятиминутных нагрузки (с трехминутным перерывом) разной мощности. В концекаждой нагрузки измеряется ЧСС.

Проба Летунова: Проба предназначена для оценки адаптации организма спортсмена к скоростной работе и работе на выносливость. Это трехмоментная проба в которой используются три вида нагрузки, с последующей регистрацией в восстановительном периоде ЧСС и АД. Последний анализ этих показателей позволяет оценить функциональное состояние тестируемого на определенном этане тренировочного цикла. Проведение этой пробы в динамике представляет важную информацию об изменениях в физическом статусу тренирующегося.

Гарвардский степ - тест: Дает информацию об общей выносливости. Данный тест исп-ся с целью определения общей физ.работоспособности (аэробной производительности) по данным восстановительного периода. Интенсивность выполнения нагрузки 30 подниманий на степ в мин, если

испытуемый сбивается, то мы переводим время до сбивания в сек., после выполнения нагрузки у испытуемого в положении сидя регистрируется ЧСС. ИГТС =tceк*100/(Fl+F2+F3)2 - оценка физической работоспособности.

Ортостатическая проба: Эта проба применяется с целью измерения адаптации система кровообращения при изменении положения тела в пространстве. В практике спортивной медицины ортостатическая проба проводиться по активному варианту: испытуемый из положения «лежа» переходит в положение «стоя» самостоятельно, без поворотного стола (пассивная проба).

Активный вариант ортостатической пробы проводиться следующим образом:

В положении «лежа» в течении 5-1 Осек измеряется 3 раза по 30 сек ЧСС и не менее 2 раз АД. После этого испытуемый встает и без дополнительных шагов встает и опирается на стену, опирается на пояснично-кресцовый отдел, куда предварительно должен быть положен валик нужной величины для того, чтобы «выемка» была заполнена валиком и ноги расставлены, полусогнуты.

В положении стоя в течение менее одной минуты, лучше десяти секунд поминутно измеряется ЧСС за 30 сек и через каждую минуту на 1-3-5 измеряется АД.

Оценка результатов:

-Увеличение ЧСС в пределах 90 уд/мин – хорошая ортостатическая устойчивость

-Увеличение ЧСС от 90-95 уд/мин - удовлетворительная;

-Выше 95 уд/мин - неудовлетворительно.

Оценивается изменение АД. Систолическое давление может уменьшаться на 10-15 мм рт.ст.; нижнее давление - диастолическое может увеличиваться на 5-7 мм рт.ст.

Билет № 15 Вопрос №2. Понятие «спортивная форма». Фазовое развитие спортивной формы – основа построения периодов большого тренировочного цикла (макроцикла) (на примере избранного вида спорта).

Спортивная форма — что состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается при определенных условиях в каждом годичном цикле (макроцикле) Спортивная форма выражает гармоническое единство всех сторон (компонентов) оптимальной готовности спортсмена(физической, психич, спортивно-технической и тактической) к достижению лучшего рез-та:. Причем спортивную форму характеризуют не просто наличие этих компоненте именно гармоническое соотношение их, обеспечивающее определенный уровень спортивных достижений в данном большом цикле тренировки..Спортивная форма характеризуется комплексом физиологических, медицинских и психических признаков. В целом она представляет собой гармоничное единство всех сторон подготовки спортсмена: физической, технической, тактической, психологической. Основным показателем спортивной формы, являются результаты в конкретных соревнованиях (восхождениях). Различают три фазы развития спортивной формы: приобретение, coxpaneioie (стабилизация) и временную утрату. Спортсмен старается набрать пик формы к главному старту в сезоне. Фаза приобретения спортивной формы — хар-ся повышением общего уровни функц. возможностей орг-ма, развитием физ. и волевых качеств, формированием необходимых технических навыков. Фаза сохранения — характеризуется стабилизацией спортивной формы на требуемом уровне, обеспечивающей оптимальную готовность к спортивным достижениям. В этой фазе достигается пик формы, но время ее сохранения ограничено. Фаза временной утраты спортивной формы — характеризуется переключением орг-ма на процессы восстановления после тяжелых нагрузок. Возникает вопрос, почему спортивную форму нельзя сохранить на максимальном уровне постоянно? Существует несколько причин препятствующих этому. 1) Это возможно только при непрерывном выполнении спортсменом максимальных нагрузок, что естественно не возможно, так как привело бы его к истощению. 2) орг-му необходимо давать возможность не только формировать какие-то новые качества,но восстанавливаться. 3) наличие календаря соревнований, не требуют от спортсмена быть в пике формы на протяжении всего года и соответственно утрата формы неизбежна. 4) по мере спортивного совершенствовании, у спортсмена понятие "спортивная форма" существенно видоизменяется. Так, например, в одном сезонеспортсмен уч-ет в юниорских соревнованиях, в следующем – во взрослых, и соответственно к каждому из них он должен набрать качественно новую спортивную форму. Поэтому попытка сохранить один раз приобретенную форму, в спорте равносильна стоянию на месте.

Билет № 15 Вопрос № 3. Характеристика этапа начальной спортивной специализации (базовой подготовки) многолетней спортивной подготовки юных пловцов (цель, задачи, продолжительность этапа, возраст и уровень мастерства, основное содержание и особенности подготовки).

Цель – формирование разностороннего потенциала и функциональной базы.

Задачи – отбор наиболее одаренных юных пловцов с учетом морфологических критериев, предпосылок функциональных возможностей и специальной силы; совершенствование технической подготовленности на основе комплексного плавания с постепенным углублением плавательной специализации в одно или двух способах плавания; развитие аэробных потенций юных спортсменов.

Продолжительность этапа – 3-5 лет. Занятия проходят в учебно-тренировочных группах.

Возраст и уровень мастерства – оптимальный возраст начала занятий составляет для девочек 9-10 лет, а для мальчиков 10-11 лет.

Основное содержание – этап является решающим для создания запаса подвижности в суставах. Наиболее эффективными средствами развития являются активные и активно-пассивные упражнения.

В начале этапа -эффективное развитие аэробных возможностей достигается за счет постепенного увеличения объема плавания и длины тренировочных отрезков; широкое использование средств ОФП для функциональной подготовки (положительный перенос тренированности в разных видах деятельности – беге, гребле, лыжных гонках и т.п. – на плавание. Большой объем плавания по элементам как эффективное средство развития функциональных возможностей. В конце этапа - тенденция к увеличению пульсовой мощности и скорости плавания на тренировках; снижается перенос тренированности с других видов работы на плавание; минимальная ЧСС, при которой активизируются аэробные процессы – 150 уд/мин, при работе на уровне МПК – 180-190 уд/мин.

В начале этапа допускается эпизодическое использование в тренировках нагрузок анаэробно-гликолитической направленности. В конце этапа стимулирующие влияние оказывают нагрузки анаэробно-аэробного характера и увеличения год от года количества соревнований, «гипоксическая» тренировка, круговая тренировка на суше при условии увеличения интенсивности упражнений и сокращения интервалов.

Основные средства совершенствования быстроты – спортивные игры, выполнение стартов и поворотов.

Максимальная сила – обучение техники выполнения силовых упражнений, развитие силы, проявляемой в широком круге естественных движений. Стимулирующий эффект оказывают даже небольшие отягощения.

Общая силовая выносливость – применение разнообразных упражнений с малыми и средними отягощениями с акцентом на темп движений. Средства развития – лыжные гонки, гребля, круговая тренировка с ОРУ.

Специальная силовая выносливость – развитие за счет наращивания объема нагрузок при фиксированной мощности (сопротивлении) движений.

Скоростно-силовые способности – к концу этапа периодическое включение упражнений со средними и малыми отягощениями, выполняемых в максимальной темпе.

Специальная сила – осуществляется в процессе технической подготовки. Внесение «силовых добавок» в процессе выполнения гребковых движений, не нарушающих кинематику движений. Обучение сознательному контролю за темпом и шагом гребковых движений.

Особенности подготовки – для этапа характерно прогрессирующие увеличение общего объема плавательной полготовки от года к году, широкое применение средств ОФП. Объем плавания за сезон на последнем году этапа может достигать для девочек 1200-1400, для мальчиков – 1000-1200 км. Структура нагрузок – 60-65% общего объема плавания составляет упражнения аэробной направленности, 25-30% - упражнения аэробно-анаэробной и анаэробно-аэробные и 2-3% - упражнения гликолитической и алактатной направленности.

Круглогодичная тренировка имеет подготовительный, базовый характер (упор на развитие аэробной производительности, общей силовой выносливости в упражнениях с малыми и средними отягощениями, повышение подвижности в суставах и совершенствование техники плавания). Для первой половины этапа характерной особенностью построения больших циклов подготовки является отказ от использования ударных микроциклов и специально-подготовительных мезоциклов, вводящих организм юного спортсмена в состояние глубокого утомления, отказ от тренировки на фоне неполного восстановления. Главными структурными блоками тренировки являются втягивающие и общеподготовительные мезоциклы. Рекомендуется применение соревновательных мезцокиклов в свернутом виде – до 3 недель в конце каждого большого цикла подготовки. Разносторонний характер физической подготовки юных пловцов на суше и плавательной подготовки стимулируется соотвествующими контрольными нормативами, а также программой соревнований (желательны многоборный характер соревнований, включение стайерский дистанций от 800 до 3000 м – прежде всего на внутришкольных соревнованиях).

Основное место с началом спортивной специализации продолжает занимать широ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.061 с.)