Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стабильные и нестабильные законыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
П. Т. Естествознание в лице современной науки и ведические источники, например «Бхагавад-гита», единодушны во мнении о том, что природа действует по определенным законам. Согласно «Бхагавад-гите» взаимодействие души и тела, так же, как и законы человеческого общества, непосредственно связано с ними.
Можно согласиться с этим — ведь общественное сознание в значительной степени зависит от главы государства, правящей олигархии, от действующих морали и приоритетов, главенствующих в данный исторических период в обществе. Поэтому то, что принято в человеческом обществе как должное, менее постоянно, чем законы природы. законы человеческого общества, несомненно, подвержены изменениям и вмешательствам извне. законы же природы — физики, химии, биологии и т.д. в этом смысле более стабильны. С точки зрения современного естествознания они абсолютно стабильны, то есть незыблемы.
В. К. Однако, в «Бхагавад-гите» утверждается, что все законы природы созданы Творцом. Подтверждение можно найти в следующих словах Кришны:
«Эта материальная природа действует по Моему повелению, создавая все движущееся и неподвижные существа. Под ее управлением это космическое проявление творится и уничтожается вновь и вновь» (Бхг. 9.10).
Таким образом, законы природы, согласно «Бхагавад-гите», зависят от воли Всевышнего Господа.
П. Т. Можно предположить, что в исторически необозримые промежутки времени законы природы могли подвергаться изменениям и вмешательствам извне. Хотя за весь период существования человечества таких изменений и не отмечалось, это вовсе не означает, что вмешательство извне невозможно. Просто в обозримые промежутки времени Творец мог обойтись без нарушения этих законов. К тому же, зачем их нарушать, если существует определенный регламент поведения людей на Земле и в Космосе. Разве только для того, чтобы показать простым смертным, кто является действительным хозяином и творцом Природы. Можно предположить, что Творец выше этих показательных действий или что не пришло еще время так демонстрировать свое могущество.
В. К. К счастью, Веды дают ответ на этот, казалось бы, архисложный вопрос. Для этого надо рассмотреть изначальный вопрос о назначении материального мира. Веды говорят, что материальный мир подобен огромному спектаклю, в котором все живые существа — актеры, исполняющие определенные роли: президентов, министров, военачальников и т.д. Они настолько увлечены своей игрой, что порой забывают о главном режиссере — постановщике этого спектакля — Верховной Личности Бога.
И ответ на этот вопрос дается удивительно ясный и логичный: назначение материального мира в том, чтобы позволить обусловленным душам вернуться обратно домой, к Богу. И Господь осуществляет эту историческую миссию как созданными им законами материального мира, так и Своими редкими «вмешательствами» в ход исторического процесса. Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите»:
«Когда на земле религия приходит в упадок и воцаряется безверье — в такое время Я нисхожу Сам» (Бхг. 4.4).
В Древнейших ведических произведениях, Пуранах, рассказывается о многочисленных воплощениях Всевышнего Господа на Земле: Кришны —-героя «Махабхараты», Рамы —-героя «Рамаяны» и приводится предсказание явления Будды, которое уже осуществилось. Последнее воплощение Господа — Шри Кришна Чайтанья Махапрабху — жил 500 лет назад в Бенгалии, и Его явление также предсказано в Ведах. Во время этих исключительных явлений бывали случаи удивительных чудес, нарушавших привычные законы природы
Постоянство физических законов
П. Т. Так или иначе, ученые-естествоиспытатели не отмечали явных отклонений от законов природы ни на Земле, ни в доступном нам космосе. Незыблемыми оказались три закона термодинамики как уникальное обобщение многовекового опыта человечества, незыблемы законы электричества, теория относительности, с помощью которой удалось открыть новые спутники планет солнечной системы и т.д.
Физические законы, таким образом, незыблемы и адекватны окружающему нас миру, хотя они пока не все объясняют. Материальная природа или энергия, о которой говорит Кришна, таким образом, подчиняется и регламентируется определенными физическими законами.
В. К. В действительности законы природы, данные Богом, — обязаны быть стабильны. В противном случае это уже не законы, а некие правила или удобный практический прием. В идеале законы человеческого общества также обязаны быть стабильны, если они составлены на основе духовной системы ценностей данного общества. Например, за двести лет существования государства США в его конституцию очень редко вносились поправки. Как вы думаете, сколько раз?
П. Т. Не знаю.
В. К. Всего пять раз — за двести лет! А сколько раз менялась конституция в России?
П. Т. Много.
В. К. Если же основной закон государства меняется каждый раз с приходом нового правительства, то это означает, что в обществе отсутствует устоявшаяся система ценностей, так как новая Конституция — это новая система ценностей. Думаю, что именно в этом изначальная причина кризиса в России. Экономическая система является лишь следствием основной системы ценностей, данного общества.
П. Т. Другой интересный вопрос об источнике этих законов и природе их стабильности. Вопрос теологический и философский. Большая часть ученых в него не вникает, либо ничего не зная об источнике законов, либо считая, что это находится вне их ведения и понимания.
В. К. В действительности источник стабильности законов природы в том, что это — законы Бога. Бог — это высший критерий Абсолютной истины. В древности существовала целая наука «метафизика», которая должна была изучать глобальные законы мироздания. Сейчас мало что из этой науки дошло до нас. Но уцелевшие ведические источники дают подробное описание картины мироздания, существовавшей в древности.
П. Т. Большая часть ученых выступает лишь в роли регистраторов законов мироздания. Они правы, делая заявление о незыблемости законов природы. Каждое новое открытие, как правило, не отменяет другие открытия, а лишь расширяет наши знания об окружающем мире и укрепляет во мнении о сложности мира и о стабильности физических законов.
В. К. К сожалению, развитие науки не всегда идет по восходящей линии. В частности в современном мировоззрении оказалась утерянной глобальная целостность законов природы, существовавшая в древности. Мы уже цитировали Веданта сутру: janmadyasya atah — Абсолютная Истина — есть источник всего сущего. Но современная наука основана на весьма узкой специализации различных отраслей знания, так что физик твердого тела не может понять физика-ядерщика.
Иерархия законов Природы
П. Т. Однако, между разными отраслями знания есть определенная связь. Можно расположить законы природы в порядке от простого к сложному:
1) законы естественных наук — физики, химии, управляющие неживой природой, ее неорганической частью;
2) законы живой природы — биологии, биофизики и биохимии, которые регламентируют поведение живых организмов растений, органической части природы;
3) законы общественного сознания для человеческого общества и внутривидовых взаимоотношений для животных и растений, тесно связанные со второй группой законов;
4) неизвестные еще законы природы, включая недоступные человеческому пониманию, которые находятся лишь в ведении Творца.
Неизвестные нам физические законы природы имеются. Это ясно. Открытия той или иной степени важности случаются ежегодно. Спорным может показаться, особенно для материалистически мыслящих ученых, что существуют недоступные человеческому пониманию законы мироздания.
В. К. Несомненно, что такие законы существуют. Современная наука не в состоянии объяснить многих вещей, начиная с происхождения жизни и кончая цирковыми трюками иного фокусника. Великие пророки, как Иисус Христос совершали массу чудес, что зафиксировано многими свидетелями. В действительности, чудес, как таковых, не бывает, просто уровень знания у разных наблюдателей различен. Скажем, простая реакция нейтрализации кислоты и щелочи покажется чудом неграмотному крестьянину, хотя ее легко сможет объяснить любой десятиклассник. Аналогично те вещи, которые известны из литературы, как мистические явления, например, опыты вне тела, спиритизм, полтергейст и другие, совершенно непонятны современным ученым-материалистам, так как они не знают законов, лежащих в основе данных явлений.
Уровень понимания
П. Т. Вероятно, вы правы. Человек, как представитель животного мира, относится к млекопитающим. Он намного превосходит животных своим разумом, пониманием окружающего мира, но зачастую проигрывает в силе. Так что гегемония человека в животном мире основана на его разуме и способности адекватно оценивать окружающий мир. Тем не менее, человек — не Бог. Для него есть свой предел понимания окружающего мира, который, безусловно, выше, чем у животных. Тем не менее, любое животное — слон, лошадь, собака и др. имеют свое органическое и достаточное для него адекватное понимание мира.
И все же человек, даже очень образованный, вооруженный знанием и техническими средствами, сумевший подчинить себе мир животных и растений, имеет свои ограничения в понимании законов природы.
В. К. В писаниях упоминается, что человек — это разумное животное. Основные функции для поддержания жизни, как человека, так и животного — еда, сон, совокупление и оборона. Этими четырьмя видами деятельности занимаются как высшие, так и низшие организмы. В этом — цель их существования. Но человек существенно отличается от других видов своих собратьев прежде всего тем, что обладает развитым разумом для постижения смысла бытия. Но если человек не ставит вопрос о смысле своей жизни, а увлекается каким-либо видом животной деятельности, то он опускается на низший уровень, обрекая себя на примитивное существование.
П. Т. Планка понимания природы у человека неизмеримо выше, чем у животных, но она все же существует, и человек, можно сказать, обречен биться об стену непонимания всю жизнь. Таким образом, человек как существо животного мира, не может рассчитывать на полное понимание окружающего мира и тем более Вселенной.
Ничего страшного в этом тезисе нет. Ведь самый опытный и умный слон в стаде не мучается тем, что он не знает и не понимает, почему каждое утро восходит солнце, почему льет дождь, растут деревья и т.д. Он пользуется природой, основываясь на своем опыте, и передает свои знания молодым и остальному стаду. Ученые в человеческом обществе, как и крупные политики, зачастую играют роль умного слона. Они многое знают, имеют опыт общения с природой в своей области и передают свои знания остальным людям и ученым из других областей знания. Но он не могут перешагнуть свою планку понимания и заменить собой Творца.
В. К. Разумеется, даже самый разумный и образованный человек не может постичь все тайны мироздания. Вселенная — это творение Высшего разума и только Господь способен все постичь. Мы уже упоминали об этом в одной из предыдущих бесед. Кришна — воплощение Всевышнего Господа — говорит в «Бхагавад-гите»:
«Я знаю все, что было в прошлом, все, что происходит в настоящем и все, что будет происходить в будущем. Я также знаю все живые существа, но Меня — не знает никто» (Бхг. 7.26).
Человек же может и должен понять свою роль в этом мире, свои взаимоотношения с Высшим разумом, если он действительно — h оmo sapiens — человек разумный. Таково заключение всех Священных писаний: Библии, Корана и Вед.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.01 с.) |