В прошлое, чтобы понять будущее 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В прошлое, чтобы понять будущее



 

П. Т. Интересно, что в древности философы уделяли природе сознания существенно больше внимания, чем это делает современная наука. Однако удивительно, что их открытия не оказали заметного влияния на современную физику и химию. Фундаментальные науки в настоящее время продолжают игнорировать древние, заслуживающие доверия источники знания. Рассмотрим их, как инструменты познания, и попытаемся разработать на их основе принципиально новые методики изучения феномена сознания. Иными словами, чтобы идти вперед, необходимо обратиться в прошлое.

 

В. К. Согласен с вами. Предлагаю обратиться к «Бхагавад-гите» — одному из наиболее известных и авторитетных писаний ведического канона. К сожалению, этот источник знаний известен далеко не всем и во многом забыт. Большинство людей полагают, что Веды — это священные книги индуизма, и поэтому они не имеют отношения к западной культуре, так как наша религия — это христианство. На самом же деле именно Веды дают фундаментальные основы для понимания природы души и сознания. В них имеются практические рекомендации для духовного совершенствования. Причем это рассматривается с чисто философской точки зрения. Несомненно, вновь открытые для современных людей, они будут полезны всем, независимо от национальности, вероисповедывания и цвета кожи.

 

П. Т. Вы правы. Даже несмотря на некоторую наивность древних ведических писаний и определенну0ю их религиозную ортодоксальность, эти источники содержат обширные познания в отношении природы души и сознания. Они, несомненно, породят массу идей, и идеи эти найдут применение и обогатят современные исследования по ментальным явлениям, сознанию индивидуальной личности и вопросу взаимодействия сознания с материей.

 

В. К. Более того, надо принять во внимание, что ведические источники — самые древние из известных человечеству, что именно оттуда идут многие фундаментальные идеи. Воистину, новое — это хорошо забытое старое!

 

Взаимодействует ли душа с материей?

 

П. Т. Весьма актуален и имеет принципиальное значение вопрос взаимодействия души с материей. Если душа взаимодействует с материей, то имеется возможность ее регистрировать и исследовать. Если не взаимодействует, то нет никакой возможности ее исследовать. На «нет», как говорится, и суда нет. душа и сознание — это части целого, а в физике любая часть или свойство системы могут влиять на систему в целом. Сознание — вполне реально и поэтому оно не должно быть исключением из этого правила. Правильное адекватное описание сознания должно включать в себя его взаимодействие с материей.

 

В. К. Можно сказать, что душа взаимодействует с материей, и можно сказать, что душа не взаимодействует с материей. С теоретической точки зрения — душа трансцендентна, то есть чиста и не принимает участия в материальных взаимодействиях. Вот как это описано в Ведах:

 

«Для души — нет ни рождения,ни смерти. Она — невидима, непостижима и неизменна... Она не умирает, когда погибает тело» (Бхг. 2.20, 2.25).

 

Но будучи в материальном мире, душа постоянно находится в оболочке тонкоматериального тела, которое определенным образом взаимодействует с материей через систему воздушных потоков. Так это описано в Аюрведе — древней ведической медицине.

 

П. Т. Значит и дживатма или душа должна иметь хоть какое-то, пусть очень слабое взаимодействие с материей. Возможно это взаимодействие не прямое, а через посредство какого-то неизвестного звена, но, тем не менее, оно имеется. Убедив себя таким образом, посмотрим, можем ли мы с применением современных научных методик исследовать душу в определенный момент времени, когда она покидает телесную оболочку.

 

Камера Вильсона для души

 

Для реализации подобного гипотетического эксперимента применим нечто подобное камере Вильсона, с помощью которой, как известно, детектируют радиоактивные частицы. Только размеры камеры придется увеличить до размеров комнаты, то есть устроить очень большую камеру. В ней должен находиться умирающий человек. Еще необходимо согласовать некоторые морально-правовые и этические вопросы. В частности, родственники умирающего и он сам, если он в полном сознании, не должны возражать против проведения эксперимента с детектированием исходящей из телесной оболочки души.

 

Напомним, как работает Камера Вильсона. Это прибор, который представляет собой стеклянный сосуд, с радиоактивным веществом. Вылетающие частицы детектируются по туманным диффузным трекам в атмосфере камеры, которая наполнена насыщенным паром. Каждая частица оставляет свой белый след, как истребитель в ясном небе. Распадающиеся радиоактивные атомы испускают элементарные частицы, которые двигаются в камере с большой скоростью. Они ионизируют воздух, а на ионах воздуха в свою очередь конденсируются капельки воды из насыщенной атмосферы камеры. Так формируются видимые треки частиц.

 

Это очень легко воспроизводимый опыт. Не случайно его используют в учебных заведениях, чтобы продемонстрировать студентам явление радиоактивности. Будем надеяться, что в скором времени так же надежно можно будет наблюдать душу, покидающую телесную оболочку в момент смерти или раньше, если верен тезис, что душа опережает смерть; только вместо насыщенного пара потребуется применять какую-то специальную атмосферу.

 

В. К. Это оригинальная идея, но боюсь — она совершенно нереальна. Одна загвоздка состоит в том, что душу нельзя, подобно пучку электронов, направить на мишень. душа — не электрон или позитрон. Она имеет свободу воли и не обязана подчиняться воле экспериментатора. Другая проблема такова, что даже тонкоматериальное тело, в оболочке которого находится душа, навряд ли будет взаимодействовать с паром в камере Вильсона. В качестве иллюстрации могу привести пример электромагнитного поля, которое явно не будет взаимодействовать с вашим паром. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что душа невидима, неизменна и непостижима. Рискую разочаровать вас, но должен откровенно выска- зать свое мнение. Зато Веды дают нам принципиально новый способ постижения природы душ — помощью нисходящего процесса познания, то есть с помощью духовных авторитетов. Это подобно тому, как вы идете в институт и получаете научное знание от профессора. Поначалу вы можете сомневаться, сможет ли профессор ответить на ваши вопросы. Но вы слышали от других, что профессор — специалист в данном предмете и вы его слушаете. Со временем же вы убеждаетесь на своем опыте, что это действительно так.

Некоторые свойства души

 

П. Т. Теперь давайте рассмотрим некоторые свойства души. «Бхагавад-гита» утверждает, что в живом организме, построенном из материальных компонентов и функционирующем, как биологическая машина, существует элементарная мыслящая субстанция, мыслящее «я» — дживатма или душа. Она необъяснима на основе механистических представлений. Ей приписывают сознание, ум, интеллект и способность ощущений, а также свойство неделимости, как частицы.

 

Посмотрим, что следует из перечисленных свойств души. Сознание и интеллект — это свойство взрослого человека, а не ребенка и не деградирующей личности. Поскольку душа вселяется в тело при его зачатии, а человек деградирует еще до смерти, мы приходим к выводу, что душа, как искра, сначала загорается в нашем теле, а затем угасает и уходит из него.

 

Что касается способности души к ощущениям, то это скорее прерогатива физического тела, поскольку именно оно снабжено нервными окончаниями и способно осязать, чувствовать жар и холод, свет и темноту, аромат и дурной запах. Это, безусловно, прерогатива физического тела, а не тонкой души.

 

Сравнение же души с элементарной неделимой частицей уместно и перспективно в том смысле, что можно заняться ее поисками. К этому можно призвать физиков, верящих в возможность воплощения духовного в материальное, допускающих использование мистического и парадоксального в методиках своих исследований.

 

Для дальнейшего будем считать душу элементарной частицей с неясными пока размерами, для которой характерно не сильное, электромагнитное или гравитационное взаимодействие, а какое-то пока невыясненное слабое взаимодействие с материей по типу взаимодействия нейтрино с веществом.

 

Существует, как известно, пять видов взаимодействия, и это относится не только к элементарным частицам, но ко всем материальным телам: 1) сильное; 2) слабое; 3) электромагнитное; 4) гравитационное и 5) барионное взаимодействие.

 

Сильное взаимодействие имеет место внутри атомного ядра, между нуклонами — протонами и нейтронами, и в особых условиях — между мезонами и гиперонами. Слабое взаимодействие возникает в процессах превращения некоторых элементарных частиц.

 

Электромагнитное взаимодействие объясняют силы упругости и силы трения, а также взаимодействия тел и частиц, обладающих электрическими зарядами и магнитными моментами.

 

Гравитационное взаимодействие возникает между телами и частицами по закону Всемирного тяготения.

 

Барионное взаимодействие связано с так называемым барионным зарядом вещества — суммарным числом протонов и нейтронов. Это силы отталкивания, пропорциональные барионному заряду вещества.

 

В.К. Никогда не слышал о барионном взаимодействии.

 

П.Т. Это недавнее открытие. В заимодействие души, как самостоятельной субстанции, с окружающей средой мы предлагаем обозначить как шестой вид взаимодействия. Это особый, неизвестный пока современной науке вид взаимодействия духовной и материальной субстанций. Не исключено, что душе, взаимодействующей с телесной оболочкой, характерен один вид, душе с воздухом — другой вид и т.д., то есть новый вид взаимодействий имеет свои разновидности и градации.

 

В. К. Насколько я понимаю из «Бхагавад-гиты», душа не взаимодействует с материальными элементами, известными в современной физике. Она удерживается в области сердца за счет взаимодействия с тонким телом, в оболочке которого она находится. А уже тонкое тело взаимодействует с обычными физическими элементами.

 

П. Т. Возможно, что душе свойственно гравитационное взаимодействие и на нее действует выталкивающая сила в атмосфере. Покидая телесную оболочку, она первоначально не улетает далеко. Значит гравитационное взаимодействие невелико. Оно, возможно, пересиливается архимедовой выталкивающей силой из плотных слоев атмосфер. Ясно, что душа весит мало, но сколько именно — неизвестно. В американской печати появлялись сведения, что душа имеет массу в доли грамма. Если приравнять этот вес к архимедовой выталкивающей силе, то можно по порядку величины определить размеры души, которые она приобретает за пределами телесной оболочки. Получится небольшое невидимое облачко размером с маслину или крупную черешню. Возможности его детектирования и визуализации рассматривались нами в предыдущей главе. Необходимо отметить, что в полученной оценке использовался механистический подход. Так что за достоверность результата мы не ручаемся.

 

В. К. Разумеется. говорить о размерах можно, если мы находимся в пределах видимого трехмерного пространства. Но, говоря о душе, мы должны рассматривать возможность ее пребывания в неком пространстве большей размерности. Ведь не случайно же «Бхагавад-гита» столь красочно описывает нематериальные свойства души: непостижимость, неизменность, неизмеримость и вечность. Видимо, душа принадлежит к более общему пространству.

 

П. Т. Возможно. Сложнее анализировать поведение души в теле. Предполагается, что душа оказывает какое-то первичное действие, а затем происходит вторичное взаимодействие на уровне мозга и нервной системы с участием нейронов мозга, подобно тому, как в электротехнике и в радиотехнике слабые сигналы усиливаются специальными устройствам — силителями и уже вторичные, более сильные сигналы приводят в действие механизмы, либо посылаются мощные электромагнитные импульсы или сигналы во внешнюю среду.

 

Большинство живых существ, как известно, полностью отождествляет себя со своей телесной оболочкой и не имеет понятия о своей душе и тем более — о Сверхдуше (Параматме). Они не имеют ни малейшего представления и о том, какую роль может играть Сверхдуша в их судьбе.

 

В «Бхагавад-гите» содержатся важнейшие элементы духовных знаний. Эти знания имеют важный методологический характер. Там же содержатся указания, как можно достигнуть такого знания. В то же время имеются и спорные утверждения. В частности, в первой части «Бхагавад-гиты» взаимодействие души и тела описывается следующим образом:

 

«Дух, заключенный в теле, хозяин города — тела, не совершает действий, не побуждает людей действовать и не создает плодов действий. Все это выполняется гунами материальной природы».

 

Спорным здесь является утверждение, что дух (читай, душа) не побуждает людей действовать. Это озадачивает. Возникает вопрос, какие же тогда функции несет душа в обычном теле?

 

В. К. Поставленный вами вопрос характерен для человека современной культуры. Иногда, когда мы объясняем, что душа не умирает со смертью тела, а покидает его и рождается вновь, нам возражают: «Какая мне разница, что будет с моей душой после смерти. Все равно — это уже буду не я (поскольку тело — другое)». Но принципиальная позиция Ведической философии — мы есть душа, а не тело! Поэтому функция души — это свободная воля личности: желания, размышления, и принятие решений. А вот физическая деятельность тела — определяется гунами материальной природы. Разумеется, косвенным образом эта деятельность зависит от желаний души — в соответствии с ее кармой — то есть реакциями материальной природы на прошлые поступки человека.

 

П. Т. Далее утверждается:

 

«душа, введенная в заблуждение влиянием ложного эго, считает себя совершающей действия, которые в действительности выполняются тремя гунами материальной Природы» (Бхг. 3.27).

 

душа, таким образом, имеет тенденцию игнорировать свою природу и воспринимать окружающий мир сквозь призму телесной оболочки.

 

В. К. В Ведах душа в материальном мире считается обусловленной, то есть зависящей от условий окружающего мира. И самым изначальным свойством души является ложное эго, то есть ложное отождествление с материальным телом.

 

П. Т. Философ К. Поппер и нейрофизиолог Дж. Эклс в книге «Индивидуальное Я и мозг» [5] приводят мысль, что ум зарождается из материи заново в мозгу каждого младенца, появляющегося на свет, и подкрепляют свои утверждения таким примером: у девочки в течение 13,5 лет не было разума, так как ее не учили разговаривать. Видимо, зарождается не ум, а способность мыслить. Девочка изначально существовала, как мыслящее «я», но ее долгое время не не учили говорить, мыслить и выражать свои мысли.

 

В. К. Разумеется, сознание появляется в теле вместе с душой. Ум человека может быть развит в большей или меньшей степени в зависимости от природных способностей, воспитания, образования и других внешних условий

 

П. Т. Возникает вопрос: когда в телесной оболочке появляется душа? В ведической литературе на этот счет противоречивые сведения. С одной стороны считается что душа вселяется на самом раннем этапе зарождения жизни — при оплодотворении женской яйцеклетки.

 

С другой стороны — согласно «Бхагавад-гите», душе приписывается сознание и интеллект, а это свойства взрослого человека, в крайнем случае ребенка с развитым сознанием. Поэтому естественно предположить, что душа запаздывает при рождении телесной оболочки и опережает смерть, то есть покидает оболочку еще до того, как все системы организма прекращают функционировать. Таким образом, душа в нашем теле, как искра, сначала загорается по мере развития организма, а затем уходит из него. Если бы была верна первая точка зрения, то пришлось бы допустить, что сама душа имеет стадии развития, от юности к зрелости и старости, но об этом «Бхагавад-гита» молчит.

 

В. К. «Бхагавад-гита» говорит о стадиях развития тела — они достаточно очевидны. Кроме того, в процессе духовной практики, мы все более развиваем свой ум, в оболочке которого находится душа. Так что, косвенно, мы совершенствуем свою душу.

 

Фактор случайности

 

П. Т. Я думаю, мы подробно остановимся на этом в последней части книги. Нам предстоит преодолеть ряд трудностей методического характера и столкнуться с Фактором случайности — ведь смерть, как правило, случайна. Также случайны и распады радиоактивных ядер.

 

Современная физика, как известно, недетерминична и любое физическое описание неизбежно содержит элемент случайности. Вообще, случайность является неотъемлемым свойством природы. В этом смысле смерть индивидуума, выход души из телесной оболочки, а также направление выхода души — события случайные, но тем не менее ожидаемые в течение какого-то временного интервала и более или менее локализованные в пространстве.

 

В. К. Однако здравый смысл говорит, что случайность — это непознанная закономерность. Нам кажутся случайными события, причину которых мы объяснить не можем. Но с духовной точки зрения случайностей не существует, ибо всем управляет Высший Разум. Без воли Бога ни один волос не упадет с головы человека. Вы, конечно, можете заявить, что Высшего разума не существует, но вам придется научно объяснить природу жизни и сознания, что с механистических позиций сделать невозможно. Мы убедились в этом в ходе предыдущих бесед. Поэтому процессы во Вселенной идут не случайно, а в соответствии с законами кармы или, говоря по-русски — законами причины и следствия. Каждое действие в материальном мире влечет за собой какую-то реакцию — хорошую или плохую.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.045 с.)