Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Душа, тело и их взаимодействие. Положения «Бхагавад-гиты»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В целом, все три постулата посвящены свойствам души, по которым намечаются пути исследования феномена сознания. Вводя в шестом постулате нематериалистическое понятие сущности сознания, «Бхагавад-гита» рассматривает не взаимодействие души с телом по законам физики, а лишь их объединение. Но как, спрашивается, можно объединиться, не взаимодействуя с объектом объединения?
В. К. Очень просто. Скажем, я не хочу общаться с каким-то человеком лично, но могу передать ему сообщение через посредника. Так и здесь — духовная субстанция имеет некоего посредника: тонкое материальное тело, через которое передается информация телу.
П. Т. Но тогда необходимо разъяснить природу материального тела. Согласно четвертому постулату Душа может занимать определенное положение в пространстве и шестой постулат непосредственно указывает место привязки — телесная оболочка индивидуума. При этом оба постулата говорят о невозможности непосредственного физического взаимодействия души с телом.
Восьмое положение — о том, что Душа с тем или иным временным опережением или без него (в случае насильственной смерти) покидает тело, и переходит в другое.
Это жизнеутверждающее начало «Бхагавад-гиты», безусловно, привлекательно для верующих, но для ученых создает дополнительно большие проблемы в изучении души. Встает вопрос об ее идентификации в других телесных оболочках и о времени переселения в другую оболочку, о факторах избирательности при выборе другого местопребывания и многие другие вопросы.
Не менее трудными для ученых звучат утверждения девятого положения о подчинении души законам высшего порядка. Каким именно и где грань между законами высшего и низшего порядка? Все это — чистое поле для исследователей сознания.
В. К. Разумеется, мы не можем полностью понять, как действует сознание — слишком для нас сложная сфера, и современная наука, по сути, не имеет о ней ясного представления. Ведическая философия дает исследователю очень логичные основы, на которых он уже может строить дальнейший анализ. Вы не случайно упомянули о законах высшего и низшего порядка. В «Бхагавад-гите» говорится, что кроме индивидуальной души в области сердца находится экспансия Верховной Личности Бога, называемая Сверхдушой или на санскрите Параматмой. Именно Она дает душе подсказки, как ей действовать в соответствии со своими желаниями. Там же говорится, что СверхДуша, находясь в сердце, дает человеку память о прошлом и помогает в процессе познания истины.
П. Т. Это сильно усложняет задачу исследования. Нам кажется не совсем корректным постулировать те положения, которые не могут быть строго обоснованы. Если Душа — осознающее «я», способное принимать решение, то, скорее всего, она наделена свойствами собственных ощущений, которые может получать и независимо. Такой подход нам кажется более гибким.
Мы разделяем точку зрения автора, который допускает наличие у души собственных ощущений, используемых для восприятия информации от органов чувств. Душа может получать информацию через взаимодействие с органами тела, но не напрямую, а через некоего посредника. Иначе зачем Душа вселилась в этот домик, если не желает знать, что творится за его пределами? Если она является руководителем этого домика и его хранителем, то должна знать о его функциональных системах и через взаимодействие, путем действий и обратных связей, руководить этими системами. Таким образом, мы приходим к выводу, что Душа, находясь в теле, через его органы чувств, а так же напрямую (помимо физического тела), получает информацию из внешней среды.
В. К. Этот вопрос мы обсудим в одной из последующих бесед.
П. Т. В заключение главы «Сознание» д-р Томпсон упоминает о числах в физике, которые носят абсолютный характер, к примеру, постоянная тонкой структуры 137. Автор считает, что «при разработке прямого подхода к исследованию сознания могут потребоваться символы абсолютного значения, которые являются не просто значками, а обладают размерностью, которую невозможно описать числами». Далее следует менее понятное условие: «В качестве подобных символов годятся только те, которые могут напрямую восприниматься чувствами души, а не просто обрабатываться органами чувств тела». Здесь требуется разъяснение. Автор ссылается на подобные символы в системе бхакти-йоги, которые являются трансцендентными константами природы. Он приводит в качестве примера звуки ведических мантр (Харе, Кришна, Рама), понимаемых как некие трансцендентные символы, обладающие абсолютным значением. Повторение мантр очищает душу от последствий связи с материей и восстанавливают ее естественный духовный потенциал.
В.К. Во всех духовных традициях мира есть практика обращения к Богу через молитвы и песнопения, и многовековой опыт подтверждает ее эффективность.
Выводы
П.Т. Сделаем выводы по проблеме духовного аспекта сознания и души индивидуума, принимая во внимание взгляды современной науки и ведические концепции, приводимые в книге Р. Томпсона [1].
1. Согласно представлениям современной науки, все свойства жизни, включая сознание, — от функционирования клеток до ментальных явлений, чувств и проявлений воли — можно объяснить лежащими в их основе химическими и физическими процессами.
2. Однако, согласно вышеизложенному, сознание не поддается описанию на молекулярном уровне, хотя и является непосредственным аспектом нашего опыта, присутствует в наших ощущениях и чувствах.
3. Сознание, в целом, субъективно, так как базируется на опыте индивидуума в общении с себе подобными и другими объектами природы. И в то же время оно объективно в той мере, в какой объективно отражает реальный мир.
4. Сознание может влиять на физико-химические и биологические процессы в организме. Об этом свидетельствуют многие психологические опыты.
5. «Бхагавад-гита» указывает, что Душа обладает свойствами самоанализа и самоосознания и способна воспринимать материю и другие сущности, обладающие сознанием.
6. Р. Томпсон намечает методические пути создания и изучения непротиворечивой модели сознания, включающей в себя как элементы материальной основы, так и духовные элементы, способные влиять на материальную основу. Автор считает, что отправной точкой должны являться положения «Бхагавад-гиты» о душе — элементарной частицы сознания в каждом индивидууме.
7. «Бхагавад-гита» формулирует понятие о душе как постоянном субъекте реальности, неуничтожимой элементарной частице духовного мира, обладающей индивидуальными характеристиками.
8. Положения «Бхагавад-гиты» описывают также свойства таких частиц духовного мира: способность находиться в материальном теле, покидать умершее тело и переходить в другое тело, способность подчиняться законам высшего порядка, способность самопозна и самоосознания, а также способность воспринимать материю и другие сущности, обладающие сознанием.
9. Автор предлагает рассматривать бхакти-йогу, как один из методических путей исследования души и сознания, своего рода физику высшего сознания, так как она расширяет границы сознательного восприятия индивидуумом окружающего мира и позволяет взаимодействовать с Высшим сознающим существом — Богом.
10. Согласно постулатам «Бхагавад-гиты», существует бесчисленное множество душ, которые не уничтожаются и вновь не создаются. Это довольно сильное утверждение дает основу философии универсального равенства внутренних «я» всех живых существ.
11. Р. Томпсон выдвигает идею, что мир может содержать в себе множество качеств, черт и сущностей, которые не допускают количественного рассмотрения, но могут иметь отдельные количественные свойства.
12. «Бхагавад-гита» рассматривает сущность сознания не как взаимодействие души с телом по законам физики, а лишь объединение души, как источника сознания, с материальным телом. взаимодействие происходит через некоего посредника.
13. Положение «Бхагавад-гиты» о переходе души в другое тело при всей его привлекательности для верующих, создает трудности для ученых. Перед ними встает вопрос об идентификации душ в других телесных оболочках, о времени переселения душ, критериях выбора новой оболочки и другие вопросы.
14. Из модели сознания Р. Томпсона следует, что Душа имеет собственные ощущения, используемые для принятия информации из внешней среды через органы чувств. Кроме того, Душа может напрямую общаться с другими Душами.
15. Взаимодействия души с телом, по-видимому, происходит через посредника — тонкоматериальное тело.
16. Душа обладает ограниченной независимостью, подчиняясь законам высшего порядка, установленным Верховной Личностью Бога. В частности, после смерти тела Душа покидает его и переходит в другое по законам причинно-следственной связи, то есть по законам кармы.
В. К. Большое спасибо, Олег Александрович. На этом позвольте завершить нашу беседу на тему «Сознание».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.232.94 (0.007 с.) |