Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реальность четвертой группы законов

Поиск

 

П. Т. Приведу один пример, который, надеюсь, убедит неверующих в том, что четвертая группа законов природы, особенно та их часть, которая находится исключительно в ведении и в понимании Творца, реально существует.

 

Физики всего мира считают, что законы природы инвариантны относительно пространства и времени. Но, спрашивается, что же и кто же обеспечивает эту их инвариантность (неизменность) в любой точке Земли и в доступной нам части Космоса?

 

Ответ один — это находится в ведении Творца. Он обеспечивает эту инвариантность. Об остальном можно лишь догадываться. Например, что происходит за пределами видимой нам части Вселенной — мы этого не знаем. Ответ на данный вопрос находится выше упомянутой ранее планки понимания для человека. Здесь мы бьемся о стену, не в силах постичь определенные истины. Планка понимания будет, конечно, подниматься. Но, тем не менее, она останется существовать и для человека и для животных. Она никогда не исчезнет — ведь человек лишь один из подвидов животного мира на Земле. Все это убеждает нас в реальности существования четвертой группы законов природы, находящихся в ведении Творца.

 

В. К. Позвольте небольшое уточнение. Человек — это не просто один из подвидов животного мира. Все писания говорят об особой роли человеческой формы жизни. Некоторые христиане даже считают, что у животных нет души или же душа другая, не как у человека. В ведических произведениях говорится, что всего существует 8 400 000 видов жизни не только на Земле: там даются описания жизни на других планетах. Хотя иногда научные данные не подтверждают этого, но Веды говорят, что жизнь на других планетах существует в иной форме, чем на Земле. Об этом говорится в Пятой Песне Бхагавата Пураны. Вполне возможно, что жизнь там протекает в ином измерении и по иным законам, чем на нашей планете.

 

Взаимосвязь законов

 

П. Т. Что касается первой группы законов естественных наук, то доказывать реальность их существования, взаимосвязь и приводить примеры их действия нет необходимости. Мы постоянно с ними сталкиваемся в окружающем нас мире, о них написаны и будут еще написаны многие учебники по физике и химии.

 

Вторая и третья группы законов, касающиеся живой природы, общественного сознания и внутривидовых взаимодействий также взаимосвязаны. Очевидно, прослеживается их связь с кармой и с законами высшего порядка. Они гораздо сложнее законов первой группы, но вместе с тем уступают по сложности законам четвертой группы. Они менее стабильны, чем законы первой группы и подвержены изменениям со временем.

 

В. К. законы кармы относятся к третьей группе законов природы. Это одна из интереснейших областей научного знания. К сожалению, они пока неизвестны тем современным ученым, которые прочно стоят на позициях материализма. А, по сути, эти законы очень просты и логичны. Так же, как существует всеми признанный третий закон Ньютона о равенстве силы действия и противодействия, так и на тонком плане есть обобщающий закон, называемый законом кармы: то воздействие, которое мы оказали на другого человека (физическое или психическое) приведет к аналогичному воздействию на нас самих в будущем. закон кармы можно назвать законом высшей справедливости: каждый человек получает в своей жизни ровно столько радостей и страданий, сколько он заслужил в прошлом. Это, кстати, позволяет объяснить те кажущиеся несправедливости материальной жизни, которые случаются на каждом шагу. Необходимо также отметить, что законы кармы не отменяют свободы воли. Хотя обстоятельства нашей жизни в каком-то смысле предопределены, но наша ответная реакция зависит от нас.

 

П. Т. Позволю заметить, что законы кармы — это не случайность, а высшая справедливость. Очень жаль, что их экспериментальная проверка весьма затруднительна. Таким образом, в рамках этого раздела мы обсудили иерархию законов природы и обосновали на этом существование Творца.

 

В. К. Я надеюсь, что изучение ведических источников современными учеными приведет к дальнейшему прогрессу в понимании иерархии законов природы. В настоящее время на русском языке имеется ряд переводов ведической литературы, опубликованных в издательстве «Бхактиведанта Бук Траст», а также исследования на эту тему сотрудников Международного Института Бхактиведанты [1, 9, 10, 11].

 

Современная наука и предназначение ученого

 

В. К. Вероятно, сегодняшняя беседа будет последней в нашем цикле. Подводя некоторые итоги, что бы вы могли сказать, Олег Александрович, о возможностях ученых и науки в целом в процессе познания Истины?

 

П. Т. Ученый призван познавать сущность происходящего в материальном мире. Но он ограничен в своих возможностях. Даже самый хороший ученый — это человек, а человеку свойственно ошибаться. Кроме того, он находится в плену тех представлений, которые получил в результате предыдущего опыта. В этом смысле он мало отличается от умного крестьянина, который постигает жизнь на собственном опыте. Ученый, конечно, превосходит крестьянина по объему знаний, но, по большому счету, он не слишком превосходит его глубиной познаний, так как сущность окружающего нас мира до конца непонятна им обоим.

 

В. К. Помню, когда я учился в школе, нас учили, что наука и ученые в целом — обладают наиболее глубокими и совершенными познаниями о мире.

 

П. Т. Увы, далеко не всегда. Сверкают молнии, облака проливают дождь на Землю, пылает огонь, дует ветер, рождаются люди и другие живые существа, а смерть постоянно собирает свою жатву. Такова картина мира на Земле, созданного, как полагают многие, Высшим разумом. Но сколько еще за всем этим стоит непроявленного, скрытого от нас — мы не знаем.

 

В. К. К сожалению, не все ученые обладают философским видением. Большинство из них смотрят на науку просто как на средство решения материальных проблем. Поиск абсолютной истины интересует их гораздо меньше. Что вы можете сказать о недостатках современной науки?

 

П. Т. Мы уже говорили об этих недостатках раньше. В первую очередь, это — механистический подход, редукционизм и рационализм, а также полное игнорирование духовного аспекта знаний. Современному ученому, чтобы совершенствовать познание окружающего мира, необходимо преодолевать указанные недостатки, которые, видимо, в ближайшее время уже, не будут доминирующими в научных исследованиях.

 

В. К. Я бы добавил, что современным ученым в своих исследованиях тайн природы следует выйти за пределы так называемой «научной» парадигмы и включить в нее ряд понятий, считавшихся до сих пор атрибутами теологии, например, «душа», «Высший Разум» и другие. А что вы думаете о будущем науки?

 

Сближение с религией

 

П. Т. Будущее науки, безусловно, зависит от ее самосовершенствования. Оно должно включать в себя преодоление недостатков методологического характера, и, как ни странно, сближение науки с религией, чьим оппонентом наука была всю жизнь. Возможно, это сближение будет происходить уже в ближайшее время.

 

Наверняка, эта тенденция не будет главной в развитии науки, но она неизбежна, так как религия основана на вере, а вера, в свою очередь, является не последним компонентом в научных исследованиях. Религия включает мистицизм и медитацию, которые можно использовать для создания новых научных методов. Словом, религия может опло-дотворить науку новыми подходами и новыми методами для самых разнообразных исследований.

 

В. К. В чем, вы считаете, ограниченность научного подхода к изучению окружающего мира, и как она проявляется в спорах с религией?

 

П. Т. Ученые, как известно, испокон веков оперируют открытыми фактами и построенными на них теориях. Тем самым они как бы обрекают себя на ограниченность представлений и уязвимость в споре с религией в отношении некоторых ее положений и откровениях, противоречащих общепринятым научным фактам. Приверженцы религии всегда могут сказать своим оппонентам, сторонникам науки, что положения и откровения религии лежат за пределами механистических представлений об окружающем мире.

 

В. К. В Ведах есть термин — трансцендентное знание. Духовное знание, касающееся нематериальных объектов, является трансцендентным, то есть выходящим за пределы чувственного восприятия.

 

П. Т. Да, можно сказать, что духовное знание — мечта ученого. Но есть и другая сторона: в связи с новыми достижениями науки, религиозные философские постулаты давно уже нуждаются в современных трактовках.

 

В. К. Согласно ведической концепции существует трансцендентная реальность, называемая Брахман. Она лежит вне нашего чувственного восприятия. Окружающая же нас материя реальна, видима и доступна для нас. Но мы постоянно убеждаемся, что существует также невидимая реальность, недоступная нашему восприятию. Например, всевозможные поля: гравитационное, электромагнитное и другие. Они вполне реальны. Аналогично, человек рождается, взрослеет, стареет и умирает. Тело кончается, и наша духовная сущность вынуждена переходить в новое тело. Веды подчеркивают временный характер материального бытия. Поэтому человек должен стремиться к поиску вечной духовной реальности.

 

П. Т. Временный характер материального бытия не вызывает никаких сомнений. Что касается термина «духовная реальность», то не совсем ясно, что за ним скрывается? Ведь духовное начало неосязаемо, поэтому не может быть реальным. Наконец, концепция перехода духовной сущности из одной телесной оболочки в другую, то есть концепция бессмертия души, безусловно, привлекательна. К сожалению, она строго не доказана и является лишь одним из постулатов «Бхагавад-гиты».

 

В. К. Разумеется, понятие духовной реальности выходит далеко за пределы возможностей экспериментальной науки. Но факт ее существования не вызывает сомнений. Возьмем уже рассмотренный нами пример человеческого сознания. Душа и ее сознание невидимы, не доступны для регистрации даже самыми современными приборами и не подвержены какому-либо материальному воздействию. Поскольку душ по «Бхагавад-гите» — бессчетное множество, то вся совокупность душ — это часть духовной реальности.

 

Религия отступает

 

П. Т. Однако, Современная религия и религиозные философские постулаты нуждаются в трактовках с точки зрения современных представлений. Процесс их совершенствования связан с новыми достижениями науки и техники, а также с грядущим сближением науки и религии. Против этого религиозные деятели, видимо, возражать не будут.

 

Объяснение материального мира сейчас практически полностью отдано на откуп современной науке. Может быть на 90 % это и правильно, но на 10 % — нет. Религиозные служители предпочитают стоять в стороне, не понимая того, что тем самым они лишают многих людей понимания роли Творца и повелителя природы и вселенной. Одной из причин такой тенденции является отстраненность религиозных деятелей от процесса познания окружающего мира, хотя им известно многое, непонятное ученым: религиозные откровения, непознанные явления и т.д. Фактически, религиозные деятели устранились от научного познания мира, как они устранились от политики и не заполняют ниши познания даже на 10 %.

 

В. К. Вы неоднократно упоминали, что религиозные деятели устранились от научного познания мира. Это не совсем так. Не только ученые, но и обычные люди, как правило, равнодушны к духовной стороне жизни. Их интересует лишь материальная сторона: политика, экономика, спорт и т.д. В Библии есть чудесная фраза: «Глас вопиющего в пустыне».

 

П. Т. Явления Бога весьма поверхностно трактуются современными учеными-материалистами с позиций психологических религиозных переживаний как самообман. Это означает торжество материалистической теории, формально признающей религию, но категорически отрицающей необходимость духовного начала в познании мира. Поэтому необходимое сближение науки и религии должно привнести духовное начало в познание окружающего мира.

 

В. К. Для сближения науки и религии необходима выработка общей концепции мироздания. Ученые, как правило, не признают изначальной роли Творца. Можно привести такое сравнение: какой-то не слишком образованный человек приходит осматривать огромный завод, на котором автоматически работают тысячи станков, приборов, сложных механизмов. Все устроено идеальным образом, но рабочих на предприятии не видно. Поэтому создается впечатление, что все действует автоматически, само собой. Но если наш ученый придет к таким наивным вывода — он, очевидно, будет не прав. Современные ученые зачастую оказываются в роли такого простака.

 

Согласно Ведам, Господь Бог является изначальным Творцом. Это соответствует христианским воззрениям, что Господь сотворил Адама и Еву, а они уже стали прародителями Человечества. Богу нет нужды все творить Самому. Он создает также ум ученых, который, в свой черед создает все то удивительное, что мы видим. Например, современный компьютер создан талантливым инженером; глупо полагать, что компьютер получился сам по себе.

 

П. Т. Мы все созданы в конечном итоге Высшим Творцом. Почему бы не пойти на сближение тем, кто занимается теологическими вопросами, и тем, кто занимается изучением природы, то есть служителям религии и ученым. Можно проводить совместные конференции, выпускать книги. Духовное начало должно быть такой же существенной и полноценной методикой исследований, как, скажем, методика механистическая, которая сейчас преобладает. Что же может дать сближение науки и религии? Будем надеяться, что в первую очередь появится возможность информационного обмена между духовной стороной жизни и материальными сферами бытия. Это очень важно и принципиально. Как это будет протекать и в какой форме, сейчас еще не ясно, но в принципе такой обмен возможен. Так в ядерных реакциях часть массы ядер атомов превращается в энергию. Имеются также прямые указания на материализацию духовной субстанции: у католиков, медитирующих на распятие Христа, на руках и ногах иногда появляются стигматы ран Христа. Другой пример — уже из ведических источников — вайшнавский святой Нароттам в медитации кипятил молоко для Радхи и Кришны, схватил горшок руками и обжегся. Выйдя из медитации, он обнаружил на руках настоящие ожоги. Эти два примера показывают, что сильные духовные переживания материализуются.

 

В. К. Несомненно, ментальная сфера бытия лежит в основе физической. К сожалению многие ученые не понимают этого, слишком уверовав со времен школы, что материя первична, а сознание — вторично.

 

Непрерывность познания

 

П. Т. Механистическая наука в XIX веке казалось бы, разъяснила все, что было к тому времени известно. Но уже тогда существовало двойственное объяснение природы света с позиций корпускулярной и волновой теории и ряд других тупиковых моментов. Они показали недостатки механистической теории. К концу ХХ века во многих областях она натолкнулась на ряд препятствий.

 

В. К. Двойственная природа света или найденный наукой корпускулярно-волновой дуализм — яркий пример относительности традиционного научного подхода. Научная теория является определенной моделью, а модель, как известно, описывает лишь какие-то черты явления. Для других сторон того же явления приходится брать другую модель. Так и в данном случае, корпускулярно-волновой дуализм — пример того, что явление микромира не удается описать в рамках простых механистических моделей.

 

П. Т. Да, пример, как говорится, вопиющий. Ведь для фотоэффекта, например, свет — это исключительно корпускулы и А. Эйнштейн предложил свою знаменитую формулу фотоэффекта, где слева стоит произведение, представляющее энергию кванта света, а справа работа выхода электрона A вых из мишени и кинетическая энергия вылетающих под влиянием света электронов mu 2 /2. А другой эффект, тоже связанный с электромагнитным излучением, к которым относится свет, и с вылетом электронов, а именно комптон-эффект прекрасно описывается волновым языком. То же самое в отношении явлений дифракции и интерференции. Оба явления описываются исключительно в рамках волновой картины света.

 

Механистический подход, таким образом, дал сбой. Только применение принципа дополнительности Бора, то есть введение еще одного постулата, о котором упоминалось в V главе, примирило реальность с картиной, которую составили ученые. В науке возник еще ряд тупиковых моментов, которые, хотя и преодолевались наукой, демонстрируя непрерывность процесса познания, показали недостатки механистических редукционистских подходов. Стала очевидной необходимость перехода к другим методам, пока еще, неизвестным.

 

В. К. В настоящее время, особенно после выхода в свет книги Р. Томпсона, в какой-то мере, наступает прояснение. Если существует Абсолютный разум — он должен оставить лазейку, чтобы можно было понять истину. Мне кажется, что Абсолют заранее предусмотрел эту ситуацию и предоставил ученым необходимую информацию в древних писаниях. Разумеется, это не значит, что на все вопросы есть готовые ответы. Но мы можем понять новые принципы развития научного знания. И чем дальше мы продвигаемся в развитии немеханистической модели, тем больше понимаем ограниченность механистической.

 

П. Т. Даже там, где был явный прогресс в познании живой природы, а именно открытие двойной спиральной структуры ДНК Уотсоном и Криком в 1953 году, возникло больше вопросов, чем ответов на происхождение жизни на Земле. Раскрыта была лишь структура ДНК, она оказалась двойной спиралью, но это еще не тайна жизни. Тайна жизни осталась для ученых нераскрытой.

 

Молекулярная биология, как отмечалось выше, лишь приоткрыла новую страницу в познании клеточных молекулярных взаимодействий. Но эти взаимодействия оказались настолько сложными, что лишь отодвинули разрешение проблемы происхождения жизни на Земле.

 

В. К. Безусловно, в области молекулярной биологии генетиками сделаны большие открытия в уходящем столетии. Назовем, в частности, открытие двойной спирали ДНК. Но хотя открыт механизм передачи наследственности, ничего не известно о том, откуда он взялся и кто создал этот уникальный сложнейший механизм образования новой спирали ДНК на основе ДНК отца и матери. Генетики ни слова не говорят о духовной сущности жизни, да и похоже, что они не знают ее сами. Поэтому у людей неискушенных может создаться впечатление, что жизнь — это «форма существования белковых тел».

 

П. Т. Из собственного опыта экспериментатора могу сказать, что когда что-то постигаешь в эксперименте, то зачастую сразу открывается еще нечто непонятое, завеса приоткрывается к более сложным процессам и более непонятным явлениям. В этой ситуации не остается ничего другого, как сесть за стол и писать статью о собственных наблюдениях, которые удалось уразуметь. Но оказывается — мы лишь приоткрыли завесу, а за ней остались еще более сложные явления. Этот процесс, видимо, не от нас зависит. Кто-то его создал и постоянно создает новые ступени непознанного. Так ученые проникают в природу все глубже и глубже, пытаясь понять, что там еще не познано.

 

В. К. Мой покойный отец, доктор биологических наук, еще когда я был мальчиком, рассказывал, какое множество последовательных химических реакций происходит в клетке, когда выходной продукт одной реакции является входным для следующей. Одна клетка действует подобно химическому комбинату, настолько это сложный механизм! Предположить, что все это произошло случайно, в результате каких-то случайных процессов, как утверждают эволюционисты, — просто несерьезно.

 

П. Т. Вы правы. Как устроена жизнь, как устроена Вселенная, как устроено поле, какова его структура — это все вопросы, остающиеся без ответов. Все это еще не познано и, боюсь, не будет познано. Но вернемся к проблемам механистической, то есть нашей повседневной науки. Еще один пример ее беспомощности. Механистическая теория пыталась объяснить актуальную сейчас проблему изменения структуры и свойств материи под влиянием радиации, под влиянием ускоренных частиц. Это область моей деятельности. Теория уподобляет частицы маленьким снарядам. Это нейтроны, электроны, протоны, a-частицы, g-кванты. Эти быстро движущиеся микроскопические снаряды разрушают структуру живой и неживой материи, выбивают атомы из узлов кристаллической решетки твердого тела, разрушают структуру живой клетки и т.д. При этом соблюдаются два закона — закон сохранения энергии и закон сохранения импульса. Оба закона являются механистическими. Когда же речь идет о бомбардировках очень быстрыми частицами, то происходит увеличение массы частицы с увеличением ее скорости по формуле из теории относительности. Из-за громоздкости я не привожу ее здесь. Происходит нечто подобное превращению массы в энергию, то есть возрастание массы тела с увеличением скорости. Так вот, основываясь на этих трех слонах, мы рассчитываем возможные повреждения, сколько атомов выбито, какое разрушение произошло и как должны измениться свойства объекта исследования — твердого тела, полимера или живой клетки. В результате этих, казалось бы, современных расчетов совпадения с экспериментальными данными не получается. Что-то остается неизвестным.

 

Таким образом, механистический подход, даже немного улучшенный теорией относительности, не дает положительного результата. Осталось расхождение между теоретическими расчетами и предположениями, с одной стороны, и реальной картиной — с другой. Кроме того, я из собственных наблюдений знаю, что некоторые вещества и некоторые живые существа мало подвержены действию радиации. Они ее как бы не замечают. Это тоже еще необъяснимый факт. Как будто, их кто-то оградил от пагубного воздействия радиации.

 

В. К. Может быть их защищает некая высшая сила — непостижимая энергия Господа Кришны?

 

П. Т. Может быть. Но почему, спрашивается, ваш Кришна не помогает ученым избавиться от недостатков механистического подхода? Ведь он опять дал сбой. В чем тут дело?

 

В. К. Это — серьезный вопрос. Кришна исполняет желания людей. Для тех, кто хочет видеть мир, как механизм, Кришна дал идею механистического подхода. Большинство ученых сами не хотят расстаться с красивой иллюзией механистической науки. В Ведах материальный мир называется миром иллюзий:

 

«Все существа в этом мире рождены в иллюзии, будучи не в силах преодолеть двойственность желаний и гнева» (Бхг. 7.27).

 

Механистический подход позволяет ученым ни о чем не заботится: живи, как живется и занимайся, чем хочешь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.36 (0.015 с.)