Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необычный объект исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В. К. Аналогично обстоит дело и с духовным знанием. Человеку непосвященному, новичку, следует ориентироваться на духовных учителей, пастырей, священников и других квалифицированных служителей церкви, которые должны знать о Боге больше, чем простые смертные.
Проблема возникает оттого, что люди неверующие, материалисты, не признают духовных авторитетов. Они говорят, что есть много религий, духовных направлений, которые иногда противоречат друг другу. Поэтому они предпочитают никому не верить. Это позиция открытого нигилизма означает: «Живи, как живется, зачем задумываться о смысле жизни?»
П. Т. Так как же быть с выбором духовного авторитета?
В. К. Как правило в различных религиях провозглашаются одни и те же духовные принципы. Разумеется, могут быть некоторые отличия в той или иной философской картине мира, но принципиальные философские положения всех монотеистических религий одни и те же. В «Бхагавад-гите» Кришна — воплощение Всевышнего Господа — говорит:
«Я знаю все, что было в прошлом, все, что происходит в настоящем и все, что будут происходить в будущем. Я также знаю все живые существа, но Меня — не знает никто» (Бхг. 7.26).
Аналогично в Библии и Коране говорится о всеведении Господа. Все писания говорят нам о том, что жизнь человека не кончается со смертью тела, так как душа — бессмертна. И в отношении практики духовной жизни все религии почти единодушны: не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй. Каждая религия — это система духовного совершенствования человека, состоящая из набора определенных правил и предписаний духовной жизни. Хотя Абсолютная Истина непостижима для нас, обладающих ограниченным разумом, но каждый человек, ставший на путь развития духовного знания и сведущий в этой науке, может стать духовным авторитетом.
П. Т. Но если иметь в виду специалистов по религии в своей конфессии, то я, например, в вопросах веры в Бога считаю авторитетом духовного учителя Гопала Кришну Госвами. Для меня он — авторитет и крупный специалист.
В. К. Это во всех отношениях уникальная личность. Кстати, он закончил два престижных университета — Сорбонну во Франции и Мак Гилл в Канаде по специальности философия и экономика. Но главное свое образование — духовное — он получил от духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады, известного по всей Индии, которого теперь уже знают во всем мире.
П. Т. Я сделал правильный выбор.
В. К. Но, разумеется, выбор духовного наставника и религиозной традиции — очень ответственный и деликатный процесс. Тут может играть определенную роль традиция. Например, мои предки по отцовской линии были православными священниками. Поэтому первая религия. которая заинтересовала меня, было христианство. Но в дальнейшем я предпочел ведическую традицию — учение бхакти, хотя философски оно очень близко к христианству. Вопрос выбора той или иной духовной традиции — сугубо индивидуальный и человек имеет в этом полную свободу. Смысл разнообразия религиозных традиций состоит в том, что вследствие большого различия типов людей, каждый может найти себе что-то по душе.
П. Т. Учение бхакти-йоги, как известно, передается из поколения в поколение духовными наставниками, которые черпают знания из ведических источников. Они достигли высокого уровня самоосознания. То же самое можно сказать о христианских священниках, которые исповедуют знания, содержащиеся в Евангелии. В процессе духовной практики к человеку приходит просветление. Этого не может проверить обычный человек посредством лишь своего чувственного восприятия. Точно так же, как юристы и химики, а тем более рабочие, не могут понять и проконтролировать действия физика, специалиста в области элементарных частиц.
В. К. Да, на самом деле, вера духовно просветленных людей не может быть слепой. Тем более, что есть определенные критерии проверки и они ничуть не менее достоверны, чем в академической науке. Это — система духовного знания или бхакти-йога. В ней имеется определенная система духовной практики. Она включает в себя строгое следование принципам духовной жизни: отказ от мясоедения, интоксикаций, от азартных игр и незаконного секса. Также и в других религиях имеются аналогичные принципы. В Библии или Коране есть много прекрасных стихов, вполне соответствующих учению бхакти. Например, основная заповедь как Библии, так и Вед — совершенно аналогична:
«Возлюбите Господа Бога всей душою своей, всем сердцем, всем разумением своим».
П. Т. Есть довольно много людей, практикующих бхакти-йогу. Они обладают незаурядными сенсорными способностями, весьма компетентны в области духовного знания, им ведомы подходы к особому — духовному объекту исследования. Но не секрет, что бывают и ошибки, когда нам встречается человек, который лишь претендует на духовность.
В. К. Нужно быть осторожным, не выбрать случайно какого-то обманщика в качестве духовного наставника. К сожалению, подобное происходит довольно часто. Но и в Библии, и в Ведах приводятся четкие критерии, позволяющие избежать подобной ошибки. Иисус Христос предупреждает в Евангелии о возможности встречи с лже-наставниками, что они — «... подобны волкам в овечьей шкуре. По их плодам узнаете их». А в «Бхагавад-гите» Кришна дает точный и определенный критерий действительно духовной личности:
«Когда человек избавляется от желаний чувственного наслаждения и его ум находит удовлетворение в духовной сущности, то про него говорят, что он пребывает в чистом трансцендентном сознании» (Бхг. 2.55).
Говоря современным языком, можно пояснить: такой просветленный человек полностью свободен от корыстного эгоистического отношения к природе и людям, и полностью сосредоточен на духовной деятельности.
П. Т. Так же застраховать себя от ошибки?
В. К. Прежде всего внимательно изучать духовную литературу: Библию, «Бхагавад-гиту» и т.д. В ваших предыдущих высказываниях прозвучала мысль, что выводы и постулаты Священных писаний, в частности, «Бхагавад-гиты», нельзя проверить экспериментально. Однако, можно на жизненных примерах проверить их последствия. Скажем, следуя предписаниям какой-то религиозной системы, мы можем со временем убедиться, как будет в лучшую сторону меняться наша жизнь и наши отношения с окружающими. Аналогично и в науке: мы не можем впрямую установить закон всемирного тяготения, но мы можем измерить какие-то проявления этого закона. Например, замерить, как падает шарик.
П. Т. Однако, в области науки все проще. Прочитав статью, можно воспроизвести все условия эксперимента, повторить опыт и зафиксировать есть ли предсказанный эффект или его нет. Что касается проверки истинности религиозных доктрин и постулатов, то я считаю, что бхакти-йога позволяет наиболее реально приблизиться к Богу, как к своеобразному объекту экспериментального исследования. Это совершенно необычный, особый объект исследования.
В. К. Аналогичная картина не только в науке, но и в религии. Мы берем учебник, например, ту же Библию, и читаем заповеди: не убий, не лги, не укради и т.д. Затем начинаем их проверять, то есть сами следуем этим заповедям и смотрим, каковы последствия. Если мы получаем предсказанный результат, то опыт можно считать успешным. Тот же эксперимент, но уже с самим собой. Объектом эксперимента становится наш собственный разум, наше сознание, наше тело, они также особые объекты исследования.
П. Т. А в чем предсказанный результат?
В. К. Разные люди ощущают это по разному, но в целом человек чувствует себя более счастливым. Он видит, что у него все получается, исполняются его самые сокровенные желания; он ощущает какую-то невидимую помощь, вдохновение и более глубокое понимание реальности.
П. Т. Да, это так. В процессе бхакти-йоги наше тело, наше сознание выступают в роли экспериментальной установки, а запреты, которые накладываются на медитирующего человека — на мясоедение, на наркотики, незаконный секс, на черный бизнес и т.д. — условия эксперимента. От их соблюдения зависит чистота эксперимента и достоверность получаемых данных. Если условия не соблюдаются, то Бог все также будет недоступен для нас. Аналогия с наукой и ее методами здесь есть.
В. К. Мы убедились в глубокой аналогии двух подходов к познанию истины. Если задаться вопросом, в чем принципиальное отличие научного метода познания от духовного, то ответ не столь очевиден. Думаю, что духовный ведический метод основан на личностном подходе. То есть мы воспринимаем Абсолют, как личность, а не как некий безликий дух, абстрактное знание. Поэтому Он обладает всеми свойствами личности: чувствами, желаниями, стремлениями и т.д. По сути задача духовной науки восстановить наши утраченные с Богом духовные связи и научиться ощущать Бога в себе.
П. Т. Это называется Параматма.
В. К. Или Сверхдуша. Так как Всевышний Господь вездесущ, то Он находится также и в сердце каждого в виде своей частичной экспансии — Параматмы, которая наблюдает и контролирует все наши поступки. Задача человеческой жизни — научиться действовать по ее указаниям.
П. Т. Большинство людей не получают и никогда не получат того просветления, которое происходит в процессе бхакти-йоги. Я, например, точно знаю, что не получу подобного просветления, так как не умею входить в такое состояние покоя и отрешенности — слишком критичен и материалистичен. Но в этом ничего страшного и обидного нет. Например, большинство людей не имеет и не будет никогда иметь доступа к большой политике, к ускорителям частиц и другим специфическим областям деятельности. Тем не менее, большая часть из них просто верит и политическим деятелям, и ученым. Мы верим, что есть люди, которые могут достичь высшей цели в процессе бхакти-йоги, то есть достигнуть духовного совершенства и получат реальное подтверждение верности избранного пути.
В. К. Тем не менее, очень часто люди неверующие говорят, что все это голая вера, у вас, мол, нет строгих научных доказательств. Но у ученых-материалистов тоже нет серьезных доказательств их убеждений. Это — также вера, но более привычная, которая в течение 70 лет подавалась людям, как единственно правильное учение. В связи с этим, можно спросить, что побуждает их держаться за материалистические убеждения, какие есть на это логические рациональные основания?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.009 с.) |