Ведическая концепция: что есть «нечто»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведическая концепция: что есть «нечто»?



 

П. Т. Р. Томпсон отмечает, что в современной научной теории мы не найдем ничего, что указывало бы на присутствие подобного «нечто» или некоей сущности с ее двумя условиями 1) и 2) в мозгу человека или в цифровом компьютере. Такое невозможно, поскольку любое механистическое дополнение к современному описанию, скажем, мозга, стало бы всего лишь новой частью этой же механистической системы. Вновь возникла бы необходимость в уже другом «нечто», отвечающем тем же двум условиям. Совершенно очевидно, заключает Р. Томпсон, что без немеханистического подхода к проблеме сознания не обойтись.

 

В настоящей книге, из-за ее ограниченного объема, мы не будем касаться иных теорий сознания, некоторые из которых считаются немеханистическими, включая идеализм, теории тождества, психофизического параллелизма, функционализма и т.д. Некоторые из них действительно несовместимы с механистическими положениями современной науки и даже признают существование сознающего «я» как сущности, отличной от тела. Другие теории были специально разработаны для того, чтобы «улучшить» механистические положения современной науки.

 

Однако многие сторонники даже немеханистических теорий, по привычке отождествляющих себя с телом, выражают мнение, что сознание — это продукт мозга. Мозг, по их мнению, выделяет мысли подобно тому, как печень выделяет желчь. Поэтому они недалеко ушли от идеологов механистического подхода в науке.

 

Сознание по Р. Томпсону базируется на представлениях «Бхагавад-гиты» о существовании сознающего «я» как самодостаточной личности, наделенной чувствами. Условия первое и второе как раз утверждали, что необходима некая сущность или «нечто», процесс или закон, способные распознавать определенные абстрактные образы и изменять содержание сознания. Эта сущность или процесс, утверждает Р. Томпсон, должны быть сами по себе нефизическими или трансцендентными, поскольку в противном случае они не могли бы создавать что-то нефизическое.

 

Эта сущность или «нечто» распознает абстрактные структуры, и ее способность к различению соответствует качествам интеллекта. На роль этого «нечто» претендует сознающее «я» или душа, она является самодостаточной личностью, обладает сознанием и имеет все атрибуты личности, включая чувства и интеллект. Душа воспринимает информацию о теле и окружающем мире, интерпретируя физическое состояние мозга. По Р. Томпсону «нечто» с его двумя условиями, и есть душа или дживатма, существование которой упорно отрицают материалисты.

 

Тело индивидуума Томпсон рассматривает как своего рода «автомобиль» для души, которая управляет мозгом. К душе, считает Томпсон, не применим редукционисткий подход. Нельзя объяснить природу сознания, пытаясь проанализировать его простые бессознательные составляющие. Душа, дживатма, — это независимое разумное существо, путешествующее в очередной машине, в роли которых выступают те или иные телесные оболочки. В процессе перевоплощения она может существовать вообще без какого-либо материального вместилища, то есть без материального тела.

 

В. К. В «Бхагавад-гите» приводится аналогия с человеком, надевающим одежду:

 

«Как человек меняет свою одежду, снимая старую и одевая новую, так и душа меняет свои тела, оставляя старые и бесполезные и принимая новые» (Бхг. 2.24).

 

П. Т. Касаясь природы отношений дживатмы (души) с материей, Р. Томпсон пишет, что она воспринимает сенсорную информацию сквозь фильтр материальной системы обработки поступающих данных. Конечным звеном этой системы является, видимо, мозг. Дживатма контролирует и интерпретирует состояние мозга. Наконец, на высоком уровне сознания дживатма способна переживать непосредственные и яркие формы чувственного восприятия.

 

К сожалению, большая часть перечисленного является не более чем постулатами «Бхагавад-гиты» о дживатме, которые нуждаются в прямых экспериментальных подтверждениях. Р. Томпсон, видимо, согласен с этой точкой зрения. Он пишет, что

«если бы подобные способности можно было реализовать в прямом опыте, пользуясь при этом надежными практическими методами, то мы могли бы сильно углубить наше понимание сознания».

 

В. К. Согласно ведическим представлениям, душа находится внутри тела, в области сердца. Она имеет размеры атома и может быть воспринята с помощью совершенного разума.

 

П. Т. Это слишком религиозное объяснение. Почему душе приписываются атомарные размеры? Уже есть данные из различных лабораторий мира, что размеры души значительно больше и что вес ее отнюдь не атомарный. Значит, и находиться она может не обязательно в сердце.

 

В. К. Дело в том, что душа в нашем мире постоянно пребывает в оболочке тонкоматериального тела. Поэтому любые попытки регистрации души приборами неминуемо приводят к измерению параметров тонкого тела. Однако писания однозначно говорят, что само тело, даже тонкоматериальное — всего лишь временная оболочка. Нашей истинной сущностью является именно душа, которая никак не зависит от перемен тела.

 

П. Т. Однако, вернемся к вещам более реальным. Приверженец интеракционизма Рене Декарт считал, что люди в отличие от животных обладают нематериальным умом, который управляет их телом. Материя, согласно Р. Декарту, обладает свойством протяженности и местоположения в пространстве, в то время как ум (читай, дживатма) их не имеет. Мы считаем, что Р. Декарт не прав, утверждая, что ум не обладает свойством протяженности и конкретного местоположения в пространстве, но ответы на эти вопросы должны дать только прямые эксперименты.

 

Диспетчер внутри тела

 

В заключение коснемся вопроса о том, как душа взаимодействует с грубыми физическими структурами тела. Р. Томпсон пишет, что она взаимодействует сначала с некими пока неизвестными тонкими материальными элементами, которые, в свою очередь взаимодействуют с грубой материей. Принципы этого взаимодействия еще предстоит открыть современной (или будущей) физике и химии.

 

Можно согласиться, что промежуточное звено в виде тонкоматериальных элементов должно существовать. Если бы какая-то нефизическая субстанция (в данном случае душа или ум по Р. Декарту) сама напрямую влияла бы на поведение материи, то это привело бы к нарушению законов физики, а именно законов сохранения. Но этого не может быть, так как законы физики — это законы природы. Они нерушимы.

 

«Бхагавад-гита» утверждает, что душа влияет на функционирование материального тела, но на чрезвычайно тонком уровне. Каким образом это осуществляется — остается неизвестным.

 

В. К. Сама логика ведической картины очень прозрачна: душа является личностью, обладающей сознанием, а значит определенными желаниями, наклонностями, стремлениями. Таким образом, душа управляет умственной деятельностью первоначально на уровне разума, который задает глобальную программу действий человека. В дальнейшем разум управляет работой ума, который в свой черед управляет чувствами, входящими в состав тела. Не случайно древняя мудрость гласит: «Следите за своими мыслями — они порождают поступки!»

 

П. Т. Уверен, что это так. Какое-то промежуточное звено, неизвестное нам, должно быть. Ясно, что оно должно обладать способностью принимать команды от нефизической субстанции, и передавать их физическим субстанциям по моторным нервам. А также удовлетворять условиям, сформулированным Томпсоном (1 и 2).

 

Р. Томпсон пишет, что в процессе развития физической науки, некоторые ее законы пересматривались и что мы вправе ожидать их ревизии и в будущем. С этим соображением можно согласиться. Идет процесс согласования науки с действительностью. Истина уточняется двумя путями — пересмотром и коррекцией некоторых второстепенных законов и концепций, а иногда полным отказом от некоторых из них. Второй путь — становление новых законов на основании надежных прямых экспериментальных данных. В этом случае существенную помощь могут оказать постулаты Священных писаний, например, — «Бхагавад-гиты». Дело за экспериментами. Современные законы физики останутся несовершенными, пока не затронут сферу ментальных явлений.

 

В. К. В данном вопросе все мы солидарны, а поэтому позвольте на этой оптимистической ноте завершить нашу беседу на тему «Компьютерное сознание».

 

 

Сознание и вдохновение

 

В.К. Продолжим нашу беседу, уважаемый Олег Александрович. Предлагаю посвятить ее сегодня одному из наиболее загадочных явлений — вдохновению. Это особое состояние, совершенно недоступное механистической трактовке, сухому логическому анализу. В то же время, вдохновение играет огромную роль в нашей жизни, ведь оно посещает многих людей, кого-то в большей, кого-то в меньшей степени.

 

П.Т. вдохновение в творческой деятельности помогает создавать произведения искусства, формировать научные идеи и гипотезы, реализовать их на практике. Оно присуще не только труду ученого, музыканта, артиста, художника, писателя или поэта, но не чуждо и представителям других, менее престижных профессий. Например, работа резчика по дереву, стеклодува и других квалифицированных специалистов, содержит в себе элементы творчества.

 

Рассмотрим состояние вдохновения у творческого человека. Мы, волей-неволей, сразу должны отказаться от механистической трактовки, помня, что вдохновение — это приподнятое состояние духа, нематериалистическое духовное побуждение к труду, к творческой деятельности, плодом которой становятся не только произведения искусства или научные гипотезы, но и материальные вещи, рожденные с выдумкой.

 

Плоды вдохновения — новые гипотезы, идеи, картины, стихи и рифмы — явления немеханистические, необъяснимые в рамках механистических моделей. Налицо противоречие с современными механистическими взглядами.

 

Хотя человечество ограничено в своих познаниях, но со временем оно нашло способ выхода из тупиков в области науки. Спасение приходит, как правило, с помощью введения тех или иных новых постулатов. Например, постулаты Бора о строении атома, необъяснимые с точки зрения здравого смысла и механистических представлений, успешно разрешили проблемы атомного строения, закономерностей излучения и поглощения энергии.

 

В.К. Я думаю, что для преодоления кризиса, в современном мире, потребуется введение социальных постулатов. Они также необъяснимы с точки зрения механистической науки, но вполне разумны и логичны с точки зрения Священных писаний. Лидеры общества, в том числе ученые, абсолютно уверены, что все проблемы человечества — политические, экономические, социальные и экологические — могут быть успешно решены путем их рационального логического изучения и принятия соответствующих решений. Думаю, что для решения материальных проблем необходимо рассмотрение духовных постулатов, так как изначальной причиной кризиса в современном обществе является духовная деградация людей.

 

П.Т. Вполне возможно. Социальные противоречия — также одна из главных проблем современного общества. Несомненно, что для решения этих проблем необходимо самое внимательное рассмотрение определяющей роли сознания. Но это слишком обширная тема, и мы рассмотрим её как-нибудь в другой раз.

 

Феномен вдохновения относится к явлениям духовной природы. Поэтому он может быть объяснен с помощью постулатов «Бхагавад-гиты» о наличии мыслящего «я» (души), и постулатов о всепроникающем существе, экспансии Верховной личности Бога или Параматмы, которая руководит нашим интеллектом и Сознанием, даруя нам импульсы к творчеству.

 

В.К. Понятие Параматмы или Верховной Души известно и в других традициях. Например, в христианских писаниях неоднократно говорится о том, что Бог — в сердце. В «Бхагавад-гите» же Господь Кришна говорит:

 

«Я нахожусь в сердце каждого, и Я даю человеку память, знание и забвение».

 

П.Т. Как реализуется вдохновение на практике? Рассмотрим это на примерах процесса познания в естественных науках и роли в этом процессе феномена вдохновения. Ученые в настоящее время продолжают пользоваться одним и тем же дедуктивным методом, основанном на репродукционистком механистическом представлении о живой и неживой природе. Мы не будем подробно останавливаться на дедуктивном методе, так как это не главный предмет нашего диалога.

 

Коротко его суть состоит в том, что на основе ранее полученных данных и ранее сформировавшихся механистических представлений ученые выдвигают те или иные гипотезы, а затем проверяют их в эксперименте, то есть на практике. По результатам исследований гипотеза либо принимается, либо отвергается. Так происходит процесс познания мира. Ученые двигаются как бы по спирали, достигая виток за витком все новых вершин.

 

То же самое в математике. Системы математической логики и доказательств играют такую же роль, какую гипотезы в физике и химии. В обоих случаях без вдохновения не обходится. Оно осеняет удачливого математика или физика и практически мгновенно рождается новая система математической логики или новая гипотеза. Далее уже следует рутинная сторона дела — экспериментальная ее проверка или последовательное переосмысление каждого отдельного доказательства и логического построения в случае математики, что в принципе можно передоверить компьютеру.

 

В.К. Разумеется, в этой универсальной цепочке поиска знания все звенья очень логичны и понятны, кроме одного — это сам момент озарения! Каким образом ученый неожиданно получает озарение?

 

П.Т. вдохновение — внезапное озарение — ипостась чисто духовная, не материалистическая. Как считает Р. Томпсон [1], это результат руководства Параматмой мыслящего «я», Ее воздействия на ум, ментальную оболочку.

 

В науке, как известно, отсутствуют систематические методы создания гипотез и логических построений. Этот вакуум, объясняет Р. Томпсон, заполняется двумя известными постулатами «Бхагават-гиты» об индивидуальной душе и Параматме — Верховной Душе. Они, эти постулаты несут такую же полезную нагрузку и функцию, как постулаты Бора в физике, объясняющие строение атомов.

 

Вдохновения и озарения посещали известных ученых, композиторов и художников. Подобные творческие порывы порою посещают и обычных людей, но большей частью они безрезультатны. Обычные, неподготовленные к творчеству люди, по-настоящему не умеют творить. У них отсутствует опыт и квалификация, поэтому они не могут воспользоваться этим даром Божьим и воплотить его своим трудом. Уповая на Господа Бога, надо, тем не менее, учиться и трудиться всю жизнь, предпочитая труду рутинному труд творческий. Этим человек отличается от животных.

 

В.К. Мы уже с вами замечали, что большинство ученых, к сожалению, не верят в Бога. Они даже не подозревают, какую огромную пользу могли бы извлечь для себя, будучи верующими, хотя бы для повышения своих творческих способностей! Вспомним, какую благодатную роль сыграли религиозные убеждения многих великих художников, писателей и композиторов: Леонардо-да-Винчи, Льва Толстого, Баха.

 

П.Т. Несомненно. В музыке вдохновение, вероятно, связано с темой, мелодией и композицией произведения. В то же время источник вдохновения находится вне сферы субъективного восприятия человека, и полученную от этого источника информацию и духовный импульс нельзя считать результатом усилий воли и ума. Подтверждение таким предположениям можно найти в словах В. Моцарта — светлой и одаренной Богом личности. Их приводит в своей книге Р. Томпсон [1]:

 

«Мысли толпятся в моей голове, входя в нее с величайшей легкостью. Как и откуда они берутся, я не знаю и никак не причастен к этому. Стоит только возникнуть теме, как появляется другая мелодия, и сама связывается с первой в соответствии с требованиями композиции. Композиция приходит ко мне не последовательно, не по частям, разработанным в деталях, какими они станут позднее, а во всей полноте, так что мое воображение позволяет мне услышать ее целиком».

 

В словах Моцарта — доказательство существования какой-то сферы сознания, независимой от субъективного восприятия человека. Она озаряет и вдохновляет гениального музыканта.

 

Моцарт утверждает, что музыкальные мысли во время вдохновения неизвестно откуда берутся и что сам он, его телесная оболочка не причастны к этому. Далее Моцарт говорит, что композиция приходит ему не по частям, а целиком. В его словах указывается, что же является в этом случае рутинной частью творчества, исполняемой квалифицированной телесной оболочкой. Это, в частности, детальная разработка композиции в соответствии с требованиями музыкальной грамоты.

 

Пример В. Моцарта, выдающиеся музыкальные способности которого содержались, возможно, уже в генах его родителей и предков, показывает нам реальность существования феномена вдохновения, и одновременно справедливость постулатов «Бхагават-гиты» о Параматме, как источнике вдохновения. Остается допустить, что вдохновение — это отклик Параматмы на желание мыслящего «я» (души), решить какую-то проблему, в данном случае — музыкальную.

 

Приход вдохновения — это внезапное озарение человека одаренного и квалифицированного или же человека неодаренного, но квалифицированного. Тот и другой с разной степенью успеха и с разными затратами времени доведут божественный подарок судьбы до практического результата, воплотят его в произведение искусства, научную гипотезу, новую систему математической логики и т.д.

 

Но есть другой случай прихода вдохновения — более стандартный, и более частый. Человека, который уже много времени потратил на создание какого-то произведения, решение какой-то проблемы в науке, вдохновение посещает также внезапно, путем озарения, когда он даже не думает о стоящей перед ним задаче. Но и в этом случае происходит, как правило, целостное решение проблемы, либо видение произведения целиком, как готового решения. Те, кто работают в науке и искусстве, много трудятся и, наконец, приходит вдохновение и они получают воздаяние за творческие труды.

 

В.К. Да, опыты вдохновения — это еще один сильный аргумент против механистических воззрений. Давайте продолжим тему, вспомнив в этой связи замечательную драму Пушкина «Моцарт и Сальери». В ней налицо два подхода к творчеству: один — чисто научный, называемый в нашей беседе «механистическим». Девиз этого подхода — «проверить алгеброй гармонию». Другой связан с боговдохновенным озарением гения, способным за короткое время создать непревзойденный шедевр. В обоих случаях успех приходит с неустанным трудом. Но нам гораздо симпатичнее образ вдохновенного Моцарта, чем расчетливого Сальери, который, в конце концов, превращается в преступника. Пушкин выносит ему справедливый приговор: «Гений и злодейство — две вещи несовместные!»

 

Другой интересный пример — это феномен боговдохновенных произведений, Священных писаний. Они были записаны святыми мудрецами прошлого под диктовку голоса Параматмы — Высшей Души в сердце. Многие из нас могут услышать иногда голос совести в сердце, но в данном случае имел место постоянный контакт с Богом на протяжении длительного времени. Это уже особый случай божественного озарения, такое дается далеко не каждому.

 

П.Т. вдохновение в обоих случаях приносит не только видение произведения в целом, пути и подходы к решению проблемы, но и даёт уверенность в правильности принятого решения. Оно как бы поднимает Сознание на более высокий уровень восприятия.

 

В.К. Несомненно, все признаки прихода вдохновения говорят, что это — дар свыше. По моим наблюдениям, вдохновение приходит, как правило, в 4–5 часов утра и редко бывает в иное время, когда появляется усталость. Иногда рано утром встаешь, умываешься, делаешь какие-то утренние процедуры. Внезапно в голове возникает правильное решение. Оно приходит неожиданно и без видимой причины. Значит вдохновение напрямую не связано с логическим процессом. Поэтому можно предположить, что оно идет от Параматмы — Высшей Души, которая награждает нас за долгие усилия, когда мы дни и ночи пытались решить проблему. Веды говорят, что в ранние утренние часы наступает влияние атмосферы благости. В это время люди, как правило, более благочестивы. Во всех храмах проходит служба, люди молятся, и Бог им помогает. Таким образом, утренние часы наиболее благоприятны для творчества.

 

П. Т. Недаром говорят: утро вечера мудренее. Еще отмечу, что ночь — тоже раннее утро. Выдающийся русский поэт Маяковский соскакивал с постели ночью, записывая строчки стихов, которые внезапно приходили ему на ум, и снова ложился спать. Конечно, утренние часы — самые плодотворные и, видимо, в эти часы нас чаще всего посещает вдохновение.

 

Хочу поделиться своим опытом. Мне много приходилось делать рутинной научной работы. Но однажды передо мной стояла казалось бы неразрешимая проблема: надо было отделить один физический эффект от другого. В тот момент искомый эффект был слабым, а побочный эффект порождался условиями эксперимента и был очень сильным. Конкретно речь шла о пинч-эффекте от собственного магнитного поля тока и действии самого электрического тока на пластическую деформацию металла, о чем я написал небольшую книгу [12]. Мы с вами говорили об этом в беседах о молниях на радио «Кришналока». Пинч-эффект — это своеобразное воздействие собственного магнитного поля тока молнии. Своими кольцевыми силовыми линиями оно сжимает столб линейной молнии и может превратить ее в точечную, состоящую из отдельных бусинок. Этот же эффект при прохождении тока молнии по металлу способен так сильно сжать трубу громоотвода, что она превращается в сплошной стержень. Надо было убрать этот побочный сильный эффект и оставить только довольно слабое действие тока на деформацию металла. Я мучился этой проблемой долго, поскольку отделить действие тока от действия собственного магнитного поля тока практически невозможно. С такой же проблемой столкнулись и американские ученые во главе с профессором Г. Конрадом, которые вслед за нами стали исследовать действие тока на пластическую деформацию металла. Неожиданно мне в голову пришла идея (не помню утром или вечером): создать двойные образцы — нижнюю часть которых деформировать с током или без тока, для возбуждения пинч-эффекта и сделать на них контрольные опыты, отделяя тонкий электрический эффект от мощного пондоромоторного действия собственного магнитного поля тока в деформируемом проводнике. Опыт удался. Отчет был опубликован в научных журналах, и американцы при встрече меня поздравили, поскольку удалось отделить электронную часть эффекта от пинчовой. Это пример того, как в процессе рутинной научной работе пришло вдохновение и было найдено правильное нестандартное решение. В результате научная проблема была решена.

 

В.К. Поздравляю!

 

П.Т. Спасибо. Вернемся, однако, к общим проблемам вдохновения. Мы установили, что оно играет важную роль в работе ученых, а также музыкантов, артистов и композиторов. Оно приводит творческую личность любой профессии в особое состояние, существенно отличное от состояния, когда решаются рядовые задачи путем повседневного осознанного труда. Отметим особую роль при этом специфики творчества. Например, у художников она состоит в том, что сначала возникает идея картины, подсказанная со стороны увиденным пейзажем или какой-то композицией. вдохновение в этом случае, возможно, реализуется также двумя путями: внезапное видение идеи и композиции будущей картины, или в процессе рутинной работы по созданию произведения. В любом случае оно поможет удачно и быстро завершить работу.

 

Таких мастеров, как Репин, вдохновение посещало довольно часто, и они блестяще реализовывали свои замыслы, наглядно демонстрируя свои способности. Для них сложнее, пожалуй, была сама рутинная работа, когда требовалось воплотить идею сформировавшейся композиции в законченную работу. Недаром правая рука Репина высохла к концу его жизни, и он в последние годы писал левой. Таким образом, рутинная работа художника была затруднена недостатками его телесной оболочки, а в идеях и вдохновении у него недостатка не было.

 

В.К. Интересно, что в истории ведической культуры было немало подобных примеров, когда святой мудрец брал на себя труд создать духовное произведение. Будучи уже на склоне лет и с большим трудом исполняя свое дело, он считал это служением всему человечеству. Не столь давний тому пример — Кришнадас Кавираджа Госвами — автор бессмертной «Чайтаньи Чаритамриты», наиболее авторитетного жизнеописания Шри Кришны Чайтаньи, положившего начало распространению ведической культуры по всему миру.

 

П.Т. Приход вдохновения и способы его реализации остаются справедливыми для любого творческого труда. Это касается таких профессий, как резьбы по дереву, художественного выдувания стекла и других видов квалифицированного труда, например для артиста, который каждый раз как бы заново играет роль, творя иногда то, что не записано на бумаге. И образ и детали — все рождается быстро, даже мгновенно с максимальной возможностью самовыражения творческой личности.

 

Изучая феномен сознания, ученые уже неоднократно пытались создать его модель. Но в основе своей эти модели оказывались механистическими, как, впрочем, и все научные теории прошлых веков. Общим для этих моделей является то, что вдохновение и Сознание считаются ментальными явлениями и результатом механистических взаимодействий внутри нашего организма. Главным машинным отделением считается мозг человека, а нейроны в его составе и нервные окончания являются функциональными элементами этой машины, которая работает, таким образом, по законам физики и химии.

 

В.К. Мы видим, что механистическое мировоззрение наносит огромный вред творческому мышлению.

 

П.Т. Согласно воззрениям математика Пуанкаре вдохновение — это способность нашего подсознания в процессе рутинной работы сделать выбор из множества мыслимых комбинаций, отвечающих задачам сознательного «я», чтобы получить тот или иной результат. Где-то в подсознании находится нужная логическая комбинация из массы бессмысленных и нелогичных. В момент вдохновения происходит быстрый и прямой выбор правильного математического решения, выбор мгновенно из примерно 10 в 46 степени возможных решений. В этом суть механистического подхода к феномену вдохновения, как справедливо отмечает Р. Томпсон [1].

 

Однако, очевиден недостаток этой механистической модели. Она, следуя теории вероятности, оставляет для вдохновения лишь малую толику. Ведь вероятность того, что в ходе поиска среди множества математических комбинаций по модели Пуанкаре будет получена нужная комбинация чрезвычайно малая и является практически нулевой, а вдохновение, тем не менее, реально и довольно часто посещает творческих людей.

 

В.К. Механистическая модель сводит все к случайным процессам в мозгу. В результате у человека опять же, чисто случайно, рождается вдохновение. Случайно родился, случайно женился, случайно помер. Но что же это за особый случай, когда происходит «быстрый и прямой выбор правильного решения»? Ведь такой осознанный выбор может осуществить только разум более высокий, чем наш. Далее. Если все решает случай, то где же тогда место для свободы выбора? Или это тоже случайность?

 

П.Т. Не знаю. Во всяком случае, механистическая компьютерная модель вдохновения, основанная на теории вероятности, несостоятельна. Без духовного начала и без духовного руководства здесь не обойтись. Возможно, духовное начало в какой-то степени непредсказуемо и неожиданно, поскольку вдохновение связывают с озарением, ниспосланным Богом.

 

В.К. Несомненно. В «Бхагават-гите» Кришна говорит об этом:

 

«Таким образом, Всевышний Господь, находясь в сердце, направляет действия всех живых существ, которые находятся в теле, как в машине, сделанной из материальной энергии» (Б.Г 18.61).

 

Институт Бхактиведанты предложил следующую модель сознания (журнал «Истоки» [11]). Индивидуальное Сознание людей можно сопоставить множеством миникомпьютеров. Высшее же Сознание можно сопоставить с суперкомпьютером, который связан своеобразными информационными цепочками с множеством миникомпьютеров и управляет ими. Мы в материальной жизни пытаемся самостоятельно решать задачи без связи с суперкомпьютером. Однако реально, даже в обычной жизни, чтобы решить какую-то серьезную задачу, нам требуется помощь суперкомпьютера, который может предоставить всю информацию, и даже больше, чем можно себе представить.

 

П.Т. Это справедливо. Надо развивать наши миникомпьютеры, чтобы телесная оболочка и мозг были заняты нужными проблемами, которые необходимо сейчас решать, и тогда нашему бортовому компьютеру будет ниспослана помощь, указания и вдохновение от высшего суперкомпьютера. Интересно, что мы, сами того не замечая, скатились на механистический язык, но это для пользы дела.

 

В.К. В заключение мне бы хотелось процитировать известный стих из «Бхагават-гиты», где Кришна, воплощение Господа на Земле, объясняет, каким образом человек должен получить эту уникальную информацию от суперкомпьютера — Верховной Личности Бога, посредством милости духовного учителя. Это 34-й стих из 4-й главы, в котором Кришна говорит:

 

«Обратись к духовному учителю, смиренно задавай вопросы, и служи ему. Самопознавшая личность способна дать тебе знание, ибо она видит истину».

 

П. Т. Если это ученик, то советы и разъяснения учителя ему необходимы, а если это сформировавшаяся творческая личность, то доступ к высшему суперкомпьютеру он получит сам. В этом ему потребуется лишь опыт подобного общения, и тогда вдохновение ему обеспечено. Отсюда вывод — надо усердно трудиться и молиться Богу. Подведем итоги:

 

Выводы

 

1. Вдохновение — это внезапное озарение, приподнятое состояние духа, нематериалистическое духовное побуждение к труду, к творческой деятельности. Плодом его становятся нестандартные решения в области науки, искусства и в материальной жизни. Это явление чисто духовное и немеханистическое, хотя его результатом могут быть материальные достижения.

 

2. Положения «Бхагават-гиты» о существовании мыслящего «я» (души), а также Верховной Личности Бога заполняют вакуум, который возник из-за отсутствия в современной науке систематических методов создания гипотез и логических построений. Указанные постулаты столь же полезны, как постулаты Бора в физике. Но постулаты «Бхагават-гиты» более важны, чем постулаты Бора по своей универсальности, а также по своему гносеологическому значению.

 

3. В физике и математике в результате вдохновения практически мгновенно рождается новая гипотеза или идея эксперимента, новая система математической логики и доказательств. Затем следует рутинная работа: экспериментальная проверка гипотезы, идеи, последовательная проверка каждого доказательства и логического построения, что часто делается компьютером.

 

4. В музыке вдохновение связано с темой, с мелодией и композицией произведения. При этом источник вдохновения находится вне сферы материального восприятия человека, а композиции ниспосылаются зачастую не по частям, а сразу, целиком. Далее снова следует рутинная работа: детальная разработка композиции по частям в соответствии с требованиями музыкальной грамоты.

 

5. Специфика творчества художников состоит в том, что у них сначала возникает идея картины, инициированная увиденным пейзажем или подсказанная со стороны какой-либо композицией. В эти моменты помогает вдохновение. Рутинная же работа заключается в воплощении сформировавшейся идеи в законченную работу.

 

6. Кроме того, существует целый ряд творческих рабочих профессий — резчиков по дереву, мастеров художественного выдувания стекла и т.д., а также исполнители и артисты в области искусств. Им также сопутствует вдохновение, если они имеют дело не со стандартной и рутинной работой, а с работой, имеющей элементы творчества.

 

7. вдохновение зачастую посещает людей нетворческих и практически неподготовленных к творческой работе. вдохновение у них проходит без особого результата, в лучшем случае влияя на количественную меру результатов их труда. Они не могут воспользоваться вдохновением и реализовать дар Божий из-за своей невысокой квалификации, отсутствия соответствующего опыта.

 

Существуют два способа прихода вдохновения: путем внезапного озарения одаренной квалифицированной личности или просто квалифицированной личности. Или же когда творческая личность направляет рутинный творческий труд в правильное русло и тратит много времени, стремясь достигнуть поставленной цели. В обоих случаях вдохновение приводит к целостному решению проблемы, дает готовое решение, подсказанные как бы извне, дает также уверенность в правильности и окончательности возникшего решения.

 

Механистическая компьютерная модель вдохновения, основанная на теории вероятности, несостоятельна, поскольку нахождение нуж- ной логической комбинации из массы бессмысленных и нелогических комбинаций (одно из 10 в 46 степени возможных решений) является событием крайне маловероятным. Тем не менее, вдохновение реально существует и довольно часто посещает одаренные творческие личности.

 

В.К. Я бы добавил к этим выводам два слова о ведической концепции вдохновения, тем более что механистическая наука не может толком объяснить его. вдохновение действительно посещает людей талантливых, образованных, работоспособных — но только в том случае, если на это есть санкция свыше.

 

Вдохновение

 

(дополнение ведущего «живого эфира

радио «Кришналока» Ананги даса)

 

Если мы хотим понять вдохновение, как явление трансцендентное, не материальное, нам понадобятся духовные знания. В этой связи для современной науки представляет особый интерес информация о пяти причинах, необходимых для совершения любого действия.

 

Первая — это тело, вторая — Сознание (личность, душа), третья — различные чувства, четвертая — усилия и пятая — Сверхдуша (Господь в сердце). Эти пять факторов, по «Бхагавад-гите», необходимы для свершения любого действия. И, если принять Сверхдушу, как Творца всего существующего, т.е. как причину всех остальных факторов (тела, души, усилий и чувств), то тогда становится понятна трансцендентальная природа вдохновения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.101 с.)